И людях, у которых ниже плеч — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

И людях, у которых ниже плеч

2017-10-17 207
И людях, у которых ниже плеч 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Растут их головы. Все это слушать

Серьезно полюбила Дездемона.

Предполагают, что эти известия о чудовищных людях (ср. слова о Калибане Стефано и Тринкуло: «Буря», акт II, сиена 2; акт III, сцена 2) взяты Шекспиром именно из «Космографии» Себ. Мюнстера, извлечения из которой вышли в английском переводе в 1572 и 1574 гг., однако о таких же людях рассказывает и мореплаватель В. Рэли (Raleigh) в книге «Открытие Гвианы» 1596 г. (Cawlev R.R. Shakespeare's use of the voyages in the «Tempest» //Publications of the Modern Language Association of America. — 1926. — Vol. 41, № 3. — P. 688—726); Мюнстер же, несомненно, пользовался рассказами Герберштейна. Что же касается Герберштейна, то хотя он и знал Плиния, Солина и т.д., у которых имеются подобные известия, по, занося в свою книгу известия о народах, живущих за р. Тахнином, пользовался не античными и не средневековыми сочинениями, а русскими источниками. Возникает, следовательно, вопрос о том, как эти сведения попали в «Русский дорожник», который был в руках у Герберштейна.

Еще Ф.И. Буслаев (Этнографические вымыслы наших предков //Сборник антропологических и этнографических статей о России и странах, ей принадлежащих. — М., 1868. — Кн. 1. — С. 93—101) указал, что главным источником сведений о чудовищных народах, распространявшихся в русской письменности до конца XVII в., а позднее перешедших и в лубочные издания, был переводный роман «История об Александре Македонском» («Александрия»). Роман этот пользовался у нас огромной популярностью и сохранился в большом количестве списков. Новгородцы еще в XI в. открыли след «поганых народов», заклепанных Александром в восточных горах к востоку от Югры: «Суть горы зайдуче луку моря, им же высота аки до небесе, и в горах тех кличь велик и говор, и секут гору, хотяще высечися; и в той горе просечено оконце мало, и туде молвять, и есть не розумети языку их» (Лаврентьевская летопись. — Л., 1926. — Вып. 1. — С. 107; интересную параллель см. в сказании, записанном в Северной Монголии, о народах, заклепанных Чингис-ханом: Изв. ВСОРГО. — Т. 15, № 1—2. — С. 11); вера в существование в Сибири чудовищных народов, о которых рассказывает «Александрия», была у нас настолько велика, что еще в конце XVII в. А.Ф. Палицын, читавший роман, как рассказывает СВ. Бахрушин, «пытался найти в Сибири местоположение "прехода великого Александра" и "превысокого холма Каракаура, иде же обитают люди единоногие и единорукие"» (Века: Ист. сб. — Пг., 1924. — Вып. 1. — С. 94). На карте С. Ремезова 1697 г. также отмечено около устья р. Амура: «До сего места Александр Македонский доходил, ружье спрятал, колокол оставил» (Григорьев А.В. Подлинная карта Сибири XVII века. — ЖМНП. - 1907. - № 10. — С. 377). В вошедшем в «Александрию» «Сказании об Индийском царстве» мы находим перечень чудовищ, сильно напоминающих те, о которых рассказывает Герберштейн; здесь являются «люди немы, иже кормляху дети в воде рыбами сырыми», «мнокли человеци (т.е. monoculi — одноглазые), а око им в чели»; со времени перевода на русский язык хроники Мартина Вельского явилось вторичное знакомство с чудовищами, носившими то же название, что и в «Сказании»; из хроники они попали в хронограф 2-й редакции, а отсюда и в азбуковники XVII в. (Попов А. Обзор хронографов. — М“ 1868. — Вып. 2. - С. 93, 97, 99; Истрин В. Сказание об Индейском царстве //Древности: Тр. славянской комиссии. — М., 1895.— Т. 1. — С. 13). В «Хронике» описываются «люди глаголемые сатыре [сатиры}, жилище их в лесах и по горам; а хожение их скоро, егда текут, никто не может настигнути их, а ходят наги, а живут со зверьми, а тела их обросли волосами, а языком не говорят, токмо гласом кричат» или «люди мономери зовомы, а инде монокули, а коли об одной ноге, а коли солнце печет, а он может покрытися ногою, как лапою» и т.д. Вероятно, уже в XV в. под воздействием подобных рассказов складываются и самостоятельные русские этнографические статьи. Один из наиболее интересных памятников подобного рода — статья «О человецех незнаемых в восточной стране». Напечатавший ее Д.Н.Анучин (К истории ознакомления с Сибирью до Ермака // Древности. — № 14. — С. 273) объясняет возникновение ее из ряда непонятых рассказчиком этнографических фактов (например, одежда самоедов, которая своим покроем могла дать повод к легенде о людях с лицом на груди); поэтому он отвергает влияние письменности на возникновение указанной статьи и приводит этому в доказательство то, что «большая часть переводных сочинений, содержащих рассказы о дивных людях, стала распространяться у нас сравнительно поздно, не ранее, надо полагать, XVI века» {Указ. соч. — С. 243); это неверно: «В XVв., — замечает В.М. Истрин, — была уже Александрия 2-й редакции, содержащая в себе сказание об Индейском царстве, которое сохранилось в ркп. XVв., а явилось оно след. раньше» (Указ. соч. — С. 46). Таким образом, нужно все-таки думать, что влияние письменности на статью «О человецех незнаемых» было возможно и что она создавалась под двойным воздействием письменных и устных известий; причем вторые, еще глухие, сбивчивые, непроверенные, наслаивались на прочно сидевшие в памяти русского книжника факты письменности, которым он слепо верил. Конечно, в отдельных случаях было возможно и обратное влияние; так, например, один из списков «Сказания об Индейском царстве», по указанию М.Н. Сперанского (Известия по русскому языку и словесности. — 1930. — Т. 3, кн. 2. — С. 398) «испытал на себе влияние статьи "О человецех незнаемых"»: это можно заключить по упоминанию самоедов. Во всяком случае, в «Сказании о человецех незнаемых» мы находим несколько рассказов, довольно близко соответствующих и герберштейновским: «В той же стране, за теми людми, над морем есть иная самоядь; по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх — как и прочий человеци<...> В той же стране, за теми людми, над тем же морем иная самоядь такова: вверху рты, рот на темени, а не говорят; а видение в пошлину человеци; а коли едят, и они крошат мясо или рыбу да кладут под колпакы или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движуть вверх и вниз<...> В той же стране есть такова самоедь: в пошлину аки человецы, но без голов; рты у них меж плечима, а очи в грудех. А ядь их головы сырые оленьи; и коли им ясти, и они головы оленьи взметывают себе в рот на плечи и на другый день измещут из себя туда же. А не говорят...» (Титов А. Сибирь в XVII веке. — М., 1890. — С. 4—5). Очень возможно, что этой статьей воспользовался автор того «Русского дорожника», который был в руках Герберштейна; впрочем, обращая внимание на то, что «в рассказах инородцев приуральских областей о людях, обитавших далее на востоке, могла быть примесь элемента чудесного». Замысловский (Указ. соч. — С. 133) предполагает, что, вероятно, именно «от этих инородцев русские слышали о необыкновенных людях, живущих за р. Тахнином». «Говорил же самоед Миклей нашему известному путешественнику Василию Николаевичу Латкину, записавшему с его слов драгоценный рассказ о жизни самоедов в тундре, что к востоку от р. Оби, за областью, обитаемой карачеями, "живут еще чудные люди: их можно видеть только издали, а подойдешь ближе — они скроются, а куда, никто не знает, видно — в землю уходят"» (Дневник В.Н. Латкина во время путешествия на Печору в 1840 и 1843 гг. // Зап. РГО. — 1853. - Кн. 7, ч.1. - С. 249).

