Возникновение юридических лиц. Учредительные документы, их виды и значение; порядок и значение государственной регистрации юридических лиц. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Возникновение юридических лиц. Учредительные документы, их виды и значение; порядок и значение государственной регистрации юридических лиц.

2017-11-16 621
Возникновение юридических лиц. Учредительные документы, их виды и значение; порядок и значение государственной регистрации юридических лиц. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выделяют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный, явочно-нормативный. Согласно распорядительному порядку, юридические лица создаются по распоряжению (указу, постановлению, приказу) собственника либо уполномоченного им органа. В частности, в таком порядке создаются государственные унитарные предприятия. Разрешительный порядок состоит в том, что юридическое лицо создается по инициативе учредителей с согласия соответствующего государственного либо иного органа. В частности, такой порядок создания предусмотрен для предприятий с иностранными инвестициями. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется при наличии согласия соответствующего облисполкома, а также местных исполнительных комитетов в соответствии с их компетенцией на размещение предприятия на подведомственной территории [4, ст.9; 5, п.2]. Явочно-нормативный порядок означает, что специального разрешения на создание юридического лица не требуется, так как его создание разрешено законодательством. Учредители образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка. В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации.

Порядок создания.

Порядок создания юридического лица определяется видом создаваемой организации (индивидуальные предприниматели не считаются юридическими лицами в полном смысле этого слова). Так, отечественное законодательство признает два типа юридических лиц: коммерческие и некоммерческие. Регистрация юридических лиц, чья деятельность не связана с получением прибыли, отличается от аналогичной процедуры в отношении коммерческих (т.н. хозяйствующих субъектов).

Коммерческие организации своей целью ставят извлечение прибыли путем производства товаров или оказания услуг. Некоммерческие структуры целью своего существования могут объявлять достижение разных благ нематериального характера: благотворительность, образовательные услуги, научные изыскания.

Законодательство знает два способа создания обоих типов юридических лиц:

•регистрация юридического лица путем создания

•регистрация юридического лица путем реорганизации.

Порядок создания юридического лица следующий:

•предварительная подготовка

•регистрация юридического лица в налоговых органах

•заказ и получение печати

•регистрация юридического лица во внебюджетных фондах

•открытие расчетного счета в банке.

На первом этапе создания организации готовятся учредительные документы (Устав, Договор), формируется уставной капитал, арендуется или приобретается офис. Далее следует государственная регистрация юридического лица, порядок которой четко обозначен законодательством.

Учредительные документы - документы, на основании которых юридическое лицо осуществляет свою деятельность.

Учредительными документами юридического лица являются:

•договор об учреждении;

•устав;

•оба эти документа вместе.

В отдельных случаях учредительным документом некоммерческого юридического лица признается общее положение об организациях такого вида.

Состав учредительных документов юридического лица зависит от его организационно-правовой формы, и в действующем законодательстве предусмотрено наличие тех или иных документов в качестве обязательных. Мы уже рассматривали этот вопрос в качестве критерия классификации юридических лиц в статье «Виды юридических лиц, классификация, характеристика». В данной статье мы бы хотели подробнее остановиться на каждом из этих документов.

в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;

по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает порядок представления документов при государственной регистрации.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также в другие государственные органы, определенные Правительством РФ.

По общему правилу ю.лица появляются в результате учреждения (создания) либо в процессе реорганизации созданных ранее ю.лиц; в отдельных случаях – при издании в этих целях специального ФЗ.

Юридическое лицо может быть создано на основании единоличного решения учредителя либо единогласно принятого решения учредителей об учреждении ю.лица. В решении указываются сведения об учреждении ю.лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества ю.лица, об избрании (назначении) его органов, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию ю. лица и иные сведения, предусмотренные законом.

