Сравнительно-историческое и типологическое языковедение — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Сравнительно-историческое и типологическое языковедение

2017-11-16 283
Сравнительно-историческое и типологическое языковедение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебно-теоретическая конференция (4 ч)

Цель: развивать

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации,

осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности;

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем отличие языкового родства от языкового союза?

2. Что общего и различного в понятиях «субстрат», «суперстрат»?

3. Сопоставьте понятия генеалогической и типологической классификаций языков.

4. Каковы основные признаки морфологической типологии (ответ аргументируйте примерами).

5. Сопоставьте известные вам языки по признакам изолирующих, агглютинативных, инкорпорирующих и флективных.

Темы докладов/рефератов:

1. Материальное сходство и родство языков (Исконное родство языков. Определение языкового родства /А. Мейе/. Сравнительно-историческое языковедение).

2. Языковой союз (Его характеристика, примеры. Виды языковых контактов в древнейшее время. Понятия о субстрате и суперстрате, их примеры).

3. Метод сравнительно-исторического языковедения (Его характеристика. Понятия реконструкции, реликтов, инноваций).

4. Генеалогическая классификация языков.

5. Лингвистическая типология (Её характеристика и задачи. Фонологическая и морфологическая типологии).

ЛИТЕРАТУРА

1. 77. С. 386-455.

2. 57. С. 221-237.

3. 47. Обзор.

4. 90. Обзор.

5. 127. С. 379-387; 361-368.

 

Примерный план групповых занятий, осуществляемых в традиционной форме

Семинар № 1. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И ОБЩЕСТВА

Цель: развивать способность

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся и формировать готовность

- к диахроническому осмыслению тенденций развития русского языка;

- к распространению и популяризации в воспитательной работе с учащимися филологических знаний, к формированию у учащихся интереса к русскому языку, а также толерантное отношение к носителям других языков и культур.

Вопросы для обсуждения.

 

1. Социальная обусловленность происхождения языка и развития (общественная сущность языка). Двусторонняя связь языка и общества. Язык и культура.

2. Функции языка. Другие средства общения сравни­тельно со звуковой речью.

3.Языковая политика. Принципы языковой политики.

4. Язык народностей и язык наций.

5. Понятия "государственный язык", "язык межнационального общения", «мировой язык», «миноритарный язык». Государственные языки и языки межнационального общения в субъектах РФ.

6. Билингвизм и специфика двуязычия в странах СНГ и России.

7. Экология языка. Друзья и враги русского языка.

 

Примерные задания.

 

1.Законспектируйте статью А.Е. Кибрика "Язык" Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 604-606;

главу У «Друзья и враги русского языка» Е.П. Сеничкиной «Экология русского языка как основа духовно-нравственного воспитания человека. Самара, 2008. С. 151-168.

2.Составьте сообщение и презентацию по темам «Функции языка. Невербальные средства общения»; «Языковая политика»; «Друзья и враги русского языка»; «Роль русского языка в современном мире».

3.Подготовьте картотеку цитат о красоте и силе русского языка.

4.Подготовьте сообщение и презентацию по теме «Миноритарные языки народов России».

ЛИТЕРАТУРА

1. 18. С. 151-157; 395-397.

2. 29. С. 9-13; 18-23.7.32.

3. 3.44. С. 35-46. 8.43.

4. 77. 1967. С. 499-525; 1996. С. 490-5.17.

5.58.С. 7-24. 126. С. 3-8.

6. 101. С. 7-18.

7. 126. С. 151-168.

 

Семинар № 2.

ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ. ЯЗЫК И РЕЧЬ

Цель: развивать способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся и формировать

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- готовность к распространению и популяризации в воспитательной работе с учащимися филологических знаний, к формированию у учащихся интереса к русскому языку, а также толерантное отношение к носителям других языков и культур.

Вопросы для обсуждения.

 

1. Язык как средство отражения действительности.

2. Проблема взаимоотношения языка и мышления. Их диалектическое единство.

3. Язык и речь, речевая деятельность. Звуковая и внут­ренняя речь.

4. Специфика языковых знаков. Знак, значение, слово.

5. Специфика языка глухонемых.

Примерные задания.

1.Законспектируйте статью М. Панова «Что такое знак?» в энциклопедии для детей» Языкознание. Русский язык». М.: Аванта+, 1998. Т. 10. С. 10-21. Подготовьте презентацию по данной теме.

