Устройство Церкви во II веке — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Устройство Церкви во II веке

2017-11-17 134
Устройство Церкви во II веке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

II век стал важнейшим этапом в развитии Церкви.

1) Происходил быстрый рост численности христиан. Тертуллиан писал в конце II века, что число христиан было огромным. Язычники жаловались, что храмы богов опустели, что города и деревни полны христиан и что число их умножается с каждым днем. Христианство не только широко распространилось в Римской империи, но и шагнуло за ее пределы, несмотря на юридический статус «недозволенной религии» (religio illicita).

Одна из первых христианских общин за пределами империи образовалась в Эдесском царстве (Осроэне). Христианский проповедник Вардесан обратил в христианство местного царя Абгара IX (170-214 гг.), который объявил новую религию государственной. Вардесан сочинил на сирийском языке по образцу Псалтири 150 гимнов, которые употреблялись в церковном богослужении до IV века.

В чем причины столь быстрого распространения христианства?

– Правоту своего учения христиане демонстрировали собственной жизнью. Церковь первых веков отличалась высокой нравственностью. Строжайшее соблюдение христианской морали было нормой ее существования.

– Любовь к ближнему, поражавшая язычников. Человечество ждало любящего Бога. Именно практическое применение этой любви было, возможно, важнейшей причиной успеха христианства. Тертуллиан говорит о фразе, услышанной им среди язычников: «Смотри, как эти христиане любят друг друга». Христианская любовь выражалась в заботе о бедных, вдовах и сиротах, в посещении братьев в тюрьме и в рудниках, в помощи во время стихийных бедствий, таких как голод, эпидемии, землетрясения или войны.

Христиане также взяли на себя похороны своих бедных. Во второй половине II века церкви (во всяком случае, в Риме и Карфагене) начали приобретать земли для похорон братьев. Одно из древнейших христианских кладбищ – «Катакумбас» – находилось на Аппиевой дороге к югу от Рима.

Христиане всегда были готовы отдать последнее, что у них есть, другому человеку. Каждая церковь содержала многочисленных вдов, сирот, больных; облегчала удел заключенных и, где возможно, содействовала их освобождению; посылала щедрую помощь в районы эпидемий, бедствий; производила сборы с целью выкупа пленных и т.д.

Гостеприимство, оказываемое путешественникам, – одно из наиболее важных проявлений любви: любому христианину достаточно было лишь объявить о своей вере, чтобы получить приют на период до трех дней без каких-либо дополнительных вопросов. Эта обязанность лежала на епископе.

– Стойкость в вере в период гонений, изумлявшая не только очевидцев, но даже палачей. Со второго века римская бюрократическая машина фиксировала судебные процессы. До нас дошли акты мучеников (лат. acta martyrum) – потрясающие свидетельства христианского мужества и стойкости в вере. Различаются два типа подобных актов.

Первый тип представлен официальными судебными протоколами тех процессов, которые велись римскими властями против христиан. Другой тип мученических актов – это записи очевидцев-христиан, стремившихся сохранить для церкви достоверное описание свидетельства подвижников. Древнейшим памятником этого рода актов является «Мученичество святого Поликарпа Смирнского» (ум. 156 г.). К этому же типу относятся «Мученичество святого Иустина Философа» (ум. ок. 166 г.), «Послание общин Виенны и Лиона братиям в Азии и Фригии с описанием преследования галльских мучеников» (170-е годы).

2) Шло организационное укрепление Церкви. Обозначились основные центры церковной жизни. Рим – для христиан Запада. Александрия объединила христианские общины Египта. Для сирийских христиан центром стала Антиохия. Для общин Малой Азии – Эфес. Для общин Палестины – Кесария. Появились новые епископские кафедры, в том числе и такие известные, как Лионская и Карфагенская. Отдельные Церкви осознавали себя частями Единой Святой Соборной (греч. Кафолической) и Апостольской Церкви Христовой, незамедлительно оповещая другие общины обо всех важных событиях своей жизни.

