Психический настрой и медитация — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Психический настрой и медитация

2017-11-16 246
Психический настрой и медитация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧУТЬ-ЧУТЬ ИСТОРИИ

Дата и место рождения ушу (в переводе с ки­тайского — воинское искусство) скрыто во тьме- веков. Китайские письменные источники свидетель­ствуют, что эта система рукопашного боя уже су­ществовала три тысячи лет назад, а косвенные данные позволяют предполагать, что ушу в дейст­вительности еще на двадцать столетий старше. Не­которые специалисты видят ее истоки в древней Индии, где она была известна под названием ната. Другие отстаивают первенство Китая, где издавна существовали национальные виды борьбы и гим­настик, например, цзяоли или школа Пяти Зверей, изобретенная великим медиком Хуа То.

Одно бесспорно: расцвет искусства, ныне назы­ваемого ушу, начался в Поднебесной империи в VI веке с приходом в монастырь Шаолинь (рас­положен в провинции Хэнань) индийского монаха по прозвищу Бодхидхарма, что означает в дослов­ном переводе с санскрита «Закон дерева Бодхи». Подлинное имя патриарха ушу мы не знаем до сих пор. Монахи основанной им буддийской секты чань (по индийский дьяхана, по японски дзен) для укрепления тела и духа начали заниматься раз­работанной Бодхидхармой системой гимнастики и самообороны, основанной на движениях животных. Вскоре обитель стала самой прославленной в стра­не школой боевых искусств.

В древности и средневековье ушу дало толчок появлению многочисленных видов борьбы народов Азии: окинавскому тэ, от которого пошло, япон­ское каратэ, корейским хапкидо, хварангдо, тае-квондо, вьетнамскому вотао, индонезийскому пен-чак силату, бирманскому тхаингу, тайскому муай тай (таиландскому боксу), филиппинскому сирава-ку и многим другим.

Ушу с триумфом прошло через века и страны и вошло в атомный век. Став неотъемлемой частью жизни народов Китая плетя в себе традиционную философию, религиозные воззрения, упражнения для тела и психики, древний рукопашный бой постепенно трансформи­ровался в уникальную систему физического и ду­ховного усовершенствования, В КНР ушу занима­ются двести миллионов человек. Миллионами ис­числяются его поклонники в десятках стран мира, только в СССР их несколько сот тысяч.

СТИЛИ УШУ

130 классических стилей ушу (другие его на­звания — кунфу, гунгфу, куошу) разделяются на два основных направления: внутреннее и внешнее. Первое опирается на каноны даосской натурфило­софии, включает в себя всемирно -известные гим­настики тайцзицюань и цигун, «йогу в движении», которые имеют огромный оздоровительный эффект.

Внешние школы базируются на одном из от­ветвлений буддизма — уже упоминавшемся чань — и сориентированы в основном на боевое применение.

Стиль Крыло Орла относится к внешнему на­правлению. Он характеризуется мягкостью бло­ков, округлостью движений рук-крыльев, обилием перемещений — уходов, перескоков и прыжков. Блоки часто сопровождаются уходом с «линии атаки», уводящим тело из-под удара противника и одновременно выводящим корпус в положение, на­иболее удобное для контратаки.

Следует знать, что в самом главном все стили
ушу едины. Огромное разнообразие почти четырех­-
сот различных школ, где изучаются классические
стили в различных наборах и сочетаниях, отра-­
жающее богатство и многоплановость китайской
культуры, питалось и питается одним источником:
стремлением к совершенству — психическому, фи­-
зическому и духовному.

Поэтому не столь важно, каким именно стилем


вы увлечены. «Нет плохих школ. Есть плохие ученики. Побеждают не стили, а люди. Стилей ве­ликое множество, но все они в конце концов при­ходят к одному», — гласит вековая мудрость мас­теров ушу..

ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

Приступая к изучению воинских искусств, нуж­но хорошо представить себе логику своих будущих занятий. Ни на минуту не забывайте, что ушу — гармоничный сплав рукопашного боя, спорта, пси­хофизического тренинга, философских воззрений, культурных традиций, этико-моральных принципов и оздоровительных систем и многое в определе­нии конкретно вашего пути зависит от того, какой именно из аспектов ушу вас интересует в первую очередь.

Если ответ на вопрос «Чем заниматься?» цели­ком определяется вашим желанием, то решение проблемы «Как тренироваться?» — вашими фи­зическими возможностями.

