Философия Марбургской и Баденской школ — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Философия Марбургской и Баденской школ

2017-11-16 250
Философия Марбургской и Баденской школ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Марбургская школа неокритицизма. Неокритицизм считал, что поскольку философия – это не количественная, а качественная наука, то её основной функцией является анализ условий ценности морали, науки, религии и искусства.

Так Герман Коген (1842-1918), представитель марбургской школы, считал, что философия должна изучать условие правомерности научных положений. Сама наука строится не как хаос чувственных наблюдений, а как определенный способ унификации фактов, законов и теорий. Законы и теории на самом деле не являются извлеченными нами из фактов. Мы предпосылаем их фактам, а, следовательно, всякая теория априорна. Коген объявляет принципом своей философии необходимость возврата к Канту, но без ошибок самого Канта. Коген не использует понятие «вещь в себе», сменив его на принцип самоограничения опыта. По Когену нет необходимости различать чувственность и рассудок.

В свою очередь, Пауль Наторп (1854-1924) полагал, что дело философии – теория познания. Причем, философия не занимается изучением психологических аспектов познавательной деятельности. Познаваемая реальность не есть неопределенность, исчезающая без своих определений. Реальное – всегда процесс определения. Таким образом, бытие науки должно искать в становлении, как процессе.

В отличие от Когена, Наторп не ограничивается исключительно философским анализом науки. Он обращается с качественным анализом и к моральному, эстетическому и религиозному опыту.

Эстафету философского анализа в философии неокритицизма подхватил Эрнст Кассирер (1874-1945). Будучи учеником Когена и Наторпа, Кассирер также был увлечен динамикой связей математики, физики и др. наук. Кассирер считал, что культура человека основана на его символической активности. С этого момента философии стала восприниматься ещё и как критическая теория культуры и цивилизации. Человеческий способ производства основан на фундаментальных формах «понимания» - мифе, искусстве, языке и логике. Голый опыт оформляется и осмысляется исключительно с помощью названных символических форм.

Человек, согласно Кассиреру, обладает уникальной способностью, т.к. он обладает новой относительно животных способностью: между рецептивной и реактивной системами у человека помещается область символов и смыслов. Именно эта область и обусловила появление самой человеческой цивилизации. Человеку с каждым новым достижением в области осмысления бытия, всё сложнее выйти на чистое, неосмысленное бытие. Кассирер выразил это ярче: физическая реальность сокращается, а символическая – нарастает. Язык постепенно теряет свою основную функции отражать факты, он всё чаще описывает настроения, отношения, аффекты.

Баденская школа неокритицизма. Вильгельм Виндельбандт (1848 - 1915) посвятил своё философское творчество поиску априорных принципов, гарантировавших ценность самого познания. В философии отсутствуют «истины фактов», которые являются результатом деятельности науки. Все философские суждения в большей степени оценочны. Поэтому философия должна настаивать на изучении норм, а не законов, оценки, а не объяснения. Итак, философия Виндельбанда – это теория социально обусловленных ценностей. Поэтому функция философии состоит в познании ценностей, лежащих у основания познания, морали и искусства.

Виндельбандт устанавливает различие между науками номотетическими, фиксирующими законы и идеографическими, описывающими ценности.

Генрих Риккерт (1863-1936) стал продолжателем ценностного подхода Виндельбанда. Риккерт начинает с анализа противопоставления субъекта и объекта. Он приходит к выводу, что в данном случае имеет место антитеза чистой деятельности сознания и его содержания. Познавать бытие, значит судить, решать, и т.д. В любом случае, познание включает в себя ценностную ангажированность действительности со стороны субъекта познания. «В момент произнесения суждения всегда предполагается нечто непреходящее и вечное». Этим непреходящим для Риккерта является долженствование, норма. Таким образом, ценности принципиально трансцендентны по отношению к отдельному сознанию.

Проблемы философии, по Риккерту, - установка априорных принципов, гарантирующих всеобщую необходимую ценность обобщающих и индивидуализирующих научных положений.

Риккерт создал «Систему философии», в которой систематизировал теорию ценностей:

1) логика как сфера ценности истины;

2) эстетика как сфера высшей ценности прекрасного;

3) мистика и идеал безличной святости;

4) этика, где ведущим принципом выступает мораль;

5) чувственность как идеал счастья;

6) религиозная философия как сфера личностной святости.

 

ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.