Вопрос №56. Опорный каркас расселения России. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Вопрос №56. Опорный каркас расселения России.

2017-11-16 3854
Вопрос №56. Опорный каркас расселения России. 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Опорным каркасом (ОК) называют сочетание крупных центров, фокусов экономической, политической и культурной жизни страны, региона и соединяющих их магистралей, выражающий основные черты его территориальной организации. Так, опорный каркас Австралии свидетельствует о том, что хозяйство и города страны размещены по периметру страны. Хозяйственная деятельность в Канаде концентрируется на урбанизированной территории вдоль границы с США. В Бразилии производство и расселение населения приближены к Атлантическому побережью.

Города и агломерации образуют узлы опорного каркаса, которые выполняют многообразную роль в территориальной организации общества, в частности, в территориальной структуре хозяйства.

На глобальном уровне они представлены крупнейшими городами, на уровне страны - всеми большими городами. На уровне региона к ним добавляются средние города, на уровне мезорайона (республика, край, область) узлы опорного каркаса - это все города и крупные поселки городского типа. Формирование агломераций скрепляет узлы.

Три главные функции узлов ОК:

1. Районообразующая роль - влияют на социально-экономическое развитие района и формирование в нем систем расселения, транспортной сети, территориально-рекреационных систем.

2. Роль факторов взаимодействия - собирают и перерабатывают поступающую к ним разнообразную продукцию: сырье, топливо, полуфабрикаты, узлы, детали машин и пр. Занимая высшие ступени производственной иерархии, они выпускают более сложную продукцию, являются транспортно-формирующими узлами, включают свои районы в межрайонные хозяйственные связи. Аналогичную роль узлы ОК выполняют в сферах науки, культуры, искусства

3. Освоенческая роль. Очень важна для стран, располагающих огромными, еще не вовлеченными в использование ресурсными территориями. Узлы ОК организуют освоение ресурсов, создают проектное, строительное, транспортное, кадровое обеспечение. Кроме того, в узлах осуществляется переработка поступающих из освоенных районов ресурсов.

В конкретных узлах ОК каждая из функций может иметь большее или меньшее значение.

С определенной долей условности узлы ОК можно разделить на две группы центров, различающихся территориальным содержанием выполняемых ими функций: центральные места и специализированные центры. Центральные места обслуживают население и хозяйство окружающих районов и замыкаются на них. Специализированные центры концентрируют ведущие предприятия отдельных отраслей промышленности, транспорта, учреждений науки, образования. Они работают на всю страну, устанавливают связи с центрами отраслевых систем. Четко разграничить принадлежность узлов ОК к одной из этих групп часто бывает сложно, ибо один город может совмещать те и другие функции.

Магистрали и полимагистрали составляют линейные элементы опорного каркаса. Магистрали — это линии того или иного вида транспорта (общего или специализированного), имеющие высокий технический уровень и большую пропускную способность. На них концентрируются перевозки грузов и пассажиров, магистрали выполняют большую часть межрайонного обмена. Полимагистрали возникают в результате следования по общей трассе нескольких видов транспорта. Создание полимагистралей ведет к усилению связей по основным направлениям, к образованию транспортных «коридоров». Полимагистрали дают вполне очевидный экономический эффект.

Опорный каркас расселения России образован системой наиболее значительных центров: больших городов, агломераций, а также малых и средних городов (центров автономных республик, крупных железнодорожных узлов, центров ресурсных районов Севера) и системой основных транспортных магистралей. В генерализованном виде он выражает основные черты территориального устройства России.

Карта, на которой нанесен опорный каркас расселения, наглядно выделяет наиболее развитую часть страны - экономически активную территорию.

Остов транспортной подсистемы образуют железные дороги. В России это главный вид транспорта. Конфигурация магистральной сети соответствует, как правило, сложившейся географии основных центров. Так, первая в России железная дорога, связавшая две столицы, прошла в стороне от крупнейшего города, возникшего в средние века, - Новгорода. Великая Сибирская магистраль прошла южнее Тобольска и подорвала, тем самым, статус этого города как главного города Сибири. Та же магистраль прошла в стороне от Томска и затормозила, таким образом, развитие города, который в конце XIX в. был крупнейшим городом Сибири. Вместе с тем железные дороги породили и новые центры, придав им с самого начала, важные положительные свойства ЭГП, что явилось причиной их стремительного роста. Наиболее яркие примеры таких городов - Мурманск и Новосибирск.

