Украшения жителей Рождественского городища — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Украшения жителей Рождественского городища

2017-10-17 139
Украшения жителей Рождественского городища 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Этническое своеобразие костюму придают украшения. Они делятся на ряд категорий: височные накосные, шейно-нагрудные, поясные и пр.

Среди украшений головы, которыми пользовались и мужчины и женщины преобладают височные украшения: височные кольца, височные подвески, монеты и монетовидные подвески.(11)

Важное значение имели женские и мужские прически, которые как и комплекс украшений, являются одним из элементов костюма. За волосами тщательно ухаживали, так как, по древним поверьям они воплощали непреодолимую силу роста, являлись символом красоты средоточием душевной силы человека.

Предметами ухода за волосами были гребни, гребешки и расчески. Женщины носили прическу из двух кос, мужчины ходили с распущенными волосами или (как ханты и манси) заплетали их в две косы.

Поддерживать прическу в нужном состоянии помогали накосники, которые, кроме этого, выполняли дифференцирующую, эстетическую и магическую функции. В Рождественском городище встречаются в основном накосники без подвесок, которые представляли собой низки бронзовых или стеклянных бус крепящихся в прическе с помощью кожаных шнуров или цепочек.

Накосники являются преимущественно женским украшением, у мужчин встречаются в исключительных случаях и существенно отличаются от женских. Имеющиеся данные позволяют судить о том, что мужские накосники представляли собой кожаную ленту, концы которой были украшены полыми шаровидными подвесками и монетами. Лента перекидывалась через затылок и укладывалась поверх кос, которые в отличие от женской прически, сгибались вдвое.

Шейно-нагрудные украшения у мужчин представлены ожерельями из металлических деталей, монетами, круглыми подвесками и амулетами. У женщин эта категория украшений отличается большим разнообразием: ожерелья из стеклянных, пастовых, каменных и металлических бус в сочетании с привесками, подвесками или монетами и их подражаниями, гривны.

Пояс и поясные принадлежности также играли в костюме важную роль. Во-первых, пояс имел большое практическое значение хотя бы потому, что скреплял одежду, освобождал плечи от излишней нагрузки, принимая на себя значительную часть веса одежды. К тому же в средневековой одежде отсутствовала такая деталь, как карманы, и к поясу привешивались все необходимые под рукой вещи – нож, ремесленные инструменты и т.д. Одновременно пояс являлся своеобразным знаком социальной принадлежности. Выступал он и в роли оберега, выполняя какие-то функции в магических обрядах, о которых сегодня нам ничего не известно. (3)

Обнаружены браслеты изготовленные из бронзы и серебра, носили их преимущественно до второй половины XI века.(1а).

 


Амулеты

 

Слово "амулет" происходит от лат. "amuletum", впервые встречающегося у Плиния. Он употребляет это слово для обозначения:

l предметов, оберегающих человека от какого-нибудь несчастья;

l лечебного или профилактического средства;

l вещества, используемого в медицине.

Зелигманн (Heil und Scbutzmittel, Stuttgart, 1920. Р.26) придерживался мнения, что "амулет" походит от лат. "amoletum" - "средство защиты". Эта деривация представляется лучшей, так как анализ этнографических данных позволяет заключить, что основной функцией амулета является защитная

Появление амулетов восходит к тому времени, когда анимизм или магия удовлетворяли духовные потребности человека. Человек примитивной культуры обратился к ним в результате внутреннего стремления или естественного инстинкта, заставлявших его предпринимать шаги, направленные на свою защиту. Мудрость Соломона гласит: "Страх - это не что иное, как отказ от помощи, предлагаемой разумом". Невозможно не прийти к заключению, что именно страх человека породил амулеты, и только его убеждение наделило их силой, а непоколебимая вера сделала их действенными. Мы никогда не узнаем точно, какое значение придавал слову "амулет" человек, придумавший его, или люди, которые первыми стали его употреблять, или даже Плиний, но совершенно очевидно, что оно отличалось от того значения, которое мы приписываем ему сегодня. Использование амулетов не ограничивалось каким либо одним местом, народом или периодом, оно было и до сих пор остается повсеместным. Одни люди (суеверные) носят их и верят в их таинственную силу, а другие относятся к ним как к оригинальным пережиткам прошлого.

Амулеты являясь элементами костюма представляют в современной археологии научный интерес. Найденные в Рождественском археологическом комплексе амулеты можно разделить на три группы.

1 группа – культовые предметы. К ним относятся костяные амулеты: челюсти мелких пушных зверьков, зубы, клыки, когти, кости разных частей скелета, раковины каури, рыбьи позвонки. Также представлены бронзовые амулеты имитирующие части скелета представителей фауны.

Все предметы имеют отверстия для привешивания. Орнаментированными являются только два амулета: это фрагмент рога с точечным орнаментом и клыковидная бронзовая привеска с пропилами.

Предметы этой группы следует считать собственно амулетами, т.к. явно прослеживается их культовое назначение. Амулеты носили оберего-магическую функцию и использовались как мужчинами, так и женщинами.

К женским амулетам можно отнести раковины каури, рыбьи позвонки, бронзовые клыковидные привески. Так женщины вплетали в косы украшения из раковин каури, которые по поверьям отпугивали злых духов.

