Схема обследования речи младшего школьника — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Схема обследования речи младшего школьника

2017-11-16 226
Схема обследования речи младшего школьника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

 

Ф.И.О.________________________________________________________

Дата рождения______ /_________ /_____ г.

Домашний адрес, телефон

Класс_________________________________________________________

Успеваемость (к моменту обследования):

По русскому языку___________ по чтению__________________________

по математике__________________________________________________

Жалобы родителей, учителей______________________________________

Обращались ли ранее к специалистам за помощью?

Замечали ли родители отставание в речевом развитии?______________

Занимался ли ребенок с логопедом? (где, продолжительность,
результативность)____________________________________________________

Заключение специалистов:

Отоларинголога________________________________________________

Офтальмолога_________________________________________________

Педиатра______________________________________________________

Психиатра (психоневролога)______________________________________

Психолога_____________________________________________________

 

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

Мать (Ф.И.О., возраст, образование, место работы, должность)_________

Отец (Ф.И.О., возраст, образование, место работы, должность)__________

Число членов семьи _______________ Есть ли еще дети (пол и возраст)

________________________________________________________________

Заболевания в семье (нарушения слуха, умственная отста­лость, пороки развития, алкоголизм, эпилепсия и др.)

Кто в семье имеет левшество______________________________________

Социокультурный статус семьи (характер взаимоотношений, конфликты, тип воспитания)

________________________________________________________________

Где воспитывался ребенок до поступления в школу

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Особенности речевой среды (нарушения речи у членов семьи, темп речи, наличие билингвизма)________________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому нарушению ребенка

________________________________________________________________

Отношение ребенка к своему речевому дефекту_______________________

АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Ребенок желанный, нежеланный (подчеркнуть)

Возраст матери во время беременности____________________ От какой

беременности ребенок_____________ От каких родов _______________

Протекание беременности (падение, травмы, психозы, хрони­ческие заболевания, инфекционные, курение, алкоголизм, профвредности, наркомания и др.) _______

Какие были роды (в срок, до срока, затяжные, обезвоженные, стремительные)

Были ли применены (стимуляция, кесарево сечение, вакуумэкстракция, наложение щипцов, поворот за ножку)_____________________________________________

Резус-фактор___________________________________________________

Закричал сразу или нет_______________________ Вес и рост ребенка при

рождении____________________________

Особенности при рождении (белая или синяя асфиксия, гема­тома на голове, предлежание ягодичное, головное и др.)

________________________________________________________________

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар

________________________________________________________________

Вскармливание: когда принесли кормить __________ грудь взял __________

активно или с помощью ___________ сосал активно или засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал _________________

Грудное вскармливание до_________________ Последующее

вскармливание (смешанное, искусственное)

Выписка из роддома на______________ день Дополнительное

пребывание в роддоме, причины________________________________________

Раннее психомоторное развитие:

Держит голову с__________ Сидит с_____ Ходит с __________________

Реагирует на звук с________________ Реагирует на свет с ____________

Прослеживает перемещение предметов глазами с _____________________

Хватает предмет с__________ Узнает близких с______________________

Первые зубы с_______ К 1-му году зубов__________________________

Особенности сна, аппетита в первые годы жизни______________________

________________________________________________________________

Перенесенные заболевания

До 1 года_____________________________________________________

До 3 лет______________________________________________________

После 3 лет___________________________________________________

Инфекции___ Ушибы головы______________________________________

Травмы головы __________________________________________________

________________________________________________________________

Судороги при высокой температуре________________________________

Общее физическое развитие, здоровье (на момент обследования)

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Гуляние с_______ ___________________ мес Лепет с _________ мес

Первые слова с_____________, их характеристика __________________

Фазовая речь с_____ Как шло развитие речи после первых ____________

фраз (медленно, нормально, бурно)______________________________________

Прерывалось ли речевое развитие ребенка, когда_____________________

по причине__________________________________________________________

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 4.1. Осведомленность

Запас знаний о себе и окружающих, понимание родственных отношений, степень ориентировки в окружающем мире______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Временные представления

Понимание последовательности времен года_________________________

дней недели________________________________

Сформированность понятий «вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас» и др.

