Семиотика и ее роль в культуре — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семиотика и ее роль в культуре

2017-11-16 350
Семиотика и ее роль в культуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 3

Коммуникация и семиотика

1. Коммуникация и ее виды

2. Информационное общество

3. Семиотика и ее роль в культуре

3.1. Общие семиотические закономерности

3.2. Семиотическая концепция культуры

3.3.Лингвокультура как особая семиотическая система

 

Коммуникация и ее виды

Коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Существует множество определений коммуникации. Одно из самых известных принадлежит Гарольду Ласвеллу. Он определяет коммуникацию как обмен информацией. Ласвелл сформулировал вопросы, которые легли в основу так называемого коммуникативного сценария или фрейма. По-английскивопросызвучаттак: Who? SaysWhat? InWhichChannel? To Whom? WithWhatEffect?Коммуникативный фрейм включает следующие компоненты: место и время, участники, тема, намерение, модус и средство коммуникации [Heringer: 23].

Немецкий ученый РудиКеллер, определяя коммуникацию, особое внимание уделяет намерениям говорящих. Он считает коммуникацией всякое интенциональное поведение, имеющее целью дать понять что-то кому-то другому[Keller 1994: 104].

Американский ученый-кибернетик Норберт Винер понимает коммуникацию как игру, ведущуюся совместно говорящим и слушающим против сил беспорядка и хаоса окружающего мира.При этом следует учитывать, что говорящий и слушающий общаются в определенной ситуации и обладают определенным жизненным опытом. В применении к коммуникативному процессу М. Бахтин выразил это так: «Предмет речи говорящего… не впервые становится предметом речи в данном высказывании, и данный говорящий не впервые говорит о нем… Говорящий — это не библейский Адам, имеющий дело только с девственными, еще не названными предметами, впервые дающий им имена».

Болгарский семиотик Цветан Тодоров представил идею Бахтинаввидесхемы.

Object

 


Speaker UtteranceListener

LanguageIntertext

 

Виды коммуникации выделяются по составу коммуникантов. Различают:

Межличностную коммуникацию – с участием двоих коммуникантов;

Групповую коммуникацию – внутри группы, между группами, индивид – группа;

Массовую коммуникацию – сообщение получает и использует большое количество людей, состоящих из разных по своим интересам и коммуникативному опыту групп. Актуальным при всякой коммуникации является информация (обмен ею) и знаковые (семиотические) системы, хранящие и передающие информацию. Во всех перечисленных видах коммуникации говорит, как показано на рисунке, всегда один человек.

Информационное общество

В разные эпохи отношение людей к информации и возможностям овладения ею были разными: устное – письменное – печатное (книга, газета), радио, телефон, кино, ТВ. Общественное расслоение в качестве одного из признаков имело доступность/недоступность информации.

Стремительное развитие и вторжение кибернетики и ЭВМ в нашу жизнь по своим последствиям во много раз превышают перемены в обществе после изобретения книгопечатания. Микро- и наноэлектронные технологии, вызвавшие небывалый количественный рост и снижение стоимости вычислительной техники, сделали доступными массовому потребителю персональные компьютеры и компьютерные информационные сети. Изменения коснулись и средств передачи и переработки информации. В образовательных технологиях снижается роль личной беседы, лекции, общения с учителем. На смену приходит дистанционное образование, использующее современные каналы связи и общемировые информационные ресурсы, например, Google.

Человечество перешло от индустриальной эпохи к постиндустриальной, или информационной. Это означает, что источники информации доступны любому человеку в любой части Земли. И наоборот – генерируемая множеством людей новая информация мгновенно становится достоянием всего человечества. Промышленная революция оказывала огромное воздействие на мировое сообщество, но мы за ней поспевали. Теперь мы едва справляемся с информационной технологической революцией – слишком много информации обрушивается на нас с огромной скоростью и из огромного количества источников. В течение одного дня человек получает огромное количество бытовой, научно-технической, коммерческой, политической информации. Однако большая часть этой информации для данного человека является бесполезной или кажется таковой, поскольку неверно им интерпретируется.

