Понятие творческих способностей в психологии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Понятие творческих способностей в психологии

2017-10-21 281
Понятие творческих способностей в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Способности – это такое своеобразие психических особенной человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.

Способности и познавательные процессы взаимосвязаны, но не тождественны. Способности человека по отношению к познавательным процессам, мастерству выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности приобретать и наращивать.

Способности обнаруживаются не в мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его.

Способность – это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле – это действительность.

Способности человека обнаруживаются только в деятельности, причем лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Способности – это личность в ее продуктивности. Как только человек, начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются [4, с. 35].

Таким образом, способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности. Творческие способности позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности (научной, производственной, художественной и др.) – творческой деятельности.

Между творческой деятельностью и творческой активностью на наш взгляд можно поставить тождество, поскольку оба этих понятия предполагают стремление человека активизировать свою мыслительную деятельность, направив ее на достижение поставленной цели, создание чего-либо нового, способность субъекта деятельности подниматься выше уровня требований ситуации, ставить более высокие цели, тем самым, преодолевая внешние и внутренние ограничения.

 

Особенности проявления и развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста

 

Н. А. Ветлугина выделяет группы показателей, характеризующих отношение детей к творчеству, их интересы, способности и качества способов творческих действий:

1. Искренность, правдивость, непосредственность переживаний; увлечённость, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.

Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

 

Эмпирическое изучение взаимосвязи творческих способностей и познавательных процессов у старшеклассников

Организация, этапы и методы эмпирического исследования

Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждение средней общеобразовательной школе № 12 г. Шахты. В исследовании приняли участие учащиеся 10 «А» класса в количестве 22 человек в возрасте от 16 до 17 лет, из них 9 девушек и 11 юношей.

В качестве методов исследования выступили: теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: беседа, анкетирование, тестирование. Для количественного представления показателей использовалась методика Е. Торренса.

Описание психодиагностических методик.

Анализ и интерпретация полученных результатов

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Уровень развития творческого мышления у детей старшего школьного возраста (б.)

Показатели. 45% детей старшего школьного возраста 30% детей старшего школьного возраста 25% детей старшего школьного возраста
Уровень развития творческого мышления. 30 б. низкий уровень 30-38 б. средний уровень 40-60 б. высокий уровень

 

Изучение познавательной активности старшеклассников путем выявления среднего балла успеваемости показало, что у детей с высоким уровнем развития творческого мышления самый высокий уровень академической успеваемости – 4,7 б. Результаты исследования представлены в таблице 2.

2.3 Основные выводы исследования и практические рекомендации

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.