Реки играли каркасную роль в расселении России в прошлом, их сменили железные дороги.

Негативная особенность ЭГП России состоит в том, что ее крупнейшие реки впадают или в северные моря, которые скованы льдом (Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена), или в мелководные заливы и проливы (Дон, Амур), или в замкнутые водоемы (Волга). В результате в устьевых частях только некоторых больших рек России выросли крупные города (Архангельск, Ростов-на-Дону, Астрахань). Завершаются крупные реки, как правило, малыми городами (Нарьян-Мар на Печоре, Николаевск-на-Амуре, Салехард на Оби, Дудинка на Енисее) или поселками (Тикси у устья Лены).

О недостаточной согласованности развития транспортной и расселенческой сетей России говорит то, что многие крупные железнодорожные узлы остаются малыми и средними городами. Так, г. Бологое является узлом пяти железнодорожных линий. Города Грязи, Рузаевка, Тайшет - узлы на пересечении важных магистралей. Город Балашов некоторое время был областным центром. Но ни один из них не стал городом - «стотысячником». О незрелости опорного каркаса России свидетельствует невысокая линейная плотность городов, даже на главных магистралях.

Опорный каркас России складывался в СССР без учета республиканских границ. В результате в РФ на транспортных линиях вблизи государственной границы России нет значительных центров. Исключение составляют города Мурманск, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Владивосток. А такие важнейшие магистрали, как «Транссиб» и дорога от Москвы на Ростов-на-Дону через Тулу, Курск и Белгород проходят по территориям других государств - Казахстана и Украины. Более чем 3000-км Байкало-Амурская магистраль заканчивается на побережье Тихого океана небольшим городом-портом Советская Гавань, в котором проживает 34 тыс. жителей. Южная магистраль - Северо-Кавказская дорога у границы с Азербайджаном пролегает через Дербент. Этот город расположен в узком проходе между горами и морем и не имеет необходимых территориальных резервов развития в крупный город, который логично было бы иметь на границе с Закавказьем. Западная ветвь южной магистрали на территории России заканчивается городом-курортом Сочи. Сочи - курортная агломерация, протянувшаяся в транспортном коридоре вдоль побережья Черного моря на 150 км. Сложная транспортная сеть, включающая в себя крупнейший аэропорт, морской пассажирский порт, железную и шоссейную магистрали, осложняет решение градостроительных проблем, развитие города-курорта.

Схематично транспортный каркас России можно представить следующим образом: в западной части страны располагается паутина линий, радиально расходящихся от двух центров - Москвы и Санкт-Петербурга (соответственно по 11 и 10 лучей). Все лучи, отходящие от Москвы, - магистрали, от Санкт-Петербурга - 8 магистралей. На юге, севере и востоке от этого узла коммуникаций сложились решетчатые транспортные сети, состоящие преимущественно из сочетания широтных и меридиональных линий. За Уралом проходит единственная - Трансконтинентальная Сибирская магистраль, которую сопровождают участки Северо-Сибирской (БАМ), Средне-Сибирской и Южно-Сибирской дорог. Меридиональные перемычки между широтными магистралями очень редки. Сквозных меридиональных линий с севера на юг нет.

В целом, для российской транспортной сети характерно наличие огромных межмагистральных пространств, которые далее в Европейской части страны составляют десятки тысяч квадратных километров. Потенциал магистральных линий используется недостаточно. Даже на линии Санкт-Петербург-Москва лежит только один крупный центр - Тверь.

