Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда



Служебный этикет в органах внутренних дел представляет собой правила и принципы, которые регулируют внешние стороны выполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции, их профессионального общения с различными категориями граждан, коллегами, начальниками и подчиненными, а также их внешнего вида и речи.

Поскольку служебный этикет сотрудника органов внутренних дел является разновидностью делового этикета, то его правила и принципы совпадают с правилами и принципами делового этикета в любой другой профессии. Вместе с тем, в силу специфики службы в органах внутренних дел служебный этикет в ОВД имеет свои ярко выраженные особенности. Выделим наиболее существенные из них.

1. Большинство правил и принципов служебного этикета в ОВД в отличие от правил и принципов внеслужебного этикета закреплено в нормативных правовых актах, прежде всего, во внутренних нормативных актах МВД России. Профессиональное общение сотрудников полиции с гражданами регулируется уставами, приказами, наставлениями, инструкциями, выполнение которых для сотрудников полиции строго обязательно.

2. За нарушение правил служебного этикета сотрудник полиции может понести дисциплинарную или административную ответственность. Дисциплинарная ответственность накладывается непосредственным начальником или начальником подразделения ОВД. Формы дисциплинарной ответственности включают в себя: замечание, устный выговор, выговор с занесением в личное дело, строгий выговор, сокращение размеров или лишение премий, временное понижение в специальном звании, увольнение из органов внутренних дел. Следует отметить, что за нарушение служебного этикета последние две формы дисциплинарного наказания практически не используются.

3. Жёсткая субординация начальников и подчиненных. Знаки отличия на форменной одежде, правительственные награды, правила приветствия и обращения подчеркивают субординацию рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.

4. Наличие большого количества служебных ритуалов и церемоний.

Реализация указанных особенностей служебного этикета является необходимым условием сплочения служебных коллективов в ОВД, создания в них благоприятного морально-психологического климата.

Важной стороной профессиональной деятельности сотрудника ОВД является культура его устной и письменной речи. Эта культура проявляется в его умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли. Культура речи обязывает сотрудника придерживаться следующих речевых норм:



- ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;

- грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;

- содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;

- логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;

- доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;

- лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;

- уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.

Сотруднику ОВД необходимо соблюдать и отстаивать чистоту русского языка. В речи сотрудника неприемлемо употребление:

- грубых шуток и злой иронии;

- неуместных слов и речевых оборотов, в том числе иностранного происхождения;

- вульгаризмов, примитивизмов, слов-"паразитов";

- высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных или национальных групп;

- резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека.

В речи сотрудника органов внутренних дел исключается использование нецензурной брани, сквернословия и выражений, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям. Сотрудник, изучивший в оперативных целях уголовную лексику, не должен использовать жаргонизмы и другие элементы криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами. В случае служебного общения с гражданами различных национальностей сотруднику рекомендуется использовать русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Письменная речь используется сотрудником ОВД в работе со служебными документами. Это направление деятельности сотрудника ОВД регулируется Приказом МВД России от 20 июня 2012 года № 615 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Приказом МВД России от 28.05.2013 N 296).



Этикетные правила поведения начальника и подчиненного в органах внутренних дел вытекают из двух основных принципов: во-первых, это подчеркнутая субординация; во-вторых, взаимное уважение. Деловые взаимоотношения начальника и подчиненного в органах внутренних дел регулируются общими правилами делового этикета, уставными требованиями и правилами профессиональной морали. Кратко рассмотрим основные из этих правил.

Руководитель в органах внутренних дел должен обладать такими профессионально важными морально-психологическими качествами, как честность, порядочность, самокритичность, требовательность, доброжелательность, обязательность, ответственность, принципиальность, справедливость. Руководитель и сотрудники обязаны поддерживать благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе, выражающийся в позитивном эмоционально-нравственном состоянии, высоком моральном духе сотрудников, их отношении к нравственным ценностям и степени мотивационной готовности к выполнению оперативно-служебных задач. В свете изложенных нравственных требований отдельные этикетные правила общения начальника и подчиненного в органах внутренних дел выглядят следующим образом:

а) Подчиненному в органах внутренних дел следует безоговорочно выполнять приказы и распоряжения своего непосредственного начальника. Возражать и тем более делать замечания начальнику не принято.

б) Если начальник высказывает замечания своему подчиненному, то лучше это делать с глазу на глаз, без свидетелей. А если начальник хвалит подчиненного, то гораздо эффективнее делать это публично, чем наедине.

