Понятие конституционного контроля — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Понятие конституционного контроля

2017-11-18 195
Понятие конституционного контроля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституция России, устанавливая судеб­ную систему Российской Федерации, констати­рует, что «Судебная власть осуществляется по­средством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизвод­ства»[2].

Одним из высших федеральных органов судебной власти как указано в ст. 1 ФКЗ «О кон­ституционном Суде РФ» является «Кон­ституционный Суд Российской Федерации - су­дебный орган конституционного контроля, са­мостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционно­го судопроизводства»[3]. Судебный консти­туционный контроль - важный элемент систе­мы разделения властей.

В некоторых государствах конституцион­ный контроль возложен на общую судебную систему (США, Канада, Япония и др.)[4]. Другие страны (Австрия, ФРГ, Италия и др.) в этих целях создали конституционные суды.

В СССР до конца 80-х гг. идея судебного конституционного контроля отвергалась. Кон­ституционный контроль в определённой мере осуществлялся высшими представительными органами государственной власти. Так, по Кон­ституции 1918 г. верховным органом власти яв­лялся Всероссийский съезд Советов, который принимал, изменял и дополнял Конституцию, отменял акты, ей противоречащие. В период между съездами Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) контроли­ровал соблюдение Конституции, имел право отменять или приостанавливать постановле­ния и решения правительства.

Аналогичные полномочия были представ­лены по Конституции СССР 1924 г. Централь­ному Исполнительному Комитету (ЦИК) СССР и его Президиуму. Кроме того, опреде­лёнными функциями конституционного кон­троля был наделён и Верховный Суд СССР[5], который давал по требованию ЦИК СССР[6] заключения о законности актов со­юзных республик с точки зрения Конституции СССР. Верховный Суд имел право по собствен­ной инициативе делать представления о при­остановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоря­жений центральных органов и союзных нарко­матов.

Конституция СССР 1936 г. право принятия, изменения и дополнения Основного закона зак­репила за Верховным Советом СССР, а конституционный контроль возложила на Пре­зидиум Верховного Совета СССР.

Эти полномочия указанных органов были сохранены и в Конституции СССР 1977г. В де­кабре 1988 г. в Конституцию СССР были внесе­ны изменения и дополнения, предусматриваю­щие создание Комитета конституционного над­зора СССР, избираемого Съездом народных де­путатов СССР сроком на 10 лет. 23 декабря 1989 г. состоялось принятие Закона «О конституци­онном надзоре в СССР»[7] и в 1990 г. в составе 27 человек Комитет конституционного надзора был избран. Согласно закону Комитет конституци­онного надзора имел право проверять на соот­ветствие Конституции СССР проекты законов и действующие акты, принятые Съездом народных депутатов, Верховным Советом и его палатами, акты Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР, акты других государственных органов и общественных орга­низаций. Комитет обладал законодательной инициативой, имел особые права в связи с воз­буждением вопроса о смещении с должности Президента СССР, рассматривал разногласия между Союзом ССР и союзными республиками, а также между республиками и национально-го­сударственными образованиями. Он имел, од­нако, ограниченную компетенцию, был наделён правом лишь приостанавливать, а не отменять признанные им неконституционными правовые акты, за исключением актов, нарушающих ос­новные права и свободы человека.

15 декабря 1990 г. в Конституцию РСФСР были включены положения о создании не ко­митета, а Конституционного Суда как специа­лизированного органа судебного конституци­онного контроля.

Порядок его формирования и компетенция регламентировались Законом Российской Фе­дерации о Конституционном Суде от 12 июля 1991 г., а 30 октября того же года Пятый (Вне­очередной) Съезд народных депутатов РСФСР избрал 13 судей этого Суда и которым был при­нят ряд решений, имевших большой в то время общественный резонанс. В частности, решения по вопросу о конституционности актов, касаю­щихся деятельности КПСС, о конституционно­сти правоприменительной практики, связан­ной и индексацией доходов и сбережений насе­ления и др.

После громких событий в России 3-4 октяб­ря 1993 г. в период возникновения разногласий между Председателем Верховного Совета РСФСР Хасбулатовым и Президентом РФ Ельциным Б.Н. активная деятельность Консти­туционного Суда РФ была практически приос­тановлена. 24 декабря 1993 г. Указом Президен­та РФ Б.Н. Ельциным Конституционный Суд РФ был признан недействующим, т. к. оказал­ся в глубоком кризисном состоянии.

В связи с принятием Конституции Россий­ской Федерации 1993 г., установившей в ст. 125 новые положения, регламентирующие органи­зацию и основы полномочий Конституционно­го Суда, в июле 1994 г. был принят ФКЗ «О Кон­ституционном Суде Российской Федерации.

Полномочия, порядок образования и дея­тельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Рос­сии (ст. 125) и ФКЗ «О конституционном Суде РФ» (ст. 3).

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и граж­данина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Консти­туции РФ:

а) федеральных законов, нормативных ак­тов Президента РФ, Совета Федерации, Госу­дарственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а так­же законов и иных нормативных актов субъек­тов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государствен­ной власти РФ и органов государственной вла­сти субъектов РФ;

в) договоров между органами государствен­ной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органа­ми государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государ­ственной власти;

б) между органами государственной влас­ти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными орга­нами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституци­онных прав и свобод граждан и по запросам су­дов проверяет конституционность закона, при­менённого или подлежащего применению в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет консти­туционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) даёт толкование Конституции РФ;

5) даёт заключение о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения Пре­зидента РФ в государственной измене или со­вершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициати­вой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предос­тавляемые ему Конституцией РФ, Федератив­ным договором и федеральными конституци­онными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключённы­ми в соответствии со статьёй 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ве­дения и полномочий между органами государ­ственной власти РФ и органами государствен­ной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и пред­назначению в качестве судебного органа кон­ституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исклю­чительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздер­живается от установления и исследования фак­тических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельно­сти Конституционный Суд РФ принимает Рег­ламент Конституционного Суда РФ[8].

Конституционный Суд РФ состоит из де­вятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Прези­дента РФ (ст. 128 Конституции РФ, ст. 4 ФКЗ «О конституционном Суде РФ»), вправе осуще­ствлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трёх четвертей от общего чис­ла судей.

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определённым сроком[9] (до 5 апреля 2005 г. действовало ограничение срока полномочий не более 15 лет).

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.