Госрегистрация ю.лиц регламентирована ст. 51 ГК и ФЗ-129 от 08.08.2001 «О государственной регистрации ю.лиц и индивидуальных предпринимателей». См. также п.п. 22,23 Пост. Пленума Верх.Суда РФ от 23.06.2015г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ)

Ю.лицо считается созданным, а данные о нем включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения в него соответствующей записи. Соблюдение установленного законом порядка создания ю.лица проверяется при регистрации организации в качестве ю.лица. Многочисленные основания к отказу в регистрации ю.лица определены подпунктами а) – р) п. 1 ст. 23 ФЗ. Отказ в регистрации можно обжаловать в суд. Важно: до государственной регистрации ю. лица, изменений его устава или до включения иных данных в ЕГРЮЛ уполномоченный госорган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр. Регистрирующий орган обязан в предусмотренных законом случаях уведомлять заинтересованных лиц о предстоящей регистрации изменений устава ю. лица и о включении данных в реестр. Заинтересованные лица, в свою очередь, могут направлять свои возражения относительно предстоящих изменений в реестре. Соответственно, третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК).

Ю.лицо не вправе ссылаться в отношениях с третьими лицами на обстоятельства, не отраженные в ЕГРЮЛ. Третьим лицам должны быть возмещены убытки, вызванные непредставлением, несвоевременным представлением или представлением ю.лицом недостоверных данных в ЕГРЮЛ.. Регистрация ЮЛ может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если они носят неустранимый характер.

Учредительные документы ю.лица. Ю.лицо действует на основании учредительного документа, любые изменения которого приобретают силу для третьих лиц с момента их регистрации. ГК предусматривает наличие утвержденного учредителем (учредителями) устава в качестве единственного учредительного документа для всех ю.лиц, кроме товариществ, у которых учредительный договор заключается учредителями и имеет силу устава. Уставы могут быть типовыми для отдельных организационно-правовых форм ю.лиц с возможностью утверждения учредителями оригинальных уставов, что облегчит регистрацию ю.лиц, т.к. правовой экспертизы потребуют только последние. Сведения, которые индивидуализируют ю. лицо и определяют его правовой статус (см. п. 4 ст. 52 и п. 5 ст. 54), должны быть обязательно включены в устав, а при наличии типового устава – непосредственно в ЕГРЮЛ.

Органы ю.лица. (см.п.п. 22, 24, 25 Пост. Пленума Верх.Суда РФ от 23.06.2015г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ)

Наличие дееспособности означает, что ю.л. должно реализовать свою правоспособность собственными действиями. Дееспособность ю.лица как субъекта искусственно созданного основана на законной презумпции: ю.лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (ст. 53, п. 1 ст. 182).

Персонификация ю.лиц. Способы: 1) наименование ю. лица (ст. 54, 1473-1476 ГК). Ю.лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности ю. лица. С момента регистрации фирменного наименования в ЕГРЮЛ ю.лицо обладает исключительным правом на его использование любым не противоречащим закону способом (ст. 1474). Ю.лицам разрешено использование фирменного наименования сходного до степени смешения только при осуществлении различной деятельности. При нарушении запрета ю.лицо обязано прекратить использование своего фирменного наименования и возместить правообладателю (ю.лицу, ранее зарегистрировавшему это фирменное наименование) причиненные ему убытки. Обязательные условия реализации права на защиту – включение фирменного наименования в ЕГРЮЛ и нарушение ответчиком запрета на использование данного фирменного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных осуществляемым истцом (ю.лицом, зарегистрировавшим свое наименование в ЕГРЮЛ первым). Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (т.е. отчуждение или предоставление права использования др. лицу) не допускается.

2) место нахождения ю.лица. Определяется местом его государственной регистрации, осуществляемой по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени ю. лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа (ст. 54). Ю.лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными ю.лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

3) товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара (нормы ч. 1У ГК).

Правоспособность юридических лиц: понятие, виды (общая и специальная), моменты возникновения и прекращения. Реализация правоспособности юридических лиц через действия органов, участников, руководителей филиалов и представительств.

Правоспособность ю. лиц

Принцип специальной (целевой) правоспособности закреплен как общее правило в ст. 49 ГК; был характерен также для ГК 1922 и 1964 г.

Специальная (целевая) правоспособность позволяет иметь лишь те гражданские права, которые соответствуют определенным учредительным документом ю.лица целям его деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (абз. 1 п. 1 ст. 49). Поэтому изменение характера (вида) деятельности ю.лица со специальной правоспособностью требует внесения изменений в его учредительный докумен­т.