Сложилась церковная иерархия. Признанными главами церквей стали епископы. Они выступали как главные авторитеты в вопросах вероучения (догматики) и культа. В обязанности епископа также входил контроль над церковными доходами. Средства церковных касс пополнялись из добровольных пожертвований. На Востоке христианские церкви придерживались требования десятины, на Западе о существовании подобного требования не упоминается.

3) Сформировались основные понятия христианского вероучения, основанные на Священном Писании и Священном Предании. Определились четыре канонических Евангелия. Появились первые сборники книг Нового Завета. Наряду с книгами Священного Писания, впоследствии вошедши­ми в канон, распространены были и другие тексты, в которых повествовалось о жизни Спасителя и о проповеди апостолов. К их числу относились Никодимово Евангелие, Евангелие от Фомы, Протоевангелие Иакова, Евангелие от египтян и Евангелие от евреев, ряд «Деяний», включающих «Деяния Иоанна», «Деяния Фомы» и «Деяния Павла», а также «Апокалипсис» Петра, «Апокалипсис» Павла.

Часть этих книг заключала в себе рассказы, не соответствующие церков­ной традиции и впоследствии отвергнутые как еретические. Другие бы­ли написаны благочестивыми людьми и заключали в себе повествование о событиях, не попавших в книги Священного Пи­сания, но согласных с церковной традицией. Церковь дала этим книгам название апокрифов («тайные», «сокровенные»). Такие из них, как «Дидахе» и «Пастырь», считались в некоторых церквях священными вплоть до V века. О «Дидахе» мы уже немного говорили, теперь хочется сказать несколько слов о книге «Пастырь», автором которой был живший во II веке Герм или Ерм, брат римского епископа Пия.

Книга состоит из трех частей: «Видения», «Заповеди», «Подобия». Написана в форме откровения. Название дано от видений, в которых в облике пастыря (пастуха) действует ангел, наставляющий автора. Книга эта долгое время считалась христианами священной и входила в свод канонических книг Священного Писания. Она была включена в так называемый Синайский кодекс IV века – древнейшее дошедшее до нас собрание книг Нового Завета. Цитатой из «Пастыря» начинает свою книгу «Строматы» Климент Александрийский.

Одной из центральных тем книги является строительство единой Церкви. Она объединяет как живущих праведников и некогда живших пророков, так и тех, кто, покаявшись, в будущем сможет войти в нее. Когда Церковь будет достроена, состоится Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Пока Церковь строится, у грешников есть надежда спастись покаянием, но после завершения строительства каяться будет уже поздно. Только тяжкие грешники – вероотступники и предатели – навсегда осуждаются еще при строительстве Церкви.

В «Пастыре» указаны христианские добродетели, рождающиеся одна из другой. Первая из них Вера. От Веры рождается Воздержание, от Воздержания – Простота, от Простоты – Невинность, от Невинности – Скромность, от Скромности – Знание, от Знания – Любовь.

«Пастырь» отвечает на волновавший многих вопрос: допустимо ли иметь значительную собственность? Если в канонических Евангелиях на это дается отрицательный ответ (например, в словах Иисуса в Евангелии от Матфея: «...Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие» [Мф 19:24]), то Герма, осуждая стремление к роскоши и мирским наслаждениям, призывает к благотворительности. Необходимо отдавать часть своего состояния беднякам, тогда можно стать угодным Богу. Бедные, в свою очередь, помогают богатым спастись, так как возносят молитвы за своих благодетелей.

В главе «Заповеди» даются 12 правил христианской морали, соблюдение которых ведет верующего к спасению.

4) Составляются первые книги по истории Церкви. В царствование Адриана жил христианский писатель, Егесипп, обращенный из иудеев, автор первой «Церковной истории». Его книга не дошла до нас, но некоторые отрывки из нее цитировал позже Евсевий Памфил.

 

Богослужение во II вeкe

О богослужении второго века мы знаем по «Дидахе», трудам Иустина Мученика, Тертуллиана и других учителей и апологетов Церкви. Оно включало в себя пение псалмов, чтение отрывков из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, проповедь, общую молитву, лобзание мира, приношение хлеба и ви­на, молитву над ними и освящение их, причащение и благодарение. Чтение священных книг входило в обязанность епископов, пресвитеров и диаконов. Во втором же веке для чтения священных книг, кроме Евангелия, стали назначаться чтецы.

