История изучения археологического комплекса — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История изучения археологического комплекса

2017-10-17 128
История изучения археологического комплекса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Памятник

Средневековья -

Рождественское городище

Рождественск, 2014


Использованы фото:

 

Белавина А.М. из презентации «Древняя Афкула»

Вяткиной О.П.

Дюковой С.А.

Яскина А.Е.

Карагайского краеведческого музея

Фото из группы «Рождественск» сайт «Одноклассники»

 

 

Составитель и комп. набор: О. П. Вяткина

 

 

От составителя

 

 

История Прикамья уходит корнями в древность. Она вмещает в себя много страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо вести себя в настоящем и будущем. Поэтому историю называют коллективной памятью народа.

Изучение данных о Рождественском городище позволило узнать, что уже в X – XII веках здесь мирно жили финно - угры и булгары. Они занимались сельским хозяйством и ремеслом, вели торговлю, построили крупнейший в то время город на территории Прикамья. Неизвестно почему этот протогород перестал существовать, но возможно дальнейшие исследования, которые ведут ученые – историки позволят ответить на этот вопрос.

Археологический комплекс играет важную роль в современной жизни Рождественского поселения. Это один из крупных археологических объектов в районе, объект краеведческой деятельности, место отдыха жителей и гостей поселения. Особенно возрос к нему интерес, когда выяснилось, что он упоминается в популярной книге А. Иванова «Чердынь – княгиня гор». В процессе работы были собраны упоминания о Рождественском городище в литературных источниках, научных работах и научных статьях ученых-археологов.

Цель данного пособия: сбор и обобщение данных об археологическом памятнике средневековья – Рождественском городище.

 

Вяткина О.П.

 

 


Ремесленное производство

 

Кость и рог в древности зачастую являлись самым доступным сырьем во многих сферах деятельности человека: от топлива и основы жилищ, клея, лекарственных снадобий до орудий труда, оружия, упряжи, бытовых, культовых вещей и украшений.

На территории Рождественского городища из всех найденных предметов культурного слоя, примерно 1/3 составляют изделия из кости и рога. В качестве сырья широко использовались кость и рог диких животных: трубчатые кости лосей, северных оленей, берцовые кости куньих, таранные кости бобров, трубчатые кости птиц, а также ребра, лопатки, клыки и резцы домашних животных: коров, лошадей. (3)

После появления железных орудий, мягкий прочный роговой материал позволил изготовлять такие предметы гигиены как гребни, расчески, копоушки, детали одежды - пуговицы и застежки.

Для получения более интересной формы будущего изделия, кость обезжиривали, размягчали при помощи варки со щелоком, с золотом, с кисломолочными продуктами и другими размягчителями. Для работы с костью применялись такие приемы, как раскалывание, обивка, ретушь, обрубание, расщепление, резанье, ломание, скобление, строгание, долбление. Почти готовые предметы полировались, украшались орнаментом. На изделиях часто ставилось клеймо владельца.

В Рождественском городище были найдены предметы вооружений и охоты, копоушки различной формы с зооморфным оформление поршня. Примечательна тщательная обделка при внешней простоте форм. (3)

Косторезное производство наиболее полно изучено по находкам Кыласовского и Индокарского городищ, а находки Рождественского городища находятся в начальной стадии изучения и требуют тщательной кропотливой, длительной работы.(1)

Начиная с неолитического времени керамика - становится самым массовым материалом. Орнаментация керамики, форма сосудов, наличие определенных примесей в глиняном тесте служат одной из основных дефениций для выделения той или иной археологической культуры.

В Рождественском городище более 70% найденной керамики относится к булгарскому типу, также были найдены три булгарских гончарных горна.

Посуда в основном представлена сосудами в виде чаш разного размера и функционального назначения. В керамическом комплексе рождественского могильника шнуровая керамика составляет 42 %.

Керамическая посуда раковины и растительность в глиняном тесте имеет характерный резкий переход шейки в стенку, оформленный в виде ребра. Сосуды покрыты орнаментом из оттиска шнура («веревочка») и гребенчатого штампа. (1)

 

 

 

 

Амулеты

 

Слово "амулет" происходит от лат. "amuletum", впервые встречающегося у Плиния. Он употребляет это слово для обозначения:

l предметов, оберегающих человека от какого-нибудь несчастья;

l лечебного или профилактического средства;

l вещества, используемого в медицине.