________________________________________________________________

Определение количества событий за неделю, сутки, час, минуту

________________________________________________________________

 

Пространственные представления

Ориентировка в схеме тела:

прямая__________________ зеркальная____________________________

Дифференциация понятий:

вправо-влево_____________ впереди-сзади_________________________

вверху-внизу___________________________________________________

Дифференциация:

В-НА-ЗА______________________________________________________

ПЕРЕД-МЕЖДУ__________ НАД-ПОД____________________________

Конструктивный праксис

Складывание целого из 4-6 элементов_______________________________

________________________________________________________________

Копирование образца (фигур из палочек, геометрических рисунков)

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Динамический праксис (пробы: кулак-ребро-ладонь, ладонь-кулак - ребро)

______________________________________________________________

Графическая проба «забор» (продолжение рисования «забора» по образцу, не отрывая руки)________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Стереогноз

Узнавание на ощупь: фактуры_____________________________________

Формы_________ величины______________________________________

Зрительное восприятие

Цвет__________________________________________________________

Форма________________________________________________________

Величина _________________________________________________________

Узнавание контурных, перечеркнутых изображений, конфликтных фигур и т.д.____________________________________________________________________

________________________________________________________________

Определение недостающих элементов ______________________________

________________________________________________________________

 

Память

Механическая — логическая______________________________________

Кратковременная — долговременная_______________________________

Состояние зрительной и слуховой памяти: _________________________

Объем памяти:__________________________________________________

 

 

Воображение

Особенности (живость, активность, творческий характер)

__________________________________________________________________

4.9. Мы шление

Особенности (глубина, широта, гибкость, последовательность, самостоятельность, критичность и т.п.)____________________________________________________

Понимание причинно-следственных зависимостей (по серии из 3-5 сюжетных картин)_____________________________________________________________

Выделение логического звена (по тексту)____________________________

Сравнение, классификация, простые и усложненные обобще­ния _________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Обучаемость новым видам деятельности и перенос нового способа действия на аналогичный материал________________________________________________

Внимание

Уровень развития внимания (непроизвольного, произвольного)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

объем_______________ концентрация_____________________________

переключение____________ распределение __________________________

______________________________________________________________

Эмоционально-волевая сфера

Особенности проявления эмоций и чувств, преобладающий тип настроения__

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Проявление волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость, инициативность, слабость волевого напря­жения и т.п.) __________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая моторика

Объем движений: полный — неполный_____________________________

Точность выполнения: полная — неполная _________________________

Самостоятельность: полная — неполная ___________________________

Выполнение с помощью ________________________________________

Координация движений (правильная, неправильная, отсутствует) _______

Чувство равновесия (имеется, отсутствует)__________________________

Осанка (правильная, неправильная)_______________________________

Наличие: моторной напряженности, скованности, повышен­ной двигательной активности, расторможенности, навязчивых движений (покачивания, балансирования туловищем и т.п.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мелкая моторика

Объем (полный — неполный) и точность выполнения движений (плавность» напряжение, нарушение темпа выполнения движений, одновременность выполнения движений и т.п.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущая рука_________________

 

Мимические движения

Объем (полный — неполный, амимичность) _________________________

Качество движений (моторная напряженность, двигательная активность, расторможенность, плавность переключений движе­ний, истощаемость ит.п.)

Наличие синкенезий, гиперкинезов ________________________________

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Понимание связной речи

Восприятие речи в широком плане: понимание текста сказки, рассказа (фактология и скрытый смысл) ______________________________________________

Восприятие речи в ситуативном плане (беседа о семье, школе, игрушках)

______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Понимание инструкций

Подними руку____ подойди к окну_______________________________

открой тетрадь__ возьми со стола книгу___________________________

Возьми со стола тонкую книгу и дай её мне_________________________

 

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

8.1. Состояние связной речи: общая характеристика речи

(владение речью в соответствии с возрастным уровнем),

уровень самостоятельности высказывания

______________________________________________________________

Рассказ по картинке__________________________________________

______________________________________________________________

Рассказ по серии картинок_______________________________________

______________________________________________________________

Рассказ-описание или рассказ по представлению______________________

______________________________________________________________

Пересказ_____________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Фраза: Типы употребляемых предложений________________________

Среднее количество слов в предложении___________________________

Использование различных типов словосочетаний (согласова­ние, управление, примыкание)________________________________________________________

Наличие аграмматизма___________________________________________

Иные особенности_______________________________________________

Употребление предлогов

 

На   С  
В   За  
Над   Из  
у   Под  
От   Из-за  
Возле   Около  

Словарный запас

(Называние предметов, их частей, свойств, качеств, действий по специально подобранным картинкам; называние предметов по их описанию; называние обобщенных слов по группе однородных предметов и понятий; подбор синоншов — анто­нимов, эпитетов, подбор родственных слов и т.п.)

