Проблема соотношение обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Проблема соотношение обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии

2017-11-15 511
Проблема соотношение обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, физиологическое, психическое (усложнение процессов отражения действительности: ощущения, восприятия, память, мышление и др.), социальное (постепенное вхождение в общество - в общественные, экономические, правовые и др. отношения). Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое развитие, за свою жизнь и жизнь других.

Соотношение обучения и развития является одной из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что:

а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.Выготский, Б.Ананьев)

б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития, по Л.И.Анциферовой, являются необратимость, прогресс/рьгресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство сохранения и изменения.

 

Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:

- обучение и есть развитие (У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон, К.Кафка), хотя про­грамма научения понимается всеми по разному;

- обучение - это только внешние условия созревания, развития, т.е. «обучение идет в хвосте развития» (В.Штерн);

- «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития, незави­симо от того, обучается ребенок или нет», т.е. развитие не зависит от обучения (Ж.Пиаже);

- «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразо­вания» (Л.Выготский, Дж. Брунер), обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие, обучение должно ориентироваться на завтрашний день детского развития.

Движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и тип его связей с окружающей средой. Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным.

В русле понимания психического развития как внутренне противоречивого, связанного с возникновением психических и личностных новообразований процесса, Л.Выготский вслед за П.П.Блонским, рассматривает определенные эпохи, стадии, фазы в общей схеме переломов, или кризисов развития. При этом в качестве критериев их разграничения, по Л.Выготскому, выступают характеризующие сущность каждого возраста новообразования. При этом само психическое развитие характеризуется как прогрессивное качественное изменение личности, в ходе которого с разной динамикой формируются возрастные новообразования. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном и определяют сознание ребенка, его отношение к среде; его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».

Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно, По Л.Выготскому, оно может носить революционный, иногда катастрофический характер. Резкие сдвиги, обострение противоречий, повороты в развитии могут принимать «форму острого кризиса». В психологии известны 6 кризисных периодов (по Л.Выготскому):

1. кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

2. кризис 1 года - от младенчества к раннему детству.

3. кризис 3 лет - переход от раннего детства к дошкольному возрасту.

4. кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом.

5. кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту (пубертатность - возмужание, половая зрелость).

6. кризис 17 лет - переход к юности.

 

Для педагогической психологии в целом и для определения типического «психологиче­ского портрета» обучающегося на каждой ступени образовательной системы важно, в частности, положение Д.Б.Эльконина «... то, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования, и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде». За этими изменениями педагогическая система может «не поспевать» (Л.Выготский), в результате чего возникает эффект трудновоспитуемости, неуспеваемости, одна из причин которого кроется в самой динамике возрастного становления.

Л.Выготский ввел очень важное для пед. психологии понятие «социальной ситуации развития», которая определяет содержание, формирование центральной линии развития, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития есть некоторая «система отношений» ребенка и социальной среды. Изменение этой системы определяет и основной закон динамики возрастов. «Согласно закону, силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к разрушению и отрицанию самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития, и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

При этом Л.Выготский все время подчеркивает, что психическое развитие - это цело­стное развитие всей личности. Понятие социальной ситуации развития как отношения ре­бенка к социальной действительности достаточно емкое, оно включает в себя и средство реа­лизации этого отношения - деятельность. Согласно А.Н.Леонтьеву, «одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль, другие -подчиненную».

 

Считается, что психическое развитие ребенка, как и целостное развитие человека, осу­ществляется единовременно по линиям:

познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);

психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);

личности (направленности, ценностных ориентации, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).

Линии (стороны) развития ребенка могут быть представлены и несколько по-другому - как развитие:

а) знаний и способов деятельности;

б) психологических механизмов применения усвоенных способов;

в) личности, куда включена и деятельность. Можно выделять в качестве таких линий, наряду с интеллектуальным, и языковое развитие.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.