Святой Иустин дает в главах 65-66 «Беседы с Трифоном-иудеем» изложение литургии, совершаемой после крещения новообращенных, а в главе 68 – литургии в воскресные дни. В трактате «О крещении» Тертуллиан раскрывает порядок этого Таинства, а также чин Миропомазания и Рукоположения. Крещение производилось троекратным погружением – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Крещаемому давалось христианское имя. Взрослые готовились к крещению от 40 дней до двух лет и именовались оглашенными. До совершения Таинства Крещения оглашенные выходили из храма после возгласа «оглашенные изыдите». Молитву Господню могли произносить только крещенные.

Распространяется обычай крестить детей. Уже Плиний Младший спрашивал Траяна, что делать с малолетними христианами. Среди Лионских мучеников были дети. В Риме были казнены малолетние Вера, Надежда, Любовь. Крещение детей вызывало споры, так как открывало дорогу в Церковь помимо личной веры. Так, Тертуллиан выступал против крещения в «невинном возрасте». Тем не менее, обычай этот утвердился, а ответственность за христианское воспитание возлагалась на родителей и восприемников.

Посты существовали, но не носили обязательного характера. Ириней свидетельствует, что каждый постился добровольно. Постные дни, как правило, назначались на среду и пятницу. Причем восточные христиане чаще всего не принимали пищу до захода солнца, а западные – до обеда.

Из годовых праздников очень рано стали отмечаться два – Пасха (как воспоминание о смерти и воскресении Христа) и Пятидесятница (как праздник сошествия Святого Духа). Ночь перед Пасхой проводилась в молитвах и пении духовных песен. Спор о времени празднования Пасхи вновь обострился в конце II века. Римский папа Виктор созвал по этому поводу Собор в Риме и написал к Азийским церквям письмо, в котором в потребовал, чтобы они совершали Пасху в одно время с церквями Запада и некоторыми восточными: Иерусалимской, Антиохийской и другими. Справедливое по содержанию, письмо оказалось неприемлемым по форме. Азийские церкви ответили, что не отступят от своего древнего предания.

Виктор, раздраженный ответом, объявил несогласных отлученными от Церкви. Этот поступок возбудил общее негодова­ние, и многие епископы написали Виктору послания, в которых порицали его за резкость, хотя и соглашались с ним касательно времени праздника. Например, Ириней Лионский осуждал Виктора за поступок, нарушающий мир и христианскую любовь, напоминал о разногласии и миролюбивом решении вопроса между Аникитою Римским и Поликарпом Смирнским. Он говорил, что и касательно поста существует разногласие между некоторыми Церквами. «Тем не менее, – го­ворил он, – все они сохранили мир, и мы живем между собою в мире, и разногласием касательно поста утверждается согласие веры». Виктор отме­нил свое действие, таким образом, мир был восстановлен, и каждая Церковь продолжила держаться своего обычая.

Надо при этом заметить, что в первые века не было видно ни малейшего следа той власти над Церковью, которую Римские епископы присвоили себе впоследствии и выдавали за древнее свое право. Титул «папа», который встре­чается во втором и третьем столетии, не принадлежал исключительно Рим­скому епископу и не означал особенной степени иерархии. Епископ Римский уважался как епи­скоп первого города или столицы, но это первенство не давало ему власти над другими Церквами. Церкви различных стран совещались между собою в духе мира и взаимной любви, как члены одного целого. Степень уважения, оказываемого епископам, определялась не столько местом, где они служили, сколько их личными достоинствами. Наставления и советы преподавались со смирением и принимались с любовью.

Гонения II века

Третье гонение

Начало гонению положилимператор Траян (98–117).Полное его имя – Марк Ульпий Траян. Родился в 53 году близ современной Севильи, в Испании, в семье видного государственного и военного деятеля, также уроженца Испании. Будущий император юношей поступил на военную службу, где стал любимцем армии и сделал быструю карьеру. В 97 году император Нерва усыновил Траяна, командовавшего в это время войсками в Германии. После смерти Нервы Траян стал первым императором, родившимся не в Риме. До лета 99 года он оставался в Германии, управляя оттуда империей.