Зелигманн (Heil und Scbutzmittel, Stuttgart, 1920. Р.26) придерживался мнения, что "амулет" походит от лат. "amoletum" - "средство защиты". Эта деривация представляется лучшей, так как анализ этнографических данных позволяет заключить, что основной функцией амулета является защитная

Появление амулетов восходит к тому времени, когда анимизм или магия удовлетворяли духовные потребности человека. Человек примитивной культуры обратился к ним в результате внутреннего стремления или естественного инстинкта, заставлявших его предпринимать шаги, направленные на свою защиту. Мудрость Соломона гласит: "Страх - это не что иное, как отказ от помощи, предлагаемой разумом". Невозможно не прийти к заключению, что именно страх человека породил амулеты, и только его убеждение наделило их силой, а непоколебимая вера сделала их действенными. Мы никогда не узнаем точно, какое значение придавал слову "амулет" человек, придумавший его, или люди, которые первыми стали его употреблять, или даже Плиний, но совершенно очевидно, что оно отличалось от того значения, которое мы приписываем ему сегодня. Использование амулетов не ограничивалось каким либо одним местом, народом или периодом, оно было и до сих пор остается повсеместным. Одни люди (суеверные) носят их и верят в их таинственную силу, а другие относятся к ним как к оригинальным пережиткам прошлого.

Амулеты являясь элементами костюма представляют в современной археологии научный интерес. Найденные в Рождественском археологическом комплексе амулеты можно разделить на три группы.

1 группа – культовые предметы. К ним относятся костяные амулеты: челюсти мелких пушных зверьков, зубы, клыки, когти, кости разных частей скелета, раковины каури, рыбьи позвонки. Также представлены бронзовые амулеты имитирующие части скелета представителей фауны.

Все предметы имеют отверстия для привешивания. Орнаментированными являются только два амулета: это фрагмент рога с точечным орнаментом и клыковидная бронзовая привеска с пропилами.

Предметы этой группы следует считать собственно амулетами, т.к. явно прослеживается их культовое назначение. Амулеты носили оберего-магическую функцию и использовались как мужчинами, так и женщинами.

К женским амулетам можно отнести раковины каури, рыбьи позвонки, бронзовые клыковидные привески. Так женщины вплетали в косы украшения из раковин каури, которые по поверьям отпугивали злых духов.

К мужским амулетам относятся культовые предметы, связанные с охотничьей магией – в основном, зубы, клыки, челюсти и когти животных. Так, М.Ф.Косарев писал, что остяки «клык медведя носили на поясе и считали, что он приносит удачу в охоте и оберегает от злых духов». Однако можно предположить и наличие утилитарной функции амулетов данной группы. Медвежьи клыки выступали не только в качестве амулетов, но и использовались как орудия для распутывания узлов. Челюсти, зубы, клыки могли служить орнаментирами керамики.

2 группа представлена копоушками, которые принято считать туалетной принадлежностью, хотя в современной археологической науке пока нет устоявшегося мнения о принадлежности этих предметов.

Костяные копоушки представлены 5 экземплярами. Они имеют вытянутую рукоять с треугольным и скобообразным сечением, плавно переходящую в ложечку. Навершие копоушек с отверстием для подвешивания. Эти предметы выполняли и культовую и утилитарную функцию. Среди копоушек Рождественского городища встречаются и костяные и бронзовые. (5)

Третья группа – накосники. Помогали накосники, которые, кроме этого, выполняли и магическую В Рождественском городище встречаются в основном накосники без подвесок, которые представляли собой низки бронзовых или стеклянных бус крепящихся в прическе с помощью кожаных шнуров или цепочек.

Они кроме магической защитной функции выполняли еще дифференцирующую и эстетическую, а также, поддерживали прическу в нужном состоянии.

«Древняя Афкула»- «Поворотная крепость».

Что стало причиной гибели комплекса:

Предуралье было задето чумой, распространившейся вдоль торговых путей, и поразившей дважды (1352 и 1363г.) европейский северо- восток. Предуралье пострадало во время походов Тохтамыша в 1391г. на Вятку и Тимура 1395г. Так Шериф- ад-ди Йедзи описывая поход Тимура в 1395г. сообщает: Победоносное войско с той стороны реки дошло до того места… и ограбило всё. Место это недалеко от Страны Мрака». Поскольку свидетельств гибели комплекса в результате вражеского нападения не выявлено, следует полагать другие причины его гибели, например экономические или эпидемические. Повторное заселение этих мест приходится на конец XV- первую половину XVI века, предками коми – пермяков, которые застали уже разрушенное и давно покинутое людьми городище.

