Внимание как психический процесс — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Внимание как психический процесс

2017-10-21 260
Внимание как психический процесс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эмоциональные процессы

Эмоциональные процессы – регулятивные процессы отражения отношения субъекта к действительности и к себе в форме переживаний.

Основные свойства эмоциональных процессов

1. Валентностьзнак эмоции. Валентность может быть положи-тельная или отрицательная, однако возможны амбивалентные (одновре-менно существующие противоположные) эмоциональные состояния (любовь может сосуществовать с обидой). В общем виде соответствие внешних и внутренних событий притязаниям, ожиданиям, нуждам человека вызывает позитивные эмоции, несоответствие – негативные. Но человеческая деятельность зачастую носит полимотивированный характер, и в одном событии или действии одновременно могут реализовываться разнонаправленные мотивы человека. В силу этого человек может испытывать несогласованные переживания по поводу события, имеющие, например, и положительную, и отрицательную окраску («и хочется, и колется»). Такие эмоции свойственны только личности (индивид с линейной сменой мотивов следует ближайшему побуждению) и называются амбивалентными.

2. Интенсивностьстепень эмоционального возбуждения. Её свя-зывают с уровнем активации организма. Уровень активации (энергетической мобилизации) организма, необходимый для осущест-вления эмоциональных функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в её взаимодействии со структурами головного мозга. Под оптимальным уровнем активации мы будем понимать максимальное соответствие состояния нервной системы поведенческому акту, из-за чего достигается высокая эффективность его исполнения. Эмоции по интенсивности выстраиваются в континиум: сон – безразличие – спокойствие – заинтересованность – бодрость и т. д.

3. Динамичностьподвижность, изменчивость эмоциональных состояний. Она проявляется в фазовом характере их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение значимо нарастает в ситуации ожидания, чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. То же самое отмечается при продолжающемся воздействии на человека негативного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения происходит при осуществлении события, при этом оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

4. Качество (содержание) – связь эмоциональных состояний с осо-бенностями событий, имеющих для человека определённое значение. Это сложная характеристика, включающая в себя описание эмоций по их:

- модальности (удивление, радость, гнев и т. д.);

- временному отношению к ситуации (констатирующие, предвос-хищающие);

- направленности (эгоцентрические, эксцентрические);

- активации (стенические – стимулирующие, мобилизующие и асте-нические – тормозящие, дезорганизующие деятельность).

5. Возбудимостьминимальная интенсивность стимулов, вызы-вающих эмоциональную реакцию. Низкая эмоциональная возбудимость есть эмоциональная устойчивость.

6. Ригидностьпродолжение эмоционального ощущения после прекращения действия эмоциогенного стимула, его вызвавшего.

7. Кумуляциянакопление. Эмоциональные раздражители как бы накапливаются и при достижении определенного уровня приводят к эмоциональным реакциям.

7. Генерализация«перенос» эмоциональной значимости с эмоцио-генного объекта (явления) на другие объекты (явления), связанные с ним по времени, сходству, пространственной близости и т. д., но сами не несущие этот эмоциональный смысл.

Функции эмоциональных процессов:

1) сигнальная или предынформационная. Возникающие переживания сигнализируют (подсказывают) человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.;

2) регулятивная (регулирующая) – наши эмоции побуждают к активности, корректируют деятельность человека. Переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды;

3) оценочная или отражательная функция, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что эмоции охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Благодаря отражательной функции эмоций и чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности;

4) оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу;

5) следующая, специфически человеческая функция чувств заключается в том, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, т. е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значи-мые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности;

6) Еще одна функция эмоций и чувств – приспособительная. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимостьтех или иных усло­вий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организмимеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

7) Существует и коммуникативная функция эмоций и чувств. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Эмоции имеют две стороны: субъективное их переживание, ощущение и внешнее выражение. Внешняя и даже внутренняя стороны эмоций во многом социально опосредованы: культурные традиции, нормы и ценности определяют ту или иную форму выражения эмоций, речевое опосредование, «уместность» в конкретной ситуации и т. д.

Виды эмоциональных состояний

Аффект наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффек-тами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки, характеризующиеся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Часто аффекты сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффект, как правило, возникает в ответ на уже происшедшее событие, которое затрагивает фундаментальные человеческие потребности и полностью захватывает психику человека.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Собственно эмоцииэто ситуативно возникающие переживания субъекта, которые выражают его отношение к складывающимся или возможным событиям, к своей деятельности, к людям и т. д. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции – это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные (предвосхищающий, антиципирующий характер) или вспоминаемые.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятель-ность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы свернуть». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях.

Чувства – это совокупность эмоциональных состояний, зафиксиро-ванных на предмете (материальном или идеальном). Чувства – еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть – сильное, абсолютно доминирующее чувство, приводящее человека к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцент-рированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Настроение – сравнительно продолжительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Настроение не предметно, а личностно (а эмоции, чувства связаны с каким-либо объек-том, направлены на него).

Стресс – состояние длительного и сильного психологического на-пряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой.

Эмоции имеют две стороны: субъективное их переживание, ощущение и внешнее выражение. Внешняя и даже внутренняя стороны эмоций во многом социально опосредованы: культурные традиции, нормы и ценности определяют ту или иную форму выражения эмоций, речевое опосредование, «уместность» в конкретной ситуации и т. д.

