Психологический потенциал сотрудника полиции и его структурные компоненты. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Психологический потенциал сотрудника полиции и его структурные компоненты.

2017-10-17 848
Психологический потенциал сотрудника полиции и его структурные компоненты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под психологическим потенциалом следует понимать интегративное состояние имеющихся, но порой остающихся невостребованными психологических составляющих личности, которые могут быть при определенных условиях актуализированы и задействованы в профессиональной деятельности.

Психологический потенциал личности неразрывно связан с проблемой формирования профессионализма сотрудника понятие. Фактически психологический потенциал - это резерв для повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудника ОВД, психологические возможности сотрудника. В значительной степени психологический потенциал личности зависит от Я-концепции конкретного сотрудника, личности руководителя подразделения ОВД. Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют «образом-Я». При профессиональной деформации «образ-Я» искажён. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Систему знаний, опосредованную индивидуальным опытом, реально используемую личностью в качестве руководства к действию, называют индивидуальной концепцией личности.

Только изучая закономерности соотношения личности с жизнедеятельностью, можно выявить способности и те конкретные психические возможности, которые непосредственно «работают» на профессиональное мастерство сотрудника и результаты его деятельности. Например, это могут быть умение соизмерять и мобилизовывать свои личные (природные, психические, социально-психологические) возможности с масштабами решаемых задач, за которые человек борется; умение вырабатывать социально-зрелое, реалистическое понимание хода жизни, общественных событий; умение не только приспособиться к окружению, но найти или изменить своё место в жизни.

Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, потенциал личности концентрирует в себе все резервы и возможности человека – потенциал разума, воли, чувств, тела, креативный и духовный потенциалы.

Психологический потенциал конкретизирует в себе все психические возможности человека во всём их спектре, начиная от психических свойств и кончая профессиональными умениями, а также личностными психофизиологическими ресурсами.

Структура психологического потенциала личности включает в себя:

§ мотивационный, идейный и нравственный потенциал (что побуждает к труду);

§ квалификационный (профессиональные знания, навыки, умения), коммуникативный, интеллектуальный и творческий потенциал (что может личность);

§ эмоционально-волевой потенциал, работоспособность (каковы психологические ресурсы личности) и представляет собой целостное образование личности.

Целостность психологического потенциала личности означает:

а) способность к саморазвитию и преобразованию действительности;

б) полноту представленности психических свойств и качеств личности, обеспечивающих активность жизненной позиции, деловитости, чувства нового, компетентности, сознательного отношения к труду и преданности служебному долгу;

в) уровень развития психологического потенциала личности сотрудника, так же как и степень эффективности деятельности и взаимоотношений среди людей, зависит не столько от какого-либо одного свойства и его качества, сколько от способа интеграции, внутренней сбалансированности, придающей, по сути дела новую и дополнительную психическую силу сотруднику, руководителю подразделения в выполнении своих профессиональных обязанностей.

Чтобы психологический потенциал личности сотрудника был максимально реализован в профессиональной деятельности, сама профессиональная деятельность сотрудника должна быть психологически обеспечена. С введением в подразделениях ОВД психологов для реализации психологического потенциала личности используются не только мероприятия воспитательного характера, но и активная психологическая работа, гармонично включённая в процесс социально-психологического сопровождения деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Система психопрофилактики в подразделении ОВД в значительной степени влияет на профессионализм сотрудников. Её сущность состоит в формировании психолого-педагогических методов и условий для успешного процесса социальной адаптации сотрудников, а также для предупреждения нервно-психических расстройств у лиц группы углубленного психолого-педагогического внимания, в повышении психологической толерантности (невосприимчивости) к психотравмирующим факторам в различных стрессовых ситуациях, улучшении социально-психологического климата в подразделении.

В целом, психологический потенциал, заложенный в каждом сотруднике, формируется и развивается в положительном направлении, если деятельность сотрудников обеспечена психолого-педагогическим сопровождением, включающим в себя комплекс (систему) организационных, обучающих, развивающих и корректирующих методов и методик.

Заключение

В настоящее время исследователи в области психологии труда приходят к выводу, что необходимо говорить не только о требованиях профессии к человеку, но и о требованиях человека к профессиональной деятельности, которые можно сформулировать в следующем виде:

1. служба не должна быть разрушительной для психического и физического здоровья работающего человека;

2. не должна наносить ущерба социальному статусу личности;

3. должна соответствовать потребностям и квалификации работника;

4. должна допускать индивидуальное или коллективное влияние на условия труда и профессиональные системы;

5. способствовать развитию личности, стимулируя скрытые возможности и расширяя компетенцию, поскольку личность взрослого человека в значительной степени развивается в контексте его профессиональной деятельности.

Существует положительная связь, отмечаемая многими исследователями, между сложностью профессиональных задач, степенью свободы, широтой спектра действий в трудовой ситуации, с одной стороны, и психическим здоровьем, уверенностью в себе, гибкостью интеллекта, моральным сознанием, социальной компетентностью, внутренним контролем, мотивацией и творческим подходом к делу, с другой стороны.

В этой связи задачей комплектующих органов является определение предрасположенности к профессиональной деятельности, которая будет способствовать развитию вышеназванных качеств.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.