Современный деловой мир сегодня быстро получает доступ к информации, но к тому времени, когда она будет проверена и проанализирована, расшифрована, обработана и внедрена в систему, когда менеджеры и члены совета директоров примут решения об ее использовании, эта информация часто безнадежно устаревает. Тем не менее, доля людей, занятых в информационном процессе, стремительно растет. Согласно диаграмме на рис.1,за последние 30 лет эта доля выросла с 40 до
55 %, то есть более половины всего работоспособного населения в развитых странах современного мира связано с обработкой, передачей или получением информации.

Рис. 1.

Появление электронных СМИ коренным образом изменило статус устного литературного языка, его значимость в системе общественной коммуникации. Благодаря радио, ТВ и Интернет устный литературный язык стал средством общеэтнической, притом мгновенной, коммуникативной связи. Ныне именно устные СМИ являются доминирующим информационным каналом. Именно поэтому возрастает влияние языка СМИ на современное состояние вербальной культуры. Лингвисты отмечают снижение языковой и речевой культуры даже у журналистов и комментаторов, влияющих на массовую аудиторию. В.И. Карасик так обобщает этот процесс:происходит системное снижение речевых регистров, примитивизация концептов, перекос в сторону ориентационного знания. Фундаментальное знание основ, которое добывается путем рационального критического мышления, уходит на второй план, а на первый план выходит ориентационное знание, которое можно сравнить со «строительными лесами» вокруг фундаментального знания. Возрастает в цене умение пользоваться ссылками и быстро реагировать.

Отмечаются также и такие негативные тенденции, как деинформатизация и девербализация. Особенно отчетливо эти тенденции проявляются в языке рекламы. Действительно, какую информацию о рекламируемом объекте мы получаем из текста Gillette: Thebestthemancanget? Девербализация проявляется в том, что вместо текста в рекламе дается рисунок.

Литература

1. Лотман Ю.М. Семиосфера. С-Пб.: Искусство, 2010.

2. Карасик В.И. Языковой круг. Личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.

3. КашкинB.Б.Основы теории коммуникации. М.: АСТ: Восток – Запад, 2007.

4. КрасныхВ.В. Свойсредичужих: мифилиреальность. М.: Гнозис, 2003.

5. СлышкинГ.Г. Оттекстаксимволу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Академия, 2000.

6. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004.

 

Раздел 3

Коммуникация и семиотика

1. Коммуникация и ее виды

2. Информационное общество

3. Семиотика и ее роль в культуре

3.1. Общие семиотические закономерности

3.2. Семиотическая концепция культуры

3.3.Лингвокультура как особая семиотическая система

 

Коммуникация и ее виды

Коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Существует множество определений коммуникации. Одно из самых известных принадлежит Гарольду Ласвеллу. Он определяет коммуникацию как обмен информацией. Ласвелл сформулировал вопросы, которые легли в основу так называемого коммуникативного сценария или фрейма. По-английскивопросызвучаттак: Who? SaysWhat? InWhichChannel? To Whom? WithWhatEffect?Коммуникативный фрейм включает следующие компоненты: место и время, участники, тема, намерение, модус и средство коммуникации [Heringer: 23].

Немецкий ученый РудиКеллер, определяя коммуникацию, особое внимание уделяет намерениям говорящих. Он считает коммуникацией всякое интенциональное поведение, имеющее целью дать понять что-то кому-то другому[Keller 1994: 104].

Американский ученый-кибернетик Норберт Винер понимает коммуникацию как игру, ведущуюся совместно говорящим и слушающим против сил беспорядка и хаоса окружающего мира.При этом следует учитывать, что говорящий и слушающий общаются в определенной ситуации и обладают определенным жизненным опытом. В применении к коммуникативному процессу М. Бахтин выразил это так: «Предмет речи говорящего… не впервые становится предметом речи в данном высказывании, и данный говорящий не впервые говорит о нем… Говорящий — это не библейский Адам, имеющий дело только с девственными, еще не названными предметами, впервые дающий им имена».

Болгарский семиотик Цветан Тодоров представил идею Бахтинаввидесхемы.

Object

 


Speaker UtteranceListener

LanguageIntertext

 

Виды коммуникации выделяются по составу коммуникантов. Различают:

Межличностную коммуникацию – с участием двоих коммуникантов;

Групповую коммуникацию – внутри группы, между группами, индивид – группа;

Массовую коммуникацию – сообщение получает и использует большое количество людей, состоящих из разных по своим интересам и коммуникативному опыту групп. Актуальным при всякой коммуникации является информация (обмен ею) и знаковые (семиотические) системы, хранящие и передающие информацию. Во всех перечисленных видах коммуникации говорит, как показано на рисунке, всегда один человек.

