Подходы к современной классификации наук о физической культуре. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Подходы к современной классификации наук о физической культуре.

2017-10-21 750
Подходы к современной классификации наук о физической культуре. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К сожалению, проблема классификации наук о физической культуре и спорте фактически не разрабатывалась, хотя имеются отдельные работы, в которых эта проблема поднималась (в трудах В.М. Выдрина, Л.П. Матвеева, Ю.М. Николаева и других).

Можно попытаться выделить несколько подходов. В соответствии с теорией физической культуры профессора В.М. Выдрина знания о физической культуре должны развиваться согласно структуре физической культуры: общая теория физической культуры, теория и методика физического воспитания, теория и методика физической реабилитации, теория и методика спорта, теория и методика физической рекреации. Однако, скорее здесь речь идет о физической культуре, как специфической науке, где еще не очень внятно просматриваются межпредметные связи с другими науками.

До сих пор остается пока актуальным подход к классификации наук по основным областям знания, который просматривался в учебных планах вузов советского периода. Возможно, он может быть дополнен новыми дисциплинами и станет вполне представительным и современным.

Классификация наук по библиотечным классификаторам (УДК, ББК) в настоящее время значительно урезана и явно не отражает полной картины развития научного знания о физической культуре.

Классификация областей знания по паспорту научной специальности 13.00.04 показывает специфику области исследования, а межпредметные связи лишь частично. Ниже приведен паспорт этой научной специальности:

Формула специальности:
Специальность 13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» определяет методологию физической культуры, основные направления фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию её содержания и методики, нормативной основы, специфики управления и особенностей организации. Результаты этих исследований позволят расширить базовую основу физического воспитания, спорта, оздоровительной и адаптивной физической культуры, усилить её профессионально-прикладную направленность.

Области исследований:

1. Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры.

1.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры:

o пути усиления значимости физической культуры в современном обществе;

o научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы физической культуры;

o физическая культура как часть общей культуры;

o физическая культура как социальное явление;

o историко-логические и теоретические исследования эволюции научных знаний в области физической культуры;

o прогнозирование развития системы физической культуры в государстве и международном сообществе;

o дидактические проблемы физической культуры;

o факторы, условия и закономерности направленного физического развития и совершенствования людей, входящих в различные социально-демографические и нозологические группы.

1.2. Управление в системе физической культуры:

o менеджмент в системе физической культуры;

o маркетинг в системе физической культуры;

o управление физкультурным движением;

o управление физкультурной организацией;

o управление физической культурой в государстве, регионе, республике, городе, области, районе, отдельном населенном пункте.

1.3. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств):

o средства и методы развития и совершенствования, корригирования и поддержания силовых, скоростных и координационных способностей (качеств), гибкости, общей аэробной и специфической выносливости;

o закономерности формирования двигательных навыков и умений;

o содержание и методика формирования простых и сложных двигательных навыков и умений;

o взаимосвязь и интерференция, взаимодействие и взаимовлияние двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков;

o общие и специфические закономерности переноса в формировании двигательных навыков и развитии двигательных (физических) способностей (качеств);

o динамика развития двигательных (физических) способностей (качеств);

o закономерности развития и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), простых и сложных двигательных навыков в онтогенезе;

o сенситивные периоды в развитии двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков.

1.4. Средства и методы физической культуры в целях профилактики вредных привычек, укрепления здоровья, закаливания организма, повышения устойчивости человека к неблагоприятным факторам природной среды и экстремальным условиям жизнедеятельности.

1.5. Нормативная база физической культуры.

2. Теория и методика физического воспитания.

2.1. Теоретико-методологические и историко-логические проблемы физического воспитания:

o дидактические проблемы базового физического воспитания;

o психолого-педагогические технологии в системе физического воспитания;

o методологические аспекты формирования нормативной основы физического воспитания;

o управление системой физического воспитания.