2.Подготовьте презентацию по теме «Язык глухонемых».

3.Подготовьте презентацию по теме «Язык как средство отражения действительности».

4.Аннотируйте электронные источники по теме «Язык как средство отражения действительности».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. 18. С 384-394,

2.19.

3. 44 С. 46-52.

4. 77. 1967. С. 16-20; 1996. С. 17-21.

5. 11. С. 36-58.

6. 65. С. 66-88; 894 16.

7. 53. С. 606-607.

8. 11. С. 39-50; 56-59.

9. 97. С. 24-25.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. Т. 2. М., 1982.

11. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.

 

 

Семинар № 3.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Цель: формировать осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

И умение

- сопоставлять и анализировать полученную из разных источников лингвистическую информацию;

- диахронически осмысливать тенденции развития русского языка;

- выделять и анализировать единицы всех уровней системы современного русского языка в единстве их содержания, формы и функций;

- распространять и популяризировать в воспитательной работе с учащимися филологические знания, формировать и развивать у учащихся интерес к русскому языку.

Вопросы для обсуждения.

1. Какие изменения называются фонетическими процес­сами? Какие процессы их вызывают?

2. Чем вызываются позиционные изменения звуков? Перечислите их виды.

3.Редукция гласных звуков: полная и неполная, коли­чественная и качественная. Степени редукции.

4.Комбинаторные изменения звуков.

5.К позиционным, или комбинаторным, процессам от­носится сингармонизм (гармония гласных). В каких языках имеет место сингармонизм гласных?

6. Сопоставьте понятия «фонетические чередования звуков», «исторические чередования звуков». Ответ иллюстрируйте примерами.


Примерные задания.

1. Подготовьте презентацию по теме «Составные части и работа речевого аппарата (активные и пассивные органы речи. Их функции в образовании звуков речи. Артикуляционная база языка. Артикуляционные различия гласных и согласных звуков).

2. В школьном учебнике русского языка говорится, что в русском языке 6 гласных звуков: И, Э, Ы., А, О, У., Почему в перечне гласных звуков отсутствуют Е, Е, Ю., Я.

3. Определите, сколько звуков и сколько букв в следующих словах: еду, пел, яма, юнга, лютый, вялый, съемка, лен.

4. Дополните таблицу «Органы речи»:

1.Язык.

2. Кончик языка.

3. …

4. … и т.д.

 

5. Какие звуки речи образуются приданных ниже по­ложениях голосовых связок?

 

а) затвор; б) голос; в) шепот; г) выдох; д) вдох.


 

 

6. Отметьте в тексте все случаи комбинаторных звуков и объясните их:

Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

"Есть язык народа, как показатель его культуры, и от­дельного человека, как показатель его личных качеств, ка­честв человека, который пользуется языком народа» (Д.С.Лихачев).

7. В результате каких фонетических процессов видоиз­менились следующие слова:

а) дикообраз - дикобраз,

феврарь - февраль,

знаменоносец- знаменосец,

вельблюд - верблюд,

близозоркий - близорукий,

корненосый - курносый,

минералология - минералогия;

б) прорубь - пролубь,

коридор - колидор,

бомба - бонба;

в ) творушка - ватрушка,

долонь - ладонь,

Futteral - футляр (нем,)

Malbrett - мольберт (нем.);

г) обман – омман.

последний - посленний,

8.Укажите фонетические и исторические чередования звуков: г ород - города, лес - леса '- лесовод; с шумом, из жур­нала. От дома. под тенью, язык, подход, поздно, сердце; воз- возить-вожу - возчик; бег - бежать - бегать - перебежчик. 9.На какое фонетическое позиционное изменение звуков опирается орфографическое правило о правописании безударных гласных?

Установите, в каких из приведенных корней это правило действует, а в каких не действует: волы - валы, измерятьмирить, предлагать - заря, собака - стакан, делегат - винегрет

10.Подготовьте сообщения и презентации по следующим темам:

а) История согласного звука [Ф];

б) Обозначения звука [ j ] в русском письме.

 

 


 

ЛИТЕРАТУРА

1. С. 180-187.

2. 29 С.56-59.

3. 44 С. 138-145.

4. 77. 1967. С. 192-207; 1996. с. 195-211.

5. 92 с.192-207.

Семинар № 4.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.