Если вы молоды, полны энергии и сил, немало времени посвятили традиционным видам физиче­ской культуры, то не опасайтесь нагрузок, выпол­няйте рекомендуемые движения в высоком темпе. Если же вы мало занимались спортом, имеете лишний вес, дефекты осанки и другие отклонения в здоровье, если с трудом переносите даже нера­чительные физические нагрузки — не спешите. Выполняйте упражнения в спокойном темпе. Плав­но, не спеша, лепите свое будущее совершенство. Двигайтесь вперед без рывков, но твердо и на­стойчиво.

РАЗМИНКА

После медитации можно переходить к разминке. Если есть возможность, сделайте пробежку. Напо­минаем: длительность и интенсивность упражнений зависят от вашего состояния и предварительной подготовки.

После пробежки займите положение кайлибу — основная стойка (рис. 3). Стопы плотно прилега­ют к земле. Колени подсогнуты и подпружинены. Таз слегка выдвинут вперед, что позволяет спря­мить поясничный изгиб позвоночника. Плечи сво­бодны и расслаблены, они висят на стержне поз­воночника, как на вешалке, и немного выдвинуты вперед. В подмышечных впадинах — пустота,


воздух. Эти требования относятся ко всем базо­вым упражнениям ушу.

Для начала потрите ладони друг о друга, ра­зогрейте их. Пусть кровь наполнит расслабленные руки. На протяжении всей тренировки ладони дол­жны быть теплее лица. Разотрите тыльную сторо­ну кистей, запястья. Стальное запястье — одно из требований шоуфа — кистевой работы.

Разгладьте ладонями кожу лица. От носа по ще­кам, от переносицы по бровям. Морщины на лбу — признак нездоровой души. Расслабьте ли­цевые мышцы. Вспомните светлую улыбку древ­них изображений Будды.

Помассируйте затылок и заднюю поверхность шеи.

Теперь переднюю поверхность шеи плавными движениями от подбородка вниз.

Не поворачивая корпуса, посмотрите через ле­вое плечо. Через правое. Еще несколько раз сме­ните положение головы.

Запрокиньте голову, посмотрите в нёбо. Опустите голову, посмотрите в землю до пределам по­
вторите несколько раз.

Повращайте головой: наклоните ее к плечу, за­-
прокиньте назад, наклоните к другому плечу, за-­
тем вперед — несколько раз в одну сторону, по­
том в другую.

Упражнение «Засыпающий удав» (рис. 4). Ру­ки за головой — вдох, расправить плечи. На ши­пящем выдохе локти сходятся (с наклоном голо­вы и округлением спины). Выдох осуществляется через щель между языком и верхними зубами. Повторить 5—6 раз.

Снова вернемся к кистям рук. Сцепите пальцы в «замок». Вращайте кисти в лучезапястных сус­тавах 10—20 сек. (рис. 5).

Расцепите кисти, повращайте ими перед грудью, амплитуда максимальная.

Закрепите локти перед собой на уровне груди. Вращайте предплечьями, прорабатывая локтевой сустав, в течение 10 сек. Затем столько же времени в обратную сторону (рис. 6).

Разведите согнутые в локтях руки в стороны. Закрепите локти, вращайте предплечьями в обе стороны по 10 сек. (рис. 7).

Опустите руки. Поднимайте и опускайте пле­чи 10—12 раз.

В той же позиции сделайте упражнение «кай-хэ»: открывание—закрывание грудной клетки. Для это­го сведите плечи вперед—внутрь до предела выдох, затем отведите их назад (лопатки сходят­ся) — вдох, Повторите 9—12 раз, Темп медлен­ный. После выдоха обязательная пауза (рис. 8).

Переходите к упражнению «Посмотреть в не­бо». На вдохе поднимите руки вверх – назад - чуть в стороны с поворотом ладоней к небу. В конце вдоха нужно обратиться вверх лицом, ладо­нями и верхней третью груди, прогнуться — при этом руки отводятся назад, До предела, но без наклона спины назад. Затем медленный выдох — руки вниз. Повторить 5—9 раз (рис. 9).


 



 




«Плечевой веер» — выполняется в основной стойке. Плечи совершают круговые движения: правое вперед—вверх—назад—вниз, а левое в это же время назад—вниз—вперед—вверх, т. е. плечи вращаются как единая система, напоминающая ко­ромысло.

«Веерная защита» — не останавливая вращения, подключите к движению согнутые в локтях руки. Постепенно увеличивайте амплитуду вращения. Добейтесь согласованного движения рук: когда правая защищает голову, левая прикрывает пах. Спину держите прямо. Сопровождайте «веер» по­воротами вокруг оси позвоночника (рис. 10). Вра­щение корпусом выполняется плавно, без рывков. Взгляд лучше обращать вовнутрь, сосредотачиваясь на образе подвижного гибкого позвоночника.

