Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-11-17 | 12951 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В своей практической работе хормейстер может черпать материал для вокальных упражнений из различных источников. Какие-то упражнения формируются в процессе приобретения собственного певческого опыта, какие-то возникают в результате импровизации в ходе работы с певцами, какие-то заимствуются из различных методик или являются отрывками из произведений. Так или иначе, любое упражнение должно находить свое оправдание в решении определенных исполнительских задач.
Выбор упражнений должен осуществляться в зависимости от их целенаправленности и художественности. Не стоит бояться импровизировать, со временем включать в работу новые упражнения:это поможет освежить музыкальные впечатления певцов, а постановка новых задач активизирует их внимание. Однако придерживаться некой системности, предлагая раз за разомодни и те же упражнения, все же стоит. [7] Так как умение преодоления конкретной трудности только при его многократном повторении и закреплении превращается в навык.
Для лучшего усвоения материала и решения поставленных задач следует выбирать упражнения, имеющие ясную мелодику и четкую ритмическую структуру, содержащие элементы выразительности.
Как и в любом другом деле, в работе над упражнениями следует придерживаться принципа «от простого к сложному». Не стоит переходить к более сложным упражнениям, не добившись успехов в простых [9].
Начинать распевку хора можно с упражнений на выдержанном звуке. Они помогут добиться чистоты хорового унисона, ровного и устойчивого дыхания. Поспособствуют выработке мягкой атаки, тянущегося, опертого звука.
Пример 1.
Следующее упражнение может исполняться хором в естественной тесситуре мужских и женских голосов, либо в абсолютный унисон[1]. Здесь важно добиваться от хора (или отдельного певца) плотного legatissimo, плавного перехода с ноты на ноту на ровном дыхании.
|
Пример 2.
Упражнения на staccato способствуют выработке твердой атаки звука и активизации работы диафрагмы. При пении staccato мышцы, составляющие дыхательный аппарат не расслабляются, а находятся в положении вдоха [9, c. 217] В примере 3 также следует обратить внимание на снятие после четвертной ноты. Одновременно со снятием на выдохе делается толчок диафрагмой, который провоцирует последующий вдох, происходит минимальная задержка дыхания, а затем атакируется следующий звук.
Пример 3.
Для атаки первого звука в следующем упражнении хорошо подойдут йотированные гласные (наиболее удобные «ю», «ё», «я»):
Пример 4.
ю – у.
В следующем примере потребуется удержать дыхание на staccato в длинной фразе из восьмых нот.
Пример 5.
В примере 6 сопоставлены два вида штриха. Нижний звук исполняется плотным нажимом (nonlegato), верхние на staccato, более легким звуком. Также, в данном примере от певцов потребуется умелое использование смены регистров.
Пример 6.
и- а- и- а- и.
Полезно давать упражнения с разнообразной ритмической структурой. В примерах 7 и 8 восьмые исполняются staccato, шестнадцатые соединяются с последующей восьмой на legato. Упражнение следует исполнять в подвижном темпе, точно пропевая мелкие длительности. Если же шестнадцатые глиссандируются, следует уменьшить темп и поработать над точностью переходов со звука на звук.
Пример 7.
зи – я- а.
Пример 8.
зи- я- а.
Следующая группа упражнений построена на арпеджиообразных фигурациях.
Упражнение, представленное в примере 9, охватывает достаточно широкий диапазон, однако за счет штриха staccato верхний звук в нем берется легко, без напряжения. Данное упражнение может предшествовать более сложным примерам, раскрывающим широту диапазона.
Пример 9.
Укрепить позицию верхнего звука поможет следующее упражнение. В нем отсутствуют внутрислоговые распевы, следовательно, здесь мы будем использовать сухоеlegato. Также не стоит допускать portamento между звуками.
|
Пример 10.
В примере 11 потребуется штрих legatissimo. Смена позиции должна происходить незаметно, подобно смене направления смычка у скрипки, переходы с ноты на ноту должны быть плавными и сглаженными. Темп упражнения неторопливый.