В отличие от физических ю.лица могут ограничить свою правоспособность: так, ю.лица, наделенные законом общей правоспособностью, могут по ус­мотрению учредителей указать в учредительном документе предмет и цели деятельности (п. 4 ст. 52), т.е. дать исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми ю.лицо вправе заниматься. Правоспособность ю.л. при этом становится целевой – по воле учре­дителей она превращается из общей в специальную. Такое изменение влечет сужение круга заключаемых ю.лицом сделок, т.к. характер правоспособности ю.лица определяет виды допускаемых для него действительных сделок.

Содержание общей правоспособности составляют признанные за ю. лицом возможности иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности (абз. 2 п. 1 ст. 49). Такими расширенными возможностями наделены в ГК коммерческие ю.лица, кроме унитарных предприятий; изъятия из общей правоспособности федеральным законом установлены для с/х производственных кооперативов: они также должны в уставе указать предмет и цели деятельности (ст. 11 ФЗ «О с-х кооперации»)

Правоспособность ю.лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

В случаях, предусмотренных законом (см. ФЗ-99 от 04.05.2011г.: О лицензировании отдельных видов деятельности), ю.лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации[4] или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (абз. 3 п.1 ст. 49). В этих случаях право ю.лица на осуществление этих видов деятельности возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок либо с момента вступления ю. лица в саморегулируемую организацию или выдачи ею свидетельства о допуске к определенному виду работ. Лицензия – разрешение на осуществление отдельных видов деятельности, выдаваемое уполномоченным органом ю.лицу (инд.предпринимателю) при обязательном соблюдении лицензионных требований. Выдача лицензии – юрфакт, влекущий возникновение у ю.лица возможности совершать юридически значимые действия в лицензируемой сфере. Для ю.лица со специальной правоспособностью (напр., образовательного учреждения) выдача лицензии означает приобретение права на осуществление основной деятельности, а правовое последствие аннулирования (отзыва) лицензии – лишение такого ЮЛ специальной правоспособности, что влечет его ликвидацию (п. 2 ст. 61). Право ю.лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного ею свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Способы реализации правоспособности ю.лица. Правоспособность ю.лица реализуют физические лица, образующие органы ю.лица, либо его законные или добровольные представители[5]. По общему правилу, ю.лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53). Действия органов рассматриваются законом как действия самого ю.лица, поэтому органы ю.л. действуют без дове­ренности. В предусмотренных законом случаях ю.лицо может приобретать гражданские права и обязанности через своих участников: так, если иное не установлено учредительным договором, каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества (п. 1 ст. 72). Правоспособность ю.лица реализуют и руководители представительств и филиалов ю.лица, действующих на основе доверенности (ст. 55). Реализуется она также через действиями иного лица, которому ю.лицом выдана доверенность (отношения представительства).

Отсутствие необходимой правоспособности у ю.лица при заключении им сделки может повлечь ее недействительность.

Орган ю.лица – физическое лицо (единоличный орган) или группа физических лиц (коллегиальный орган), которые без доверенности представляют интересы ю.лица в Г-П отношениях. Орган ю.лица – внутренняя часть ю.лица, особое образование, которое формирует и выражает волю ю.лица как самостоятельного субъекта права при совершении сделок и иных юридически значимых действий. Создаются выборные органы (формируются путем избрания компетентным органом либо учредителями ю.лица) и назначаемые в установленном порядке. Общие собрания корпораций (высшие органы управления) непосредственно состоят из участников ю.лица.

Порядок образования и компетенция органов ю.лица определены законом и учредительным документом. Последним может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени ю.лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ и потому общедоступны, т.к. закон в ряде случаев предусматривает необходимость получения согласия определенного органа ю.лица на совершение сделки – в зависимости от его компетенции. Совершенная без получения такого согласия сделка может быть признана недействительной на основании ст. 173.1. ГК.

В доктрине по компетенции (функциональным полномочиям) выделяют высшие (наделены исключительной компетенцией и решают важнейшие вопросы деятельности ЮЛ) и исполнительные (осуществляют текущее руководство деятельностью ЮЛ, подотчетны высшим органам), которые могут быть коллегиальными (правление, дирекция) и единоличными (директор, генеральный директор). Различают также волеобразующие органы, формирующие волю ю.лица и волеизъявляющие – выражающие волю ю.лица вовне.

