Становление русского классицизма (1730-1760 гг. ) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Становление русского классицизма (1730-1760 гг. )

2017-11-16 550
Становление русского классицизма (1730-1760 гг. ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это период становления, укрепления и господства классицизма (1730-е – середина 1760-х гг.). На протяжении 1730 – 1740-х гг. были осуществлены основные нормативные акты русского классицизма: реформа стихосложения, регламентация жанровой системы литературы, стилевая реформа. Одновременно с этим складывается и жанровая система русской классицистической литературы. Центральной литературной фигурой этого периода является Сумароков – и потому, что с его именем особенно тесно связано понятие русского классицизма, и потому, что его литературная установка на жанровый универсализм творчества привела к оформлению жанровой системы русской литературы 18 века.

ЛИТЕРАТУРА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИДЕОЛОГИИ: РАЗВИТИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЦИЗМА.

Вторая половина 1760-х – 1780-е гг. – третий период развития русской литературы 18 века – является наиболее бурным и многоаспектным. Конец 1760-х – начало 1780-х гг ознаменовался невиданным расцветом публицистических жанров на страницах периодических изданий. В это же время четкая иерархия жанров классицизма начинает колебаться, появляются жанровые структуры, соединяющие высокое и низкое. При жизни основоположников русской литературы 18 века Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова в литературу входят те, кому суждено стать писателями, определяющими лицо русской литературы 18 века в целом и основоположниками многих плодотворных традиций – Фонвизин, Державин, Крылов, Радищев.

 

Творчество Д.И. Фонвизина. Идейно- художественное своеобразие комедии “Недоросль”. Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.ФОНВИЗИНА (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма. Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 г. в Москве. Он происходил из старинной дворянской семьи, учился в университетской гимназии, затем на философском факультете университета. В ранний период литературной деятельности,, Фонвизин выступает как прогрессивно мыслящий человек, испытавший на себе влияние просветительских идей. Сатирический характер дарования Фонвизина определился довольно рано. КОМЕДИЯ Фонвизина «НЕДОРОСЛЬ» — вершина идейно-художественного творчества писателя-сатирика. «Недоросль» — первая социально-политическая комедия, пронизанная антикрепостническим пафосом. И хотя Фонвизин, несмотря на смелость обличения социальных пороков в общегосударственном масштабе, будучи просветителем, не осознавал необходимости полной отмены крепостного права, а хотел лишь его ограничения введением «фундаментальных» законов, что нашло отражение в указе об опеке Простаковой, тем не менееего комедия, вскрывшая причины и следствия злонравия помещиков, пагубность крепостничества, давала возможность делать далеко идущие выводы. В основу сюжета, согласно традиции классицизма, положена любовная интрига, но Фонвизин подчиняет ее задачам социальной сатиры. Комедия Фонвизина обращена к реальной жизни. На глазах у зрителей развертывается жизнь семьи Простаковых, учителей, слуг. На сцене урок Митрофана, Тришка с кафтаном, которого ругает Простакова, драка Скотинина с Простаковой. Авторские ремарки тоже направлены на то, чтобы сделать более жизненными своих персонажей.

В «Недоросле» нарушается замкнутость комедийного жанра: рядом с комическими сценами — серьезные, поучительные разговоры, подчас драматические ситуации, характеры в комедии социально детерминированы. Все это способствовало разрушению классицизма, усилению реалистических тенденций в драматургии Фонвизина. Вместе с тем в «Недоросле» сохраняется рационалистическая структура комедии. Соблюдение единства места и единства времени, поэтика имен-характеристик, и дидактическая заданность комедии. НОВАТОРСТВО Фонвизина находит выражение в создании социально-политической комедии, насыщенной реальным, жизненным материалом, типическими характерами в их индивидуальном проявлении, в показе влияния окружающей среды, воспитания на формирование характера человека. Фонвизин мастерски пользуется речевой характеристикой, язык персонажей индивидуализирован. Речь отрицательных персонажей груба, примитивна и немногословна, лишена какого-либо налета светскости, другие персонажи, в частности учителя Цыфиркин, Кутейкин, Вральман, слуги Еремеевна, Тришка, говорят сообразно своему социальному положению.