в) Начальники в органах внутренних дел вправе использовать всю палитру поощрений и взысканий для мотивации эффективной работы и достойного поведения своих подчиненных.

г) Начальник не должен объявлять взыскание своим подчинённым за один и тот же проступок два или более раз.

д) Все аттестованные сотрудники органов внутренних дел при встрече отдают друг другу воинское приветствие. Подчиненные и младшие по званию делают это первыми. При встрече равных по званию первым отдает воинское приветствие тот, кто лучше воспитан.

е) Если при встрече нельзя свободно разойтись с начальником (старшим по званию), то подчиненный (младший по званию) обязан отдать воинское приветствие и пропустить начальника. При необходимости пройти мимо начальника или опередить его, следует спросить на это разрешение.

ж) На занятиях вне строя, а также на совещаниях офицеров для встречи руководителей подразделения органов внутренних дел подается команда: «Товарищи офицеры!». По этой команде присутствующие поворачиваются в сторону прибывших руководителей и принимают положение «смирно»; при надетом головном уборе прикладывают к нему руку. Начальник обращением: «Товарищи офицеры!» разрешает присутствующим занять свои места и начинает совещание или собрание.

з) Если на собрании или совещании присутствуют не только лица среднего и старшего начальствующего состава, но и лица младшего начальствующего и рядового состава, то при входе руководителей подается команда: «Встать, смирно!». После этого один из прибывших начальников подает команду: «Вольно, садись!». В присутствии гражданских лиц команда для встречи руководителей не подается.

и) Если начальник входит в комнату подчиненных, то старший по званию подает команду «Товарищи офицеры!» и докладывает начальнику о том, чем занимаются сотрудники органов внутренних дел, находящиеся в помещении.

к) На приветствие начальника: «Здравствуйте, товарищи!», лица, находящиеся в строю или вне строя, отвечают: «Здравия желаем, товарищ подполковник! (полковник, генерал и т.д.)».

л) Если начальник поздравляет или благодарит подчиненного, то следует ответить: «Служу отечеству!».

м) В общественных местах, в общественном транспорте при отсутствии свободных мест, подчиненный (младший по званию), если он находится в форме, должен уступить начальнику (старшему по званию) свое место.

н) Когда подчиненный входит в кабинет к начальнику, он должен представиться, если начальник его не знает. Не следует садиться без приглашения, сидеть развалясь, закинув ногу на ногу, вертеть в руке какие-либо предметы, либо подпирать голову руками, облокотившись на стол начальника. Если начальник встанет, подчиненный также должен встать. Следует помнить, что в таких случаях тематику, тон и продолжительность разговора задает начальник.

о) Подчиненным следует всегда и всюду оказывать уважение и внимание старшим по должности или званию. Но, выражая свое уважение к начальнику, держаться при этом достойно.

п) Необходимо разграничивать деловые и личные отношения, не позволять личным интересам подменять деловые. Если начальника и подчиненного связывают дружеские отношения, то они не должны переноситься на сферы служебной деятельности и служебных отношений. Строгое разграничение личных и деловых отношений – залог продуктивности и долговременности тех и других.

р) Для начальника при общении с подчиненными недопустимы грубый тон, ругань, оскорбления и любые действия, унижающие достоинство и честь подчиненных.

с) Руководитель в органах внутренних дел обязан рассматривать без промедления факты нарушения норм и принципов профессиональной этики и принимать по ним объективные решения.

В деловом общении сотрудников органов внутренних дел с законопослушными гражданами основным является правило вежливого и внимательного отношения к таким гражданам. Это правило варьируется и конкретизируется в типичных ситуациях делового общения, из которых мы выделим следующие:

1. При обращении граждан к сотруднику органов внутренних дел нормы профессиональной морали предписывают ему:

а) Внимательно выслушать гражданина и, по возможности, быстро разрешить вопрос по существу.

б) Если вы не можете разрешить вопрос по существу, то нужно назвать учреждение или лицо, которые могут помочь гражданину.

в) Если гражданин или группа граждан сообщают о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, следует немедленно принять меры к предотвращению, пресечению или раскрытию преступления, выявлению и задержанию лиц, его совершивших. Также следует оказать необходимую помощь пострадавшим и одновременно доложить о происшедшем дежурному по органу внутренних дел.

г) Не следует отвечать или как либо иначе реагировать на реплики и замечания со стороны граждан в свой адрес или в адрес полиции в целом, если подобные реплики не сопровождаются действиями, угрожающими безопасности самого сотрудника полиции или других граждан.