2.2. Физическое воспитание в системе дошкольного, среднего, средне- специального и высшего образования:

o направленность, содержание и методика физического воспитания в системе дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования;

o особенности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), формирование двигательных навыков и умений в системе дошкольного воспитания, среднего, средне-специального и высшего профессионального образования;

o оптимизация профессиональной деятельности специалиста физической культуры в дошкольных, средних, средне-специальных и высших учебных заведениях;

o физическое воспитание как средство становления личности.

3. Теория и методика спорта.

3.1. Спорт как социальное явление:

o социальные, воспитательные и педагогические функции спорта;

o историко-логические тенденции эволюции и преобразования научных знаний в области спорта;

o международное олимпийское движение (закономерностей развития, функционирования и управления);

o история развития отдельного вида спорта.

3.2. Система подготовки спортсменов.
3.2.1. Методологические концепты построения общей теории подготовки спортсменов и ее реализация на практике:

o методологические аспекты построения теории подготовки спортсменов;

o научные направления совершенствования системы подготовки спортсменов.

3.2.2. Соревновательная деятельность в спорте:

o стратегия и тактика соревновательной деятельности;

o структура соревновательной деятельности;

o управление соревновательной деятельностью;

o соревновательная деятельность спортсменов военнослужащих.

3.2.3. Общие основы подготовки спортсменов:

o адаптация в спорте и закономерности её формирования у спортсменов;

o адаптация основных функциональных систем организма к специфическим нагрузкам отдельных видов спорта;

o энергообеспечение двигательной деятельности в спортивной тренировке;

o нагрузки в спорте и их влияние на организм спортсменов;

o утомление и восстановление в системе подготовки спортсменов;

o формирование долговременных адаптационных реакций в многолетней и годичной подготовке;

o основы управления произвольными движениями;

o средства, методы и принципы спортивной подготовки.

3.2.4. Технико-тактическая и психологическая подготовка спортсменов:

o техническая подготовленность и техническая подготовка спортсменов;

o тактическая подготовленность и тактическая подготовка спортсменов;

o психологическая подготовка и психологическая подготовленность спортсменов.

3.2.5. Двигательные (физические) способности (качества) и физическая подготовка спортсменов.

o скоростные способности, методика их развития и совершенствования;

o силовые способности и силовая подготовка;

o координационные способности, методика их развития и совершенствования;

o гибкость, методика ее развития и совершенствования;

o выносливость, методика ее развития и совершенствования.

3.2.6. Макроструктура процесса подготовки спортсменов:

o структура, содержание и направленность многолетнего процесса подготовки спортсменов;

o структура, содержание и направленность подготовки спортсменов в годичном цикле тренировочного процесса.


3.2.7. Микро- и мезоструктура процесса подготовки спортсменов:

o построение программ микроциклов;

o построение программ мезоциклов.

3.2.8. Отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки спортсменов:

o отбор и ориентация спортсменов в системе многолетней подготовки;

o управление в системе подготовки спортсменов;

o контроль в спортивной тренировке.

3.2.9. Моделирование и прогнозирование в системе подготовки спортсменов:

o моделирование в спорте;

o прогнозирование в спорте.

3.2.10. Экстремальные условия в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов:

o среднегорье, высокогорье и искусственная гипоксия в системе подготовки спортсменов;

o спортивная подготовка и соревнования в условиях высоких и низких температур;

o десинхронизация и ресинхронизация циркадных ритмов у спортсменов;

o психолого-педагогические аспекты профилактики спортивного травматизма.

3.2.11. Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов:

o средства восстановления работоспособности спортсменов после напряженной соревновательной деятельности;

o тренажеры в системе спортивной тренировки;

o деятельность по борьбе с распространением допинга в спорте.

3.3. Система подготовки юных спортсменов:

o методология юношеского спорта;

o научные и методические основы управления процессом подготовки юных спортсменов;

o программирование тренировочного процесса юных спортсменов;

o содержание, методика и направленность тренировочного процесса юных спортсменов в отдельном виде спорта;

o теоретические и прикладные аспекты построения учебного и тренировочного процесса в училищах олимпийского резерва и общеобразовательных школах-интернатах спортивного профиля.