Органы ю.лица должны действовать в соответствии с законом, иными правовыми актами и его учредительным документом (п. 1 ст. 53). Отношения между ю. лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются ГК и принятыми в соответствии с ним законами о ю.лицах. Если полномочия органа ю.лица ограничены законом или его учредительным документом, их превышение при совершении сделки влечет ее недействительность.

По требованию учредителей (участников) убытки, совместно причиненные ю.лицу по вине лиц, которые уполномочены выступать от его имени, подлежат возмещению солидарно при доказанности недобросовестных или неразумных действий, в том числе, если их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску. Ответчиками могут быть: 1) лица, образующие органы ю.лица; при этом не несут ответственности члены коллегиальных органов, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение ю.лицу убытков, и не принимавшие участия в голосовании; 2) иные лица, уполномоченного выступать от имени ю.лица в силу закона, иного правового акта или его учредительного документа; 3) лица, имеющее фактическую возможность определять действия ю.лица, в том числе путем дачи указаний двум ранее названным категориям лиц (аффилированность; отношения основного и дочернего хозяйственных обществ). Соглашение об устранении или ограничении ответственности названных лиц, ничтожно.

По данному вопросу см. п.п. 24,25 Пост. Пленума Верх.Суда РФ от 23.06.2015г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ".

Представительства и филиалы ю.лица – его обособленные подразделения, расположенных вне места нахождения ю.лица. Не признаны самостоятельными участниками гражданских правоотношений, т.к. не являются ю. лицами. При этом филиал осуществляет все функции ю.лица или их часть, включая и функцию представительства. И филиал и представительство наделены имуществом создавшим их ю.лицом, поэтому это имущество обособлено лишь территориально и не является обособленным в смысле ст. 48 ГК имуществом филиала: представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ – как часть имущества ю.лица. Действуют эти структурные подразделения на основе утвержденного ю.лицом положения о них, возглавляются руководителем. Последний не является органом ю.лица, как физическое лицо действует на основании выданной ю.лицом доверенности, уполномачивающей его действовать от имени ю.лица.

Персонификация ю.лиц. Способы: 1) наименование ю. лица (ст. 54, 1473-1476 ГК). Ю.лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности ю. лица. С момента регистрации фирменного наименования в ЕГРЮЛ ю.лицо обладает исключительным правом на его использование любым не противоречащим закону способом (ст. 1474). Ю.лицам разрешено использование фирменного наименования сходного до степени смешения только при осуществлении различной деятельности. При нарушении запрета ю.лицо обязано прекратить использование своего фирменного наименования и возместить правообладателю (ю.лицу, ранее зарегистрировавшему это фирменное наименование) причиненные ему убытки. Обязательные условия реализации права на защиту – включение фирменного наименования в ЕГРЮЛ и нарушение ответчиком запрета на использование данного фирменного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных осуществляемым истцом (ю.лицом, зарегистрировавшим свое наименование в ЕГРЮЛ первым). Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (т.е. отчуждение или предоставление права использования др. лицу) не допускается.

2) место нахождения ю.лица. Определяется местом его государственной регистрации, осуществляемой по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени ю. лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа (ст. 54). Ю.лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными ю.лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

3) товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара (нормы ч. 1У ГК).

Ответственность юридического лица. С появлением категории ю.лица учредители получили возможность выделить часть своего имущества, обособив его в качестве имущества ю.лица, – с условием, что по обязательствам будет отвечать созданная ими организация, наделенная статусом ю.лица в качестве самостоятельного субъекта права.

По общему правилу ю.лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Исключения установлены для казенного предприятия и учреждения (абз. 3 п. 6 ст. 113, п. 3 ст. 123.2.1, пункты 3 - 6 ст. 123.2.2 и п. 2 ст. 123.2.3); для религиозной организации – п. 2 ст. 123.2.8.

Учредитель (участник) ю.лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам ю.лица, а последнее не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК (п. 3 ст. 56; п. 5 ст. 115; п. 2 ст. 120; п. 1 ст. 75; п. 2 ст. 82; п. 2 ст. 107) или другим законом. Ответственность учредителей (участников) по долгам ю.лица может быть солидарной (ст. 323– ст. 326) и(или) субсидиарной (дополнительной – ст. 399).

Реорганизация юридических лиц: понятие, основания, способы, обеспечение правопреемства при реорганизации, гарантии прав кредиторов. Последствия признания недействительным решения о реорганизации. Признание реорганизации корпорации несостоявшейся.

