Вопрос 2. Классификация документов. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Вопрос 2. Классификация документов.

2017-11-16 230
Вопрос 2. Классификация документов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет 2.

вопрос 1. Подготовка социологического отчета, разработка рекомендаций.

Итоги соц. исследований оформляются в виде отчетов. Он вкл. в себя пояснительную записку о решении поставленных задач и приложения к ней. В пояснит. записке дается сводка материалов, расчетов, обоснований. Требование к отчету явл. cстрогое следование разработанному программой методологическому аппарату исследования. В отчете недопустим тот или иной пересмотр методологических принципов без достаточно серьезной аргументации в пользу внесенных в программу изменений и обоснованности получаемых результатов. Важно отразить логическую последовательность выполняемых процедур показать место и роль каждой из них. Также требование к отчету включает указание всех привлекаемых к исследованию организаций, состава и порядка подготовки инструкторских кадров, характера, формы и методов работы с обследуемыми единицами. Важно с большой точностью отразить организацию сбора материала и в приложении дать образцы всех используемых документов. Непременным компонентом всякого отчета является подготовка рекомендаций, представляющих собой перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных. Рекомендации носят сугубо утвердительный характер. Рекомендации должны быть доведены до сведения коллектива работников изучаемого объекта. При том могут и должны быть использованы средства сми. Желателен выпуск соответствующих распорядительных документов по предприятиям (организациям, учреждениям).Отчет о выполненной практической работе должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским работам.

Объяснение результатов социологического исследовании. На основе результатов проведенного исследования нам необходимо подтвердить или опровергнуть наши гипотезы - проанализировать направленность и уровень взаимосвязи между состоянием наших переменных и, используя объяснительную модель, разработанную в методологической части исследовательской программы, содержательно раскрыть механизмы этой взаимосвязи. Экспертным опросом называют метод получения первичной социологической информации путем опроса экспертов высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме. Основными этапами экспертного опроса является разработка концептуальной схемы и программы, постановка задачи, снабжение экспертов необходимой первичной и дополнительной информацией, выработка оценок, их согласование при необходимости выработки группового решения, фиксирование результатов и их обработка. В процессе опроса эксперт выступает полноправным его участником, осведомленным о целях и задачах исследования.

Социометрический опрос существенно отличается от других видов социологического опроса по характеру исходных данных, способам их представления, процедуре опроса и методам анализа собранной информации. В данном виде опроса результатом измерения здесь является не характеристика респондента, а отношение между респондентами.

Интерпретация результатов социологических исследований

Наконец наступает момент, когда мы должны составить из отдельных фрагментов единую картину. Для того, чтобы использовать полученные в ходе исследования социологические данные, их надо правильно интерпретировать. В социологии термин "интерпретация" (от лат. interpretatio) употребляется в значении истолкования, объяснения, перевода на более понятную форму выражения. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным явлениям и процесса.

На стадии интерпретации наряду с обоснованием репрезентативности социологу необходимо "перевести" полученные данные в показатели (проценты, коэффициенты, индексы и т.п.). Полученные в результате этого количественные величины приобретают смысловое значение, социологическую значимость только путем соотнесения их с замыслами исследователя, целью и задачами исследования, т.е. трансформируются в показатели социальных процессов.

На стадии интерпретации происходит оценка степени подтверждения выдвинутых гипотез исследования. При этом необходимо помнить, что любые цифры и социологические количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного. Отсюда - возможность их различной интерпретации. В зависимости от позиции исследователя, его должностного положения и ведомственной принадлежности одни и те же показатели могут трактоваться как позитивные, как отрицательные или не выражающие какой-либо тенденции.

При интерпретации полученных результатов социологического исследования важно правильно избрать критерии оценки, то есть признаки, по которым судят об уровне развития исследуемого социального явления или процесса. Ошибка в выборе критерия может повлечь за собой ошибочную интерпретацию полученных результатов. В исследованиях, результаты которых должны стать руководством к действию, очень часто введение понятий запутывает, усложняет процесс понимания. Исследователю далеко не всегда ясно, когда нужно остановиться, а когда переходить на уровень понятий, чтобы не допустить ошибки. Кроме того, было доказано, что интерпретация результатов исследования - самый важный его этап. Только верная интерпретация полученных данных может позволить исследователю сделать определённые выводы и впоследствии применить полученные результаты на практике.

 

 

Билет 3.

Билет 5.

Билет 6.