2. При обращении сотрудника органов внутренних дел к гражданам нормы профессиональной морали требуют:

а) Поздороваться с гражданином, назвать свои фамилию, должность, звание; затем кратко и четко объяснить причину и цель своего обращения. При этом не следует подзывать к себе гражданина, а подойти самому.

б) Если возникла необходимость проверить документы у гражданина, в том числе и на автотранспорт, то проверка должна быть быстрой и аккуратной. Нельзя листать документы небрежно, мять и заламывать листы. Возвращая документы владельцу, аккуратно сложите их, отдайте воинское приветствие, поблагодарите гражданина и попрощайтесь.

в) Если документы оказались не в порядке или вызвали ваше подозрение, то следует вежливо, но твердо предложить гражданину пройти или проехать вами в ближайший отдел полиции для дальнейшей проверки.

3. В общественном месте профессионально-этические нормы общения с законопослушными гражданами предписывают:

а) На службе по охране общественного порядка в местах скопления людей внимательно наблюдать за окружающей обстановкой.

б) Немедленно реагировать на сообщения граждан о нарушении общественного порядка, на факты хулиганства, разъяснять нарушителям неправомерность их действий и требовать их прекратить.

в) В праздничные и другие торжественные дни, особенно во время народных гуляний, следует проявлять особое внимание к гражданам. Своим поведением, обращением и внешним видом сотрудник полиции должен поддерживать праздничное настроение граждан; по возможности в такие дни надо воздерживаться от замечаний, задержаний и доставлений граждан в орган внутренних дел, а также от применения других мер принуждения.

г) Сотрудник полиции не должен вмешиваться в споры и ссоры частного характера, за исключением тех случаев, когда имеется непосредственная опасность для жизни и здоровья граждан или допускаются явные нарушения общественного порядка.

д) В беседе с гражданами, находящимися в состоянии волнения, агрессивности или страха, сотруднику полиции не следует много жестикулировать (тем более специальными средствами) или повышать голос. Спокойное, вежливое, но твердое обращение вызывает большее уважение у граждан и действует на них эффективнее, чем грубый окрик или угрозы.

4. При посещении квартир граждан нормы профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел рекомендуют:

а) Соблюдать режим посещений квартир граждан в служебных целях с 6 часов утра до 22 часов вечера. Следует помнить о том, что жилище граждан неприкосновенно и охраняется законом, что использовать право посещения жилища граждан можно только в строго определенных случаях для защиты интересов и безопасности граждан.

б) Войдя в квартиру, представьтесь, назвав свои должность, звание и фамилию. Потом четко объясните цель своего посещения и начинайте выяснять вопрос по существу.

в) При проверке жалобы или заявления, а также при выяснении обстоятельств, связанных с нарушением общественного порядка, вопросы задавайте вежливо и тактично.

г) При проверке соблюдения паспортного режима, требуйте у граждан предъявить паспорта в вежливой форме. Если паспорт находится в бумажнике или в него вложены записки, фотографии, деньги и т.д., то нужно предоставить возможность владельцу паспорта самому освободить паспорт от этих предметов. Проверяемые документы нельзя ронять, мять, загибать в них страницы, а также делать в них отметки.

д) При выявлении нарушений паспортных правил, не влекущих за собой административной ответственности, а также незначительных нарушений общественного порядка или правил проживания владельцем или другими жильцами квартиры, сотруднику полиции следует провести разъяснительную воспитательную работу, сделать замечание о недопустимости подобных нарушений.

е) При вхождении в квартиру граждан для пресечения нарушений общественного порядка или преступлений, сотруднику полиции следует действовать быстро и решительно, и в то же время соблюдать меры предосторожности от возможного преступного посягательства со стороны правонарушителей или преступников.

5. Сотрудникам дежурной части отдела или подразделения органов внутренних дел профессионально-этические нормы поведения предписывают:

а) внимательно выслушать гражданина в любое время суток и дать полный ответ по его вопросу. Не следует указывать гражданину на то, что причина его визита или звонка несущественна.

б) Если гражданин позвонил в дежурную часть по телефону, то его сообщение следует записать, а гражданина поблагодарить. Если позвонивший волнуется, то его надо успокоить.

в) О совершенном преступлении нужно немедленно доложить одному из руководителей подразделения органа внутренних дел и принять меры к своевременному выезду на место совершения преступления оперативной группы.