В настоящее время начинается развитие высокоскоростной магистрали (ВСМ). Первоочередным определен участок Москва-Санкт-Петербург, который должен стать головным в магистрали Центр-Юг (от Санкт-Петербурга через Москву до Сочи и Кавказских Минеральных Вод). Эта магистраль пройдет через Ставрополь, что должно улучшить экономико-географическое положение города

В первом приближении, в соответствии с определением, в качестве узлов ОК России принимаются все ее большие города. Однако с одной стороны, нельзя считать самостоятельным узлом общероссийского каркаса город-спутник, даже если это города значительных размеров (такие, как Дзержинск у Нижнего Новгорода, Подольск под Москвой, Северодвинск возле Архангельска и т.д.). С другой стороны, на Севере полноправными опорными центрами могут быть города с населением менее 100 тыс. жителей - средние и даже малые города. Например: Новый Уренгой в Западно-Сибирском нефтегазовом районе, Певек - малый город, но вместе с тем крупнейший морской порт в восточном секторе Российской Арктики. Поэтому определять состав узловых элементов опорного каркаса необходимо, исходя из оценки роли, которую тот или иной центр играет в территориальной организации общества. Главными критериями при этом являются сочетание, объем выполняемых функций и географическое положение города. Основу узловых элементов ОК образует иерархически построенная система центральных мест, которая дополнена крупнейшими отраслевыми центрами разных отраслей промышленности, транспортными узлами, научными центрами, курортами и опорными центрами ресурсных районов Севера.

Всего в общероссийский ОК входят 160 узлов. Они создают пространство повышенной территориальной концентрации. На их долю приходится % городского населения страны, а доля их в общем производстве и в непроизводственной сфере еще выше. Иерархия узлов ОК выглядит следующим образом: столица и вице-столица (2 города); центры экономических районов и субцентры (23 города, в том числе Москва и Санкт-Петербург); республиканские столицы, краевые и областные центры (42 города); «вторые» города республик, краев и областей (28 городов); наиболее значительные отраслевые центры: промышленные, транспортные, научные, курортные (24 города); опорные центры в зоне Крайнего Севера (24 города).

После основания Санкт-Петербурга и объявления его столицей Российской империи государство всегда жило с двумя столицами (Москва и СПб). Оба они являются крупнейшими центрами культуры, искусства, науки, образования, в них сосредоточены передовые отрасли промышленности. Сферой влияния - вся территория России.

Центры и субцентры крупных экономических районов образуют вторую ступень иерархии узлов опорного каркаса. Пять экономических районов возглавляются моноцентрами, которые не имеют дублеров - Северо-запад, Центр, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный и Северо-Кавказский. В четырех экономических районах существуют по две столицы - Европейский Север, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Два района - Урал и Поволжье - полицентричны: имеют по несколько крупных центров. Для этих центров характерны высокий уровень концентрации хозяйства и населения, районообразующая роль, они являются главными узлами связей, объединяющих страну, и узлами связей с зарубежным миром. Кроме Архангельска и Мурманска все города - крупнейшие или миллионеры.

Среди республиканских столиц, краевых и областных центров лишь 5 городов: Уфа, Казань, Владикавказ, Петрозаводск и Якутск были до революции административными центрами. Остальные являлись либо малыми городами с крайне слабо развитой экономикой, либо поселками. В этой категории городов своими размерами, научно-техническим, культурным и промышленным потенциалом выделяются Казань и Уфа. Это города-миллионеры, субцентры в своих экономических районах.

Областные и краевые центры составляют основную часть узлов ОК. Большое число среди них до революции были областными и губернскими центрами. В советские годы областными центрами стали такие города, как Брянск, Иваново, Липецк, Тюмень, Барнаул и др. Региональными центрами в это время стали Мурманск, Ростов-на-Дону, Волгоград, Екатеринбург, Челябинск.

В целом, в территориальной структуре хозяйства России выделяются четыре сгущения узлов ОК:

- Центрально-Русский с лидерами Москвой и Санкт-Петербургом, а также Нижним Новгородом и Воронежем,

- Урало-Поволжский с наиболее значительной концентрацией городов-миллионеров и крупнейших городов,

- Центрально-Сибирский, охватывает район Новосибирска - Кузбасса и часть Красноярского края,

- Приамурско - Приморский.

Вопрос № 57. Предмет и методы социальной экологии

Социальная экология – фундаментальная дисциплина формировалась на стыке естественных, общественных и технических дисциплин почти одновременно во многих странах мира. Официальная дата крещения – 1986 г., октябрь. В это время в Львове состоялась I Всесоюзная конференция “Проблемы соц. экологии”. Возникнув на стыке естественных, общественных и технических наук соц. экология имеет интегрированный, междисциплинарный характер. Ей присвоено изучать конкретный предмет, а именно “система общества – среда обитания”. Она обладает предметной целостностью.