Билет 7.

Вопрос 1. Социометрическое исследование, или метод выбора, применяют для выяснения взаимоотношений в коллективе, оценочных отношений подопытных к другим, предания преимущества одним членам коллектива или группы перед другими при выборе руководителя, приятеля. Основанием для оценочного отношения и выбора является чувство симпатии или антипатии к другим. В психологии социометрическую методику применяют с целью изучения групповой дифференциации, когда членам группы предлагают ответить на вопросы типа: "С кем ты хотел бы дружить?", "Кого ты выбрал бы руководителем группы?" Выбор может быть взаимно положительным, взаимно негативным или позитивным или негативным со стороны члена группы и отрицательным (положительным) со стороны того, кого он выбрал бы.Количество положительных и отрицательных выборов фиксируется на матрице, после чего рассчитывают их процент. С помощью социометрического исследования можно выявить реальное место личности в коллективе с ее деловыми качествами, популярностью, межличностные отношения.Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о: социально-психологических отношениях в группе; статусе людей в группе; психологической совместимости и сплочённости в группе.В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Выделяют два типа социометрических индексов: 1)персональные социометрические индексы; 2)групповые. Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Социометрический критерий - критерий, на основании которого респонденты осуществляют выборы членов своей группы при изучении группы с помощью социометрических методов.

Обычно исследователь задает этот критерий респондентам в виде социометрического вопроса, в котором предлагается выбрать для той или иной совместной деятельности одного или нескольких членов группы.

Этапы социометрического опроса. Остановимся на этапах проведения социометрического опроса. Процедура социометрического опроса состоит из нескольких этапов.

Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Очень важно прояснить для чего проводится исследование, какие данные хочет получить заказчик (если таковой присутствует).

Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предварительные беседы с членами коллектива повышают их психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание и количество социометрических критериев.

Вторая фаза. Любой социометрический опрос начинается с обращения к участникам опроса. Основная функция обращения к опрашиваемому (респонденту) заключается в том, чтобы заинтересовать его в участии и побудить к внимательному и правдивому заполнению карточки. Важно проинформировать участников исследования о целях опроса, способе заполнения карточки, о гарантиях конфиденциальности и т. п.Проведение собственно опроса включает: инструктирование респондентов, раздачу социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. Опрос может проводиться также в устной форме, тогда данные заносятся в специально подготовленную таблицу.

Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных. Интерпретация результатов на основе различных способов анализа данных.

Завершающая фаза. Получение выводов и по необходимости рекомендаций. Сопоставление с данными других методов.

Вопрос 2. Ошибки

При любом исследовании (сплошном и выборочном) могут встретиться ошибки двух видов: регистрации и репрезентативности. Ошибки регистрации могут иметь случайный и систематический характер. Случайные ошибки складываются из множества различных неконтролируемых причин, носят непреднамеренный характер и обычно по совокупности уравновешивают друг друга (например, изменения показателей прибора при температурных колебаниях в помещении).

Систематические ошибки тенденциозны, так как нарушают правила отбора объектов в выборку (например, отклонения в измерениях при изменении настройки измерительного прибора).

Пример. Для оценки социального положения населения в городе предусмотрено обследовать 25% семей. Если при этом выбор каждой четвертой квартиры основан на ее номере, то существует опасность отобрать все квартиры только одного типа (например, однокомнатные), что обеспечит систематическую ошибку и исказит результаты; выбор же номера квартиры по жребию более предпочтителен, так как ошибка будет случайной.

Ошибки репрезентативности присущи только выборочному наблюдению, их невозможно избежать и они возникают в результате того, что выборочная совокупность не полностью воспроизводит генеральную. Значения показателей, получаемых по выборке, отличаются от показателей этих же величин в генеральной совокупности (или получаемых при сплошном наблюдении).

 

билет 8.

Требования к интервьюеру.

Интервьюер - это человек, который занимается профессиональным ведением опросов и всевозможных тренингов, берет интервью. Опросы проводятся в самых различных местах: на улицах города, в больших торговых центрах или маленьких продуктовых магазинах, непосредственно на дому у потенциального покупателя. Иногда требования к интервьюируемым задаются компанией заранее, в таком случае сотрудник должен самостоятельно найти подходящих по параметрам потенциальных клиентов.