Вероятно не позже половины XVI века возникает починок затем деревня Постаногово. Территория городища использовалась в качестве пашни. Лишь в середине XX столетия люди вновь покидают территорию комплекса, который с тех пор безраздельно принадлежит археологии. (1а)

 

 


Литература:

1.а Белавин А.М. ДРЕВНЯЯ АФКУЛА: археологический комплекс у с. Рождественск: монография/ А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова.-Перм.гос.ун-т.- Пермь, 2008.- 603с.:ил.- Библиогр. С. 543- 563.

1. Агафонова, Н.Н. Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала XYIII века / Н.Н.Агафонова, А.Н.Белавин, Н.Б.Крыласова; Под ред. А.М.Белавина; - Пермь, 1995.

2. Белавин, А.М. Камский торговый путь из Болгара в «страну Вису и Чулман»: Материалы Междунар. симпозиума «Международные связи, торговые пути и города среднего Поволжья IX – XII веков / А.М.Белавин. - Казань, 1998.

3. Белавин, А.М. Очерки археологии Верхнего Прикамья / А.М.Белавин. - Пермь, 2002.

4. Волжская Булгария и Верхнее Прикамье в YIII – XIIIвеках н.э.Зороастрийский Форум > Общий Форум > Этнография

5. Вострикова, Т.П. Амулеты из коллекции Рождественского городища / Т.П.Вострикова // Вестник исторического факультета ПГПУ. – 2002. - №1.

6. Мокрушин, В.П. К истории камского торгового пути в далеком прошлом: Материалы междунар.науч.-практич. конф. / В.П.Мокрушин, Ю.А.Кудрявцев. - Березники, 1997.

7. Мокрушин, В.П. Отчет об историко – археологических изысканиях на территории сел и деревень Карагайского района / В.П.Мокрушин, Ю.А.Кудрявцев. - Карагай. - (Материалы Карагайского краеведческого музея).

8. Очерки археологии Пермского Предуралья / Под ред. д-ра ист. наук проф. А.М.Белавина / ПГПУ. - Пермь, 2002.

 

9. Подюков, И.А. Карагайская сторона: Народная традиция в обрядности, фольклоре и языке / И.А.Подюков. - Кудымкар, 2004.- 320 с.

10. Попытка проведения комплексных исследований древних памятников Прикамья в 40-е гг. XIX в.: По материалам Государственного архива Пермской области.

11. Пескова, Л. Памятники средневековья в Карагайском районе / Реферативная работа / Л.Пескова. - с.Воскресенск, 2005.

 

 

Содержание:

 


 

От составителя........................................................................... 2

История изучения археологического комплекса................ 4

Рождественский археологический комплекс на р.Обва Кассаба – Афкула......................................................................................... 7

Страна Вису и ее связи с Волжской Булгарией................... 9

Украшения жителей Рождественского городища............ 14

Амулеты..................................................................................... 16

Литература:............................................................................... 20

 


 

Экспонаты предметов с Рождественского археологического комплекса находятся в разных музеях Пермского края, жители Рождественского поселения имеют возможность их увидеть только на экскурсиях при раскопках.

Площадь территории археологического комплекса ежегодно под воздействием природных явлений уменьшается.

 

 

Рождественская

Сельская библиотека

 

Телефон:

8(34297) 3 – 53 – 62

Электронный адрес: [email protected]

[email protected]

Сайт: bibliotekarozhdestvensk.ru.

rozhdestvensk-historu. ru.

 

Памятник

Средневековья -

Рождественское городище

Рождественск, 2014


Использованы фото:

 

Белавина А.М. из презентации «Древняя Афкула»

Вяткиной О.П.

Дюковой С.А.

Яскина А.Е.

Карагайского краеведческого музея

Фото из группы «Рождественск» сайт «Одноклассники»

 

 

Составитель и комп. набор: О. П. Вяткина

 

 

От составителя

 

 

История Прикамья уходит корнями в древность. Она вмещает в себя много страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо вести себя в настоящем и будущем. Поэтому историю называют коллективной памятью народа.

Изучение данных о Рождественском городище позволило узнать, что уже в X – XII веках здесь мирно жили финно - угры и булгары. Они занимались сельским хозяйством и ремеслом, вели торговлю, построили крупнейший в то время город на территории Прикамья. Неизвестно почему этот протогород перестал существовать, но возможно дальнейшие исследования, которые ведут ученые – историки позволят ответить на этот вопрос.