Изучение отдельных составляющих элементов системы «общество-среда» не равнозначны изучению всей системы в целом, ибо в процессе взаимодействия отдельных ее частей обнаруживаются новые качества, отсутствующие до включения их в систему. Используя результаты исследования, выполненные с помощью методов различных традиционных наук, соц. экология не просто их механически суммирует, а обобщает на качественно новом системном уровне.

Сегодня существует целый ряд определений соц. экологии. 2-е группы определений по содержательному признаку:

1) По Реймерсу: Социальная. экология – научная дисциплина, рассматривающая в системе “общество - природа”, изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой и разработана на основе рационального природопользования, которая предполагает охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека.

2) По Реймерсу: Социальная экология – научная дисциплина, рассматривающая соотношения общество с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой окружающей человека.

Определение соц. экологии, как науки о взаимоотношении человеческого общества с окружающей средой соответствует конечной цели этой новой области знаний. Вторая группа наиболее полно отражает суть дисциплины, а именно разработка принципов, обеспечивающих выживание, общественное здоровье и устойчивое развитие человечества в целом и отдельных наций, т.е. исторически сложившихся устойчивых групп людей, которые характеризуются общностью языка, территорий, экономической жизни, психологического склада и культурой.

Современная соц. экология включает 2 направления:

- теоретическая (фундаментальная): предметом теоретической является изучение закономерности взаимодействия общества и среды обитания (природы), и разработка общей теории гармонизации этого взаимодействия. Это направление является прерогативой философии.

- прикладная: предметом прикладной соц. экологии является изучение и моделирование социоэкосистемы с целью оптимизации и управлением гармоничным развитием. Под оптимизацией социоэкосистемы понимается создание функциональной структуры, которая обеспечивала бы гармоничное сочетание в них природных и антропогенных компонентов и сохранение таким образом гармоничного равновесия систем.

 

Вопрос № 58. Понятие “социоэкосистема». Глобальные, региональные и локальные социоэкосистемы, структура и иерархия социоэкосистем.

 

Социоэкосистема - это исторически сложившееся, самоуправляющееся, саморегулирующееся образование, включающее человеческое общество и природные, производственные, социальные, политические и культурные среды его обитания.

Это образование существует, как относительно устойчивое единое целое, за счет взаимодействия и распределения продуцируемого им и поступающего извне вещества, энергии и информации. СЭС (социоэкосистема) относится к классу систем с отчетливо выраженной иерархической структурой.

Объектом изучения социальной экологии является глобальная, региональные (государственные, областные) и локальные социоэкосистемы (СЭС). (на уровне городских и сельскохозяйственных районов).

Как любая другая система она обладает свойством энерджентности, состоит в том, что система более высокого иерархического уровня приобретает качественно новые свойства, отсутствующие у слагающих ее подсистем низшей иерархии. Существенным признаком является преобладание внутренних связей над внешними. Функционирование подсистем низшего иерархического уровня обусловлено развитием систем более высокого иерархического уровня – свойство приоритет действия систем верхнего уровня. Долгое время природная и социально-экономическая составляющая СЭС рассматривались как не связанные друг с другом системы. Разобщенность и противостояние этих систем делало невозможным решение проблемы сбалансированного взаимодействия между обществом и природой.

Важным свойством экосистемы является гомеостатичность, то есть способность системы к саморегуляции и самовосстановлению. Таким образом, достигается внутреннее динамическое равновесие системы и поддержание регулированием и возобновлением всех ее структур, а также социально-экологических и информационных связей.

Под глобальной СЭС понимается сформировавшийся в пределах биосферы планеты система «общество-природа» или «общество-окружая среда», включающая географическую оболочку и все человеческое общество.

Глобальная СЭС состоит из региональных и локальных СЭС-под ними понимается территориальные системы, объединяющие человеческую популяцию со всеми продуктами ее деятельности и окружающую природную среду в пределах автономно управляемых административно-хозяйственных единиц различного ранга: СЭС является иерархической системой. Глобальная состоит из государственных, государственная из областных, а областные из районных, которые включают городские и сельские. Все системы взаимосвязаны, причем с высоким рангом зависит от соседнего с более низким. А самостоятельность и способность к саморегуляции растет.