В "Недоросле" - характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор. Первая выступает как образец гражданского поведения, вторая - как отклонение от нее. Главная тема комедии обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой: "Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил" - вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Так начинается "Недоросль".Главный КОНФЛИКТ социально-политической жизни России - произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных - становится темой комедии. Драматическим конфликтом "Недоросля" является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян - Правдина и Стародума - с крепостниками - Простаковыми и Скотининым. Рабство, а не воспитание развращает и растлевает самих помещиков, - делает второй вывод Фонвизин. Драматург сурово и обличительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права. Отсюда демонстрация скотининской природы тех, кто именует себя "благородным сословием", - Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата. Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в "тяглый скот", но и сами стали гнусными и презренными холопами. С классицизмом связана четкая, математически продуманная система образов. Резко разграничено добро и зло, свет и тени. Положительные герои только добродетельны, отрицательные - только порочны. В "Недоросле" система образов продумана строго. Здесь три группы персонажей, включающих в себя три мужских и один женский образ: положительные герои - Стародум, Правдин, Милон и Софья; злонравные - Простакова, Простаков, Скотинин и Митрофан; воспитатели Митрофана - Цифиркин, Кутейкин, Вральман и Еремеевна, наделенные как положительными, так и отрицательными качествами.

4) Поэзия русского классицизма. Место и роль М.В. Ломоносова в русской литературе 18в. Идейно-художественное своеобразие поэзии Державина.

Классицизм. 1 – 30-50гг – это становление нового направления, когда рождаются неизвестные до того времени в России жанры, реформируется лит.яз., стихосложение.
2 – последние четыре десятилетия 18в – связан с именами Фонвизин, Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. Классицисты стремились создавать искусство на основе разума, от чего это направление приобрело ярко выраженный рационалистический характер. В представлении классицистов мерилом ценности чела служило соответствие его поступков законам разума. Герой – это, прежде всего, слуга государства, который подчинил свою внутреннюю, личную, частную жизнь служению Отечеству. Главное в идеологии классицизма – государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия 18 в было объявлено высшей ценностью. Классицисты, воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего совершенствования. В произведениях писателей-классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Поэтому основной конфликтв произведениях классицизма — конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений — человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долг гражданина, служение интересам родины, государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь сам монарх. Идеал писателей-классицистов — гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества.
Система жанров русского классицизма:1) баллада 2) басня 3) бурлескная поэма 4) идиллия и эклога 5) комедия 6) мадригал 7) ода 8) песня 9) рондо 10) сатира 11) сонет 12) трагедия 13) элегия 14) эпиграмма 15) эпистола
В русской литературе классицизм приобрел свои национальные особенности:
- живой интерес к настоящему и прошлому своей страны;
- интерес к народной поэзии. к народному языку.
- сильнее звучала критика недостатков общества;
-ярче звучала идея служения человечеству.

ЛОМОНОСОВ. Новаторство его творчества. «… с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим» (В.Г. Белинский). Ломоносов был первым поэтом, заложившим основы новой русской литературы XVIII в. в отношении к достижениям европейской культуры. Но, освоив европейские традиции, он активно использовал богатство национальной культуры. Во время Ломоносова происходил процесс становления русской нации, утверждения русской национальной культуры – это и определило основное содержание творчества Ломоносова: патриотическо-гражданственная тема в его поэзии, тема труда и науки, прославление военных триумфов России и вместе с тем осуждение захватнических войн и восхваление «тишины», мира между народами как необходимого условия процветания страны, образы национальных героев, и прежде всего Петра I. лассицизму свойственен высокий гражданский идеал, подчинение личных интересов общегосударственным, культ разума и просветительские тенденции – все это свойственно и творчеству Ломоносова. В его поэтических произведениях всегда находят отражение его занятия историей, изучение им памятников древнерусской литературы. Именно в оде возможно было выразить высокие идеи и прославить героические события. Ломоносов явился создателем русской оды, в которой выразил свои просветительские идеи. Он верил в огромные возможности России и свои оды рассматривал как пропаганду наук и искусств. Ломоносов раздвинул границы строго регламентированной поэтики классицизма, раскрыл возможности дальнейшего развития русского стиха. Его приемы будут использовать поэты-романтики начала XIX в. Ломоносов обогатил жанр оды новым гражданским содержанием и выработал поэтическую форму, соответствующую этим высоким патриотическим идеям. В «Риторике» 1748 г. Ломоносов включил раздел «О изобретении витиеватых речей», в котором рассматривает многообразные виды поэтического олицетворения, что сейчас мы называем художественными средствами выразительности (или тропами).