В начале своего царствования Траян издал указ, запрещающий все тайные собрания. Под его действие попали и христиане, ко­торые не позволяли некрещеным присутствовать при совершении Таинств и часто собирались для молитвы по ночам. Указ положил начало серьезному гонению. Христиан стали массово арестовывать и приводить в суды. Там требовали от них, чтобы они совершили обряд поклонения гению императора. Обряд состоял в воскурении фимиама на жертвеннике или в совершении жертвоприношения. Тех, кто отказывался выполнить этот обряд, обвиняли в неува­жении к государю и наказывали либо смертью, либо заточением, либо ссылкой.

Если гонения первого века христианской эры были прихотью деспотов, то, начиная с императора Траяна, против церкви выступило римское государство. Христианство было включено в перечень недозволенных религий. Отношение империи к нему определялось формулой «non licet esse vos» – «вас не должно быть». Крещение, по сути, означало, что человек добровольно помещал себя в камеру смертников.

Видный государственный деятель и писатель Плиний Секунд (младший), племянник Плиния Старшего, автора знаменитой «Естественной истории», в 110–113 годах был легатом (наместником) провинции Вифиния и Понт. Сохранилась его переписка с императором («Переписка легата Вифинии и Понта Плиния Цецилия Секунда (младшего) с императором Траяном»).

Письмо 96. Плиний императору Траяну.

Для меня привычно, владыка, обращаться к тебе со всеми сомнениями. Кто лучше может направить меня в нерешительности или наставить в неведении?

Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах: поэтому я не знаю, о чем принято допрашивать и в какой мере наказывать. (2) Не мало я и колебался, есть ли тут какое различие по возрасту, или же ничем не отличать малолеток от людей взрослых: прощать ли раскаявшихся или же человеку, который был христианином, отречение не поможет, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, или же преступления, связанные с именем.

Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. (3) Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. (4) Были и такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и обнаружились случаи разнообразные.

(5) Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков.

(6) Другие названные доносчиком сказали, что они христиане, а затем отреклись: некоторые были, но отпали, одни три года назад, другие много тому лет, некоторые лет тому двадцать. Все они почтили и твое изображение, и статуи богов и похулили Христа.

(7) Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. (8) Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия.

(9) Поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие находящихся в опасности множества людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов, которых зовут и будут звать на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но, кажется, ее можно остановить и помочь делу. (10) Достоверно установлено, что храмы, почти покинутые, опять начали посещать; обычные службы, давно прекращенные, восстановлены, и всюду продается мясо жертвенных животных, на которое до сих пор едва-едва находился покупатель. Из этого легко заключить, какую толпу людей можно исправить, если позволить им раскаяться.

Письмо 97. Траян Плинию.

Ты поступил вполне правильно, мой Секунд, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Установить здесь какое-нибудь общее определенное правило невозможно. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т. е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и были под подозрением. Безымянный донос о любом преступлении не должно приобщать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени [1].

Римское право требовало, чтобы христиан арестовывали по доносу. При этом доносчик нес наказание, если не смог доказать суду свое обвинение. Отсюда выборочный характер репрессий. Если же к гонениям подключалась языческая толпа, были возможны самые дикие случаи. В провинции Вифиния и Понт был замучен святой Фока, епископ Синопский (50–117), покровитель мореплавателей. Уроженец Синопы, святой Фока c юных лет славился тем, что исцелял недуги и изгонял бесов из людей. За свою добродетельную жизнь был поставлен епископом в родном городе. Незадолго до казни святому Фоке было видение в виде голубя, возложившего ему на голову венец и этим предвозвестившего мученическую кончину святого. За твердое исповедание Христа мученика подвергли различным истязаниям, а затем сожгли. Его святые мощи впоследствии были перенесены в Константинополь. Память святого Фоки Синопского 22 сентября\5 октября.