Реорганизация – прекращение деятельности ю.лица, сопровождающееся правопреемством т.е. переходом всех прав и обязанностей реорганизуемого ю.лица, включая и те, которые не признаны и оспариваются, и те, которые возникнут позднее, к его правопреемникам.

Формы реорганизации: 1) слияние (несколько ю.лиц объединяются в одно; права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему ю.лицу); 2) присоединение (одно или несколько ю.лиц присоединяются к другому ю.лицу, к которому и переходят все их права и обязанности); 3) выделение (из состава одного ю.лица, не прекращающего своей деятельности, выделяется одно или несколько структурных подразделений в качестве новых ю.лиц, к каждому из которых в соответствии с передаточным актом переходят права и обязанности реорганизованного ю.лица); 4) разделение (одно ю.лицо прекращает свое существование, т.к. делится на несколько самостоятельных ю.лиц; его права и обязанности переходят к вновь созданным ю.лицам в соответствии с передаточным актом); 3) преобразование ю.лица одной организационно–правовой формы в ю.лицо другой организационно-правовой формы (права и обязанности реорганизованного ю.лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. К отношениям, возникающим при реорганизации ю.лица в форме преобразования, правила статьи 60 ГК (о гарантиях прав кредиторов реорганизуемого ю.лица) не применяются.

Поскольку документальное оформление правопреемства при реорганизации в форме выделения и разделения осуществляется передаточным актом, необходимо соблюдение требований ст. 59 ГК.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных форм реорганизации; с участием двух и более ю.лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах – при отсутствии установленных законом ограничений реорганизации.

Добровольная реорганизация – осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа ю.лица, уполномоченного на ее проведение учредительным документом; может требовать обязательного согласия уполномоченного госоргана (напр., антимонопольных органов при слиянии коммерческих организаций, если общая стоимость их активов превышает 3 млд. руб.– ст. 27 ФЗ-117 «О защите конкуренции»). Принудительная реорганизация осуществляется по требованию уполномоченных госорганов, при невыполнении такового – по решению суда (абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК). Так, при нарушении ст. 27 ФЗ-117, если создание коммерческой организации привело к ограничению конкуренции, она может быть реорганизована в форме разделения по требованию антимонопольного органа, а при невыполнении этого требования – по решению суда, принятому по иску этого органа (ст. 34 ФЗ-117 «О защите конкуренции»).

Момент реорганизации связан с записью в ЕГРЮЛ (при реорганизации в форме присоединения с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного ю.лица; в остальных случаях – с момента регистрации вновь возникших ю.лиц).

Хотя реорганизация и сопровождается правопреемством, в ст. 60 ГК предусмотрены гарантии прав кредиторов при реорганизации. «Процедурные» гарантии: реорганизуемое ю.лицо обязано: - уведомить о реорганизации регистрирующий орган (для внесения в ЕГРЮЛ записи, что оно находится в процессе реорганизации); - дважды с месячным интервалом опубликовать в СМИ уведомление о реорганизации;- письменно уведомить кредиторов о реорганизации, если это предусмотрено законом. Кредитор, права требования которого возникли до публикации уведомления о реорганизации, при отсутствии у него достаточного обеспечения может потребовать в суде досрочного исполнения обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или его соглашением с реорганизуемым ю.лицом. Если такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором наряду с ю.лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять их действия (п. 3 ст. 53.1), члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного ю.лица (п. 3 ст. 53), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное ю.лицо.

Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству ю.лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых ю.лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное ю.лицо и созданные в результате реорганизации ю.лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.

Признание судом недействительным решения о реорганизации ю.лица не влечет ликвидацию образовавшихся в результате реорганизации ю.лиц, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким ю. лицом. При принятии судом решения до окончания реорганизации правопреемство наступает только в отношении уже зарегистрированных ю.лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними ю. лицами. При этом 1) лица, недобросовестно способствовавшие принятию признанного недействительным решения о реорганизации, 2) ю.лица, созданные в результате реорганизации на основании указанного решения, а также 3) члены коллегиального органа ю. лица, принявшего решение о реорганизации, голосовавшие за его принятие, обязаны солидарно возместить убытки участнику реорганизованного ю.лица, голосовавшему против принятия решения о реорганизации или не принимавшему участия в голосовании, а также кредиторам реорганизованного ю. лица.