«Потрогать землю». В начале этого упражнения выполняется вдох «Посмотреть в небо», затем следуют три глубоких наклона вперед с непрерыв­ным выдохом и обязательным касанием ладонями земли. 5 - 9 раз.


вес тела на другую ногу. Проделайте это 10—12 раз. При идеальном выполнении нужно держаться ладонями за подъемы обеих стоп (рис. 12).

Встаньте в бинбу. Вынесите прямую ногу впе­ред. Повращайте стопой в голеностопном суставе в обе стороны. Смените ногу.

Приведенные выше 27 упражнений не являются
единственно возможным вариантом разминки.
Можно использовать и другие известные вам ­упражнения. *

РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Если разминка, ставит своей целью разогрев мышц, сухожилий и суставов для профилактики травм, то развивающие упражнения — непосредствен­ную подготовку к выполнению приемов. Большин­ство из них не являются чем-то особым. Напри­мер, к развивающим упражнениям относится уже знакомая вам «веерная защита» — одно из базо­вых вращений в стиле Крыло Орла. Они могут выполняться цельным блоком в приведенном нами порядке или вразбивку, объединенные парами или тройками.

Вращение руками — в позиции кайлибу совер­шаются 10 маховых вращений, вперед и столько же назад.

Вращение «вперёхлест» более сложное. При его выполнении нужно добиться, чтобы одна рука со­вершала вращение вперед, а другая назад. Эффект достигается быстрее при однократных вращениях


 


«Вращение тазом» совершается с максимальной амплитудой. Ладони полезно положить на тазобед­ренные суставы, контролируя плавность вращения.

Раздвиньте ноги на три ширины плеч, стопы па­раллельны. Присядьте, широко разводя колени. По­зиция напоминает позу наездника и имеет назва­ние мабу — шаг лошади (рис. 11). Уприте локти в бедра, расслабьтесь, провисните на мышцах промежности. Мысленно направьте кровь в ноги. Легко покачайте тазом вниз — вверх.

Займите положение бинбу — ноги вместе, спина прямая. Затем заложите руки за голову. Выпол­ните упражнение «Танцующая змея». Для этого постарайтесь вращать тазом, не двигая верхней половиной корпуса. Представляйте себе змею, у которой каждый отрезок тела может двигаться отдельно от всего остального.

«Нижний круг». Снова примите позицию наезд­ника. Вращайте тазом, не выпрямляя ног. Помни­те: в подвижности таза ключ к туйфа — работе ногами.

Снова займите позицию бинбу. Слегка присядь­те, положите ладони на колени. Садясь на корточ­ки, уводите колени влево, вставая — вправо. Пов­торите 5 раз. Затем столько же раз наоборот. Если суставы не готовы к вращению с нагрузкой, заме­ните это упражнение вращением коленей без при­седаний.

Примите позицию мабу. Перенесите тяжесть тела на одну ногу. Если бедро опорной ноги парал­лельно поверхности земли, а стопы ног плотно

прилегают к ней, вы приняли позицию пубу — стелющийся шаг. Не поднимая таза, перенесите.
с паузами для контроля рук перед собой.

Упражнение «Разогнать кровь» — одно из ос­новных сложнокоординационных движений. Дляего правильного выполнения следует расставить ноги в стороны, повернуть корпус влево и начать вращение руками, напоминающее плавание воль­ным стилем. При этом плоскость вращения должна совпадать с плоскостью, проходящей через пятки и макушку. Постарайтесь добиться ощущения, что вращение рук целиком направляется движениями плечевого пояса и всего корпуса. Затем, при про­хождении правой руки мимо паха, резко поверни­те корпус вправо. При этом руки должны про­должить вращение по инерции и начать совершать движения пловца, плывущего вольным стилем на спине. При прохождении левой руки над головой нужно снова резко повернуться на 180° и. вер­нуться к начальному вращению. При правильном исполнении нужно поворачиваться после каждого круга. Это упражнение можно также применять для быстрого разогрева кистей рук (рис. 13).

Тот же принцип вторичности движения рук по отношению к движениям корпуса прослеживается в упражнении «Протереть стол». Представьте, что вы должны смахнуть крошки со стола, крышка ко­торого находится на высоте вашей груди. Вы вы­тягиваете руку вперед ладонью вниз и движения­ми плеч заставляете руку совершать протирающие движения. Следует добиваться балетной пластики, не забывая, однако, о необходимости плотно при­жать к полу стопы и держать прямо спину. Ос­новное движение здесь — поворот корпуса (пле­чи и таз) вокруг вертикальной оси совпадающей с позвоночником, (рис 14).




«Поднимание колена» выполняется в двух нап- равлениях: в передне—заднем (к плечу спереди) и боковом (к плечу сбоку). При правильном вы­полнении нога не опускается на землю, что требу­ет сохранять равновесие (рис. 15).