ДЕРЖАВИН.

(1743-1816) Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить гражданские, победно-патриотические, философские, анакреонтические песни.

Гражданские оды (адресованные лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам): - ода "Фелица " посвященная Екатерине II (1783) – силу, способную достойно руководить государством, вести Россию к славе, к процветанию, к "блаженству", Державин видел только в просвещенной монархии. Отсюда появление в его творчестве темы Екатерины II - Фелицы. Новаторство:1. Трактовка образа просвещенного монарха. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам. 2. смелое соединении хвалебного и обличительного начал, оды и сатиры.
Идеальному образу Фелицы противопоставлены нерадивые вельможи (в оде они названы «мурзами»). До Державина объектом сатиры были рядовые дворяне. Критикуя избалованных властью вельмож, Державин подчеркивает их слабости, прихоти, мелочные интересы, недостойные высокого сановника: князь Г. А. Потемкин (гурман и чревоугодник, любитель пиров и увеселений), графы Орловы (любители всякого рода забав), граф П. И. Панин (любитель псовой охоты), князь А. А. Вяземский (любитель низкопробной литературы).- ода «Вельможа» (сатирическая, обличительная) (1794) – равнодушие вельмож к своему долгу. Писатель возмущен положением народа, поданных, страдающих от преступного равнодушия царедворцев: военачальник, часами ожидающий в передней выхода вельможи, вдова с грудным младенцем на руках, израненный солдат.
- стихотворение «Властителям и судиям» (1787) (больше духовная ода) – переложение 81-го псалма ц.Давида. (бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: должны строго и честно выполнять законы, но они оказались глухи и слепы к страданиям народа, равнодушие власть имущих вызывают гнев поэта, и он требует наказания виновных). - «Памятник» (1796) - вольное подражание оде Горация «К Мельпомене» - мысль авторов об их праве на бессмертие. Патриотические оды (прославляет не только замечательных русских полководцев Румянцева и Суворова, но и простых солдат, каким в юности был сам.): - «Осень во время осады Очакова» (1788) (была написана для племянницы князя Потемкина, Голицыной, чей муж находился под стенами осажденной крепости, под командой Потемкина – победа над Турцией) «На взятие Измаила» (1790) - «На переход Альпийских гор» (1799) - «Снегирь» (1800) – поэтический отклик на смерть А.В.Суворова (оплакивает его, создает неповторимый облик своего покойного друга, излагает подробности его жизни.

Философские оды (обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти, человек рассматривается в них не в общественной, гражданской деятельности, а в глубинных связях с вечными законами природы.Один из самых могущественных среди них – закон уничтожения – смерть, по мысли поэта, человек оказывается перед лицом вечности): - «На смерть князя Мещерского» (1779) – Основная мысль оды - грозное владычество смерти. Тема смерти раскрывается Державиным в порядке постепенного нагнетания явлений, подвластных закону уничтожения: смертен сам поэт, смертны все люди. Перед лицом смерти происходит как бы переоценка общественных ценностей. Рождается мысль о природном равенстве людей, независимо от их ранга и состояния, поскольку все они подвластны одному и тому же закону уничтожения – смерти. - «Водопад» (1791) – написана в связи с внезапной смертью одного из влиятельнейших фаворитов Ек.2 князя Потемкина (символом недолговечной славы и шаткого величия становится водопад) - «Бог» (1784) (Державин создает близкую ломоносовской поэтике картину бесконечности космоса и непостижимости божества)

Русский сентиментализм как художественный метод и литературное направление. Концепция мира и человека в представлении сентименталистов. Творчество Н.М Карамзина “Бедная Лиза” идейно- художественное своеобразие.

Основные положения сентиментализма: осознание ценности человеческой личности независимо от сословной принадлежности, преобладание чувства над рассудочностью, что вело к углубленному раскрытию внутреннего мира человека, гуманизм и демократическая направленность (принцип оценки человека) делали это направление прогрессивным в своей основе. В сентиментализме большое внимание уделяется пейзажу, который оказывается созвучным личному переживанию героя. Русский сентиментализм складывается с 60х гг 18 века. В России в это время популярностью пользовалась Западноевропейская литература, сентименталисты, их переделывали, им подражали. Наибольшей популярностью пользовались: Руссо, Геснер, Лессинг, Дидро, Мерсье, Ричардсон, Гете. Большое влияние на развитие русского сентиментализма оказал роман Стерна «Сентиментальное путешествие», заглавие которого и ввело в литературу слово «сентиментализм». Выдающиеся произведения сентиментализма в России: Путешествие из Петербурга в Москву (Радищев), Повести Карамзина, Письма русского путешественника (Карамзин).