Жертвами гонения Траяна стали многие видные деятели Церкви. В их числе апостолы от семидесяти:

1. Симеон, сын Клеопы, второй глава Иерусалимской церкви, управлявший ею 40 лет. Был арестован по доносу в 107 году как родственник Христа и христианин и после многих истязаний распят на кресте в возрасте 120 лет. Память 27 апреля\10 мая.

2. Крискент, епископ Галатийский. О нем писал апостол Павел во «Втором послании к Тимофею», говоря, что Крискент пошел с проповедью в Галатию (Тим 4:10). Затем проповедовал слово Божие в Галлии. Вернувшись в Галатию, исполнял пастырское служение до своей мученической кончины. Память 30 июля\12 августа.

3. Онисим, епископ Эфесский. В молодости был рабом у Филимона, гражданина города Колоссы во Фригии. Провинившись в чем-то и боясь наказания, бежал в Рим, но там попал в тюрьму как беглый раб. В тюрьме он встретился с апостолом Павлом, содержавшимся в узах, был просвещен им и принял святое крещение. Святой Онисим служил апостолу Павлу как сын. Апостол Павел, лично знавший Филимона, написал ему письмо, прося простить беглого раба и принять его как брата. С этим письмом Онисим, выйдя из тюрьмы, отправился к своему хозяину (Флм 1:10). С собой он вез также послание апостола Павла к Колоссянам (Кол 4:9).

Филимон, апостол от семидесяти, получив письмо, не только простил Онисима, но и отпустил его на волю, отправив обратно в Рим. После казни апостола Павла Онисим проповедовал Евангелие во многих странах и городах: в Испании, в Колоссах, в Патрах. В глубокой старости занял епископский престол в Эфесе, сменив апостола Тимофея, убитого язычниками.

Во время гонения Траяна ок. 109 года святой Онисим был арестован и заключен в темницу, где просидел 18 дней. Убедившись, что святой Онисим всё так же твердо исповедует веру во Христа, власти предали его казни. Святой был побит камнями, после чего ему отсекли голову. Память 15\28 февраля.

Во время гонений Траяна пострадали за Христа и некоторые мужи апостольские.

 

Святой Игнатий Богоносец (30–107)

Святой Игнатий родился в последние годы жизни Спасителя. Предание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18:3). Игнатий стал учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сопровождал апостола Петра в некоторых его путешествиях. После кончины апостола от семидесяти Евода заменил его на Антиохийской кафедре, которой управлял 40 лет.

Святой Игнатий был ревностным наставником, убеждавшим свою паству прежде всего примером собственной святой жизни. В особом видении он удостоился быть свидетелем небесного богослужения и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось по другим Церквам.

Император Траян в 106 году победоносно завершил войну с даками, длившуюся пять лет. После этого, решив укрепить границы на востоке, направился в Азию. В начале 107 года он прибыл в Антиохию. Столица Сирии была одним из богатейших и красивейших городов империи. Антиохийцы при­няли Траяна с изъявлениями радости и преданности. Жертвоприношения в честь богов и императора сопровождали его торжественный въезд в город. Христиане, конечно, не принимали участия в подобных празднествах, и язычники до­несли на них Траяну, как на врагов государства. Им удалось восстановить против них императора, отдавшего приказ о расследовании мнимых преступлений христиан.

Игнатий, узнав о приказе, добровольно явился к императору, чтобы либо убедить отказаться от гонения на христиан, либо или умереть за веру. Разговор с Траяном был коротким. Игнатий свидетельствовал о своей готовности отдать жизнь, но не отступиться от Христа, образ которого носил в своем сердце. После окончания допроса император повелел, чтобы Игнатий «был взят воинами и приведен в Рим на съедение дикими зверями для забавы народа»[2]. Десять воинов сопровождали Игнатия во время долгого пути в Рим. Во всех городах христиане с любовью встречали святого. В городе Смирна он несколько дней провел у епископа Поликарпа, также ученика Иоанна Богослова.