Махи ногами также развивают координацию движений, чувство баланса, реакцию и другие важные качества.

Передний мах имеет две разновидности: с нос­ком, оттянутым на себя (рис. 16) и от себя (рис. 17).

Боковой мах выполняется в сторону (рис. 18) Задний мах—назад (рис. 19).

Диагональный мах выполняется с хлопком про-тивоположной руки по подъему взлетающей ноги (рис. 20).

Полезно комбинировать диагональный мах с ударом «Хвост скорпиона», выполняемым той же ногой с хлопком стопой по той же ладони. «Хвост скорпиона» выполняется с обязательным отведени­ем колена бьющей ноги в сторону. Стопа движется обвивающим движением, корпус изгибается на­встречу ноге с поворотом через противоположное плечо хорошо, если вам удается 10 раз подряд выполнить комбинацию «диагональный мах-хвост скорпиона», сохраняя равновесие на одной стопе, без опускания ноги на землю. Удары должны быть быстрыми, хлопки звонкими и четкими (рис.21).

РАСТЯГИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Исключительно важную роль в ушу играет умение свободно принимать самые замысловатые позы.
Это достигается за счет высокой эластичности и упругости мышц и сухожилий. Растягивающие упражнения мы разложили на два комплекса, да­ющие различный эффект и применяемые в раз­ных частях тренировки: первый перед шоуфа (ра­ботой рук), второй — перед туйфа (работой ног).

Комплекс 1 объединяет упражнения для растяж­ки мышц верхних конечностей и плечевого пояса. Их можно использовать во время разминки, но с обязательным предварительным разогревом рас­тягиваемых мышц.

Упражнение «Пальцы на себя». Поставьте пра­вую руку перёд собой пальцами вниз, ладонью от себя. Уперев правый локоть себе в живот, левой рукой тяните пальцы правой на себя пружиня­щими движениями 5 — 7 раз. Смените руку (рис. 22).

«Потянуть за клюв». Сгруппируйте пальцы пра­вой руки в положение «клюв цапли». Для этого соберите их в щепоть (все пять пальцев касают­ся друг друга), поставьте предплечье вертикально и опустите максимально. вниз. Затем ле­вой рукой пружинящими движениями тяните за «клкв». растягивая мышцы, проходящие над лучезапястным суставом(рис. 23).

Следующие упражнения укрепляют и растяги­вают мышцы большого пальца. Они не сложны и легко разучиваются по рисункам (рис. 24—25).

«Качаться на ладонях». Это упражнение вы­полняется в положении «на четвереньках». Ладони лежат на полу и развернуты так, что пальцы на­правлены точно на колени (большой палец наружу). Выполняйте легкие покачивания назад, не отрывая ладоней от пола. 15 — 20 раз (рис. 26).

«Толкать руку за спину». Встаньте в позицию кайлибу. Заложите левую руку за спину через верх. Правой рукой плавными надавливаниями толкайте локоть левой вниз. 5—7 раз. Поменяй­те руки (рис. 27).

Повторите то же заложив руку за спину с низу (рис. 28).

«Опускать плечо». Упражнение выполняется в позиции мабу, ладони лежат на коленях. Опускай­те вперед—вниз то одно, _то другое плечо (рис. 29).

«Замок и лодочка». Сцепите руки за спиной так, как показано на рисунке 30—31.


«Обратный выверт» выполняется из позиции кайлибу. Опущенные руки сцепляются за спиной. Затем они плавными рывками обгоняют корпус, наклоняющийся вперед. Это упражнение хорошо выполнять при помощи партнера (рис. 32).

«Скрутка у стены». Положите ладонь на сте­ну (пальцы повернуты за спину параллельно по­лу) и плавными надавливаниями поворачивайтесь вокруг своей оси, стремясь увидеть руку через противоположное плечо (рис. 33).

Комплекс 2 объединяет упражнения на рас­тяжку мышц ног и промежности. Выполняется пе- ред махами и в конце тренировки. Может также быть использован в качестве ежедневного комп­лекса растяжки.

«Прижимать плечи к коленям». Упражнение вы­полняется из основной стойки кайлибу. Присядь-


пола пяткой, а задняя — внутренней поверхно­стью стопы (рис. 38).

Бабочка» выполняется в положений сидя на полу, соедините пятки, обхватите стопы руками и придвиньте их вплотную к паху. Надавливая лок­тями на колени, старайтесь прижать их к полу

(рис. 39).