Развитие сентиментализма: 1 период. С 60х до первой половины 80х годов (до первых произведений Радищева и Карамзина). Свои произведения создают Херасков, Ржевский, Домашнев, Нарышкин, Санковский. Сентиментализм проявил себя прежде всего в прозе.

2 период. С середины 80х до 1802\3 года. С начала активной деятельности Карамзина и Радищева до смерти Радищева и последних повестей Карамзина. 1ая повесть Карамзина – «Евгений и Юлия» напечатана в журнале «Детское чтение для сердца и разума». В период сентиментализма происходит масштабное обновление русского литературного языка. В русском сентиментализме выделяются 2 течения: психологический. Был господствующим. Представители: Карамзин, Дмитриев, Мелетинский-Мелицкий социальный. Представители: Смирнов, Мартынов. Русский сентиментализм носил преимущественно дворянский характер в силу недостаточного развития новой буржуазной идеологии. Отрицательное отношение к реакционному правительственному режиму было характерным для писателей сентиментализма. Однако Карамзин и его последователи стояли в пассивной оппозиции, выражая свое недовольство и неуверенность в завтрашнем дне утверждением свободы человеческой личности от обязанностей по отношению к государству и необходимостью искать успокоения и счастья в своем внутреннем мире, в нравственном самоусовершенствовании. Это уводило от действительности, наполненной глубокими социальными противоречиями. В отличии от Карамзина Радищев искал разрешения выдвинутых жизнью проблем в общественно-политическом, социальном аспекте. В основе художественного метода сентиментализма, провозгласившего культ чувства – «чувствительность» вместо культа разума – отвлеченного рационализма и ценности человеческой личности вместо подчинения личности интресам государства, лежит авторское индивидуальное «я». Авторская личность, авторское миросозерцание выступают на первый план. Раскрытие человеческих чувств и переживаний человека способствовало развитию таких жанров, как письма, дневники, путешествия, повести, а в поэзии самыми распространенными жанрами стали элегии, послания, идиллии.

Анализ произведения

Эта повесть является одним из первых сентиментальных про­изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран­ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг­рают чувства. Одним из главных героев произведения становится повество­ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествова­теля оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заг­лавии данной повести сочетается имя собственное с определен­ным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не собы­тие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет но­сит психологический характер. Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помо­щи в лютых бедствиях. Завязкой становится встреча Лизы, бедной девушки, с моло­дым дворянином Эрастом. Развитие сюжета — любовь Эраста и Лизы, которые дают друг другу обещание верности. Кульминация- случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится. Развязка — гибель Лизы. Очень важным для писателя-сентименталиста было обраще­ние к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился. Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тон­кий и ранимый внутренний мир представительницы низшего со­словия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы — сострадание к простым людям, сочувствие их ра­достям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных.

6)

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

1) От Ф. де Соссюра в лингвистике берет начало противопоставление языка и речи. В его концепции они противопоставляются как индивидуальное и социальное, частное (отдельное) и общее, конкретное и абстрактное, случайное и закономерное, несущественное и существенное. Язык – это абстракция, «система чисто лингвистических отношений». Лингвистика должна изучать только язык, а речь – это объект нелингвистических наук (психологии, риторики).

Эксплицитное противопоставление языка и речи, как упоминалось выше, обычно приписывается женевскому лингвисту Ф. де Соссюру.

Наряду с разного рода толкованиями дихотомии «язык — речь» в современной науке есть и другие концепции, вообще отказывающиеся от этой дизъюнкции. Ряд исследователей отрицают различие между языком и речью, отождествляют их (В.М. Жирмунский, Г.В. Колшанский, А.Г. Спиркин и др.). Другие (Е.М. Галкина-Федорук, В.Н. Ярцева, Т.П. Ломтев), не противопоставляя и не отождествляя язык и речь, определяют их как диалектическое единство, две стороны одного явления, характеризующиеся свойствами, по своей природе взаимодополняющими и взаимосвязанными. Т.П. Ломтев полагал, что «все лингвистические единицы являются единицами языка и речи: одной стороной они обращены к языку, другой — к речи». Единицы речи суть реализации единиц языка.