Любая социоэкосистема слагается из 2-х подсистем: природной и социально- экономической. Каждая, из которых состоит из подсистем низшего уровня. Природные из абиотических и биотических. А соц.-экономические включают населенческую и хозяйственную.

Каждая подсистема включает компоненты:

- природная: приповерхностная толща земной коры, почвы, растительного и животного мира, поверхностные, подземные воды, нижние слои атмосферы;

- Соц.-экономическая: включает население, промышленность, с/х, инженерные, коммуникационные, энергетические и прочие антропогенные объекты.

Каждый компонент соц. экосистемы характеризует определенный набор показателей, отражающих временную и пространственную изменчивость ее свойств. Эти показатели с одной стороны являются факторами, влияющими на СЭС, а с другой стороны являются индикаторами, отражающими общее состояние СЭС, что позволяет обществу выполнять свои регулирующие функции. При нормальном функционировании системы ее компоненты и обмен веществом и энергией между ними сбалансированы, то есть система находится в состоянии динамического равновесия, в обратном случае она деградирует.

 

 

Вопрос № 59. Изменение характера взаимоотношений общества и природы в историческом аспекте.

Млрд. лет геосфера нашей планеты представляла абиотическую геосистему, в которой круговорот веществ происходил в виде взаимосвязи физических и химических процессов. В связи с возникновением и развитием жизни на Земле, эта система трансформировалась в глобальную экосистему – биосферу, которая состоит из 2-х взаимосвязанных подсистем: абиотической (неживой)и биотической (живой)составляющей. Вследствие жизнедеятельности организмов круговорот веществ и энергетический обмен существенно изменился, после того, как человеческое общество достигло определенного уровня развития и превратилось в силу, существенно влияющую своей хоз. деятельностью на круговорот веществ и энергетический обмен в биосфере. Глобальная экосистема превратилась в глобальную социоэкосистему, одной из подсистем стало человеческое общество. От того удается ли отрегулировать обмен веществом и энергии между обществом и природой так, чтобы восстановить нарушенное динамическое равновесие с земной планетарной социоэкосистемой зависит ее превращение в сферу разума – ноосферу, которая представляет собой оптимизацию глобальной социоэкосистемы.

Объективно свершившийся факт, а именно формирование глобальной социоэкосистемы, оформление ее в виде функционально замкнутой системы на протяжении времени, не осознавался обществом. Природные и соц.- экономические подсистемы ее некоторое время по инерции продолжали рассматривать как практически не связанные системы. При этом критерий совершенствования природной системы – отсутствие антропогенного воздействия на нее, а критерий для соц.-экономических систем – максимальный экономический эффект. При таком подходе эти системы выступали как совершенно разобщенные, даже противостоящие и это делало невозможным решение проблемы сбалансированного взаимодействия общества и природы. Только в последние десятилетия человек начинает осознавать, что для его процветания недостаточно только обилия производства, что наивысшая ценность – неповрежденные природные ландшафты, незагрязненные воды, почвы, растительность, чистый атмосферный воздух.

Вместе с тем, очевидно, что невозможен “возврат к природе”, то есть добровольный отказ от всех цивилизаций достижений. Он принес бы бедствие и смерть млн. людей. Таким образом, сама жизнь заставила искать компромиссные пути, сочетание социальных и экологических интересов. Это возможно при рассмотрении системы природа-общество, как единой социоэкосистемы, критерии совершенствования оптимальных природных, соц-культурных, экологических условий для существования и развития человеческого общества. Зависимость человека от природы обуславливается тем, что человек не может существовать иначе, чем при условии непрерывного обмена веществом с окружающей средой в процессе жизнедеятельности (как биологическое существо) и в процессе материального производства (как социальное).

Взаимодействие общества и природы в социоэкосистеме осуществляется через труд, через материальное производство.

На основании этого социоэкосистема рассматривается как саморегулирующаяся система, динамическое равновесие которой обеспечивается человеческим обществом. Это не означает, что человек может изменить законы природы и внутренние процессы. Он должен научиться их правильно использовать и направлять их действие для целенаправленного управления всей системой.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.