При характеристике интервью необходимо обратить внимание, что качество получаемой информации во многом зависит от подбора и обучения интервьюеров. Практика помогла выработать определенные требования к ним. Назовем наиболее важные из этих требований. Первое - учет влияния пола и возраста. Если мужчины предпочитают работать с респондентами-мужчинами, то женщины-интервьюеры - с представителями обоего пола. Не способствует контакту большая разница в возрасте интервьюера и респондента.
Во-вторых, имеет значение внешний вид интервьюера. Одежда должна соответствовать обстановке опроса, не служить отвлекающим, настораживающим моментом (фактором). Темп интервью зависит от его длительности, места и обстановки проведения опроса, содержания затрагиваемых вопросов, тем, проблем.
Очень важны индивидуальные качества интервьюера. Это должен быть социально активный человек, имеющий определенный уровень знаний и культуры, честный, добросовестный, дисциплинированный, общительный, физически выносливый. Ему должны быть присущи такие качества, как терпение, умение говорить понятно, внятно, неторопливо, стремясь донести до респондента адекватный смысл вопроса. Он должен уметь слушать, уметь молчать. С его стороны не допустимы жесткость, требовательность, властность, отталкивающие респондента. Интервьюер должен избегать внушения, влияния на опрашиваемого интонацией, жестами, своими манерами и т.д.
Практика показала, что опрос должны проводить интервьюеры, имеющие не одну и ту же точку зрения (тем более крайние взгляды), а разное отношение к исследуемой проблеме.
Одно из требований опроса - стремление избегать не только влияния интервьюера на респондента, но и респондента на интервьюера. Необходимо стремиться преодолевать стереотипное отношение к респонденту на основании внешних черт, социального положения и т.д.
Важно овладевать навыками регистрации ответов респондентов. Это могут быть записи с применением стенографии, сокращенные записи (с немедленной их расшифровкой после опроса), механические звукозаписи; запись по памяти, запись с использованием двух интервьюеров. Каждый вид записи имеет свои плюсы и минусы. Их применение зависит от навыков интервьюера, обстановки, наличия аппаратуры и т. д.

Уметь формулировать вопросы так, чтобы большую часть времени говорил претендент. Вопросы, начинающиеся со слов «Почему...?», «Как...?», «Что...?» предполагают развернутые ответы. Вопросы типа «Были ли вы...?», «У вас есть...? и т.п. неизбежно заставят давать краткие ответы.

Уметь контролировать ход собеседования, т.е. способствовать тому, чтобы кандидат говорил именно то, о чем менеджер хотел бы узнать.Наиболее очевидным средством контроля является форма задаваемых вопросов. Вопрос, формулированный следующим образом: «Сконцентрируем на минутку внимание на...», «Мне хотелось бы услышать о...» или «Расскажите, как...», позволяет лучше контролировать ситуацию.

Уметь слушать, «держать открытым свой ум», концентрируя все органы чувств на восприятии поступающей информации. В большей степени результат собеседования зависит от сведений о кандидатах, собранных главным образом с помощью органов зрения и слуха. На основе этого менеджер сможет сделать верный выбор.

Уметь выносить суждения. На протяжении всего собеседования оставаться объективным: не выносить предвзятых суждений, не поддаваться соблазну принять решение в самом начале собеседования, подыскивая затем доказательства правильности своего мнения о претенденте.

Билет 2.

вопрос 1. Подготовка социологического отчета, разработка рекомендаций.

Итоги соц. исследований оформляются в виде отчетов. Он вкл. в себя пояснительную записку о решении поставленных задач и приложения к ней. В пояснит. записке дается сводка материалов, расчетов, обоснований. Требование к отчету явл. cстрогое следование разработанному программой методологическому аппарату исследования. В отчете недопустим тот или иной пересмотр методологических принципов без достаточно серьезной аргументации в пользу внесенных в программу изменений и обоснованности получаемых результатов. Важно отразить логическую последовательность выполняемых процедур показать место и роль каждой из них. Также требование к отчету включает указание всех привлекаемых к исследованию организаций, состава и порядка подготовки инструкторских кадров, характера, формы и методов работы с обследуемыми единицами. Важно с большой точностью отразить организацию сбора материала и в приложении дать образцы всех используемых документов. Непременным компонентом всякого отчета является подготовка рекомендаций, представляющих собой перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных. Рекомендации носят сугубо утвердительный характер. Рекомендации должны быть доведены до сведения коллектива работников изучаемого объекта. При том могут и должны быть использованы средства сми. Желателен выпуск соответствующих распорядительных документов по предприятиям (организациям, учреждениям).Отчет о выполненной практической работе должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским работам.