Общая характеристика словарного запаса, соотношение активного и пассивного словаря____________________________________________________________

Количественная характеристика:

Общий запас словаря: (в пределах обихода, шире, беден, крайне ограничен)

Наличие в самостоятельных высказываниях частей речи

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов, замены по смыслу и акустическому сходству. Какие части речи чаще всего заменяются?_____

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

8.4. Словообразование

Образование уменьшительно-ласкательных форм существи­тельных:

 

Дом   Ведро  
Стол   Ковер  
Гриб   Лоб  
Сумка   Дерево  
Ёлка   Воробей  
Гнездо   Локоть  
Перо   Ухо  

Образование прилагательных от существительных:

 

Стол из дерева   Стакан из стекла  
Крыша из железа   Ручка из пластмассы  
Сумка из кожи   Варежки из шерсти  
Кораблик из бумаги   Сок из моркови  

 

Образование существительных, обозначающих профессии и занятия людей:

 

Работа Работник Печь  
Чертеж   Часы  
Сапог   Газета  
Дача   Стекло  

Образование существительных, обозначающих названия животных и их детенышей:

 

Волк Волчица Волчата Волчонок
Медведь      
Заяц      
Кот      

 

Образование притягательных прилагательных (по картин­кам):

Чей хвост?____________ чей дом?_________________________________

чей шарф?_____________________________________________________

Префиксальное словообразование: шёл-_____________________________

лить ________________ писать ________________________________________

 

Словоизменение

Образование множественного числа существительных:

 

Стул   Рот  
Глаз   Перо  
Мост   Колесо  
Пчела   Рукав  
Коза   Воробей  
Ухо   Утенок  

Образование формы родительного падежа мн. числа существительных (много чего?)

 

Дерево   Комната  
Куст   Ухо  
Ёлка   Ведро  
Ягода   Воробей  

Изменение формы существительных в словосочетаниях с числительными:

 

  Один Два Три Четре Пять
Стул          
Кукла          
Помидор          
Ведро          
Рыбка          

Существительные ед. и мн. числа в различныхпадежах (по сюжетным картинкам)__________________________________________________________________

Изменение глаголов в словосочетаниях с существительны­ми мужского, среднего, женского родов (по картинкам)

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Слоговая структура слов

Воспроизведение слоговой структуры слов (пропуски, пе­рестановки звуков, слогов, недоговаривание):

Велосипед   Градусник  
Солнышко   Термометр  
Сковорода   Подоконник  
Ткачиха   Мотоциклист  
Аквариум   Громкоговоритель  
Библиотекарь   Строительство  
Милиционер   Стихотворение  
Ребята слепили снеговика  
Сапожник чинит сапоги  
Петя пьёт горькое лекарство  
Старая бабушка вязала шерстяной чулок  
На перекрестке стоит милиционер  
Дрессировщик дрессирует животных  
Экскурсовод проводит экскурсию  
Физкультурники идут на парад  
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас  
На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки  

Повторение предложений, включающих многосложные слова:

 

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Вотраженной и самостоятельной речи:

 

Характер нарушений Пропуски Замены Смешения Искажения а э о ы и у с с' з з' ц ш ж ц ч л л' р р' м м' н н' й

Звуки звонкие и глухие:

 

Характер нарушений к к' г г' х х' п п' б б' т т' д д' ф ф' в в'
Пропуски                                    
Замены                                    
Смешения                                    
Искажения                                    

ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Темп — нормальный, быстрый, медленный, тахилалия, брадилалия

______________________________________________________________

Ритм — нормальный, аритмия. Сохранность пауз в потоке
речи: норма, деление слов на слоги, скандирование.___________________

Интонация — наличие разных видов (повествовательной, вопросительной, побудительной), их оттенков.