Информационное общество

В разные эпохи отношение людей к информации и возможностям овладения ею были разными: устное – письменное – печатное (книга, газета), радио, телефон, кино, ТВ. Общественное расслоение в качестве одного из признаков имело доступность/недоступность информации.

Стремительное развитие и вторжение кибернетики и ЭВМ в нашу жизнь по своим последствиям во много раз превышают перемены в обществе после изобретения книгопечатания. Микро- и наноэлектронные технологии, вызвавшие небывалый количественный рост и снижение стоимости вычислительной техники, сделали доступными массовому потребителю персональные компьютеры и компьютерные информационные сети. Изменения коснулись и средств передачи и переработки информации. В образовательных технологиях снижается роль личной беседы, лекции, общения с учителем. На смену приходит дистанционное образование, использующее современные каналы связи и общемировые информационные ресурсы, например, Google.

Человечество перешло от индустриальной эпохи к постиндустриальной, или информационной. Это означает, что источники информации доступны любому человеку в любой части Земли. И наоборот – генерируемая множеством людей новая информация мгновенно становится достоянием всего человечества. Промышленная революция оказывала огромное воздействие на мировое сообщество, но мы за ней поспевали. Теперь мы едва справляемся с информационной технологической революцией – слишком много информации обрушивается на нас с огромной скоростью и из огромного количества источников. В течение одного дня человек получает огромное количество бытовой, научно-технической, коммерческой, политической информации. Однако большая часть этой информации для данного человека является бесполезной или кажется таковой, поскольку неверно им интерпретируется.

Современный деловой мир сегодня быстро получает доступ к информации, но к тому времени, когда она будет проверена и проанализирована, расшифрована, обработана и внедрена в систему, когда менеджеры и члены совета директоров примут решения об ее использовании, эта информация часто безнадежно устаревает. Тем не менее, доля людей, занятых в информационном процессе, стремительно растет. Согласно диаграмме на рис.1,за последние 30 лет эта доля выросла с 40 до
55 %, то есть более половины всего работоспособного населения в развитых странах современного мира связано с обработкой, передачей или получением информации.

Рис. 1.

Появление электронных СМИ коренным образом изменило статус устного литературного языка, его значимость в системе общественной коммуникации. Благодаря радио, ТВ и Интернет устный литературный язык стал средством общеэтнической, притом мгновенной, коммуникативной связи. Ныне именно устные СМИ являются доминирующим информационным каналом. Именно поэтому возрастает влияние языка СМИ на современное состояние вербальной культуры. Лингвисты отмечают снижение языковой и речевой культуры даже у журналистов и комментаторов, влияющих на массовую аудиторию. В.И. Карасик так обобщает этот процесс:происходит системное снижение речевых регистров, примитивизация концептов, перекос в сторону ориентационного знания. Фундаментальное знание основ, которое добывается путем рационального критического мышления, уходит на второй план, а на первый план выходит ориентационное знание, которое можно сравнить со «строительными лесами» вокруг фундаментального знания. Возрастает в цене умение пользоваться ссылками и быстро реагировать.

Отмечаются также и такие негативные тенденции, как деинформатизация и девербализация. Особенно отчетливо эти тенденции проявляются в языке рекламы. Действительно, какую информацию о рекламируемом объекте мы получаем из текста Gillette: Thebestthemancanget? Девербализация проявляется в том, что вместо текста в рекламе дается рисунок.

Семиотика и ее роль в культуре

Семиотика изучает общее в строении и функционировании знаковых систем, хранящих и передающих информацию (язык, традиции и обычаи, обряды, явления культуры, кино); в природе (коммуникация в мире животных). Семиотика повсюду: в естественном и искусственном языках, в архитектуре (крест – церковь, мечеть – полумесяц), в моде, в рекламе, в шахматах.

Искусство имеет знаковый характер. Наличие системы знаков сближает естественный язык и язык искусства. Языкознание – это своеобразный фильтр, через который семиотика проникает в искусствоведческие науки.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.