Правовые основы борьбы с экстремизмом в России — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Правовые основы борьбы с экстремизмом в России

2017-10-17 364
Правовые основы борьбы с экстремизмом в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Решение проблемы экстремизма требует устойчивой норматив- но-правовой базы. Несмотря на достаточно активные проявления экстремизма в России в 1990-х гг., в стране до 2002 г. не было еди- ного законодательного акта, касающегося вопросов борьбы с этим явлением. Фактически, официальными структурами проблемам экс- тремизма не придавалось особого значения.

Вместе с тем, правовая основа, которая позволяет активно бо- роться с различными проявлениями экстремизма, заложена в Кон- ституции Российской Федерации (статьи 6, 13-15, 17, 19, 21, 29, 71).

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание

и деятельность общественных объединений, цели или действия ко- торых направлены на насильственное изменение основ конститу- ционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формиро- ваний, разжигание социальной, расовой, национальной и религиоз- ной розни.

Ст. 14 определяет Российскую Федерацию как светское государ- ство, где никакая религия не может устанавливаться в качестве госу- дарственной или обязательной. В ст. 19 определено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина незави- симо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще- ственного и должностного положения, места жительства, отношения

к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине- ниям. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по при- знакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиоз- ной принадлежности. В ч. 2 ст. 29 говорится о том, что не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, на- циональную или религиозную ненависть и вражду84.

Сам же термин «экстремизм» впервые был использован в Указе Президента РФ № 1308 от 28 октября 1992 г. «О мерах по защите кон- ституционного строя Российской Федерации» Несмотря на то, что в тексте данного нормативного акта использовалось понятие экстре- мизма, суть и содержание его не раскрывались. Данный документ носил скорее декларативный характер, оперируя терминами «экс- тремистские цели» и «экстремистский элемент» он не давал четкого и ясного определения, что таковыми целями и действиями можно считать.

Следующим нормативным актом, касающемся вопросов борьбы с экстремизмом стал Указ Президента РФ № 310 от 23 марта 1995 г. «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государ- ственной власти по борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». В документе отмечалось, что «в Российской Федерации участились случай разжи- гания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, рас- пространения идей фашизма... Эти крайне опасные явления в жизни нашего общества создают угрозу основам конституционного строя, ведут к попранию конституционных прав и свобод человека и гражда- нина, подрывают общественную безопасность и государственную це- лостность РФ». Таким образом, здесь уже более определенно очер- чивался круг тех явлений (разжигание розни, распространение идей фашизма…), которые попадали под определение экстремистских. Одним из наиболее существенных нормативных актов российско- го законодательства явился Федеральный Закон № 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», где в частности устанавливались нормы, запрещающие формирование и деятельность на территории Российской Федерации партий экстремистского толка85.

25 июля 2002 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

№ 114-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.04.2008 № 54-ФЗ)86. Настоящий Закон в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ консти- туционного строя, обеспечения целостности и безопасности Рос- сийской Федерации определяет правовые и организационные осно- вы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление. В настоящее время ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» является основным нормативным документом, определяющим принципы и направления борьбы с экстремизмом87.

Важным шагом стал факт закрепления в законе легальной дефи- ниции понятия «экстремизм». В соответствии с законом экстремист- ская деятельность (экстремизм) включает в себя следующие виды деятельности:

– деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совер- шению действий, направленных на:

– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

– подрыв безопасности Российской Федерации;

– захват или присвоение властных полномочий;

– создание незаконных вооруженных формирований;

– осуществление террористической деятельности;

– возбуждение расовой, национальной или религиозной розни,

а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

– унижение национального достоинства;

– осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий

и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, ра- совой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

– пропаганду исключительности, превосходства либо неполно- ценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

– а также, пропаганда и публичное демонстрирование нацист- ской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени сме- шения;

– публичные призывы к осуществлению указанной деятельно- сти или совершению указанных действий;

– финансирование указанной деятельности либо иное содей- ствие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятель- ности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфиче- ской и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-техни- ческих средств88.

Под экстремистской организацией закон понимается обще- ственное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых, по основаниям предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осущест- влением экстремистской деятельности.

Экстремистскими материалами в соответствие с законом явля- ются предназначенные для обнародования документы либо инфор- мация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстре- мистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе тру- ды руководителей национал-социалистской рабочей партии Герма- нии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступле- ний, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы89.