Можно выделить 2 основные группы внешнего выражения эмоций:

1. Вегетативные проявления – покраснение, побледнение кожных покровов, потливость, похолодание кожи конечностей, расширение зрачков, изменения частоты сердечных сокращений и величины артериального давления и др.

2. Внешние поведенческие проявления – мимика, пантомимика, жесты, которые могут быть непроизвольными и произвольными (в последнем случае они не всегда соответствуют истинным эмоциональным переживаниям).

Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, называют экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообразен. Прежде всего – это слово. Причем важно не только значение слова, но и то, как оно сказано: интонация, тембр голоса и т. д.

У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состояние, происходят определенные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз (мимика), появляются определенного характера жесты (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях (голосовая мимика).

 

Структура личности

Разные авторы по-разному представляют себе структуру личности. Зарубежные (преимущественно американские) психологи рассматривают ее как набор неких черт личности, куда входят особенности поведения, характера, темперамента и т. д. Эти черты определенным образом группируют между собой и получают некий тип личности. Другие авторы включают в структуру личности способности, темперамент, характер.

В современной отечественной психологии принято следующее понимание структуры личности:

1) потребностно-мотивационная сфера;

2) эмоционально-волевая сфера;

3) сфера самосознания.

Потребностно-мотивационная сфера включает в себя систему мотивационных образований личности – потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы. Данный комплекс мотивационных образований составляет направленность личности. Если говорить именно о мотивах и потребностях в контексте личности (а не индивида, так как индивид тоже обладает потребностями и мотивами), то здесь необходимо выделить, в первую очередь, иерархичность мотивов и наличие нравственных и социальных мотивов, как реальных побудителей активности человека.

Эмоционально-волевая сфера включает в себя эмоциональные и волевые процессы и осуществляет регуляцию мотивов. Волевые усилия всегда необходимы там, где личность пытается урегулировать свою систему мотивов, особенно в ситуации «конфликта мотивов».

Самосознание (Я-концепция) относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе.

Структура самосознания:

· когнитивный, отражающий самопознание индивида;

· эмоциональный, выражающий его самоотношение (самооценку – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей);

· поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида.

Т. о., личность – это приобретенное только в отношениях с другими людьми психическое образование. Это отличает личность от индивида. Не каждый индивид становится личностью. А если становится, то только благодаря включенности в межличностные отношения с другими значимыми для него людьми. Можно говорить о личности тогда, когда человек способен осознать свои мотивы и управлять ими. Благодаря этой регуляции личность способна подчинить лично значимые, эгоистические мотивы общественно-значимым, нравственным, социальным. В этом смысле личность свободна – она сама выбирает, как ей поступить в той или иной ситуации, какой мотив сделать ведущим и подчинить ему все другие мотивы. Основная функция личности – самодетерминация – способность быть источником и причиной собственных поступков и нести за них ответственность. Личность характеризуется устойчивостью и направленностью за счет определенной системы побудителей.

Внимание как психический процесс

Вниманиеинтегративный психический процесс, выражающийся в сосредоточенности и направленности сознания субъекта на реальных или идеальных объектах.

П.Я. Гальперин отмечал, что внимание не выступает как отдельная деятельность и не имеет своего собственного продукта, а всегда является стороной другой деятельности (например, деятельностью восприятия), результат внимания – улучшение той деятельности, к которой оно присоединяется.

Виды внимания

Существует несколько критериев классификации видов внимания. По содержанию деятельности соответственно выделяют перцептивное, интел-лектуальное, двигательное внимание. По функционированию процесса внимания выделяют произвольное и непроизвольное и послепроизвольное. Источником непроизвольного внимания являются сильные раздражители внешней среды, его физиологической основой является безусловная ориентировочная реакция организма в новых условиях – по выражению И.П. Павлова, рефлекс «Что такое?» Высшие формы внимания (присутствующие у человека) опосредованы и произвольны, источник произвольного внимания – сам субъект. Человек создает и использует средства удержания внимания – от яркого наглядного оформления материала до волевого усилия.

Итак, непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятель-ность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам, может быть, не интересно, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Можно предположить, что произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми (закон развития высших психических функций).

Существует еще один вид внимания, который, подобно произ-вольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и зна­чимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроиз-волъным.

Функции внимания:

· активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;

· способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;

· обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности;

· осуществляет контроль за протеканием внутренней психической и внешней практической деятельности;

· улучшает качество протекания всех психических процессов (определяет точность и детализацию восприятия, определяет прочность и избирательность памяти, определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности и т. д.);

· в системе межличностных отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

Свойствавнимания:

· устойчивостьспособность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание (способность длительно удерживать внимание без изменения его концентрации);

· концентрация (обратная сторона – рассеянность) – степень сосредоточенности на объекте;

· распределениеспособность устойчиво удерживать внимание на нескольких объектах одновременно (связано с понятием объема внимания, средние показатели для взрослых – 4–5, для детей – 2–3 объекта);

· переключаемость (гибкость) – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания); способность быстро выключаться из одной деятельности и включаться в другую;

· отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой;

· объём вниманияколичество объектов, которые воспринима-ются одномоментно с достаточной ясностью.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.