К мужским амулетам относятся культовые предметы, связанные с охотничьей магией – в основном, зубы, клыки, челюсти и когти животных. Так, М.Ф.Косарев писал, что остяки «клык медведя носили на поясе и считали, что он приносит удачу в охоте и оберегает от злых духов». Однако можно предположить и наличие утилитарной функции амулетов данной группы. Медвежьи клыки выступали не только в качестве амулетов, но и использовались как орудия для распутывания узлов. Челюсти, зубы, клыки могли служить орнаментирами керамики.

2 группа представлена копоушками, которые принято считать туалетной принадлежностью, хотя в современной археологической науке пока нет устоявшегося мнения о принадлежности этих предметов.

Костяные копоушки представлены 5 экземплярами. Они имеют вытянутую рукоять с треугольным и скобообразным сечением, плавно переходящую в ложечку. Навершие копоушек с отверстием для подвешивания. Эти предметы выполняли и культовую и утилитарную функцию. Среди копоушек Рождественского городища встречаются и костяные и бронзовые. (5)

Третья группа – накосники. Помогали накосники, которые, кроме этого, выполняли и магическую В Рождественском городище встречаются в основном накосники без подвесок, которые представляли собой низки бронзовых или стеклянных бус крепящихся в прическе с помощью кожаных шнуров или цепочек.

Они кроме магической защитной функции выполняли еще дифференцирующую и эстетическую, а также, поддерживали прическу в нужном состоянии.

«Древняя Афкула»- «Поворотная крепость».

Что стало причиной гибели комплекса:

Предуралье было задето чумой, распространившейся вдоль торговых путей, и поразившей дважды (1352 и 1363г.) европейский северо- восток. Предуралье пострадало во время походов Тохтамыша в 1391г. на Вятку и Тимура 1395г. Так Шериф- ад-ди Йедзи описывая поход Тимура в 1395г. сообщает: Победоносное войско с той стороны реки дошло до того места… и ограбило всё. Место это недалеко от Страны Мрака». Поскольку свидетельств гибели комплекса в результате вражеского нападения не выявлено, следует полагать другие причины его гибели, например экономические или эпидемические. Повторное заселение этих мест приходится на конец XV- первую половину XVI века, предками коми – пермяков, которые застали уже разрушенное и давно покинутое людьми городище.

Вероятно не позже половины XVI века возникает починок затем деревня Постаногово. Территория городища использовалась в качестве пашни. Лишь в середине XX столетия люди вновь покидают территорию комплекса, который с тех пор безраздельно принадлежит археологии. (1а)

 

 


Литература:

1.а Белавин А.М. ДРЕВНЯЯ АФКУЛА: археологический комплекс у с. Рождественск: монография/ А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова.-Перм.гос.ун-т.- Пермь, 2008.- 603с.:ил.- Библиогр. С. 543- 563.

1. Агафонова, Н.Н. Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала XYIII века / Н.Н.Агафонова, А.Н.Белавин, Н.Б.Крыласова; Под ред. А.М.Белавина; - Пермь, 1995.

2. Белавин, А.М. Камский торговый путь из Болгара в «страну Вису и Чулман»: Материалы Междунар. симпозиума «Международные связи, торговые пути и города среднего Поволжья IX – XII веков / А.М.Белавин. - Казань, 1998.

3. Белавин, А.М. Очерки археологии Верхнего Прикамья / А.М.Белавин. - Пермь, 2002.

4. Волжская Булгария и Верхнее Прикамье в YIII – XIIIвеках н.э.Зороастрийский Форум > Общий Форум > Этнография

5. Вострикова, Т.П. Амулеты из коллекции Рождественского городища / Т.П.Вострикова // Вестник исторического факультета ПГПУ. – 2002. - №1.

6. Мокрушин, В.П. К истории камского торгового пути в далеком прошлом: Материалы междунар.науч.-практич. конф. / В.П.Мокрушин, Ю.А.Кудрявцев. - Березники, 1997.

7. Мокрушин, В.П. Отчет об историко – археологических изысканиях на территории сел и деревень Карагайского района / В.П.Мокрушин, Ю.А.Кудрявцев. - Карагай. - (Материалы Карагайского краеведческого музея).

8. Очерки археологии Пермского Предуралья / Под ред. д-ра ист. наук проф. А.М.Белавина / ПГПУ. - Пермь, 2002.

 

9. Подюков, И.А. Карагайская сторона: Народная традиция в обрядности, фольклоре и языке / И.А.Подюков. - Кудымкар, 2004.- 320 с.

10. Попытка проведения комплексных исследований древних памятников Прикамья в 40-е гг. XIX в.: По материалам Государственного архива Пермской области.

11. Пескова, Л. Памятники средневековья в Карагайском районе / Реферативная работа / Л.Пескова. - с.Воскресенск, 2005.

 

 

Содержание:

 


 

От составителя........................................................................... 2

История изучения археологического комплекса................ 4

Рождественский археологический комплекс на р.Обва Кассаба – Афкула......................................................................................... 7

Страна Вису и ее связи с Волжской Булгарией................... 9

Украшения жителей Рождественского городища............ 14

Амулеты..................................................................................... 16

Литература:............................................................................... 20

 


 

Экспонаты предметов с Рождественского археологического комплекса находятся в разных музеях Пермского края, жители Рождественского поселения имеют возможность их увидеть только на экскурсиях при раскопках.

Площадь территории археологического комплекса ежегодно под воздействием природных явлений уменьшается.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.