г) Вызывая гражданина в дежурную часть для выяснения каких-либо обстоятельств, следует в обязательном порядке указать в повестке причину вызова.

д) Во время обыска подозреваемого перед помещением его в изолятор временного содержания (ИВС) твердо и настойчиво добивайтесь, чтобы он выполнял ваши требования в строгом соответствии с законом и нормативно-правовыми актами МВД России.

е) При охране граждан, содержащихся в ИВС, нужно быть особенно собранным и бдительным. Следует внимательно следить за поведением задержанных, не поддаваться на их провокации, постоянно информировать об обстановке дежурного по подразделению. Особую бдительность следует соблюдать во время ночного дежурства.

6. При проведении приема граждан профессионально-этические нормы поведения сотрудников органов внутренних дел предусматривают:

а) поздороваться с вошедшим гражданином, предложить ему присесть, сообщить свои фамилию, имя, отчество, место работы, домашний адрес, номера служебного и домашнего телефонов. Эти данные фиксируются в журнале или карточке учета приема граждан, после чего посетителю предлагается изложить суть своего вопроса;

б) Доброжелательно и заинтересованно выслушать гражданина, не перебивая его. Замечания делаются в тактичной форме и только в целях точного установления фактов.

в) После рассказа гражданина сотрудник органов внутренних дел задает вопросы, которые уточняют обстоятельства и выясняют новые факты, имеющие значения для рассматриваемого вопроса.

г) Если посетитель волнуется, то ему надо помочь успокоиться и дать высказаться до конца.

д) Ответ посетителю нужно давать точный и обоснованный. Если сотрудник полиции не может сразу дать точный ответ гражданину, то ему следует назначить время повторного прихода. Если ответ на вопрос гражданина может дать начальник сотрудника органов внутренних дел или его коллега, то нужно проводить посетителя к ним и представить его.

е) В том случае, если сотрудник органов внутренних дел дает отрицательный ответ на просьбу или заявление посетителя, то важно добиться, чтобы посетитель понял правильность такого решения. Следует разъяснить и порядок обжалования отрицательного решения.

ж) Перед окончанием приема следует спросить у посетителя, понятно ли ему принятое решение, и если это необходимо, дать дополнительные разъяснения.

з) В случаях, когда прием граждан проводится с участием иных лиц: юристов, педагогов, журналистов, вышестоящего руководства или проверяющих, то следует сообщить об этом посетителю.

и) В тех случаях, когда нет возможности принять всех явившихся на прием граждан, принимаются те, разбор чьих жалоб, заявлений или предложений не терпит отлагательств. Также обязательно принимаются граждане, время нахождения которых в данной местности ограничено. В отношении других граждан назначается другое время приема.

к) При приёме граждан сотрудник органов внутренних дел не должен:

- заставлять посетителя необоснованно долго ожидать приема;

- перебивать посетителя в грубой форме;

- проявлять раздражение и недовольство по отношению к посетителю;

- разговаривать по телефону, игнорируя присутствие посетителя.

7. В экстремальных ситуациях (аварии, стихийные бедствия, пожары и т.д.), а также в тех случаях, когда гражданин пострадал от правонарушения, несчастного случая или находится в общественном месте в беспомощном состоянии, нормы профессиональной морали и служебного этикета предписывают сотруднику органов внутренних дел немедленно принимать меры по оказанию пострадавшим первой помощи, а именно:

а) Обеспечить вызов или вызвать самому скорую помощь.

б) До прибытия скорой помощи, в случае необходимости, сотрудник полиции лично оказывает доврачебную помощь.

в) В случае невозможности вызвать на место происшествия машины скорой помощи, сотрудник органов внутренних дел принимает меры для перевозки пострадавшего (группы пострадавших) в медицинское учреждение на служебном или любом попутном транспорте.

г) При обнаружении на месте происшествия человека, страдающего психическим расстройством или любого другого человека, который нуждается в спасении и защите, сотрудник полиции обязан помочь доставить таких людей в медицинское учреждение или по месту жительства.

Важно помнить, что для сотрудника органов внутренних дел при общении с законопослушными гражданами недопустимо:

а) Действовать как неофициальное лицо, позволять личным чувствам, симпатии или антипатии, влиять на принятие профессиональных решений.

б) Проявлять по отношению к гражданам высокомерие, грубость, заносчивость или невежливо излагать замечания.

в) Использовать реплики, выражения, угрозы, оскорбляющие достоинство и честь граждан.

г) Читать нравоучения, высказывать несправедливые упреки, предъявлять незаслуженные обвинения.