Последнее упражнение комплекса «Обезьяна чешет затылок» трудно для новичка. Сидя на по­лу, возьмите одну ногу обеими руками и заводя бедро за плечо, заложите голень за голову: При правильном выполнении колено должно двигаться в направлении назад.

ТАО «ОРЕЛ ПРОБУЕТ СИЛЫ»

Для освоения некоторых базовых приемов пред­лагаем комплекс из 15 движений, имитирующий схватку с двумя противниками. Каждое движение может изучаться и отрабатываться отдельно, вне связи с предыдущими и последующими.

Цифрами обозначаются движения, следующие друг за другом, а буквами — производимые одно­временно. Так, сложное движение 1 состоит из двух последовательных фаз 1(1) и 1(2). а те. в


 


те на корточки прижмите плечи к коленям, об­хватите ладонями голени. Выпрямляйте ноги, не отрывая плеч от колен. Фиксируйте положение с максимально возможным распрямлением ног не­сколько секунд. Затем снова согните ноги. 4—6 раз.

Сделайте глубокий выпад вперед правой ногой.
Пружинящим наклонами касайтесь правым лок­тем пола около правой пятки (рис 34). Затем
обхватите голень изнутри, зафиксируйте плечо
около колена. Качайте бедром левой ноги вниз—
вперед (рис. 35). Затем снова работайте локтем.
И опять бедром. Нужно следить, чтобы стопа зад­ -
ней ноги касалась пола своей внутренней частью
(без подъема пятки). Смените ноги.

«Нижняя стрела». Станьте лицом к стене. Пе­ренесите тяжесть тела на одну ногу. Согните ее, свободную ногу поставьте на пятку как можно ближе к стене. Зафиксировав голеностоп между стеной и иолом, распрямляйте опорную ногу плав­ными движениями. «Нижняя стрела» растягива­ет ахиллово сухожилие и одновременно укрепляет мышцы бедра (рис. 36).

«Поперечный шпагат». Для выполнения этого упражнения вам понадобится скамейка или табу­рет. Встаньте, широко раздвинув ноги, лицом к скамейке. Обопритесь локтями, сосредоточив мак­симум веса на руках. Легкими пружинящими на­давливаниями опускайтесь все ниже и ниже. Достигнув предела, зафиксируйтесь в этом положении, хотя бы на 30 сек. Для лучшего скольжения полезно положить под пятки половик или шерстяные носки (рис. 37).

Для отработки «продольного шпагата» вам по - надобится еще одна скамейка. Принцип тот же: удерживая основную тяжесть тела руками, легки­ми надавливаниями опуститься, раздвигая ноги вперед—назад. При этом передняя нога касается свою очередь, из составных движений а, б, в,


Для наглядности приведены также рисунки, обь-

ясняющие боевое применение приемов комплекса.

Исходное положение - позиция бинбу (рис. 40)

По традиции, все формальные упражнения как,

впрочем, и поединки начинаются с приветствия.

Движение 8 «Максимум силы»

8(1) а)Вынос в перёд левой ладони и левого плеча;

б) подъём правого колена вперёд-вверх; в) сгибание

правого локтя (рис 55). 8 (2) Падение на правую ногу

в перёд. 8(3) а) Отведение левого локтя назад; б) прямой

поражающий удар правым кулаком; в)принятие

мабу с резким выдохом (рис 56).

 

Движение 9 «Уход вниз»

9(1) а) Перенос тяжести на правую ногу; б) восходящее

движение раскрытыми ладонями вверх -


 



 


 


Движение 11 «Подмести пол»

11(1): а) Перенести тяжесть тела на правую ногу, б) начать разворот через спину левым плечом на-зад (рис. 21).

11(2): а) Широкий разворот корпуса на 270°, в кон-це движения лицо смотрит на падающего против-ника: б) сметающая подсечка левой ногой, в фи-нале правым кулак прижат к ребрам для атаки

(рис. 63).

Движение 12 «Удар вниз»

а) Перенос, тяжести тела на левую ногу; б) доби-вающий нисходящий удар правым кулаком (рис 64)

НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ


При выполнении комплекса не напрягайтесь Одна из главных заповедей ушу: «Сила, не может родиться из силы. Она рождается из расслабле -ния».

Все движения, предполагающие контакт с про -тивником (удары и блоки), делаются на выдохе с напряжением мышц живота. Основоположник ушу Водхидхарма говорил о так намзваемой прилагае -мой силе «ли» (в данном случае силе удара по


противнику): «Вдох отлив выдох наводнение».

Весь комплекс выполняется практически без ос -тановок и задержек. Это соответствует принципу «Река течет...»