Объяснение результатов социологического исследовании. На основе результатов проведенного исследования нам необходимо подтвердить или опровергнуть наши гипотезы - проанализировать направленность и уровень взаимосвязи между состоянием наших переменных и, используя объяснительную модель, разработанную в методологической части исследовательской программы, содержательно раскрыть механизмы этой взаимосвязи. Экспертным опросом называют метод получения первичной социологической информации путем опроса экспертов высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме. Основными этапами экспертного опроса является разработка концептуальной схемы и программы, постановка задачи, снабжение экспертов необходимой первичной и дополнительной информацией, выработка оценок, их согласование при необходимости выработки группового решения, фиксирование результатов и их обработка. В процессе опроса эксперт выступает полноправным его участником, осведомленным о целях и задачах исследования.

Социометрический опрос существенно отличается от других видов социологического опроса по характеру исходных данных, способам их представления, процедуре опроса и методам анализа собранной информации. В данном виде опроса результатом измерения здесь является не характеристика респондента, а отношение между респондентами.

Интерпретация результатов социологических исследований

Наконец наступает момент, когда мы должны составить из отдельных фрагментов единую картину. Для того, чтобы использовать полученные в ходе исследования социологические данные, их надо правильно интерпретировать. В социологии термин "интерпретация" (от лат. interpretatio) употребляется в значении истолкования, объяснения, перевода на более понятную форму выражения. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным явлениям и процесса.

На стадии интерпретации наряду с обоснованием репрезентативности социологу необходимо "перевести" полученные данные в показатели (проценты, коэффициенты, индексы и т.п.). Полученные в результате этого количественные величины приобретают смысловое значение, социологическую значимость только путем соотнесения их с замыслами исследователя, целью и задачами исследования, т.е. трансформируются в показатели социальных процессов.

На стадии интерпретации происходит оценка степени подтверждения выдвинутых гипотез исследования. При этом необходимо помнить, что любые цифры и социологические количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного. Отсюда - возможность их различной интерпретации. В зависимости от позиции исследователя, его должностного положения и ведомственной принадлежности одни и те же показатели могут трактоваться как позитивные, как отрицательные или не выражающие какой-либо тенденции.

При интерпретации полученных результатов социологического исследования важно правильно избрать критерии оценки, то есть признаки, по которым судят об уровне развития исследуемого социального явления или процесса. Ошибка в выборе критерия может повлечь за собой ошибочную интерпретацию полученных результатов. В исследованиях, результаты которых должны стать руководством к действию, очень часто введение понятий запутывает, усложняет процесс понимания. Исследователю далеко не всегда ясно, когда нужно остановиться, а когда переходить на уровень понятий, чтобы не допустить ошибки. Кроме того, было доказано, что интерпретация результатов исследования - самый важный его этап. Только верная интерпретация полученных данных может позволить исследователю сделать определённые выводы и впоследствии применить полученные результаты на практике.

 

 

Вопрос 2. Классификация документов.

 

Документальное в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото или кинопленке.

По способу фиксирования информации различают: рукописные и печатные документы; записи на кино-ил и фотопленки, на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, Которые ни были провоцированы самым исследователем (к примеру, биография эмигранта в работе Томаса и Знанецкого). Эти документы называют целевым.Но социолог имеет дело и с материалами, составленными независимо от него, ради каких-то то вторых целей, т. е. с наличными документами. Обычно именно Эти материалы и называют собственно документальное информацией в социологическом.

По степени персонификация документы делятся на личныеи безличные. К личным относят карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики и рекомендательный письма, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Важный источник изучения политической жизни - документы поименного голосования в представительных органах власти.

Безличные документы - это статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.

В зависимости от статуса документального источника. Выделим документы официальныеи неофициальные.К первым относятся Правительственный материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные Государственное и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т. п.

Неофициальные документы - это многие личные материалы, Упомянутые выше, а также Составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные исследователями на основе собственных наблюдении).

Особую группу документов (к ним мы еще вернемся) образуют Многочисленные материалы средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, кино, Видеоматериалы.

Наконец, по источнику информации документы разделяют на первичныеи вторичные.Первичные составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий. Вторичные представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников.

Помимо этого, можно, конечно, классифицировать документы по их прямому содержанию, например литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований, видео-хроники общественных событий.

Билет 3.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.