д) Использовать угрожающие жесты (в частности, поигрывание специальными средствами или помещение ладони на кобуру с пистолетом), знаки и любые действия, оскорбляющие честь и достоинство граждан.

е) В общении с гражданами со стороны сотрудника недопустимы любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.

7. В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата (СПК) коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей ,постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности,уровня психического потенциала личности и коллектива ,масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия. Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий. 1. Понятие социально-психологического климата. Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности. В психологии часто употребляются схожие категории: "социально-психологический климат", "морально- психологический климат", "психологический климат", "психологическая атмосфера коллектива". Наиболее употребительно понятие "социально-психологический климат". Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям: состоянию коллективного сознания; отражению особенностей взаимодействия людей; эмоционально-психологическому настрою группы; настроению группы; состоянию группы; психологическому единству членов группы; взаимоотношениям в группах и коллективах и др. Целесообразно отметить, что среди основных факторов социально-психологического климата называют отношения людей и условия совместной деятельности. Считают также, что социально-психологический климат - это система норм, обычаев и значений, преобладающих в данной группе людей. Климат выражается способом зависимости членов группы или коллектива друг от друга, а также способом зависимости людей от совместно выполняемых функций или задач. Социально-психологический климат - это комплексное эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, отражающее степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности. Социально-психологический климат выражает общий настрой и степень удовлетворенности работников организацией личного труда, отношениями с другими сотрудниками и общим уровнем организованности в подразделении или службе. Такой настрой сотрудников причинно обусловлен внутриорганизационными, внутрисистемными факторами и относительно нейтрален по отношению к внесистемным влияниям (контактам с клиентами, формам проведения досуга, семейным и бытовым факторам ). 2. Факторы, определяющие состояние социально-психологического климата.Наблюдения и исследования позволяют выделить шесть основных групп факторов, определяющих состояние социально-психологического климата и, в конечном счете, самочувствие и работоспособность работников. 1. Служебно-функциональные факторы (условия труда и оборудование рабочих мест; обеспеченность труда техникой, связью, защитными средствами и т.п.; организация труда, режим труда и отдыха, график работы и т.п.; обоснованность и четкость распределения функций между работниками; функциональная определенность структуры деятельности каждого сотрудника, четкость его обязанностей, прав и ответственности; отношение руководства к вопросам организации труда работников и др.). 2. Экономические факторы (система оплаты труда; своевременность получения денежного содержания; установление границ окладов в соответствии с затратами труда; справедливое (или несправедливое) распределение материальных вознаграждений; льготы, премии, надбавки и т.д.). 3. Управленческие факторы (стиль и методы управления персоналом; отношение руководителей к работникам; сплоченность управленческого звена; преемственность в оценке и выборе способов воздействия на подчиненных; социальная дистанция между руководителями и подчиненными; этика взаимодействия управленческого и исполнительного звена и др.). 4. Психологические факторы (взаимоотношения работников между собой; степень социально-психологической совместимости; уровень конфликтности; состояние взаимодействия между подразделениями; взаимоотношения сотрудников с непосредственным руководителем; групповое мнение, нормы и традиции поведения; характер восприятия и оценки работниками друг друга и т.д.). 5. Факторы профессионально-квалификационной характеристики персонала (численность персонала; соответствие квалификации персонала выполняемой деятельности; обеспечение адаптации и вхождение в должность; перспектива повышения квалификации; перспектива служебного роста и карьеры; обоснованность подбора и расстановки персонала и др.). 6. Правовые факторы (оптимальность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность; соответствие правовых актов требованиям современной деятельности; наличие по каждой должности должностной инструкции с указанием объема обязанностей, прав и ответственности; форма и содержание правовых актов; удобство в их применении и т.д.). 3. Диагностика социально-психологического климата. Изучение социально-психологического климата можно строить на основе практических (наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности, анализ движения кадров и состояния служебной дисциплины, обобщение независимых характеристик и др.) и психологических методов, требующих специальной подготовки (социометрический опрос, анкетирование, шкалирование, референтометрия и др.). При наблюдении и беседе с работниками целесообразно использовать косвенные признаки (показатели) уровня развития социально-психологического климата. Для благоприятного (зрелого, здорового) СПК свойственны:

· преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня;

· чувство групповой сплоченности и товарищества;

· высокий уровень профессиональной подготовленности работников;

· хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными;

· равномерность распределения объема работы и нагрузок на каждого члена коллектива;

· своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций;

· справедливость и гласность в оценке деятельности членов коллектива, а также распределения вознаграждений, решения материальных и жилищных проблем;

· нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения, даже на вышестоящую должность;

· использование возможностей неформального лидерства для решения служебных и воспитательных задач;

· критика и самокритика;

· коллективное обсуждение вариантов важнейших принимаемых решений;

· охотное согласие подменить товарища, оказать ему помощь.