3.4. Теория и организация массового спорта:

o содержание, методы и организация массового спорта;

o управление системой массового спорта;

o факторы, принципы и пути усиления действенности массового спорта в обществе.

3.5. Система подготовки спортсменов военнослужащих:

o методология военного спорта;

o управление системой подготовки спортсменов военнослужащих;

o теоретические и прикладные аспекты построения процесса спортивной подготовки в силовых ведомствах.

4. Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.

4.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих:

o средства и методы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки для повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным и отрицательным факторам профессиональной деятельности;

o педагогические технологии в системе профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовке военнослужащих;

o история развития и становления профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.

4.2. Содержательная и нормативная основа системы профессионально- прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих:

o средства и методы развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и формирования прикладных двигательных навыков представителей различных, в том числе и воинских профессий;

o взаимосвязь общефизических и профессионально-важных физических качеств;

o перенос специальной физической тренированности;

o этапность и периодизация развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков;

o периодизация профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих;

o управление процессом профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.

5. Теория и методика оздоровительной физической культуры.

5.1. Методология оздоровительной физической культуры:

o дидактические основы оздоровительной физической культуры;

o организационно-методические основы оздоровительной физической культуры;

o управление системой оздоровительной физической культуры;

o системные механизмы обеспечения различных слоев населения и возрастных групп оптимальными двигательными режимами в оздоровительных целях.

5.2. Оздоровительная физическая культура в процессе жизнедеятельности человека:

o средства, формы и методы оздоровительной физической культуры;

o содержание и методика оздоровительной физической культуры различных слоев населения и возрастных групп;

o оздоровительная физическая культура в профилактике различных заболеваний.

5.3. Физкультурно-оздоровительные технологии:

o содержание и направленность физкультурно-оздоровительных технологий;

o системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий.

6. Теория и методика адаптивной физической культуры.

6.1. Теоретико-методологические и методические проблемы адаптивной физической культуры:

o цель, задачи, принципы и функции адаптивной физической культуры;

o средства, методы и организационные формы адаптивной физической культуры;

o программно-нормативные основы адаптивной физической культуры;

o национально-этнические и религиозные особенности адаптивной физической культуры.

6.2. Проблемы физического образования и воспитания инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.
6.3. Виды адаптивного спорта, входящие в программы Олимпийских игр, игр специальной олимпиады и Всемирных игр глухих («тихих игр»), а также научное обоснование содержания и направленности новых видов спорта инвалидов.
6.4. Двигательная реакция, интегрированные программы, объединяющие определенный вид адаптивной физической культуры с искусством и творческой деятельностью инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.
6.5. Адаптивная физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психологического и социального здоровья инвалидов.

7. Психология физической культуры.

7.1. Психологические закономерности физического воспитания молодежи.
7.2. Психология личности и деятельность учителя физической культуры.
7.3. Психологические аспекты ориентации и отбора в различные виды спорта.
7.4. Психология детского и юношеского спорта.
7.5. Психологические закономерности психического и физического совершенствования в процессе занятий массовым спортом (мотивация, формирование навыков, развитие физических, психических и нравственных качеств).
7.6. Психология соревнования в спорте высших достижений.
7.7. Психология личности и деятельности тренера.
7.8. Социально-психологические аспекты физической культуры.

 

Анализ паспорта специальности показывает явные связи теории и методики физической культуры с культурологией, историей, социологией, теорией управления, менеджмента, медициной, психологией. Отсутствуют некоторые новые научные направления, например, физиология, генетика, философия и другие области знания.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Какие исторические этапы выделяются в истории развития и классификации наук?

2. Какие виды классификации наук известны в истории развития науки?

3.Почему происходит дифференциация знаний в науке?

4. Как зародились и развивались знания о физическом совершенствовании?

5.Какими были первые классификации наук о физической культуре?

6. Какие существуют подходы к классификации наук в современности?

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.