Как видим, круг действий определяемых в качестве экстремистских

и попадающих в соответствие с законом под его действие трактуется весьма широко. На призывы уточнить и конкретизировать определе- ние экстремизма, и как следствие доработать правовую базу в этом вопросе законодатель ответил рядом поправок, внесенных в статьи закона «О противодействие экстремистской деятельности».

Так редакция Федерального закона от 24.07.2007 г. № 211-ФЗ п.

1 не столько конкретизировала, сколько еще более расширила круг действий попадающих под определение экстремистских. К такого рода действиям также отнесены:

– публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

– нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, националь- ной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

– воспрепятствование осуществлению гражданами их избира- тельных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

– воспрепятствование законной деятельности государствен- ных органов, органов местного самоуправления, избирательных ко- миссий, общественных и религиозных объединений или иных органи- заций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

– совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

– массовое распространение заведомо экстремистских ма- териалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

– публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государ- ственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

– организация и подготовка указанных деяний, а также под- стрекательство к их осуществлению90.

Таким образом, Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 211-ФЗ существенно расширен круг действий попадающих под определение экстремистских: публичное оправдание терроризма, воспрепятство- вание осу-ществлению избирательных прав, а также нарушение тай- ны голосования.

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера- ции в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму», направленный на усиление ответственности за правонарушения экстремистской направленно- сти, внес существенный вклад в противодействие экстремизму. Закон запрещает распространение на территории Российской Федерации экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Обстоятельством, отягчаю- щим наказание, признается совершение преступления «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религи- озной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды

в отношении какой-либо социальной группы», а также из мести или по мотиву кровной мести91.

Кроме того, Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ вводит норму, согласно которой органам и должностным лицам, осу- ществляющим оперативно-розыскную деятельность, разрешается прослушивать телефонные разговоры граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении не только тяжких преступлений, но и пре- ступлений средней тяжести. В то же время им запрещается подстре- кать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к соверше- нию противоправных действий.

Законом также предусмотрена норма, усиливающая ответствен- ность СМИ за распространение информации об общественном объ- единении или иной организации, включенном в опубликованный пе- речень организаций, которые по судебному решению ликвидированы или запрещены. СМИ должны в эфире или публикации обязательно указать на такое решение суда, то есть сообщить о ликвидации или запрете деятельности организации. Законом установлено, что пере- чень общественных и религиозных организаций, в отношении кото- рых судом принято решение о ликвидации либо о приостановлении их деятельности, подлежит размещению в Интернете и опубликова- нию в СМИ.

Федеральный закон № 211-ФЗ внес соответствующие изменения

и дополнения в ряд других действующих нормативных. Так, Уголов- ный кодекс Российской Федерации дополнился нормой об ответ- ственности за вовлечение несовершеннолетних в преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. В Кодекс Российской Федерации об административ- ных правонарушениях добавлено положение, устанавливающее от- ветственность за производство и распространение экстремистских материалов. На граждан налагается штраф в размере от 1000 до 3000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток; на долж- ностных лиц – штраф в размере от 2000 до 5000 руб., на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб., причем во всех случаях соответству- ющие материалы и оборудование конфискуются.

На совершенствование правового регулирования деятельности прокуратуры в сфере борьбы с распространением экстремистских материалов направлен Федеральный закон от 10 мая 2007 г. №71-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О противо- действии экстремистской деятельности». Законом прокурору предо- ставлено право обращаться в суд для признания материалов экстре- мистскими не только по месту нахождения организации, издавшей такие материалы, но и по месту их обнаружения и распространения, что позволит усилить контроль за распространением экстремистских материалов.

Усиливает ответственность за экстремистскую деятельность и Федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменений в статьи 214 и 244 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20.3 Кодек- са Россий-ской Федерации об административных правонарушениях» от 10 мая 2007 г.

В соответствии с данными изменениями производство и распро- странение агитационных материалов, пропагандистской литерату- ры, содержащих нацистскую символику или символику, максимально приближенную к нацистской, прямые призывы к совершению проти- воправных действий против государственной власти и управления, признаются экстремистскими.

