В.Ф. Одоевский – автор первого русского произведения жанра научно – популярной сказки для детей. Значение творчества В.Ф. Одоевского для развития детской литературы. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

В.Ф. Одоевский – автор первого русского произведения жанра научно – популярной сказки для детей. Значение творчества В.Ф. Одоевского для развития детской литературы.

2017-11-17 2205
В.Ф. Одоевский – автор первого русского произведения жанра научно – популярной сказки для детей. Значение творчества В.Ф. Одоевского для развития детской литературы. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Он был педагогом, музыкальным критиком, писателем, философом. Очень серьезно он интересовался проблемами воспитания детей. В.Одоевский призывал воспитывать нравственного гуманного человека. Он делил детей на «проснувшихся» и «непроснувшихся». «Непроснувшиеся» - это такие дети, которые не думают, не сочувствуют другим. Разбудить таких детей можно с помощью книги. Много он сделал для развития детской литературы. Известны 2 его сборника:»Детские песни дедушки Иринея»(1847) и «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея»(1840).В жанровом отношении его произведения разнообразны: рассказы, сказки, очерки, стихи, пьесы. Одно из самых известных сегодня его произведений - «Городок в табакерке»(1834).Это первая в русской литературе научно-познавательная сказка для детей. Предмет изображения в этой сказке - устройство музыкальной шкатулки. Главный герой истории - мальчик Миша, которому была подарена музыкальная шкатулка. Его заинтересовало, почему играет в ней музыка, а отец предложил ему самому подумать. Помогает мальчику колокольчик, появившийся из городка Динь-динь, который предлагает мальчику прогуляться по их городку. В ходе этой небольшой экскурсии Миша наглядно было показано, отчего играет музыка, кто издает эти красивые звуки. Научная информация дается завуалировано - в ходе бесед Миши с колокольчиками, которые ведут себя как маленькие мальчики, по которым постоянно бьют сердитые дядьки - молоточки, а их толкает старый лежебока - валик. Главная в этом придуманном Одоевским городке – принцесса - пружинка, капризная, взбалмошная. Одоевский использует прием очеловечивания, а переход из реальности в сказку совершается с помощью приема сна. Научный материал «ловко приноровлен к детской фантазии». В других сказках писатель использует традиции фольклорных сказок, как, например, в сказке «Мороз Иванович», содержание которой перекликается с русской народной сказкой «Морозко». Кроме сказок, большой популярностью у читателей пользовались его рассказы: «Бедный Гнедко», «Столяр», «Шарманщик» и др. В произведениях Одоевского успешно сочетаются элементы романтического, реалистического и сентиментального повествования. Он одним из первых стал создавать произведения, ориентируясь на читателей младшего школьного возраста.

 

 

А.С. Пушкин. Особенности сказок. Использование в работе с дошкольниками отрывков из сказок А.С. Пушкина. Значение творчества Пушкина для поэтического восприятия мира, понимания мира, понимания красоты родной природы, богатства и выразительности русского языка.

Исп. в работе: Сказки Пушкина довольно длинные, поэтому для знакомства малышей с пушкинским творчеством лучше взять отрывок из произведения «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зеленый». Детям нравится это стих, они слушают его с удовольствием. Удивительно, что в таком небольшом стихотворении Пушкин сумел уместить весь сказочный мир русского народа. Это и удивительный ученый кот, и царевна, и царь Кощей с Бабой Ягой. А чего стоят русалки, витязи и неведомые звери. Деткам постарше и ученикам начальной школы будет интересно прочитать веселую сказку Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказку о семи богатырях и мертвой царевне», «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о рыбаке и рыбке».Поклонникам и почитателям творчества Пушкина нельзя пропустить произведение писателя «Песнь о вещем Олеге» и «Руслан и Людмила». Рассказывая детям о сказках Пушкина, не стоит упускать из виду отечественные и красочные мультипликационные фильмы по сказкам этого замечательного поэта. Также родители могут познакомить ребенка с операми и балетами, созданными великими композиторами по сказкам Пушкина. Особенности: динамичный сюжет, необычные ситуации и события, сцены, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то читать и понимать их очень просто. Сказки Пушкина обычно в стихах, но дети всегда на ура воспринимают их, так как написаны они простым и понятным языком. В каждой сказке встречаются афоризмы и доступное пояснение того, какой вывод должен сделать ребенок после прочтения.Многие герои сказок Пушкина ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Не чуждаются простого физического труда: печку затопить, дом прибрать. Такая простота в отношении к труду помогает воспитывать в детях уважение к работе. Значение: его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении.в его зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и легкости изображения молчаливой красоты природы, Картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно беззаветно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле немало экзотических стран с чудесными высокими пальмами и голубыми морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не столь близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.
В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним.

П.П. Ершов. Краткие биографические сведения. Сказка «Конёк – Горбунок». История создания, композиционное построение. Народность идей и образов. Сатирическое изображение героев. Волшебные образы в сказке.

