Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
|
из
5.00
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
|
|
Способ расчёта смешанного произведения векторов чисто алгебраический:
Смешанное произведение векторов
, заданных в ортонормированном базисе
правой ориентации, выражается формулой:

Определение, строго говоря, неполное, но в теоретические тонкости вникать не будем, правая ориентация базиса – это его «нормальная» ориентация, в которой мы будем решать практические задачи. Вполне достаточно.
Как и для векторного произведения, координаты векторов следует «укладывать» в определитель в строгом порядке. Если в смешанном произведении
выбрать два вектора (любых) и переставить их местами, то нужно переставить и соответствующие строки определителя. А по свойству определителя, при перестановке двух строк он меняет знак. Таким образом, при перестановке любых двух векторов смешанное произведение меняет знак.
Следует отметить, что координаты векторов не обязательно записывать в строки, их можно записать и в столбцы – слева направо, и тоже в строгом порядке:

Значение определителя от этого не изменится.
Второй важный момент касается компланарности векторов. Как уже отмечалось, если векторы
компланарны, то 
Такое задание уже было!
Пример 11
Даны векторы
.
Вычислить:
а) смешанное произведение векторов;
б) объём параллелепипеда, построенного на векторах
;
в) объём тетраэдра, построенного на векторах
.
Решение: Всё быстро и просто:
а) По формуле смешанного произведения:
(Определитель раскрыт по первому столбцу)
б) Объём параллелепипеда, построенного на векторах
, равен модулю смешанного произведения данных векторов:

в) Вычислим объём тетраэдра, построенного на данных векторах:

Ответ: 
В пункте а) тоже можно было добавить размерность «кубические единицы», но здесь к объёму добавляется знак «минус», поэтому смотреться будет всё-таки не очень.
На практике, по моей субъективной оценке, в 95-99% случаев требуется вычислить объём треугольной пирамиды:
Пример 12
Вычислить объём треугольной пирамиды, если даны её вершины 
Решение: рекомендую выполнить схематический рисунок пирамидки, чтобы лучше понять суть проводимых действий.
Сначала найдём векторы:

Вычислим смешанное произведение:
(Определитель раскрыт по первой строке)
Вычислим объём треугольной пирамиды
:

Ответ: 
Рассмотренная задача имеет не единственное решение, можно было взять и другую группу векторов, начиная движение от любой другой вершины пирамиды. Чем-то похоже на задачу предыдущей части урока о площади треугольника.
Объём тетраэдра – хит смешанного произведения, поэтому заключительный счастливый номер пусть будет таким же:
Пример 13
Вычислить объём пирамиды, заданной вершинами 
Это пример для самостоятельного решения. В образце решения рассмотрены векторы, отложенные от «традиционной» точки
.
Решения и ответы:
Пример 2: Решение: По соответствующей формуле:
Ответ: 
Пример 5: Решение:
1) Выразим вектор
через вектор
:
2) Вычислим длину векторного произведения:
Ответ: 
Пример 7: Решение: 1) Найдём векторное произведение:
2) Вычислим длину векторного произведения:
Ответ: 
Пример 9: Решение: Найдём вектор:
.
Векторное произведение:
Площадь параллелограмма:
Ответ: 
Пример 13: Решение: Найдём векторы:
Вычислим смешанное произведение:
(Определитель раскрыт по первой строке)
Вычислим объём пирамиды
:
Ответ: 
Формулы деления отрезка в данном отношении.
Формулы координат середины отрезка
Понятие деления отрезка в данном отношении
Нередко обещанного вовсе ждать не приходится, сразу рассмотрим пару точек
и, очевидное невероятное – отрезок
:
Рассматриваемая задача справедлива, как для отрезков плоскости, так и для отрезков пространства. То есть, демонстрационный отрезок можно как угодно разместить на плоскости или в пространстве. Для удобства объяснений я нарисовал его горизонтально.
Что будем делать с данным отрезком? На этот раз пилить. Кто-то пилит бюджет, кто-то пилит супруга, кто-то пилит дрова, а мы начнём пилить отрезок на две части. Отрезок
делится на две части с помощью некоторой точки
, которая, понятно, расположена прямо на нём:

В данном примере точка
делит отрезок
ТАКИМ образом, что отрезок
в два раза короче отрезка
. ЕЩЁ можно сказать, что точка
делит отрезок
в отношении
(«один к двум»), считая от вершины
.
На сухом математическом языке этот факт записывают следующим образом:
, или чаще в виде привычной пропорции:
. Отношение отрезков принято стандартно обозначать греческой буквой «лямбда», в данном случае:
.
Пропорцию несложно составить и в другом порядке:
– сия запись означает, что отрезок
в два раза длиннее отрезка
, но какого-то принципиального значения для решения задач это не имеет. Можно так, а можно так.
Разумеется, отрезок легко разделить в каком-нибудь другом отношении, и в качестве закрепления понятия второй пример:
Здесь справедливо соотношение:
. Если составить пропорцию наоборот, тогда получаем:
.
После того, как мы разобрались, что значит разделить отрезок в данном отношении, перейдём к рассмотрению практических задач.
Формулы деления отрезка в данном отношении на плоскости
Если известны две точки плоскости
, то координаты точки
, которая делит отрезок
в отношении
, выражаются формулами:

Такая вот универсальная задача.
Пример 1
Найти координаты точки
, делящей отрезок
в отношении
, если известны точки 
Решение: В данной задаче
. По формулам деления отрезка в данном отношении, найдём точку
:

Ответ: 
Обратите внимание на технику вычислений: сначала нужно отдельно вычислить числитель и отдельно знаменатель. В результате часто (но далеко не всегда) получается трёх- или четырёхэтажная дробь. После этого избавляемся от многоэтажности дроби и проводим окончательные упрощения.
В задаче не требуется строить чертежа, но его всегда полезно выполнить на черновике:
Действительно, соотношение
выполняется, то есть отрезок
в три раза короче отрезка
. Если пропорция не очевидна, то отрезки всегда можно тупо измерить обычной линейкой.
Равноценен второй способ решения: в нём отсчёт начинается с точки
и справедливым является отношение:
(человеческими словами, отрезок
в три раза длиннее отрезка
). По формулам деления отрезка в данном отношении:

Ответ: 
Заметьте, что в формулах необходимо переместить координаты точки
на первое место, поскольку маленький триллер начинался именно с неё.
Также видно, что второй способ рациональнее ввиду более простых вычислений. Но всё-таки данную задачу чаще решают в «традиционном» порядке. Например, если по условию дан отрезок
, то предполагается, что вы составите пропорцию
, если дан отрезок
, то «негласно» подразумевается пропорция
.
А 2-ой способ я привёл по той причине, что частенько условие задачи пытаются намеренно подзапутать. Именно поэтому очень важно выполнять черновой чертёж чтобы, во-первых, правильно проанализировать условие, а, во-вторых, в целях проверки.
Пример 2
Даны точки
. Найти:
а) точку
, делящую отрезок
в отношении
;
б) точку
, делящую отрезок
в отношении
.
Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.
Иногда встречаются задачи, где неизвестен один из концов отрезка:
Пример 3
Точка
принадлежит отрезку
. Известно, что отрезок
в два раза длиннее отрезка
. Найти точку
, если
.
Решение: Из условия следует, что точка
делит отрезок
в отношении
, считая от вершины
, то есть, справедлива пропорция:
. По формулам деления отрезка в данном отношении:

Сейчас нам неизвестны координаты точки
:
, но это не является особой проблемой, так как их легко выразить из вышеприведённых формул. В общем виде выражать ничего не стОит, гораздо проще подставить конкретные числа и аккуратно разобраться с вычислениями:

Ответ: 
Для проверки можно взять концы отрезка
и, пользуясь формулами в прямом порядке, убедиться, что при соотношении
действительно получится точка
. И, конечно же, конечно же, не лишним будет чертёж. А чтобы окончательно убедить вас в пользе клетчатой тетради, простого карандаша да линейки, предлагаю хитрую задачу для самостоятельного решения:
Пример 4
Точка
. Отрезок
в полтора раза короче отрезка
. Найти точку
, если известны координат точек
.
Решение в конце урока. Оно, кстати, не единственное, если пойдёте отличным от образца путём, то это не будет ошибкой, главное, чтобы совпали ответы.
Формулы деления отрезка в данном отношении в пространстве
Для пространственных отрезков всё будет точно так же, только добавится ещё одна координата.
Если известны две точки пространства
, то координаты точки
, которая делит отрезок
в отношении
, выражаются формулами:
.
Пример 5
Даны точки
. Найти координаты точки
, принадлежащей отрезку
, если известно, что
.
Решение: Из условия следует отношение:
. Данный пример взят из реальной контрольной работы, и его автор позволил себе небольшую шалость – пропорцию в условии рациональнее было записать так:
.
По формулам координат середины отрезка:

Ответ: 
Трёхмерные чертежи в целях проверки выполнять значительно сложнее. Однако всегда можно сделать схематический рисунок, чтобы разобраться хотя бы в условии – какие отрезки необходимо соотносить.
Что касается дробей в ответе, не удивляйтесь, обычное дело. В высшей математике принято орудовать обыкновенными правильными и неправильными дробями. Ответ в виде
пойдёт, но вариант с неправильными дробями более стандартен.
Разминочная задача для самостоятельного решения:
Пример 6
Даны точки
. Найти координаты точки
, если известно, что она делит отрезок
в отношении
.
Решение и ответ в конце. Если трудно сориентироваться в пропорциях, выполните схематический чертёж.
Формулы координат середины отрезка
Даже неподготовленные читатели могут помнить, как разделить отрезок пополам. Задача деления отрезка на две равные части – это частный случай деления отрезка в данном отношении.
пропорция
. И общие формулы
чудесным образом преображаются в нечто знакомое и простое:

Удобным моментом является тот факт, что координаты концов отрезка можно безболезненно переставить:

Для пространственного случая справедлива очевидная аналогия. Если даны концы отрезка
, то координаты его середины
выражаются формулами:

Пример 7
Параллелограмм
задан координатами своих вершин
. Найти точку пересечения его диагоналей.
Решение: По известному свойству, диагонали параллелограмма своей точкой пересечения
делятся пополам, поэтому задачу можно решить двумя способами.
Способ первый: Рассмотрим противоположные вершины
. По формулам деления отрезка пополам найдём середину диагонали
:

В результате: 
Способ второй: Рассмотрим противоположные вершины
. По формулам деления отрезка пополам найдём середину диагонали
:

Таким образом: 
Ответ: 
Пространственный отрезок для самостоятельного решения:
Пример 8
Даны точки
. Найти середину
отрезка
.
Решение в конце.
Пример 9
Точка
делит отрезок
пополам. Найти точку
, если известны точки 
Решение: Используем формулы координат середины отрезка:

Нам неизвестны координаты
. И снова можно вывести общую формулу для их нахождения, но гораздо легче сразу подставить числа. Только пропорциями верти:

Ответ: 
Проверка выполняется даже устно: берём концы отрезка
и находим его середину.
Решения и ответы:
Пример 2: Решение:
а)
. Используем формулы деления отрезка в данном отношении:
Ответ:
б)
. Используем формулы деления отрезка в данном отношении:
Ответ: 
Пример 4: Решение: Используем формулы деления отрезка в данном отношении:
Из условия следует, что
.
Примечание: формулировка условия «отрезок
в полтора раза короче отрезка
» эквивалентна формулировке «отрезок
в полтора раза длиннее отрезка
», именно из этих соображений и составлена пропорция.
По условию
, таким образом:
Ответ: 
Пример 6: Решение: Используем формулы деления отрезка в данном отношении:
В данной задаче
.
Таким образом:
Ответ: 
Пример 8: Решение: Используем формулы координат середины отрезка:
Ответ: 
Уравнение прямой на плоскости.
Направляющий вектор прямой. Вектор нормали
Прямая линия на плоскости – это одна из простейших геометрических фигур. Для освоения материала необходимо уметь строить прямую; знать, каким уравнением задаётся прямая, в частности, прямая, проходящая через начало координат и прямые, параллельные координатным осям.
Мы рассмотрим способы, с помощью которых можно составить уравнение прямой на плоскости. Рекомендую не пренебрегать практическими примерами (даже если кажется очень просто), так как я буду снабжать их элементарными и важными фактами, техническими приёмами, которые потребуются в дальнейшем, в том числе и в других разделах высшей математики.
Уравнение прямой с угловым коэффициентом
Всем известный «школьный» вид уравнения прямой
называется уравнением прямой с угловым коэффициентом
. Например, если прямая задана уравнением
, то её угловой коэффициент:
. Рассмотрим геометрический смысл данного коэффициента и то, как его значение влияет на расположение прямой:

В курсе геометрии доказывается, что угловой коэффициент прямой равен тангенсу угла между положительным направлением оси
и данной прямой:
, причём угол
«откручивается» против часовой стрелки.
Чтобы не загромождать чертёж, я нарисовал углы только для двух прямых. Рассмотрим «красную» прямую
и её угловой коэффициент
. Согласно вышесказанному:
(угол «альфа» обозначен зелёной дугой). Для «синей» прямой
с угловым коэффициентом
справедливо равенство
(угол «бета» обозначен коричневой дугой). А если известен тангенс угла, то при необходимости легко найти и сам угол с помощью обратной функции – арктангенса. Таким образом, угловой коэффициент характеризует степень наклона прямой к оси абсцисс.
При этом возможны следующие случаи:
1) Если угловой коэффициент отрицателен:
, то линия, грубо говоря, идёт сверху вниз. Примеры – «синяя» и «малиновая» прямые на чертеже.
2) Если угловой коэффициент положителен:
, то линия идёт снизу вверх. Примеры – «чёрная» и «красная» прямые на чертеже.
3) Если угловой коэффициент равен нулю:
, то уравнение
принимает вид
, и соответствующая прямая параллельна оси
. Пример – «жёлтая» прямая.
4) Для семейства прямых
, параллельных оси
(на чертеже нет примера, кроме самой оси
), угловой коэффициент не определён. В данной ситуации
, а тангенса угла 90 градусов не существует.
Чем больше угловой коэффициент по модулю, тем круче идёт график прямой.
Например, рассмотрим две прямые
. Здесь
, поэтому прямая
имеет более крутой наклон. Напоминаю, что модуль позволяет не учитывать знак, нас интересуют только абсолютные значения угловых коэффициентов.
В свою очередь, прямая
более крутА, чем прямые
.
Обратно: чем меньше угловой коэффициент по модулю, тем прямая является более пологой.
Для прямых
справедливо неравенство
, таким образом, прямая
более полога.
Знания вышеперечисленных фактов позволяет немедленно увидеть свои ошибки, в частности, ошибки при построении графиков – если на чертеже получилось «явно что-то не то». Желательно, чтобы вам сразу было понятно, что, например, прямая
весьма крутА и идёт снизу вверх, а прямая
– очень полога, близко прижата к оси
и идёт сверху вниз.
В геометрических задачах часто фигурируют несколько прямых, поэтому их удобно как-нибудь обозначать.
Обозначения: прямые обозначаются маленькими латинскими буквами:
. Популярный вариант – обозначение одной и той же буквой с натуральными подстрочными индексами. Например, те пять прямых, которые мы только что рассмотрели, можно обозначить через
.
Поскольку любая прямая однозначно определяется двумя точками, то её можно обозначать данными точками:
и т.д. Обозначение
совершенно очевидно подразумевает, что точки
принадлежат прямой
.
Как составить уравнение прямой с угловым коэффициентом?
Если известна точка
, принадлежащая некоторой прямой, и угловой коэффициент
этой прямой, то уравнение данной прямой выражается формулой:

Пример 1
Составить уравнение прямой с угловым коэффициентом
, если известно, что точка
принадлежит данной прямой.
Решение: Уравнение прямой составим по формуле
. В данном случае:

Ответ: 
Проверка выполняется элементарно. Во-первых, смотрим на полученное уравнение
и убеждаемся, что наш угловой коэффициент
на своём месте. Во-вторых, координаты точки
должны удовлетворять данному уравнению. Подставим их в уравнение:
Получено верное равенство, значит, точка
удовлетворяет полученному уравнению.
Вывод: уравнение найдено правильно.
пример для самостоятельного решения:
Пример 2
Составить уравнение прямой, если известно, что её угол наклона к положительному направлению оси
составляет
, и точка
принадлежит данной прямой.
Общее уравнение прямой
Ностальгически машем ручкой привычному
и знакомимся с общим уравнением прямой. Поскольку в аналитической геометрии в ходу именно оно:
Общее уравнение прямой имеет вид:
, где
– некоторые числа. При этом коэффициенты
одновременно не равны нулю, так как уравнение теряет смысл.
Рассмотрим уравнение с угловым коэффициентом
. Сначала перенесём все слагаемые в левую часть:

Слагаемое с «иксом» нужно поставить на первое место:

В принципе, уравнение уже имеет вид
, но по правилам математического этикета коэффициент первого слагаемого (в данном случае
) должен быть положительным. Меняем знаки:

Готово.
Запомните эту техническую особенность! Первый коэффициент (чаще всего
) делаем положительным!
В аналитической геометрии уравнение прямой почти всегда будет задано в общей форме. Ну, а при необходимости его легко привести к «школьному» виду с угловым коэффициентом
(за исключением прямых, параллельных оси ординат).
Направляющий вектор прямой
Зададимся вопросом, что достаточно знать, чтобы построить прямую?
Вектор, который параллелен прямой, называется направляющим вектором данной прямой. Очевидно, что у любой прямой бесконечно много направляющих векторов, причём все они будут коллинеарны (сонаправлены или нет – не важно).
Направляющий вектор я буду обозначать следующим образом:
.
Но одного вектора недостаточно для построения прямой, вектор является свободным и не привязан к какой-либо точке плоскости. Поэтому дополнительно необходимо знать некоторую точку
, которая принадлежит прямой.
Как составить уравнение прямой по точке и направляющему вектору?
Если известна некоторая точка
, принадлежащая прямой, и направляющий вектор
этой прямой, то уравнение данной прямой можно составить по формуле:

Иногда его называют каноническим уравнением прямой.
Что делать, когда одна из координат
равна нулю, мы разберёмся в практических примерах ниже. Кстати, заметьте – сразу обе координаты не могут равняться нулю, так как нулевой вектор не задаёт конкретного направления.
Пример 3
Составить уравнение прямой по точке
и направляющему вектору 
Решение: Уравнение прямой составим по формуле
. В данном случае:

С помощью свойств пропорции избавляемся от дробей:

И приводим уравнение к общему виду:

Ответ: 
Чертежа в таких примерах, как правило, делать не нужно, но понимания ради:

На чертеже мы видим исходную точку
, исходный направляющий вектор
(его можно отложить от любой точки плоскости) и построенную прямую
. Кстати, во многих случаях построение прямой удобнее всего осуществлять как раз с помощью уравнения с угловым коэффициентом. Наше уравнение
легко преобразовать к виду
и без проблем подобрать ещё одну точку для построения прямой.
Как отмечалось в начале параграфа, у прямой бесконечно много направляющих векторов, и все они коллинеарны. Для примера я нарисовал три таких вектора:
. Какой бы направляющий вектор мы не выбрали, в результате всегда получится одно и то же уравнение прямой
.
Составим уравнение прямой по точке
и направляющему вектору
:

Разруливаем пропорцию:

Делим обе части на –2 и получаем знакомое уравнение: 
Желающие могут аналогичным образом протестировать векторы
или любой другой коллинеарный вектор.
Теперь решим обратную задачу:
Как найти направляющий вектор по общему уравнению прямой?
Очень просто:
Если прямая задана общим уравнением
в прямоугольной системе координат, то вектор
является направляющим вектором данной прямой.
Примеры нахождения направляющих векторов прямых:

Утверждение позволяет найти лишь один направляющий вектор из бесчисленного множества, но нам больше и не нужно. Хотя в ряде случаев координаты направляющих векторов целесообразно сократить:
Так, уравнение
задаёт прямую, которая параллельна оси
и координаты полученного направляющего вектора
удобно разделить на –2, получая в точности базисный вектор
в качестве направляющего вектора. Логично.
Аналогично, уравнение
задаёт прямую, параллельную оси
, и, разделив координаты вектора
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2025 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!