А.И. Смирницкий относил к языку всё то, что воспроизводится в речи (слова, фразеологизмы, морфологические формы), а к речи — всё то, что производится в процессе коммуникации (словосочетания, конкретные предложения).

Л.В. Щерба в своей знаменитой статье 1931 года «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» (сб. «История языкознания XIX— XX вв. в очерках и извлечениях», ч.2) различал не два аспекта, а три: речевую деятельность (процессы говорения и понимания речи), производимую психофизиологическими механизмами индивида; языковую систему (словарь и грамматику языка); языковой материал, т.е. совокупность всего говоримого и понимаемого в той или другой обстановке.

Н.И. Жинкин в работе «Механизмы речи» (М., 1958) дает психолингвистическую трактовку соотношения понятий «язык» и «речь». Он пишет, что речь не есть простая манифестация языка. Она не конец, а начало цепи, объект изучения, а не результат изучения. «Языкознание во всех аспектах..., физиология в части проблем, связанных с деятельностью второй сигнальной системы, физика в разделе акустики, логика и, наконец, психология,— каждая из этих областей знания, идя своими путями и дорогами и решая свои особые специальные задачи, имеет в виду все тот же общий для всех этих дисциплин речевой процесс... Реальный объект изучения остается общим...».

С этой точки зрения, речь (речевая деятельность) может получать двоякое осмысление. Первое из них - это представление речевой деятельности как «потока речи», своего рода пространственно-временного континуума говорящих индивидов. Известно, например, что для Гумбольдта язык был как раз таким «целостным единством говорений» (TotalitatdesSprechens). Второе - трактовка ее именно как одного из видов деятельности, понимая под деятельностью «сложную совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т.е. тем, в чем конкретизуется та или иная потребность субъекта» (А. Н. Леонтьев и Д. Ю. Панов).

Система языка - это совокупность возможных способов и средств выражения, которыми обладает каждый национальный язык, а норма — как совокупность правил отбора таких способов и средств выражения (возможных в системе данного языка), которые приняты в данном обществе в данное время и которые признаются большинством говорящих наиболее пригодными для использования в той или иной коммуникативной ситуации. Норма реализует далеко не все из тех возможностей, которыми обладает система языка. Между системой и нормой находится узус — использование языка в разных сферах человеческой деятельности, речевая практика.

Существенно, что система языка способна производить не только то, что реально встречается в речи людей и признается правильным, но и то, что в речи не употребляется, а если и будет употреблено, то будет признано неправильным. «Система языка, - пишет В.А. Ицкович, - это не то, что реально существует в языке, а то, что может быть в нём создано». Так, с точки зрения словообразовательной системы языка одинаково возможны существующие и не существующие в русском языке отглагольные наименования: мечтатель, мечтальщик, мечтальник, шутник, шутильщик, шутитель, точильщик, точитель, точильник. Л.В. Щерба писал о том, что слова писальщик, читальщик, ковыряльщик никогда не входили и не входят в словарь, но могут быть всегда образованы и правильно поняты. Теоретическая возможность образования существительных по всем трем моделям - с суффиксами -тель, - (ль)щик, - ник - доказывается, в частности, реальным существованием таких слов-дублетов, как сеятель и сеяльщик.

В общей теории систем, разработкой которой занимается группа видных зарубежных ученых под руководством Л. Берталанфи, система определяется в качестве исходного понятия, не противопоставляемого структуре. Система – это комплекс элементов, находящихся во взаимодействии. А. Холл считает, что система – это набор элементов с отношениями между ними, т.е. прямое взаимодействие между элементами не обязательно, гораздо важнее – наличие связей, отношений (relation). Обязательными признаками являются связанность, целостность (невыводимость общих свойств из свойств отдельных элементов).

Таким образом, основными понятиями для определения системы и структуры становятся элемент, отношение/ связь. Объекты, которые характеризуются как система или структура, должны быть 1) членимыми (разлагаться на элементы) и 2) целостными (взаимосвязанными). Системы м.б. искусственными и естественными, органическими и неорганическими. Различные механические агрегаты, физические объекты могут характеризоваться как системные и структурные, но естественные объекты (живые организмы, человеческое общество/ социум, язык) как системы отличаются от них динамичностью, их элементы в процессе функционирования могут перемещаться, перестраиваться.