Реорганизация корпорации может быть признана судом несостоявшейся, с восстанавлением ю.лиц, существовавших до реорганизации и прекращением вновь созданных ю.лиц. Такое решение суд может принять по требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о ее реорганизации или не принимавшего участия в голосовании по данному вопросу, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации, а также в случае представления для государственной регистрации ю.лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации. При этом: 1) сделки ю.лиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных ю.лиц, признаваемых солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам; 2) переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, при этом предоставление (платежи, услуги и т.п.), осуществленное в пользу ю.лица, созданного в результате реорганизации, должниками, добросовестно полагавшимися на правопреемство на стороне кредитора, признается совершенным в пользу управомоченного лица; 3) участники ранее существовавшего ю.лица признаются обладателями долей участия в нем в том же размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников ю.лица в ходе реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего ю.лица возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2.

Хотя реорганизация и сопровождается правопреемством, в ст. 60 ГК предусмотрены гарантии прав кредиторов при реорганизации.

«Процедурные» гарантии: реорганизуемое ю.лицо обязано:

- уведомить о реорганизации регистрирующий орган (для внесения в ЕГРЮЛ записи, что оно находится в процессе реорганизации);

- дважды с месячным интервалом опубликовать в СМИ уведомление о реорганизации;

- письменно уведомить кредиторов о реорганизации, если это предусмотрено законом. Кредитор, права требования которого возникли до публикации уведомления о реорганизации, при отсутствии у него достаточного обеспечения может потребовать в суде досрочного исполнения обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или его соглашением с реорганизуемым ю.лицом.

Ликвидация юридического лица: понятие, основания, порядок, правовые последствия; полномочия ликвидационной комиссии, гарантии прав кредиторов. Добровольная и принудительная ликвидация. Прекращение недействующего юридического лица. Банкротство как разновидность ликвидации.

Ликвидация ю. лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, поэтому с момента принятия решения о ликвидации ю. лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим. Учредители (участники) ю. лица независимо от оснований его ликвидации обязаны совершить за счет имущества ю.лица (при его недостаточности – солидарно за свой счет) действия по ликвидации юр. лица.

Виды и основания ликвидации: 1) добровольная – по решению учредителей (участников) либо уполномоченного органа ю.лица. Основания добровольной ликвидации: истечение срока создания ю. лица, достижение цели создания, иные – по решению учредителей либо уполномоченного органа.

Лицо, принявшее решение о ликвидации, обязано: 1) письменно сообщить о ликвидации в регистрирующий орган для внесения сведений в ЕГРЮЛ; 2) установить в соответствии с законом порядок и сроки ликвидации и назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), к которым переходят полномочия по управлению делами и имуществом ю.лица. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого ю.лица, а также его кредиторов. Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного ю.лица или его кредиторов обязаны возместить причиненные ими убытки в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК. При неисполнении (ненадлежащего исполнения) учредителями (участниками) ю,лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный госорган вправе потребовать в суде ликвидации ю.лица и назначения для этого арбитражного управляющего (т.е. принудительного осуществления добровольной ликвидации).

2) принудительная – по решению суда, которым на учредителей (участников) либо уполномоченный орган возлагаются обязанности по осуществлению ликвидации. Неисполнение решения суда – основание для осуществления ликвидации арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62) за счет имущества ю.лица. В п. 3 ст. 61 ГК названы лица, которые вправе предъявить в суд требование о ликвидации ю.лица применительно к каждому из пяти оснований и указано, что возможна ликвидация в иных установленных законом случаях.

Надо учитывать, что: 1) Ю.лица, за исключением предусмотренных ст. 65 ГК, по решению суда могут быть также признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) – см. п.6 ст. 61 ГК. 2) Правовые последствия, предусмотренные законодателем для ликвидированных ю.лиц, влечет исключение недействующего ю.лица из ЕГРЮЛ в порядке, установленном ФЗ о госрегистрации ю. лиц (ст. 64.2).

Порядок ликвидации. Ликвидационная комиссия (ЛК) помещает в органах печати публикацию о <


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.