Эмоциональная выразительность.__________________________________

Внятность речи — отчетливость, смазанность, невнятность.

____________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА

Дыхание

Тип— ключичное, грудное, брюшное, смешанное.

Объем — поверхностное, глубокое_________________________________

Частота — нормальное, быстрое. Равномерность, плавность — ровное, прерывистое______________________________________________________________

Носовое дыхание — норма, затруднено, отсутствует. При­чина ____________

Ротовой выдох — сформирован, не сформирован. При фо­нации выдох: ротовой, смешанный____________________________________________________

Продолжительность речевого выдоха ___________(количествослов).

Голос

Сила, громкость — нормальный, слабый, тихий, громкий,

немодулированный______________________________________________

Высота — высокий, низкий_______________________________________

Тембр — нормальный, хриплый, сиплый, гнусавый___________________

Синхронность дыхания, голоса и артикуляции_______________________

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие неречевых звуков

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Фонематическое восприятие

 

с—с' с—з с'—з'   с—ц ш—ж ч—щ ч—т*     щ—т* с—ш з—ж     с*—ч с*—щ ц—ч
                       

Твердые и мягкие согласные:

 

П— Б, П'—Б' т—д Г-Д' Ф—В, Ф'—В' К— X—Г, К*—Г' Л—Л' р—Р' Л—Р, Л'—Р' м—н, Гласные
                 

ЧТЕНИЕ

Наличие навыков чтения — имеются, недостаточные, отсутствуют______

_____________________________________________________________

Характер, техника чтения:

побуквенное, послоговое, целыми словами;

с переходом на слоговое при чтении трудных поавуко-слоговой структуре или незнакомых слов;

целыми словами с паузами (двойное чтение г использова­нием скрытого побуквенного чтения);

медленное, быстрое, среднего темпа;

плавное, выразительное, монотонное, угадывающее.

Темп (скорость) и объём чтение (вслух, про себя)____________________

Характер ошибок:

фонематические (артикуляторно-акустические)-

замены букв______________ пропуски букв________________________

пропуски слогов_____________ перестановки букв__________________

перестановки слогов____________________________________________

добавления, повторы слогов, слов_________________________________

грамматические (аграмматизм при чтении)________________________

оптические (замены букв, слов)___________________________________

мнестические__________________________________________________

семантические_________________________________________________

Осмысление содержания текста (на уровне знания отдель­ных слов или общий смысл прочитанного)_____________________________________

Пересказ прочитанного (полный или краткий,

последовательный, ________логичный, ____________ соответствующий тексту) _____________________________________________________

примеры: _____________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Ответы на вопросы по прочитанному и понимание отдель­ных слов в контексте, примеры:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Умение обобщать и делать выводы:_______________________________

ПИСЬМО

Анализ письменных работ (диктантов, списывания, изло­жения, сочинения)

 

Наличие и характер специфических ошибок    
Замены букв    
Пропуски букв    
Пропуски слогов и частей слова    
Добавление букв, слогов    
Раздельное написание частей слова    
Слитное написание слов    
Аграмматизм на письме    
Графические замены букв    
Ошибки по начертанию    
Зеркальное письмо    

Неспецифические ошибки_____________________________________

Самостоятельное письмо (сочинение) — адекватность изложения

_______________________________________________________________

степень его развернутости_______________________________________

правильность построения фраз___________________________________

согласование слов в предложении и отражение логико-грам­матических отношений _______________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Общее оформление письменных работ________________________________

теми__________________________________________________________

объём________________________________________________________

 

15. ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАИКАНИЯ

Предполагаемая причина, время появления заикания

Течение заикания — постоянное, постепенное усиление, волнообразное, скачкообразное, рецидивирующее_______________________________________

Особенности проявления заикания, ситуации, усугубляющие его проявление ______________________________________

Особенности общего и речевого поведения – организованность, общительность, замкнутость, импульсивность _____________________________________________

Адаптация к условиям общения, отношение ребенкак ре­чевому дефекту

_____________________________________________________________

Локализация и тип судорог (клонические, тонические, сме­шанные)

_________________________________________________________________

Судороги дыхательного аппарата _____________________________________

Голосового аппарата__________________________________________________

Артикуляторные судороги языка, губ _____________________________

В каких видах речи выражено заикание: шепотная, сопря­женная, отраженная, спонтанная, ответы на вопросы, пересказ, стихотворная речь, чтение

______________________________________________________________

______________________________________________________________

«Трудные» звуки, слоги, слова___________________________________

Эмболофразия (речевые уловки)__________________________________

Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища)

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

16. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

17. РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ:

______________________________________________________________

Дата обследования _________________________________________________________

 

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

 

Ф.И.О.________________________________________________________

Дата рождения______ /_________ /_____ г.

