Роль и значение постановлений Конституционного Суда РФ в регламентации уголовного судопроизводства. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Роль и значение постановлений Конституционного Суда РФ в регламентации уголовного судопроизводства.

2017-11-16 1190
Роль и значение постановлений Конституционного Суда РФ в регламентации уголовного судопроизводства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В системе источников уголовно-процессуального права сравнительно недавно начали играть существенную роль и постановления Конституционного Суда РФ. Во-первых КС РФ вправе признать уголовный закон неконституционным. Во-вторых обязательными для применения являются постановления КС РФ, непосредственно имеющие значения для уголовного судопроизводства.

Конституционному Суду РФ не предоставлено право давать разъяснения судам общей юрисдикции по вопросам практики применения закона при разрешении уголовных дел. Но он, вторгаясь в сферу основных полномочий Верховного Суда РФ, все чаще делает это в своих постановлениях и определениях, ссылаясь на некий "конституционно-правовой смысл" конкретных предписаний действующего УПК и требуя, чтобы они (эти предписания) соблюдались в соответствии с его истолкованием.


14. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и нормативно-правовые акты министерств и ведомств: условия и пределы их действия в сфере уголовного судопроизводства.

При принятии решений в уголовном судопроизводстве широко используются разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

К числу постановлений Пленума Верховного Суда РФ, связанных с этими событиями, можно было бы отнести, например, следующие: "О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных"; "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".


15. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие уголовно-процессуального закона в пространстве. Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное. Нормы настоящего УПК применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации.

Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами УПК РФ.Процессуальные действия в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Действие уголовно-процессуального закона во времени. При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения.


16. Понятие, значение и система принципов уголовного процесса.

Под принципами уголовного процесса понимаются руководящие положения. Принципы выражают сущность процесса, его характерные черты. В систему принципов уголовного процесса входят:

1) принцип законности;

2) принцип осуществления правосудия только судом;

3) принцип уважения чести и достоинства личности;

4) неприкосновенность личности. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судеб­ному решению. До судебного решения лицо не может быть задер­жано на срок более 48 часов. В указанной норме закреплено ос­новное содержание принципа неприкосновенности личности;

5) охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве – от государственных органов и должностных лиц, осу­ществляющих уголовный процесс, требуется разъяснить участву­ющим в деле лицам их права, обязанности и ответственность, а также обеспечить возможность осуществления этих прав;

6) неприкосновенность жилища – никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом;

7) тайна переписки, телефонных и иных переговоров, постовых, телеграфных и иных сообщений;

8) презумпция невиновности;

9) состязательность сторон: разделение функций обвинения и защиты, обе стороны имеют равные права, суд нейтрален и не выступает на стороне защиты или обвинения;

10) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

11) свобода оценки доказательств;

12) язык уголовного судопроизводства: ведется на государственном – русском языке;

13) право на обжалование процессуальных действий и решений.


17. Принцип публичности в уголовном процессе.

Принцип публичности прямо не записан в УПК, но подразумевает публичный интерес - это охраняемый законом интерес, за которым стоят общество и государство. В уголовном судопроизводстве публичный интерес выражается в создании обстановки неотвратимости наказания за совершенное преступление и привлечении к уголовной ответственности виновных. Он выражается также в обязанности государственных органов и должностных лиц в пределах своей компетенции обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Защищая публичный интерес, уполномоченные органы и должностные лица осуществляют свои функции, как правило, независимо от воли отдельных организаций и граждан.


18. Презумпция невиновности в уголовном процессе.

В соответствии с принципом презумпции невиновности каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Презумпция невиновности выражает не личное мнение судьи, следователя, прокурора. Это объективное правовое положение, из которого вытекает ряд важных следствий:

1) ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности и осужден;

2) никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;

3) по каждому уголовному делу обстоятельства, подлежащие установлению, должны включать также обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, смягчающие и отягчающие его наказание, а также обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;

4) признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинительного приговора только при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу;


19. Гарантии неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве.

Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом: законное содержание лица под стражей; законный арест; законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний;

Принцип неприкосновенности личности определяет основания и условия ограничения свободы человека в уголовном судопроизводстве, а также круг процессуальных гарантий от произвольного нарушения права на личную неприкосновенность.

Принцип неприкосновенности личности также устанавливает, что ограничение свободы в уголовном судопроизводстве допускается только на строго определенный срок, по истечении которого лицо должно быть немедленно освобождено. Так, согласно ч. 1 ст. 10 УПК до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. УПК устанавливает максимальный срок содержания под стражей (ст. 109), в медицинском или психиатрическом стационаре (ст. 203).


20. Понятие и система участников уголовного судопроизводства.