П.П. Ершов родился 22 февраля 1815 года в деревне Безруково Тобольской губернии в семье чиновника. Детские годы будущего поэта про­шли в городе Березово. В 1827 году Ершов поступил в Тобольскую гимназию, которую закончил в 1831 году. В это время в России пробуждался особый интерес к си­бирской земле, к ее культуре, традициям. Ершов начи­нает собирать сибирские сказки, песни, легенды. В 1831 году Ершов поступил на философско-юриди­ческое отделение Петербургского университета. В сту­денческие годы он писал и печатал свои стихи. Под впе­чатлением сказок А. С. Пушкина Ершов начал работу над сказкой в стихах «Конек-горбунок», которую в 1834 году он опубликовал в журнале «Библиотека для чтения». Пушкин очень высоко оценил эту сказку. После окончания университета Ершов возвратился в Тобольск, так как после смерти отца семья нуждалась в его поддержке. В 1836 году он работал учителем, за­тем инспектором, с 1857 года стал директором Тоболь­ской гимназии. Ершов не оставлял литературную дея­тельность, написал рассказы, стихи и пьесу, но все эти произведения не имели такого успеха, как «Конек-горбунок». История создания: сказка «Конёк-Горбунок» принадлежит перу Ершову, однако, в мире литературы со времён издания текста бытует мнение, что молодой автор не мог начать своё творчество со столь глубокого и острого произведения. Сказка «Конёк-Горбунок» написана очень бодрым, складным и напористым стихом, в нём отчетливо прослеживается перо гения и, скорее всего, этот гений — А.С.Пушкин. Из истории достоверно известно, что в конце жизни Пушкин находился в гонениях, а его произведения уже не публиковались. Вот и сказка «Конёк-Горбунок», возможно, была бы утеряна и забыта, если бы не помощь верного друга и соратника Ершова, которому Пушкин доверил свои рукописи. Композиционное построение и всё остальное: В сказке изображены 3 мира: 1-ый реальный, который рисует картины крестьянского труда. Государственная иерархия (царские придворные, слуги, чиновники всех рангов). 2. Подводное царство (кит держит в подчинении весь подводный мир) соблюдается субординация (осетры, лещи, сомы, чёрный рак, дельфины) 3. Небесное царство (царят солнце и месяц месяцович). Конец сказки необычный, Иван сам становится царём. Иван видимо отвечает представлениям о народном заступнике и им становится. В сказке можно наблюдать «пёстрый ковёр» русской речи, много просторечий, много диалектизмов, эмоционально – экспрессивная лексика, сравнения, метафоры, загадки, фразеологизмы, пословицы, поговорки.Большую роль в сказке играет эпиграфы, которые раскрывают сюжетную линию читателю. Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшем сказочным событиям. Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Этим эпиграфом нам Ершов говорит о том, что главный герой как и народной сказке, будет победителем. О победе добра над злом. Так же через отношения Ивана к братьям и к Царю можно судить о них. Ершов изображает их с иронией, с юмором, но если Ивана он изображает с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными он изображает с сарказмом. Братья падают, спотыкаютсяЕршов изображает их жадными, подлыми, трусливыми и для сравнения ставит Ивана, который не врет, а сочиняет, он честный.Очень хорошо проявляется отношение к Царю и его придворным, Иван у Ершова не уважает Царя, так как Царь капризен, труслив и сумасброден, он напоминает избалованного ребенка, а не мудрого взрослого человека. Ивана хотя и называют дураком, но он с самого начала сказки занят делом, он единственный не спит в дозоре и ловит вора. Он чистит, моет и ухаживает за лошадьми. Он не гонится за деньгами, славой или властью. Ему доставляет радость обычные житейские дела. Царь же напротив изображён смешным и не приятным над ним смеётся не только Иван, но и Месяц Месяцович. Ершов использует фольклорные мотивы в своей сказке, она собрана из нескольких сказках здесь есть и друг главного героя. Конек помогает Ивану во всём и не бросает его в беде. Как и в русских народных сказках главный герои переживает воплощение и становится мужем прекрасной Царевны и сам становиться Царем. Главные «злодеи «повержены и наказаны.

 


13. Картины родной природы в лирике русских поэтов второй половины 19 века. (Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, И.З. Суриков)

Природа в стихотворениях русских поэтов показана по-разному. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Они переживают вместе со своим лирическим героем. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Природа в стихах русских поэтов одушевлена и согласуется с их настроением. Через описание природы он показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благородную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы. Эти стихотворения наполнены гармонией, любовью к окружающему миру. Майков: Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красотой. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Такое и стихотворение «Летний дождь», написанное в 1856 году и считается одним из самых любимых стихотворений детей. Здесь показана короткая летняя сценка во время дождя. Майков больше любил сельскую природу, чем городскую, большее число его произведений посвящены сельской природе. Никитин: Стихи писать начал рано - их темой сделалось окружающая поэта провинциальная жизнь.Ряд стихотворений поэта прочно вошел в детское чтение.В его стихотворениях промежаются раздумья о народе, его выносливости, жизнерадостном характере с картинами природы.

Плещеев: Одно из самых видных мест занимает Плещеев в детской литературе. В 1858 году Алексей Плещеев написал стихотворении «Сельская песня». Он коснулся уже ставшей к середине 19 века традиционной весенней темы: прилет ласточек предотвращает радостный приход теплых дней. Стихотворение написано про ласточку. Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна - милей. Суриков: К числу поэтов, любящих «живую природу» можно отнести Ивана Сурикова.Стихотворение «Зима» оно было написано в начале 1880 года. Название стихотворение определяет его тему - о зиме, описывается прекрасная пора. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима. Зима - это время года, когда детям радостно, они катаются с горок, лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки. Стихотворение им покажется очень близким, красивым и веселым. Тютчев: Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики.Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она многолика, насыщена звуками, красками, запахами.Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.