Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Проблематика и поэтика идеологического полифонического романа. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Проблематика и поэтика идеологического полифонического романа.

2017-11-16 546
Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Проблематика и поэтика идеологического полифонического романа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В "Преступлении и наказании" поставлены те основные социальные и этические проблемы, которые будут терзать Достоевского на протяжении всей его жизни. Прежде всего это - вопрос о возможных путях развития человеческой личности в условиях жизни России 60-х годов. Достоевский осуждает бунт сильной личности, действующей для движения власти принципом "все дозволено". Раскольников переступает не только юридические законы общества, но и нравственный "человеческий" закон. Таким писатель воспринимал человека "нового поколения".
Испытание ошибочной теории Раскольникова завершилось катастрофой, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. Кроткая, всепрощающая Соня указывает убийце путь христианского искупления вины. Рядом с проблемой нравственного перевоспитания человека путем страдания и религиозного смирения Достоевский ставит вопрос о развращающей человека власти денег, моральном растлении молодежи, процветающем в клоаке городских трущоб и толкающем к преступлению.
Раскрывая с жестокой правдивостью внутренний мир своих героев, Достоевский показывает бесплодные попытки "маленького человека" вырваться из жизненных рамок "униженных и оскорбленных".
Создавая характеры "сильных мира сего", писатель подвергает критике культурный и моральный уровень расчетливых и растленных дельцов.
Решая вопрос, в чем состоит исторический процесс и какое место в нем занимает мыслящий человек, Достоевский полемизировал с революционной демократией.
Писатель напряженно изучал духовный мир людей своей эпохи, стремясь угадать главную мысль человека, общества, человечества, проникнуть, как он сам говорил, в "будущие итоги настоящих событий".

32.Система персонажей романа «Преступление и наказание», её внутренний смысл и соотношение с центральной идеей произведения.

В 1866 году вышел в свет роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Основное его отличие от предшествующих произведений состояло в богатой полифонии образов. В романе насчитывается около девяноста персонажей: здесь и городовые, и прохожие, и дворники, и шарманщики, и мещане, и многие другие. Все они составляют тот особый фон, на котором развивается действие романа. Среди всего многообразия персонажей выделяются несколько, оказавших наибольшее влияние на ход мыслей Родиона Раскольникова — главного героя произведения. Каждый из них как человек с уже сложившимися взглядами и убеждениями является носителем какой-то определенной теории. И безусловно, эти герои подчинены одной основной задаче — всестороннему и полному раскрытию образа Родиона Раскольникова.
Условно всех второстепенных персонажей можно разделить на две группы: “антиподы” и “двойники” главного героя, в общении с которыми он находит подтверждение или опровержение своей теории.
Так, в самом начале романа Раскольников встречается с Семеном Захарычем Мармеладовым, спившимся чиновником, основной идеей которого является не борьба со злом, внутри и вокруг себя, а смирение с ним как с чем-то неизбежным. Самоуничижение — вот главный принцип Мармеладова. Этот безвольный пьяница приносит одни несчастья своим близким и прекрасно это осознает, но не может противостоять своей слабости. Встреча с Мармеладовым сыграла решающую роль в становлении теории Раскольникова, который не был способен, да и не хотел мириться с нищетой и повторять судьбу Семена Захарыча. После разговора с ним главный герой еще больше уверился в правильности своих убеждений.
Укрепила эту веру и его встреча с Катериной Ивановной, протест которой выражается лишь в словах и в бесплодных, порой болезненных мечтаниях. Подобный путь привел ее к потери рассудка и смерти от чахотки.
Раскольников тоже один из униженных и оскорбленных, но он полон желания решительно изменить свою жизнь, пусть даже через преступление. Порой он сомневается, боится загубить свою душу, но его манит результат, причем более ощутимый, чем тот, которого добилась Соня Мармеладова. Соня, по мнению главного героя, совершает, может быть, даже более страшное преступление, чем он, убивая не кого-то, а себя. Так же как впоследствии окажется напрасной и жертва Раскольникова. Поэтому он с первого взгляда признает в Соне близкого человека, а она, приняв на себя его страдания, становится его верной спутницей. Все старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова. По ее мнению, выход кроется в смирении и принятии основных христианских норм.
Но есть у Достоевского и другие герои. Это мать и сестра Раскольникова и его университетский товарищ Разумихин. Общение с ними после преступления невыносимо для главного героя. Он понимает, что души их чисты и что совершенным убийством он навсегда отделил себя от них. Недаром Они олицетворяют для Раскольникова “отвергнутую им совесть”. И для нее, и для Разумихина путь Раскольникова неприемлем. Они представляют новое поколение, которое будет “гуманно, человечно и великодушно”. Они “антиподы” Раскольникова, они отрицают его теорию.
Но есть в романе персонаж, который сам себя считает “двойником” главного героя. Это Свидригайлов — один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и всю жизнь потратил на поиск удовольствий.
следователь Порфирий Петрович — человек умный, проницательный, тонкий психолог. Не имея в руках прямых доказательств вины Раскольникова, он понимает, что единственный способ разоблачить преступника — заставить говорить его совесть. Ведь Порфирий Петрович прекрасно видит, что перед ним не ординарный убийца, а жертва ложной теории, частично порожденной и тем общественным порядком, который он защищает. На протяжении всего романа Порфирий Петрович выступает обличителем взглядов Раскольникова, суровым и безжалостным.

Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное, но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели.

 

33.Образ Раскольникова в идейно-художественной концепции романа «Преступление и наказание». Суть теории Раскольникова, её философско-идеологическое обоснование.

«Преступление и наказание» — одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского. Это роман, в котором автор изображает, как человеческая душа через страдания приходит к постижению истины. Веря в искупительную силу страдания, Достоевский раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.
Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям, глубоко грешный. В данном случае имеется в виду не только грех убийства, а и грех нелюбви к людям, и грех гордыни, убеждение, что все вокруг — «твари дрожащие», а он «право имеющий», то есть избранный.
Автор на протяжении всего романа подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Эта теория стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которыми эта цель может быть достигнута, исследуется во все времена. «Цель оправдывает средства» — иезуитский лозунг. В нем и заключается суть теории Раскольникова. Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. При этом больше всего его волнует вопрос — обыкновенный ли он человек и имеет ли он право на преступление юридических законов. Раскольников — не обычный убийца, в основе его поступков лежит стремление не только доказать правильность своих выводов, но и стремление подняться над «муравейником».
Толкая Раскольникова на убийство, Достоевский стремится осознать причины того, почему в его сознании возникает столь жестокая идея. Возможно, его «среда заела». Но в этой же среде находятся и бедная Сонечка Мармеладова и Катерина Ивановна и еще тысячи других людей. Почему же они все не становятся убийцами? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. Им владеет теория «сверх людей», то есть людей, которым должно быть позволено больше, чем обычным людям, очень популярная в XIX веке. Соответственно, и само преступление понимается Достоевским гораздо глубже. Смысл его не только в лишении жизни человека, но еще и в том, что он сам разрешил себе совершить это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено распоряжаться жизнью других людей, решать, кому жить, а кому нет.
Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольникова и заставляет его самого в ней разубедиться. Писатель следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству. Сюжет имеет характер зеркального отображения. Раскольников страдает и мучится от угрызений совести, не находя в себе силы простить самому себе содеянное. Через страдание автор дает Раскольникову возможность раскаяться и возродиться к новой жизни. Муки совести, отдаление от матери, сестры и есть самое страшное наказание для Раскольникова. Он сам осознает себя преступником, человеком, не имеющим права на нормальную жизнь, но это порождает новое преступление — Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников совершает сразу два, точнее даже три: он «вынужден» убить беременную Лизавету.
Может ли преступник вернуться к нормальной жизни. Да, если пройдет через долгие страдания, если сможет отказаться от тех преступных теорий, который он сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова. Мотивы и причины совершения Раскольниковым преступления переплетены в клубок. «Не в том дело, как обосновать преступление, а в том, что недопустимо его обосновывать как бы то ни было» — именно это утверждение должно лежать в основе жизненных взглядов любого человека.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.