Пример 11.
ма- а.
Словестный текст, как художественный элемент, может поспособствовать лучшему закреплению определенных навыков. Упражнения, данные в примерах, 12 и 13 имеют подтекстовку. В первом из них будет важно обратить внимание на длинный звук и последующий выход из него. На тянущемся звуке следует удержать дыхание и в момент перехода к последующей восьмой укрепить его. Восьмые, в свою очередь, исполняются легко, скользящимlegato.
Пример 12.
Чем шире интервал, тем сложнее его связать при пении legato.[9, c. 218]. В следующем упражнении даны интервалы в их постепенном увеличении от большой секунды до квинты в движении вверх и вниз:
Пример 13.
В гаммообразных упражнениях важно приспособиться к быстрой смене звуков, научиться соединять их legato на ровной подаче дыхания [9, c. 216]. Они способствуют выработке легкости и подвижности голосов. Так же, как и примерах 7 и 8, здесь используется более точное, сухое legato. Каждая высота звука обозначается точно, глиссандо не допускается.
Пример 14.
ли- и.
Следующее упражнение содержит элемент двухголосия (мужской хор исполняет на октаву ниже):
Пример 15.
Произведения различных эпох и стилей ставят перед исполнителями задачи различного рода. Так, к примеру, произведения написанные в техниках современной композиции могут иметь разную ладогармоническую основу. Следовательно, упражнения могут быть построены в различном ладовом и гармоническом решении. В примерах 16, 17 приведены упражнения, строящиеся на целотоновой гамме.
Пример 16.
зи - я-зи - я -
Следующий пример отражает современную кластерную технику, и построен на использовании лидийского лада. За основу взят отрывок из «Magnificat» современного латвийского композитора Эрика Эшенвальдса:
Пример 17.
Следующее упражнение содержит в своей основе пентатонный лад, свойственный для музыки народов так называемой «пентатонной зоны» (народы Поволжья, Китай, Корея и др.). Упражнение, отраженное в примере 17, родилось в ходе практического опыта исполнения хоровых обработок татарских народных песен, музыкальный язык которых содержит большое количество мелизматики.
|
Поначалу следует поработать над вариантом а), чтобы хор настроился на пентатонный лад, услышал его устой, затем можно перейти к более сложному варианту б). Упражнение следует петь легким звуком в головном регистре. А гласная «и» будет наиболее удобна для исполнения мелизматики.
Пример 18.
Завершающими «настройку инструмента» упражнениями могут быть многоголосные упражнения для смешанного хора.
Следующее упражнение исполняется из абсолютного хорового унисона в мажорное трезвучие в мелодическом положении примы.
Пример 19.
ми-мо
Следующее упражнение поможет активизировать слух певцов хора. Оно построено на гаммообразном движении вверх и последующем движении вниз по звукам мажорного трезвучия с так называемым «зависанием» звуков. Гласная «о» на завершающем аккорде поможет точнее выстроить гармоническую вертикаль.
Пример 20.
зи - ё- о
В работе над четкостью дикции помогут упражнения-скороговорки. Следующее упражнение исполняется в подвижном темпе с ясным произношением текста.
Пример 21.
Данные упражнения не исчерпывают всех задач вокальной работы с любительским хором. Подготовка ли это к исполнению конкретных произведений, особенности эмоционального настроя хора или развитие конкретных навыков - исходя из различных задач в репетиционной работе будут применяться разные упражнения.
Заключение
В ходе рассмотрения особенностей студенческих любительских хоровых коллективов мы выявили их востребованность, воспитательную и просветительскую роль в общественной жизни. Осветили специфику работы с коллективами данного типа, как тообновляемостьсостава, мобильность и восприимчивость студентов в ходе репетиционной деятельности, отсутствие вокальных навыков и музыкальной грамотности отдельных певцов. В связи с вышеуказанными особенностями сложился ряд требований к личности руководителя и хормейстера в любительском студенческом хоре.
|
Руководитель такого коллектива должен быть всесторонне развитой личностью, обладающей высоким уровнем профессионализма. Степень его владения вокальным мастерством, и показ будут в значительной степени отражаться на звучании хора.
