Пара трения: вал - зубчатая муфта — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Пара трения: вал - зубчатая муфта

2017-11-17 256
Пара трения: вал - зубчатая муфта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нагруженность пары трения

Контурное давление, возникающее в паре трения: вал - зубчатая муфта определяется по формуле:

 

, (3.7)

 

где Dн – величина натяга, м;

d – диаметр вала, м.

Величина контурного давления для минимального натяга Dн.min = 3 мкм определяется по формуле:

, (3.8)

, (3.9)

 

где d2 – наружный диаметр ступицы, м;

d – диаметр вала, м;

Е – модуль упругости, МПа (для стали Е = 2,1 × 105 МПа).

 

 

Тогда

 

 

Величину контурного давления для максимального натяга Dн.max = 68 мкм:

 

 

Возможный вид изнашивания

Так как данное сопряжение в паре трения высоко нагружено, то необходимо сделать проверку на реализацию внешнего трения. Для этого должно соблюдаться условие:

 

, (3.10)

 

где НВ – твердость по Бринеллю менее твердого тела, МПа;

D - комплексная характеристика шероховатости.

 

, (3.11)

 

где t0 и b фрикционные характеристики определяются по таблице [9];

Рс – контурное давление, МПа.

Условие внешнего трения выглядит следующим образом:

 

,

 

В данном случае Рс min = 2,14 МПа, то есть необходимое условие внешнего трения выполняется.

Наиболее характерным видом износа в данном случае является фреттинг-коррозия. Этот вид износа наиболее распространен на посадочных поверхностях полумуфт, зубчатых колес, подшипников качения, в деталях кривошипно–шатунных механизмов.

На интенсивность процесса изнашивания существенное влияние оказывает количество циклов нагружения.

Характерным признаком процесса фреттинг-коррозии в подвижных соединениях являются наличие темных полос по границам сопряжения. В соединениях с натягом в месте контакта появляются продукты окисления от светло-красно-коричневого до темно-коричневого цвета.

Обоснование и выбор материала вала и муфты.

Предотвратить или замедлить развитие процесса фреттинг-коррозии можно путем повышения твердости одной из деталей.

Так как вал передает большой крутящий момент, то для него целесообразно выбрать материал с лучшими механическими свойствами, чем для муфты.

В соответствии с данным видом изнашивания для вала выбирается материал сталь 40ХН, sв = 120 МПа, sт = 95 МПа, HRC = 50.

Материал муфты – сталь 45, sв = 120 МПа, sт = 95 МПа, HRC = 48.

Упрочняющая обработка

Повышение твердости достигается применением термической обработки улучшения (закалка с высоким отпуском). Ожидаемые механические свойства после термической обработки sв = 140 МПа, sт = 115 МПа, HRC = 55.

Смазочный материал

Для замедления фреттинг-коррозии применяется смазочный материал с противоизносными присадками. В данном случае жидкую смазку применять нельзя, поэтому применяется пластическая смазка, закладываемая в муфту. Муфта смазывается при каждом ремонте.

 

3.1.3 Пара трения: вал-подшипник качения (3-я ступень тихоходного вала) цилиндрического редуктора

 

Контурное давление возникающее в паре трения вал-подшипник качения определяется по формуле:

 

, (3.12)

 

где Dн – величина натяга, м;

d – диаметр вала, d = 0,135 м;

Dн min = 3 мкм (посадка d Н7/p6).

Величина контурного давления для минимального натяга определяется по формуле:

 

, (3.13)

 

Е – модуль упругости, МПа (для стали Е = 2,1 × 105 МПа).

 

 

Тогда

 

Определяется величина контурного давления для максимального натяга Dн.max = 68 мкм

 

 

Восстановление работоспособности узла трения вал – подшипник качения

При превышении величины износа допустимого значения предполагается следующие мероприятия по восстановлению работоспособности узла.

При износе посадочных мест под подшипники качения восстановление упрочнения поврежденной поверхности осуществляется физико-химическим способом упрочнения: электролитическое осаждение пленки (хромирование).

При износе подшипника производится его замена на новый.

Необходимо сделать проверку на реализацию внешнего трения. Для этого должно соблюдаться условие:

 

, (3.14)

где tn = t0 +b×НВ;

t0 и b фрикционные характеристики определяются по таблице t0 = 184 МПа;

b = 0,055; при НВ = 3410 МПа;

Рс – контурное давление, МПа.

Условие внешнего трения выглядит следующим образом:

 

,

 

В данном случае Рс min , то есть необходимое условие внешнего трения выполняется.

Наиболее подходящим видом износа будет являться фреттинг – коррозия. Этот вид износа наиболее распространен на посадочных поверхностях полумуфт, колес зубчатых подшипниках качения.

Обоснование и выбор материала вала

Для уменьшения износа и предотвращения других видов повреждений необходимо обеспечить повышенную твердость контактирующих поверхностей. В качестве материала вала выбирается сталь 45, sв = 150 МПа, sт = 80 МПа, HB = 2500 МПа.

Материал подшипника определяется по ГОСТ 8338-75.

Упрочняющая обработка

Повышение твердости достигается применением термической обработки улучшения (закалка с высоким отпуском). Ожидаемые механические свойства после термической обработки sв = 210 МПа, sт = 100 МПа. Вид закалки – поверхностная в смазке.

Смазочный материал

Для смазки подшипников качения при изнашивании фреттинг-коррозии используют смазочный материал с противоизносными присадками. Жидкий смазочный материал заливается в картер редуктора, смазка происходит постоянно путем разбрызгивания.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.