Христиане в Риме были уже извещены о скором прибытии Игнатия. Многие предлагали принять меры и предотвратить готовившуюся ему участь. Узнав об этом, Игнатий прислал римским христианам послание: «...Не делайте для меня ничего... Только просите мне у Бога внешней и внутренней силы, чтобы я не назывался только христианином, но и на самом деле был... Я пишу всем церквам и всем свидетельствую, что добровольно умираю за Бога»[3].

Кроме «Послания к Римлянам» святой Игнатий написал еще шесть писем – пять к малоазийским церквям (эфесской, магнезийской, траллийской, филадельфийской, смирнской), а также письмо к Поликарпу. Он призывал бороться с ересями, которые начали распространяться в это время, одновременно напоминал о необходимости непрестанно молиться о заблуждающихся. Святой Игнатий пишет также о силе общественного богослужения и Таинства Евхаристии, о роли епископа в Церкви.

Вернувшийся в Рим Траян торжественно отметил триумф в честь победы над даками. Зрелища продолжались сто двадцать три дня подряд. На них сражались 10000 гладиаторов. Одним из зрелищ для толпы стала травля людей дикими хищниками. Происходила она в гигантском цирке – Колизее. Построен он был тридцатью тысячами пленных иудеев, начавших работать при Веспасиане и закончивших сооружение при Тите. Колизей вмещал более 100000 зрителей. Кроме боев гладиаторов и травли дикими зверями в нем проводились морские сражения. На арене Колизея под крики зрителей и шум музыки приняли смерть множество известных и безвестных христиан.

20 декабря 107 года святого Игнатия вывели на арену цирка, и он обратился к народу: «Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Сразу же после этого были выпущены львы. Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой Игнатий отвечал, что носит это имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую»[4].

Ночью, подкупив стражу, три христианина, сопровождавшие святого от Антиохии до Рима, собрали останки мученика и песок, смоченный его кровью. Останки были доставлены в Антиохию вместе с подробным описанием казни святого. Во время нашествия персов в VI веке мощи святого были перевезены в Рим, где они хранятся поныне в церкви Святого Климента.

Память святого Игнатия Богоносца 20 декабря\2 января и 29 января\11 февраля.

 

Святой Климент Римский (ок. 15 – ок. 101)

Святой Климент родился в Риме ок. 15 года Родители Климента, Фавст и Матфидия, были язычни­ками знатного происхождения. Когда мальчику было два года, его мать предприняла далекое путешествие, взяв с собой двух старших сыновей-близнецов. Их корабль попал в страшную бурю и разбился о скалы. Мать и братья Климента спаслись, но были рассеяны так, что потеряли друг друга. Матфидию приютила бедная женщина. Братьев же спасли пираты и продали их в рабство в Кесарии некой женщине, которая растила их как своих сыновей. Услышав проповедь апостола Петра, близнецы приняли крещение и стали его учениками. Тем временем отец, не имея известия о семье, направился на поиски. Узнав о гибели корабля, был так потрясен, что решил не возвращаться в Рим, и скитался, как бродяга.

Кли­мент один жил в Риме около двадцати лет. Будучи обладателем огромных богатств и имея при себе достаточно служителей, он скорбел душой, так как не знал, где находятся его роди­тели и два младших брата. Тоска по ближним, а также беседа с христианином, рассказавшим о своей вере, побудили Климента отправить­ся в Палестину. В Кесарии он встретил апостола Петра, стал одним из его учеников и принял от него крещение. Вскоре при обстоятельствах, которые нельзя назвать иначе как чудесными, нашли друг друга все члены семейства Фавста. Родители Климента также приняли крещение от апостола Петра.

Святой Климент стал постоянным спутником первоверховного апостола. Незадолго до своих страданий апостол Петр рукополо­жил Климента во епископа города Рима вместе с двумя другими – Лином и Анаклитом. После их кончины святой Климент занял Римскую кафедру (ок. 94 года). Его милосердие, добродетельная жизнь и молитвенный подвиг обрати­ли многих коХристу. Проявлял святой Климент попечение и о других церквях. Известны два его послания к Коринфянам.