С середины ХХ века появилась тенденция к различению понятий «система» и «структура». В лингвистике эта дифференциация традиционно приобрела характер соотношения целого и части в 3-х аспектах, соответствующих трем уровням бытия объекта:

как определенной совокупности элементов;

как определенной совокупности отношений между этими элементами;

как связного целого, т.е. как определенной согласованной совокупности элементов и отношений, воплощенной в определенную субстанцию.

Налицо 3 уровня бытия объекта – элементный (вещно-субстантный), структурный (реляционный) и системный. Структура – это схема/ сеть отношений между элементами целого. Методы, направленные на обнаружение этой схемы отношений, структурных свойств, называются структурными. Л. Ельмслев в работе «Метод структурного анализа в лингвистике»: каждый элемент не м.б. определен из самого себя, а требует для объяснения знания всех противопоставленных ему элементов. Отношения м.б. внутренними – между элементами целого (системы) и внешними – между целостной системой и др. системами.

Исследователь не довольствуется субстантным и структурным подходами, простым перечислением элементов и их свойств, он стремится перейти на новую ступень познания – к выяснению закономерностей существования и развития объекта как связного целого, как материальной совокупности элементов и связей между ними, как неразрывного единства. Эта ступень познания представляет системный подход.

Изменения в системе обусловливаются ее назначением, ее задачами, т.е. ее функциями. Системный подход обязательно подразумевает согласование главных атрибутов любой развивающейся системы – структуры, субстанции/ элемента и функции. По степени согласованности этих атрибутов выделяются разные системы: с минимальной степенью согласованности (куча камней, случайная толпа народа), с высшей степенью системности – живые организмы, в которых именно функция, структура и субстанция согласовывались в результате длительного естественного отбора, а также такая естественная система, как язык, в которой его устройство адекватно выполняемым им функциям.

В истории языкознания можно выделить некоторые главные линии в трактовке языковой системы, которые соответственно характеризовались специфическими моделями построения языка:

1) инвентарно-таксономическое

2) функциональное

3) собственно структурное

4) стратификационное

5) топологическое.

Инвентарно-таксономическая трактовка яз.системы решала в качестве основной проблему выделения и описания яз. единиц. Было создано учение об элементарных единицах языка – фонемах, морфемах и под. Понятие связи и отношений в языке неправомерно сводится к понятию сети оппозиций, по аналогии с фонологическими оппозициями, выявленными на раннем этапе структурализма (см. раб.Н.С. Трубецкого). Этот подход реализуется в компонентном анализе семантики слова.

Функциональное направление строит языковую модель на основании ее функционального назначения «как инструмента мысли и коммуникации» (Й. Вахек). Она представлена в трудах лингвистов Пражского лингвистического кружка, в советском языкознании, частично – в работах английских и французских ученых. Выделяют внутрисистемные и межсистемные функции. Функциональная модель языка, не отрицая самостоятельности и автономности языка и его единиц, направлена против изоляции языка от внеязыковой действительности и предполагает учет того, с чем взаимодействует языковая система и от чего зависит ее бытие. В ПЛК язык определяется как «система средств выражения, служащая какой-то определенной цели» (с.17). Этой определенной целью признается прежде всего достижение коммуникации, передача информации. «Именно коммуникация, т.е. всеобщее взаимопонимание, представляет собой главную функцию того орудия, которое называется языком», - писал А. Мартине.

Главными свойствами языковой системы считаются те, которые обеспечивают выполнение коммуникативных задач. Основные отношения – это отношения типа «средство - цель», поэтому модель языковой системы называют целевой, или телеологической. Строго различаются функционально релевантные и функционально нерелевантные явления. Языковая модель предстает как открытая динамическая система, постоянно стремящаяся к совершенству, но не достигающая его.

Собственно структурное направление представляет языковую систему прежде всего как сеть отношений/ зависимостей/ оппозиций. Структурный метод – это метод, позволяющий «обнаруживать отношения между составными частями объекта», т.е. внутри языковой системы. Исключается изучение места языка в окружающей среде. Простота и обозримость структурных моделей облегчили установление того или иного свойства объекта, проверку его наличия/ отсутствия. Исследуются изоморфизм единиц и уровней, отношений.