Опираясь на различные методические пособия, мы рассмотрели ряд основных вокально-хоровых навыков, таких как певческое дыхание, дикционная четкость, атака звука, владение различными динамическими оттенками, эмоциональная выразительность, умение петь в ансамбле, а также некоторые приемы их развития.
Изучение работ В. Леванова, С. Попова, Г. Терацуянца помогло определить направленность индивидуальной вокальной работы с певцами-любителями и ее значение в деятельности коллектива.
Индивидуальная работа должна служить повышению певческой культуры хора и подготавливать певцов для дальнейшей продуктивной работы в коллективе. Исходя из того, что участники любительского хора имеют разный уровень подготовки, руководителю необходимо использовать различные способы работы с каждым певцом.
В рассмотрении ансамблевой и общехоровой работы мы выявили ряд новых навыков, необходимых для усвоения, таких как хоровой ансамбль, хоровой строй, цепное дыхание.
Все виды деятельности в любительском хоровом коллективе - индивидуальная, ансамблевая и общехоровая работа - тесно взаимосвязаны между собой и служат общим целям. Это - успешная концертная деятельность коллектива, его развитие и процветание. Работа, направленная на развитие вокально-хоровых навыков,не должна выходить из поля зрения руководителя ипостоянно вестись в процессе репетиционной деятельности хора.
Ценность нашей работы в ее практической направленности. Некоторые практические советы, а также вокальные упражнения, приведенные в третьем параграфе II главы, могут быть полезны для хормейстеров и вокальных педагогов, работающих с любительскими коллективами. Рассмотренные нами аспекты не исчерпывают всех сторон вокально-хоровой работы; изучение данного вопроса дает толчок к дальнейшему, более углубленному, его изучению.
Список используемой литературы и интернет-ресурсов:
1.Барсов Ю. А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. —М., 1982. —Вып. 6.
2.Варламов А.Е. Полная школа пения: учебное пособие. —3-е изд., испр. — СПб., 2008
3.Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса // Полное собр. соч. Т. 11./ Подгот. Н. Н. Загорный. — Л., 1963
4.Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. — М., 2012.
5.Дмитриевский Г. А. Хороведение и упраление хором. — М., 1957
6.Егоров А. А. Теория и практика работы с хором. — М., Л., 1951
7.Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб., 2004
|
8.Живов В. Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика.
9.Казачков С. А. От урока к концерту — Казань, 1990
10.Казачков С. А. О некоторых вопросах репетиционной работы с хором// Вопросы музыкального исполнительства.—Казань, 1960.
11.Леванов В. П. Эстетическое воспитание студентов Казанского университета в хоре. — Казань, 1985
12.Пашкова А. С. Развитие основных певческих навыков в процессе занятий в вокально-хоровом ансамбле.
13.Попов С. В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. — М., 1961
14.Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. —М., 1992
15.Терацуянц Г. Е. Организация самодеятельного студенческого хора. — Л., 1963
16.Чабанный В. Ф. Методология управления любительским хоровым коллективом
17.Чесноков П. Г. Хор и управление им. — М: Музгиз. 1940
18.Ярославцева Л. К. Зарубежные вокальные школы.
Использованные интернет-ресурсы:
19.Мельникова Н. И. Пение в речевой позиции по системе СеттаРиггса [http://festival.1september.ru/articles/578585/] — © ИД «Первое сентября», 2003–2017
20.Щетинин М. Н. Механизм действия гимнастики [http://strelnikova.ru/tab] — © 2012
21.[http://music-mydream.com/important/articles/154-vidy-muzykalnogo-sluha] — © 2010-2017 Международная онлайн школа музыки "Моя мечта".
[1] Все упражнения данные в одноголосном изложении, и не имеющие отдельных пояснений исполняются смешанным хором в октавный унисон.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!