С началом гонений Траяна Климент по личному распоряжению императора, находившегося в это время в Германии, был сослан как раб в Херсонес Таврический. Вместе с ним добровольно отправились в изгнание и некоторые римские христиане, в том числе два ближайших ученика святителя, Корнелий и Фив. Местом отбывания наказания стали каменоломни в окрестностях Херсонеса, на берегу реки Черной.

Таврика при Клименте. Ситуация оставалось примерно такой же, как и во времена Андрея Первозванного. Римское присутствие нарастало весь II век. Общая численность войск достигла трех тысяч человек. Вместе с воинами прибывали члены их семей, торговцы, обслуживающий персонал. Это были люди разной этнической принадлежности, в основном выходцы из Малой Азии и Подунавья. Они были носителями различных языческих верований. Распространенными были культ Митры – восточного божества солнца, богини Кибелы – «матери богов». Объединял всех культ римского императора. Римское господство принесло политическую стабильность и экономическое процветание. Экспорт соли, рыбы, вина приносил весомые доходы местному населению.

Святой Климент и в положении раба действовал как архиерей. Духовная сила, присущая ему, объеди­нила вокруг пастыря всех местных хрис­тиан – как узников, так и свободных, числом более двух тысяч. В одной из пещер, образовавшихся при ломке камня, святой Климент устроил храм.

Работающие в каменоломнях стра­дали от недостатка воды и жаловались святому, что если бы кто из них после цело­го дня ручной работы, изнуренный трудом, пожелал бы хоть малую кап­лю воды, чтобы освежиться, то должен пройти за водою не менее 45 стадий (около 8 км). Святой пред­ложил своим собратьям сообща помо­литься, чтобы Бог извел воду из ис­точника у каменной стены. Во время молитвы явился агнец на камне. Когда святой Климент ударил кайлом по месту, указанному агнцем, открылся источник вкусной и чистой воды.

Началось массовое обращение ко Христу. Число крещаемых ежедневно доходило до пятисот человек. Еще года не пробыл Климент в изгнании, как верующими было создано около 75 церквей. «Основные недоумения все­гда касались двух цифр, – пишет современный цер­ковный археолог Сергей Александрович Беляев, – чис­ла людей, крещенных папой, и числа построенных им церквей – 75, осо­бое недоумение вызывает последняя цифра. Но она может показаться не­реальной только в том случае, если на конец I века по Р. Х. проецировать пред­ставления современного человека о внешнем и внутреннем устройстве храма и его размерах. По свидетель­ству же «Деяний апостолов» и вооб­ще всех древних текстов, богослуже­ние в то время совершалось в домах, в особых комнатах (триклиниях – горницах)... Если 75 храмов из жития папы Климента I объяснять реалиями не нашей жизни, а рубежа I-II веков по Р. X., то следу­ет признать, что устройство храмов в 75 домах из многих сотен домов само­го Херсонеса и из нескольких тысяч домов, если считать город с ближай­шей округой, не покажется преувели­чением. То же самое можно сказать и о числе крещеных»[5]. Пресвитерами становились отцы семейств, так что приход и семья во многих случаях были одним целым.

Известия о пастырской деятельности святого Климента дошли до императора. Траян посылает игемона (греч. гегемон, слав. игумен – «руководитель», «наместник», «начальник») Авфидиана, чтобы пресечь распространение христианства. Чиновник, прибыв в Херсонес, подверг христиан многим мучениям. Заметив, что все готовы стать мученика­ми, он оставляет в покое многочис­ленное общество и всю ярость обрушивает на главного виновника – святого Климента. Видя его готовность претерпеть все муче­ния, игемон присуждает святителя к немедленной казни. Вывезши святого на сере­дину бухты и привязав ему на шею же­лезный якорь, Климента опустили в глубину, чтобы и тело его не досталось христианам. Мученическая кончина Климента последовала в 101 году, в третьем году царствования Траяна.

Память священномученика Климента Римского 25 ноября\8 декабря.