Стратификационная модель языка – частная модель, предложенная американскими лингвистами С. Лэмом и Г. Глисоном. В основе ее лежит идея представления языка через демонстрацию размещения и расположения его главных компонентов, через расслоение на опр. подсистемы и их иерархию. См. раб. Л. Ельмслева «Стратификация языка» 1954 г. Он вводит термин страт и интерстратные отношения между ними. Дескриптивная лингвистика предлагает термин ярус, или уровень языковой системы. В стратификационной модели основное внимание уделяется вопросу выстраивания частных подсистем внутри единой системы. Выделяются 4 подсистемы: фонология, морфология, лексикология плюс-минус морфонология, а также два пограничных стратума, определяющих верхний и нижний пределы яз.структуры и связывающих ее с экстралингвистической действительностью: семантика и фонетика.

В структурно-типологических исследованиях разных языков обычно сопоставлялись «сепаратные куски языка». Переход к сопоставлению целостных яз.систем потребовал построения эталона языковой системы, который служил бы своеобразным образцом сравнения. Построение подобного эталона – это идеал, к которому надо стремиться. Эталонная модель яз.системы отражает наиболее фундаментальные черты устройства языка, хотя и не в детализированном виде. Ее называют пространственной или топологической моделью (от лат.топос «место, пространство»). Задача – установление яз.пространства, которое система занимает и которое занимают в ней все отдельные ярусы, т.е. составление «метрики» языка. Подсистемы негомогенны, характеризуются изоморфностью, относительной автономностью, взаимосвязанностью. Гетерогенность яз.системы позволяет описывать ее как систему систем, каждая из которых характеризуется разными признаками в силу разной природы составляющих ее единиц. При переходе единиц с одного уровня на другой «неожиданно проявляются ранее не замеченные особые свойства» (Э. Бенвенист) – интегративные свойства единиц.

Ф. де Соссюр (1857-1913) указал на необходимость изучения системы языка по двум осям – парадигматической (вертикальной) и синтагматической (горизонтальной), а также в двух проекциях – диахронической и синхронической. Э. Сепир ввел иные координаты – характеристику по технике оформления структуры слова. Он указал на большую сложность яз.систем и их измерения. Дж. Гринберг расширил базу сравнения языков за счет их статистической характеристики.

Ф. де Соссюр различал синхронический и диахронический (исторический) аспекты изучения языка, причем связывал их соответственно с признаками статичности и динамичности. Главным предметом изучения в лингвистике он считал синхронию языка, которая демонстрирует статическое, устойчивое состояние яз.системы. Понять эту систему можно лишь при синхроническом, «надвременном» взгляде на язык, так как время разрушает системные связи. Диахрония выпадает из предмета изучения, так как он демонстрирует динамическое, подвижное состояние языка в историческом развитии. Возможно, это было протестом против тенденций в современном ему языкознании, в котором преобладал исторический подход к фактам языка.

Соссюр сравнивал язык с шахматной игрой. Когда мы играем в шахматы, мы должны знать правила игры и значение фигур. Нам неважно, из какого материала и как сделаны шахматные фигуры. Чтобы понять, как устроен язык, как он функционирует, мы также должны знать систему его значимостей, правила организации языковой системы. А то, как возникла эта система, какой исторический путь прошли ее элементы, несущественно.

Семиотика (греч. semiotike от semeion - знак, признак) – наука о том, как в человеческом обществе происходит общение, т.е. 1) с помощью каких средств может передаваться информация, 2) как устроены эти средства передачи информации, 3) как они применяются, 4) каким изменениям подвержены. Два конституирующих элемента в определении семиотики: средство и информация/ смысл. Они связаны отношениями формально-содержательного характера. Соединение этих элементов в единое образует знаки.

Итак, знаки – соединение опр. смысла и опр. средства его выражения, единство плана содержания и плана выражения. Знак - двусторонняя сущность, связанная отношениями:

Форма – содержание

Означающее – означаемое

Материальное – идеальное

План содержания - план выражения.

Теперь мы можем определить семиотику как науку, изучающую различные знаковые системы в их устройстве, функционировании и развитии.

По происхождению существуют различные знаковые системы: искусственные и естественные. Они различаются происхождением материального плана выражения знака: произведен он человеком или существовал в природе. Напр., некоторые естественные природные явления означают опр. время года: снег – знак зимы, желтые листья – знак осени, черные тучи – знак грозы, дождя.Искусственные семиотические системы - дорожные знаки, в


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.