Археологический комплекс играет важную роль в современной жизни Рождественского поселения. Это один из крупных археологических объектов в районе, объект краеведческой деятельности, место отдыха жителей и гостей поселения. Особенно возрос к нему интерес, когда выяснилось, что он упоминается в популярной книге А. Иванова «Чердынь – княгиня гор». В процессе работы были собраны упоминания о Рождественском городище в литературных источниках, научных работах и научных статьях ученых-археологов.

Цель данного пособия: сбор и обобщение данных об археологическом памятнике средневековья – Рождественском городище.

 

Вяткина О.П.

 

 


История изучения археологического комплекса

 

Первые сведения о археологическом объекте приводит перепись князя Ф.Ф. Бельского 1678-1679гг., проведённая как часть всероссийской подворной переписи: «…на Сискоре городище на реке Обва».(1а) Рождественское городище впервые упомянуто в 1769 г. в «Журнале или дневных записках путешествия капитана Рычкова».

В 1848г. для сбора сведений о «чудских урочищах» с «целью сделать историческое, по возможности, разыскание о народе Чуди» под руководством директора Пермских училищ И.Ф. Грацинского при участии профессора Казанского университета Н.А. Иванова была составлена своеобразная анкета, и циркулярами направлена всем штатным смотрителям уездных училищ. «Описание чудских урочищ Пермской губернии, находящихся в уездах: Пермском, Соликамском, Чердынском и Оханском».(3)

От штатного смотрителя Верхотурских училищ, уроженца с. Рождественское Соликамского уезда, были получены сведения о находящемся вблизи него чудском городище, где находили серебряные вещи грубой работы, в том числе «огромные серьги и бляхи». Для обследования городища был командирован учитель русского языка Соликамского уездного училища Илья Любимов. В составленном им донесении приводится подробное описание Рождественского городища. К сожалению, никаких удовлетворительных сведений и никаких древних вещей от местных жителей ему получить не удалось. (7).

В 1869 г. в с. Рождественск побывал известный краевед А.Е. Теплоухов, служивший главным лесничим в с. Ильинское и занимавшийся активным сбором всяких раритетов, особенно связанных с древними обитателями края. Дело отца продолжил Ф.А. Теплоухов, он совершает регулярные поездки в Рождественскую волость скупая или выменивая находки у местных крестьян. Среди вещей, попавших в коллекцию, насчитывалось 557 предметов, поступивших с Рождественского городища. Часть из этих находок была впоследствии изучена и опубликована А.А. Спициным (1901г.) и В.А. Обориным (1950-1970).

Находки изготовленных из железа ральников от сох и крючка свидетельствуют о занятии обитателей городища земледелием и рыболовством. Железные шлаки, медные литнички и литейные формы имеют прямое отношение к обработке черных и цветных металлов, а глиняные пряслина от веретен связаны с обработкой шерсти или каких-либо волокнистых растений.

Рядом располагалось еще одно городище – Филипповское, исследованное в 1990г. А.М. Белавиным. Оно гораздо меньше по размерам и, к сожалению, очень сильно разрушено.

С востока к Рождественскому городищу примыкал могильник, располагавшийся на территории д. Постаногово, жители которой при рытье ям и сооружении разных хозяйственных объектов находили человеческие черепа и различные украшения, в том числе монеты: золотоордынская, середины XIII в., арабская 1358г. и саманидская 1301-1320 гг.. Получив такие известия Н.Н. Новокрещенных предпринял здесь в 1897 г. раскопки, вскрыв 12 погребений.

В 1857 г. крестьянин Ипполит Ужегов, вблизи д. Волгиной, в 3-х верстах от Рождественского городища обнаружил клад серебряных предметов весом 5,5 фунтов. Рождественский клад поступил на хранение в Лазаревский институт восточных языков в Москве, в 1868г. клад из института был украден.

С 1981 памятники средневековья изучает экспедиция Пермского отделения ВООПИК под руководством А.М.Белавина, преобразованная в 1984 году в Камскую археолого – этнографическую экспедицию. Наиболее масштабными были исследования Рождественского археологического комплекса, где было вскрыто более 3 тыс. кв.м. площади, изучены десятки хозяйственных сооружений и двести погребений X – XI вв. Результаты работ были обобщены в монографических работах А.М.Белавиной и Н.Б.Крыласовой. Материалы этого комплекса составляют основу экспозиции Карагайского краеведческого музея.

В 1991г. был впервые составлен полный инструментальный план археологического комплекса, включавший Филиповское, Рождественское городища и могильник.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.