Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-11-15 | 511 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, физиологическое, психическое (усложнение процессов отражения действительности: ощущения, восприятия, память, мышление и др.), социальное (постепенное вхождение в общество - в общественные, экономические, правовые и др. отношения). Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое развитие, за свою жизнь и жизнь других.
Соотношение обучения и развития является одной из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что:
а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.Выготский, Б.Ананьев)
б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития, по Л.И.Анциферовой, являются необратимость, прогресс/рьгресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство сохранения и изменения.
Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:
|
- обучение и есть развитие (У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон, К.Кафка), хотя программа научения понимается всеми по разному;
- обучение - это только внешние условия созревания, развития, т.е. «обучение идет в хвосте развития» (В.Штерн);
- «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития, независимо от того, обучается ребенок или нет», т.е. развитие не зависит от обучения (Ж.Пиаже);
- «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л.Выготский, Дж. Брунер), обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие, обучение должно ориентироваться на завтрашний день детского развития.
Движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и тип его связей с окружающей средой. Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным.
В русле понимания психического развития как внутренне противоречивого, связанного с возникновением психических и личностных новообразований процесса, Л.Выготский вслед за П.П.Блонским, рассматривает определенные эпохи, стадии, фазы в общей схеме переломов, или кризисов развития. При этом в качестве критериев их разграничения, по Л.Выготскому, выступают характеризующие сущность каждого возраста новообразования. При этом само психическое развитие характеризуется как прогрессивное качественное изменение личности, в ходе которого с разной динамикой формируются возрастные новообразования. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном и определяют сознание ребенка, его отношение к среде; его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».
|
Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно, По Л.Выготскому, оно может носить революционный, иногда катастрофический характер. Резкие сдвиги, обострение противоречий, повороты в развитии могут принимать «форму острого кризиса». В психологии известны 6 кризисных периодов (по Л.Выготскому):
1. кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
2. кризис 1 года - от младенчества к раннему детству.
3. кризис 3 лет - переход от раннего детства к дошкольному возрасту.
4. кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом.
5. кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту (пубертатность - возмужание, половая зрелость).
6. кризис 17 лет - переход к юности.
Для педагогической психологии в целом и для определения типического «психологического портрета» обучающегося на каждой ступени образовательной системы важно, в частности, положение Д.Б.Эльконина «... то, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования, и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде». За этими изменениями педагогическая система может «не поспевать» (Л.Выготский), в результате чего возникает эффект трудновоспитуемости, неуспеваемости, одна из причин которого кроется в самой динамике возрастного становления.
Л.Выготский ввел очень важное для пед. психологии понятие «социальной ситуации развития», которая определяет содержание, формирование центральной линии развития, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития есть некоторая «система отношений» ребенка и социальной среды. Изменение этой системы определяет и основной закон динамики возрастов. «Согласно закону, силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к разрушению и отрицанию самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития, и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».
При этом Л.Выготский все время подчеркивает, что психическое развитие - это целостное развитие всей личности. Понятие социальной ситуации развития как отношения ребенка к социальной действительности достаточно емкое, оно включает в себя и средство реализации этого отношения - деятельность. Согласно А.Н.Леонтьеву, «одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль, другие -подчиненную».
|
Считается, что психическое развитие ребенка, как и целостное развитие человека, осуществляется единовременно по линиям:
познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);
психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);
личности (направленности, ценностных ориентации, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).
Линии (стороны) развития ребенка могут быть представлены и несколько по-другому - как развитие:
а) знаний и способов деятельности;
б) психологических механизмов применения усвоенных способов;
в) личности, куда включена и деятельность. Можно выделять в качестве таких линий, наряду с интеллектуальным, и языковое развитие.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!