ЧУТЬ-ЧУТЬ ИСТОРИИ

Дата и место рождения ушу (в переводе с ки­тайского — воинское искусство) скрыто во тьме- веков. Китайские письменные источники свидетель­ствуют, что эта система рукопашного боя уже су­ществовала три тысячи лет назад, а косвенные данные позволяют предполагать, что ушу в дейст­вительности еще на двадцать столетий старше. Не­которые специалисты видят ее истоки в древней Индии, где она была известна под названием ната. Другие отстаивают первенство Китая, где издавна существовали национальные виды борьбы и гим­настик, например, цзяоли или школа Пяти Зверей, изобретенная великим медиком Хуа То.

Одно бесспорно: расцвет искусства, ныне назы­ваемого ушу, начался в Поднебесной империи в VI веке с приходом в монастырь Шаолинь (рас­положен в провинции Хэнань) индийского монаха по прозвищу Бодхидхарма, что означает в дослов­ном переводе с санскрита «Закон дерева Бодхи». Подлинное имя патриарха ушу мы не знаем до сих пор. Монахи основанной им буддийской секты чань (по индийский дьяхана, по японски дзен) для укрепления тела и духа начали заниматься раз­работанной Бодхидхармой системой гимнастики и самообороны, основанной на движениях животных. Вскоре обитель стала самой прославленной в стра­не школой боевых искусств.

В древности и средневековье ушу дало толчок появлению многочисленных видов борьбы народов Азии: окинавскому тэ, от которого пошло, япон­ское каратэ, корейским хапкидо, хварангдо, тае-квондо, вьетнамскому вотао, индонезийскому пен-чак силату, бирманскому тхаингу, тайскому муай тай (таиландскому боксу), филиппинскому сирава-ку и многим другим.

Ушу с триумфом прошло через века и страны и вошло в атомный век. Став неотъемлемой частью жизни народов Китая плетя в себе традиционную философию, религиозные воззрения, упражнения для тела и психики, древний рукопашный бой постепенно трансформи­ровался в уникальную систему физического и ду­ховного усовершенствования, В КНР ушу занима­ются двести миллионов человек. Миллионами ис­числяются его поклонники в десятках стран мира, только в СССР их несколько сот тысяч.

СТИЛИ УШУ

130 классических стилей ушу (другие его на­звания — кунфу, гунгфу, куошу) разделяются на два основных направления: внутреннее и внешнее. Первое опирается на каноны даосской натурфило­софии, включает в себя всемирно -известные гим­настики тайцзицюань и цигун, «йогу в движении», которые имеют огромный оздоровительный эффект.

Внешние школы базируются на одном из от­ветвлений буддизма — уже упоминавшемся чань — и сориентированы в основном на боевое применение.

Стиль Крыло Орла относится к внешнему на­правлению. Он характеризуется мягкостью бло­ков, округлостью движений рук-крыльев, обилием перемещений — уходов, перескоков и прыжков. Блоки часто сопровождаются уходом с «линии атаки», уводящим тело из-под удара противника и одновременно выводящим корпус в положение, на­иболее удобное для контратаки.

Следует знать, что в самом главном все стили
ушу едины. Огромное разнообразие почти четырех­-
сот различных школ, где изучаются классические
стили в различных наборах и сочетаниях, отра-­
жающее богатство и многоплановость китайской
культуры, питалось и питается одним источником:
стремлением к совершенству — психическому, фи­-
зическому и духовному.

Поэтому не столь важно, каким именно стилем


вы увлечены. «Нет плохих школ. Есть плохие ученики. Побеждают не стили, а люди. Стилей ве­ликое множество, но все они в конце концов при­ходят к одному», — гласит вековая мудрость мас­теров ушу..

ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

Приступая к изучению воинских искусств, нуж­но хорошо представить себе логику своих будущих занятий. Ни на минуту не забывайте, что ушу — гармоничный сплав рукопашного боя, спорта, пси­хофизического тренинга, философских воззрений, культурных традиций, этико-моральных принципов и оздоровительных систем и многое в определе­нии конкретно вашего пути зависит от того, какой именно из аспектов ушу вас интересует в первую очередь.

Если ответ на вопрос «Чем заниматься?» цели­ком определяется вашим желанием, то решение проблемы «Как тренироваться?» — вашими фи­зическими возможностями.

Если вы молоды, полны энергии и сил, немало времени посвятили традиционным видам физиче­ской культуры, то не опасайтесь нагрузок, выпол­няйте рекомендуемые движения в высоком темпе. Если же вы мало занимались спортом, имеете лишний вес, дефекты осанки и другие отклонения в здоровье, если с трудом переносите даже нера­чительные физические нагрузки — не спешите. Выполняйте упражнения в спокойном темпе. Плав­но, не спеша, лепите свое будущее совершенство. Двигайтесь вперед без рывков, но твердо и на­стойчиво.

ПСИХИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ И МЕДИТАЦИЯ

Помните, что во всех воинских искусствах Вос­тока необычайно важен психический настрой. В Китае психическая культура занимает столь же значимое место, как культура речи или поведения.

Современный человек слишком редко напряга­ется до предела. Только экстремальная ситуация (в том числе поединок) способна пробудить в нем дремлющие силы. Поэтому, отрабатывая даже са­мые простые гимнастические движения, вы долж­ны чувствовать себя бойцом, разминающимся пе­ред схваткой. Только в вас самих источник буду­щей силы.

Итак, перед тренировкой:

— Необходимо сосредоточиться, выбросить из головы проблемы и неурядицы, болезни и тягости.

— Во время занятий нельзя отвлекаться, раз­говаривать, принимать пищу.

— Отдыхом на тренировке служат смена уп­ражнений, дыхательные комплексы, а также меди­тация (чань) — основной способ психической тренировки, применяемый также в индийской йоге. В самом общем смысле под медитацией понимают сосредоточенное размышление на конкретную тему или мысленное выполнение какого-либо упражне­ния. Каждая ваша тренировка должна начинаться и заканчиваться медитацией.

Приступаем к тренировке.

Вы хорошо проветрили помещение для занятий или - нашли уединенную поляну в светлом моло­дом лесу.

На вас свободная, не мешающая движениям одежда.

Поблизости нет ни скоплений людей, ни мощ­ных работающих механизмов.

Вы приветствуете место своих занятий тради­ционным жестом (рис. 1) и принимаете позу для медитации (рис. 2).


Мысленно вы проверяете правильность посадки. Затем начинаете говорить сами себе — опять же мысленно. Эти беззвучные слова — формулы — уже сама чань.

«...Мои ноги расслаблены. Они наполняются кровью... Расслабленное тепло заполняет колени... Стопы... Ноги и таз сливаются... в спокойном рас­слаблении... Монолит фундамента... Тяжелый, еди­ный с землей монолит... Корни... Позвоночник вып­рямлен... Это стебель... Он тянется к небу... Я ле­гонько подвешен за макушку... Нерушимая связь земля—человек—небо... Расслабленные плечи сте- кают руками на бедра... Так замыкается круг,..»

Набравшись опыта, вы сможете принимать позу чань одним мысленным приказом, не облеченным в словесную форму, но Описывающим все, о чем сказано выше.

Дальнейшая медитация может быть произволь­ной. Единственное условие: она должна настраи­вать вас на тренировку. Последовательность обра­зов может быть такой:

«Сумрак леса... Сумрак жизни... Я раздвигаю заросли... Передо мной залитая солнцем поляна... Это мир ушу... По этой траве ступали великие учителя... Ступали мягко, пружинисто... Тигр под­крадывается к добыче... В этом воздухе двига­лись тела мастеров ушу... Упругая мощь... Мяг­кая сила... Ноги мягкие, как пух, и твердые, как железо... Полёт дракона... Бросок змеи... Стреми­тельность и точность.. Неуловимое совершенст­во.. Я вхожу на поляну... Я готов учиться... Поз­вольте мне идти вашей дорогой.

...Покажите мне Путь.. Я встаю...»

Вы открываете глаза и встаете.

Не пожимайте недоуменно плечами. Это не бес­смысленный набор фраз, не дань мистике, а сло­весные формулы, позволяющие совершенствовать свою психику. Вдумайтесь в слова медитации, вспомните, что вы читали или слышали об ауто­генной тренировке, самовнушении, гипнозе — и вы поймете, что это вовсе не бессмысленная че­пуха, а оригинальное упражнение на сосредото­чение, концентрацию вашей психической энер­гии. Эффективность медитации проверена и дока­зана тысячелетним опытом миллионов мастеров ушу, каратэ, таеквондо и йоги. С ее помощью и вы можете сами для себя стать доктором Кашпировским.

РАЗМИНКА

После медитации можно переходить к разминке. Если есть возможность, сделайте пробежку. Напо­минаем: длительность и интенсивность упражнений зависят от вашего состояния и предварительной подготовки.

После пробежки займите положение кайлибу — основная стойка (рис. 3). Стопы плотно прилега­ют к земле. Колени подсогнуты и подпружинены. Таз слегка выдвинут вперед, что позволяет спря­мить поясничный изгиб позвоночника. Плечи сво­бодны и расслаблены, они висят на стержне поз­воночника, как на вешалке, и немного выдвинуты вперед. В подмышечных впадинах — пустота,


воздух. Эти требования относятся ко всем базо­вым упражнениям ушу.