25. В реке Тахнине водится также некая рыба ].Е. Замысловский (Указ. соч. — С. 301. — Прим. 24), а за ним А.И. Малеин в примечаниях к своему переводу Герберштейна замечают, что «аналогичные рассказы нередки и у древних писателей», и ссылаются при этом на: Lenz H.O. Zoologie der alten Griechen und Roemer, deutsch in Auszuegen aus der Schriffen nebst Anmerkungen. — Gotha, 1856. — S. 495 f., однако здесь указано лишь то место из «Естественной истории» Плиния, где он, ссылаясь на Теофраста, рассказывает о необыкновенных рыбах, которые после обмеления рек живут в лужицах, а затем переходят по суше, употребляя свои плавники вм. ног и т.д. Аналогия рассказу Герберштейна, как видим, невелика. Скорее следует думать, что в основе его рассказа лежат сведения о тюленях и моржах (Lenz. Op. cit. — S. 262; см. у нас выше). Герберштейн — житель континентальной Европы - должен был иметь о них смутное представление.

(пер. А. И. Малеина)
Текст воспроизведен по изданию: Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей, XIII-XVII вв. Новосибирск. Сибирское отделение Российской академии наук. 2006.

© текст - Малеин А. И. 1908
© сетевая версия - Тhietmar. 2008
© OCR - Abakanovich. 2008
© дизайн - Войтехович А. 2001
© РАН. 2006

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.