Для неблагоприятного (незрелого) СПК свойственны:

· частые опоздания и длительное отсутствие на работе;

· обсуждение указаний руководителей в "кулуарах";

· длительные перекуры во время работы;

· неточное выполнение решений и распоряжений руководства;

· распространение слухов друг о друге;

· скрытая критика условий труда;

· пустая трата рабочего времени;

· отказ от работы в сверхурочное время;

· частые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения;

· частые нарушения дисциплины;

· высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности;

· низкая активность при обсуждении служебных и специальных вопросов;

· отсутствие критики и самокритики.

Совместная деятельность.

Труд команды следует рассматривать как совместную деятельность, которая, прежде всего, предстает перед наблюдателем, как двигательная активность. Важнейшую сторону совместной операторской деятельности составляет речевой обмен. Команды, рекомендации, запросы информации и сообщения играют здесь настолько важную роль, что иногда говорят об отдельных речевых действиях оператора.

Совместная деятельность предполагает межсубъектные отношения и общение между членами группы — участниками совместной деятельности. Это ее необходимые компоненты. Все известные признаки совместной деятельности можно наблюдать в труде операторских команд: 1) общая цель - она является основным признаком, 2) разделенность труда между участниками, 3)взаимное восприятие - видение или слышание друг друга, 4) наличие более или менее четко руководящего органа, который предварительно распределяет функции, определяет правила обмена действиями или сообщениями, контролирует исполнение и распределение продукта, определяет ответственность и проч. Совместная деятельность операторов отличается высокой структурированностью двигательных операций и формализованностью общения, жесткой административно-приказной системой подчинения и неумолимой неизбежностью ответственности за нарушения.

Совместная деятельность выступает как совмещенная деятельность, в которую вместе с включением в выполнение деятельности коллеги входит выполнение собственных функций. Здесь уместно было бы предположить определенную проницаемость деятельности каждого члена экипажа для вмешательства со стороны другого. На каждом отдельном шагу результат индивида становится доступным для контроля и коррекции со стороны другого, и все зависит лишь от того, насколько другой занят выполнением своих основных задач.

 

 

Профессиональный стресс.

профессиональным стрессом называют состояние субъекта труда, характеризующееся особой мобилизацией его ресурсов для преодоления трудностей, проблем профессиональной деятельности. Стрессорами называют факторы, провоцирующие стрессовые состояния.

Состояние стресса может улучшать показатели деятельности (если это состояние не вызывает перегрузок и выступает в качестве состояния оперативной мобилизации). Но если трудовая нагрузка чрезмерна для данного работника, стресс превращается в дистресс, который при длительном воздействии приводит обычно к психосоматическим заболеваниям.

три концептуальные ориентации в исследовании профессионального стресса:

1) экологический подход: стрессовые реакции живого организма рассматриваются как неспецифический ответ на воздействия среды в форме физиологических реакций и поведения живого существа, имеющие для него приспособительное значение.

2) трансактный подход - факторами стресса стали не только физические параметры среды, но и организационные факторы труда, возможности профессионального продвижения, потенциальные мотивы труда, особенности производственных взаимодействий, конфликтные ситуации. Степень мобилизации нервно-психического напряжения субъекта деятельности оказалась зависящей не от объективной реальности трудовой ситуации, а от ее отражения в сознании работающей личности

3) регуляторный подход. рассматривает работающего человека как субъектатрудовой деятельности с точки зрения особенностей регуляции исаморегуляции выполняемых им эргатических функций и их результативности. Стресс в русле данного подхода рассматривается не только как источник возможных негативных последствий для работника, его здоровья и результатов труда. Стресс оказывается и фактором развития и профессиональной самоактуализации личности.

Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда

Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют деятельностью. Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные:общение, игра, учение и труд. Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения). Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой, основной деятельности человека.

Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.

Профессиональная деятельность выполняет определенные функции, основными из которых являются следующие:

Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.

Цель профессиональной деятельности — это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.

Задачи профессиональной деятельности — это этапы достижения цели.

Например, целью педагогической деятельност<






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.032 с.