Для начала потрите ладони друг о друга, ра­зогрейте их. Пусть кровь наполнит расслабленные руки. На протяжении всей тренировки ладони дол­жны быть теплее лица. Разотрите тыльную сторо­ну кистей, запястья. Стальное запястье — одно из требований шоуфа — кистевой работы.

Разгладьте ладонями кожу лица. От носа по ще­кам, от переносицы по бровям. Морщины на лбу — признак нездоровой души. Расслабьте ли­цевые мышцы. Вспомните светлую улыбку древ­них изображений Будды.

Помассируйте затылок и заднюю поверхность шеи.

Теперь переднюю поверхность шеи плавными движениями от подбородка вниз.

Не поворачивая корпуса, посмотрите через ле­вое плечо. Через правое. Еще несколько раз сме­ните положение головы.

Запрокиньте голову, посмотрите в нёбо. Опустите голову, посмотрите в землю до пределам по­
вторите несколько раз.

Повращайте головой: наклоните ее к плечу, за­-
прокиньте назад, наклоните к другому плечу, за-­
тем вперед — несколько раз в одну сторону, по­
том в другую.

Упражнение «Засыпающий удав» (рис. 4). Ру­ки за головой — вдох, расправить плечи. На ши­пящем выдохе локти сходятся (с наклоном голо­вы и округлением спины). Выдох осуществляется через щель между языком и верхними зубами. Повторить 5—6 раз.

Снова вернемся к кистям рук. Сцепите пальцы в «замок». Вращайте кисти в лучезапястных сус­тавах 10—20 сек. (рис. 5).

Расцепите кисти, повращайте ими перед грудью, амплитуда максимальная.

Закрепите локти перед собой на уровне груди. Вращайте предплечьями, прорабатывая локтевой сустав, в течение 10 сек. Затем столько же времени в обратную сторону (рис. 6).

Разведите согнутые в локтях руки в стороны. Закрепите локти, вращайте предплечьями в обе стороны по 10 сек. (рис. 7).

Опустите руки. Поднимайте и опускайте пле­чи 10—12 раз.

В той же позиции сделайте упражнение «кай-хэ»: открывание—закрывание грудной клетки. Для это­го сведите плечи вперед—внутрь до предела выдох, затем отведите их назад (лопатки сходят­ся) — вдох, Повторите 9—12 раз, Темп медлен­ный. После выдоха обязательная пауза (рис. 8).

Переходите к упражнению «Посмотреть в не­бо». На вдохе поднимите руки вверх – назад - чуть в стороны с поворотом ладоней к небу. В конце вдоха нужно обратиться вверх лицом, ладо­нями и верхней третью груди, прогнуться — при этом руки отводятся назад, До предела, но без наклона спины назад. Затем медленный выдох — руки вниз. Повторить 5—9 раз (рис. 9).


 



 




«Плечевой веер» — выполняется в основной стойке. Плечи совершают круговые движения: правое вперед—вверх—назад—вниз, а левое в это же время назад—вниз—вперед—вверх, т. е. плечи вращаются как единая система, напоминающая ко­ромысло.

«Веерная защита» — не останавливая вращения, подключите к движению согнутые в локтях руки. Постепенно увеличивайте амплитуду вращения. Добейтесь согласованного движения рук: когда правая защищает голову, левая прикрывает пах. Спину держите прямо. Сопровождайте «веер» по­воротами вокруг оси позвоночника (рис. 10). Вра­щение корпусом выполняется плавно, без рывков. Взгляд лучше обращать вовнутрь, сосредотачиваясь на образе подвижного гибкого позвоночника.

«Потрогать землю». В начале этого упражнения выполняется вдох «Посмотреть в небо», затем следуют три глубоких наклона вперед с непрерыв­ным выдохом и обязательным касанием ладонями земли. 5 - 9 раз.


вес тела на другую ногу. Проделайте это 10—12 раз. При идеальном выполнении нужно держаться ладонями за подъемы обеих стоп (рис. 12).

Встаньте в бинбу. Вынесите прямую ногу впе­ред. Повращайте стопой в голеностопном суставе в обе стороны. Смените ногу.

Приведенные выше 27 упражнений не являются
единственно возможным вариантом разминки.
Можно использовать и другие известные вам ­упражнения. *

РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Если разминка, ставит своей целью разогрев мышц, сухожилий и суставов для профилактики травм, то развивающие упражнения — непосредствен­ную подготовку к выполнению приемов. Большин­ство из них не являются чем-то особым. Напри­мер, к развивающим упражнениям относится уже знакомая вам «веерная защита» — одно из базо­вых вращений в стиле Крыло Орла. Они могут выполняться цельным блоком в приведенном нами порядке или


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.