Ученики святого, Корнилий и Фив, другие христиане усердно и горячо молились, чтобы обрести мощи Климента. И свершилось чудо: море отступило и обнажило скалу, в углублении которой (пещере) находилось тело мученика. Эту пещеру затем назвали Ангельской церковью. Тут же, вблизи ска­лы, нашли и вышеупомянутый тяжелый якорь. Корнилию и Фиву было откровение, что не нужно переносить тело в другое место.

После этого каждый год в день муче­нической кончины святого Климента море отступало, и в течение семи дней люди молились у мощей священномученика. Предание гласит, что в один из дней памяти святого море отступило и собралось много народа у Ангельской церкви. Однако один отрок не вернулся на берег. Родители считали сына погибшим. Но когда на следую­щий год море снова открыло Ангельс­кую церковь и родители вместе с на­родом пошли поклониться святому, они нашли своего сына живым и не­вредимым. По свидетельству мальчика, старец все это время питал и утешал его. Родители с великой радостью взя­ли свого ребенка, а весь народ прославлял Бога за свершившееся.

Но настало время, когда чудо пе­рестало совершаться: море не отсту­пало, и мощи стали недоступны. В 861 году, направляясь с миссией в Хазарский каганат, в Херсонесе остановились два брата, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Как сообщает их житие, здесь ими были найдены Евангелие и Псал­тирь, написанные «русскими буквами»[6], а также был выучен необходимый для миссии еврейский язык. Важным деянием братьев в Херсонесе было обретение мощей святого Кли­мента.

Эти события подроб­но описаны в «Слове о перенесении мощей святого Климента», согласно ко­торому путь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия с обретенными мощами священномученика Кли­мента про­шел по следующему маршруту: цер­ковь, воздвигнутая «руками анге­лов»; храм святого Созонта; храм святого Леонтия; кафедральный собор Херсонеса, собор Святой Софии. Письменные источники в сопос­тавлении с данными археологических раскопок позволили предположитель­но отождествить названные храмы соответственно с часовней на остро­вке в Казачьей бухте, с Западным за­городным храмом, с Западной бази­ликой, с Уваровской базиликой.

Покидая Херсонес, святые равноапо­стольные Кирилл и Мефодий взяли с собой часть мощей святого Климента и доставили в Рим в конце 867 – начале 868 гг. Прибытие нетленных мощей стало великой радостью для жителей города. Хроника этого события запечатлена в житии Константина Философа, со­ставленном в XV веке: «Вышел сам апостолик Адриан навстречу ему со всеми горожанами, неся свечи, узнав, что несут мощи святого Климента – мученика и папы римского. И тогда Бог начал творить чудеса: расслабленный человек исцелился здесь, а многие другие избавились от различных болезней.

… Принял папа книги славянские, освятил и положил их в церкви святой Марии, называемой Фатан, и пели над ними литургию. И после этого повелел папа двум епископам Формозу и Гаудериху рукоположить славянских учеников. Когда их поставляли, тогда пели литургию в церкви святого Петра на славянском языке. И на другой день пели в церкви святой Петронилы. И в третий день в церкви святого Андрея, и потом еще в церкви у великого наставника язычников Павла-апостола ночью пели святую литургию по-славянски над святой гробницей»[7].

Мощи святого поныне хранятся в Риме в базилике святого Кли­мента, построенной, согласно преда­нию, на месте принадлежавшего ему дома. Позже в этой же базилике, справа от алтаря, был похоронен и святой Кирилл. Римский папа Адриан II в благодар­ность за принесенную святыню не только освятил на престоле литурги­ческие книги, переведенные святыми Ки­риллом и Мефодием на славянский язык, но и благословил совершать по ним богослужения в славянских странах.

Спустя почти 100 лет святой равноапо­стольный князь Владимир после сво­его крещения привез из Херсонеса-Корсуни в Киев вместе с иконами и церковной утварью «себе на благо­словение» чудотворные мощи святого Климента (честную главу) и его ученика Фива, которые в 1007 году были положены в Богородичную Десятинную церковь. Святой Климент стал первым и на какое-то время единственным небес­ным покровителем Древней Руси.

В 1147 году на соб


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.