Домашний адрес, телефон

Класс_________________________________________________________

Успеваемость (к моменту обследования):

По русскому языку___________ по чтению__________________________

по математике__________________________________________________

Жалобы родителей, учителей______________________________________

Обращались ли ранее к специалистам за помощью?

Замечали ли родители отставание в речевом развитии?______________

Занимался ли ребенок с логопедом? (где, продолжительность,
результативность)____________________________________________________

Заключение специалистов:

Отоларинголога________________________________________________

Офтальмолога_________________________________________________

Педиатра______________________________________________________

Психиатра (психоневролога)______________________________________

Психолога_____________________________________________________

 

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

Мать (Ф.И.О., возраст, образование, место работы, должность)_________

Отец (Ф.И.О., возраст, образование, место работы, должность)__________

Число членов семьи _______________ Есть ли еще дети (пол и возраст)

________________________________________________________________

Заболевания в семье (нарушения слуха, умственная отста­лость, пороки развития, алкоголизм, эпилепсия и др.)

Кто в семье имеет левшество______________________________________

Социокультурный статус семьи (характер взаимоотношений, конфликты, тип воспитания)

________________________________________________________________

Где воспитывался ребенок до поступления в школу

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Особенности речевой среды (нарушения речи у членов семьи, темп речи, наличие билингвизма)________________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому нарушению ребенка

________________________________________________________________

Отношение ребенка к своему речевому дефекту_______________________

АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Ребенок желанный, нежеланный (подчеркнуть)

Возраст матери во время беременности____________________ От какой

беременности ребенок_____________ От каких родов _______________

Протекание беременности (падение, травмы, психозы, хрони­ческие заболевания, инфекционные, курение, алкоголизм, профвредности, наркомания и др.) _______

Какие были роды (в срок, до срока, затяжные, обезвоженные, стремительные)

Были ли применены (стимуляция, кесарево сечение, вакуумэкстракция, наложение щипцов, поворот за ножку)_____________________________________________

Резус-фактор___________________________________________________

Закричал сразу или нет_______________________ Вес и рост ребенка при

рождении____________________________

Особенности при рождении (белая или синяя асфиксия, гема­тома на голове, предлежание ягодичное, головное и др.)

________________________________________________________________

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар

________________________________________________________________

Вскармливание: когда принесли кормить __________ грудь взял __________

активно или с помощью ___________ сосал активно или засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал _________________

Грудное вскармливание до_________________ Последующее

вскармливание (смешанное, искусственное)

Выписка из роддома на______________ день Дополнительное

пребывание в роддоме, причины________________________________________

Раннее психомоторное развитие:

Держит голову с__________ Сидит с_____ Ходит с __________________

Реагирует на звук с________________ Реагирует на свет с ____________

Прослеживает перемещение предметов глазами с _____________________

Хватает предмет с__________ Узнает близких с______________________

Первые зубы с_______ К 1-му году зубов__________________________

Особенности сна, аппетита в первые годы жизни______________________

________________________________________________________________

Перенесенные заболевания

До 1 года_____________________________________________________

До 3 лет______________________________________________________

После 3 лет___________________________________________________

Инфекции___ Ушибы головы______________________________________

Травмы головы __________________________________________________

________________________________________________________________

Судороги при высокой температуре________________________________

Общее физическое развитие, здоровье (на момент обследования)

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Гуляние с_______ ___________________ мес Лепет с _________ мес

Первые слова с_____________, их характеристика __________________

Фазовая речь с_____ Как шло развитие речи после первых ____________

фраз (медленно, нормально, бурно)______________________________________

Прерывалось ли речевое развитие ребенка, когда_____________________

по причине__________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.