Участники уголовного процессы – это лица участвующие в нем. В зависимости от выполняемых процессуальных функций УПК РФ классифицирует участников уголовного процесса следу­ющим образом:

1) суд, выполняющий функцию правосудия;

2) участники уголовного судопроизводства со стороны обвине­ния, выполняющие функцию обвинения и осуществляющие уголов­ное преследование (прокурор, следователь, начальник следствен­ного отдела, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя);

3) участники уголовного судопроизводства со стороны защиты, выполняющие функцию защиты - подозреваемый, обвиняемый, за­конные представители несовершеннолетнего обвиняемого, защит­ник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика;

4) иные участники уголовного судопроизводства. Они не вы­полняют уголовно-процессуальных функций, их участие, как пра­вило, носит эпизодический характер и собственного интереса в де­ле они не имеют. К этой группе относятся перечисленные в гл. 8 УПК свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые. К ним можно также отнести поручителей, залогодателей, секрета­рей судебных заседаний.


21. Суд как орган судебной власти в уголовном судопроизводстве. Полномочия суда на различных стадиях процесса.

Суд как вершина правовой системы поставлен на более высокую ступень по сравнению с иными правоохранительными органами.

В соответствии со ст. 29 УПК только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения: об избрании мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста; о продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответствующих судебных экспертиз; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска (за исключением случаев личного обыска при задержании, заключении под стражу, при производстве обыска, например, в помещении, если имеются достаточные основания полагать, что присутствующий на обыске скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для дела); о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемке в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности, кроме отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

Сохранено жесткое правило о том, что судья не может участвовать в повторном рассмотрении уголовного дела, если им ранее принималось решение, поэтому делу; судья не может участвовать в судебном разбирательстве, если им принималось решение об аресте, о продлении срока содержания под стражей, если он рассматривал жалобу по этим вопросам.

22. Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе. Его основные функции и полномочия при предварительном следствии, дознании и судебном разбирательстве.

Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе определяется задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

По существу, прокурор возглавляет всю деятельность по уголовному преследованию, поскольку на нем лежит обязанность возбудить уголовное дело или дать согласие на его возбуждение следователю и др.; участвовать в производстве предварительного расследования; давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения. Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд, где поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор должен предотвращать или отменять незаконные решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к нему меры пресечения и др., принимать меры к обеспечению прав потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и всех иных участников уголовного судопроизводства, рассматривать и разрешать их ходатайства и жалобы. При отсутствии к тому оснований прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены в УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекращение уголовного преследования, а в суде отказ прокурора от обвинения - прекращение дела.

Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущности обвинения и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. От других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании.


23. Органы предварительного следствия в уголовном процессе: краткая характеристика.

Вопросы 25, 26


24. Органы дознания в уголовном процессе: краткая характеристика.

Органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К ним относятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственной противопожарной службы; капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от места расположения органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ; органы Госнаркоконтроля; органы пограничной службы РФ; таможенные органы РФ.

Все перечисленные выше органы дознания, кроме капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, а также глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, наделены полномочиями по производству дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно и выполнению неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Что же касается капитанов судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений, то эти органы дознания полномочны лишь возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по делам о преступлениях, совершенных по месту их нахождения или в пределах их территории.

Поскольку основными задачами полиции являются охрана общественного порядка, общественной безопасности и борьба с преступностью, она первая обнаруживает большую часть преступлений, поэтому закон наделяет ее правом производства дознания по всем делам, кроме дел, отнесенных к компетенции других органов дознания.

Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями.


25. Процессуальное положение следователя и дознавателя. Их процессуальные взаимоотношения с прокурором и судом.

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь уполномочен возбуждать, с согласия прокурора, уголовные дела, принимать их к своему производству или передавать прокурору для направления по подследственности, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий.

Для установления всех этих обстоятельств следователь вправе производить любые следственные действия, предусмотренные законом: вызывать по находящимся в его производстве делам любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотр, обыск и освидетельствование, следственные эксперименты и т.д.; требовать от учреждений, предприятий и организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, производства ревизии; на основании и в порядке, установленных законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом и ответчиком, осуществлять задержание подозреваемых, применять меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, привлекать лиц в качестве обвиняемых; приостанавливать и прекращать уголовное преследование или уголовные дела, а также направлять их через прокурора в суд. Вышестоящий прокурор не может обязать следователя выполнить эти следственные действия вопреки его внутреннему убеждению, поэтому он поручает производство по данному делу другому следователю.

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания. Дознаватель может самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение. По отдельным вопросам дознания решения принимаются от имени органа дознания или утверждаются начальником органа дознания. Лицо, проводящее оперативно-розыскные мероприятия не может осуществлять дознание. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.