В Кодекс Российской Федерации об административных правона- рушениях вводится новый состав административного правонаруше- ния – незаконное изготовление, сбыт и приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики – и устанавливается ответ- ственность за эти деяния92.

Вместе с тем в Российской Федерации действуют и другие право- вые акты, направленные на борьбу с экстремистскими проявления- ми, имеющие высокий правовой потенциал. К ним относятся: Федеральный закон «Об увековечении Победы советского наро- да в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» от 19 мая 1995 года № 80-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ);

Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.02.2006 № 19-ФЗ);

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе- дерации» 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (в ред. ФЗ от 25.11.2008

№ 222-ФЗ);

Федеральный закон «О средствах массовой информации» 27 де- кабря 1991 г. № 2124-1 (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 211-ФЗ) и др. Особого внимания заслуживает анализ норм уголовного права, в отношении экстремисткой деятельности и ответственности за нее. Уголовное право, как инструмент наиболее жесткой реакции госу- дарства на общественно опасное поведение человека, не осталось в стороне от борьбы с проявлениями экстремизма.

Процесс эволюции норм антиэкстремистской направленности, за- крепленных в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) условно можно разделить на 2 этапа:

1. до принятия ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодей- ствии экстремистской деятельности»;

2. после принятия ФЗ «О противодействии экстремистской дея- тельности» (в основу деления на этапы положен ФЗ «О противодей- ствии экстремистской деятельности» 2002 г., так как именно он впер- вые в российской истории закрепил легальную дефиницию понятия «экстремизм»).

В УК РФ (по состоянию на 1 января 1997 года) была установлена ответственность:

– за нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причи- нившие вред правам и законным интересам граждан – ч.1 ст.136 УК РФ, а в ч. 2 – за то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения;

– за создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан

к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объедине- нием (ч. 1 ст. 239 УК РФ); за участие в деятельности указанного объ- единения, а равно пропаганду деяний, предусмотренных частью пер- вой настоящей статьи (ч.2 ст. 239 УК РФ);

– за публичные призывы к насильственному захвату власти, на- сильственному изменению конституционного строя Российской Фе- дерации (ч. 1 ст. 280 УК РФ); за те же деяния, совершенные с исполь- зованием средств массовой информации (ч. 2 ст. 280 УК РФ);

– за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального досто- инства, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, наци- ональной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации – ч.1 ст. 282 УК РФ, а в ч. 2 ст. 282 – за те же деяния, совершенные: а) с при- менением насилия; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) организованной группой93.

В ст. 105 УК РФ («Убийство»), ст. 111 («Умышленное причи- нение тяжкого вреда здоровью»), ст. 112 («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»), ст. 117 («Истязание»), ст. 244 («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения») мотив национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды является квалифицирующим признаком, а в ст. 357 УК РФ («Гено- цид»), предусмотрена ответственность за действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расо- вой или религиозной группы...

Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 112-ФЗ было из- менено наименование и редакция статьи 280 УК РФ и введены новые правовые нормы – ст. 282 ч. 1 и ч. 2 УК РФ, в которых закрепляется уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, организацию экстремистского сооб- щества и организацию деятельности экстремистской организации. Базовой для них остается норма, указанная в ст. 282 УК РФ «Возбуж- дение национальной, расовой или религиозной вражды»94.

В декабре 2003 г. в УК РФ внесены изменения, существенно рас- ширившие признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного в ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды,

а равно унижение человеческого достоинства». В перечень кримина- лизирующих признаков были добавлены пол, язык, происхождение, принадлежность к какой-либо социальной группе95. Следует отме- тить, что максимальный размер наказания, предусмотренный ч. 1 ст. 282 УК РФ, был снижен с четырех лет до двух лет лишения свободы96. Федеральным законом от 10 мая 2007 г. № 70-ФЗ статья 214 УК РФ «Вандализм» дополнена частью второй, в которую включен мотив идеологической, политической, национальной, расовой, религиоз- ной ненависти или вражды как квалифицирующий признак соверше- ния указанного преступления.

Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 211-ФЗ «О внесении из- менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» в 13 статей УК РФ были внесены изменения97.

В ходе реформы 2007 г. статья 282 УК РФ подверглась изменени- ям, в соответствии с которыми целью диспозиции указанной статьи названы подготовка и совершение преступлений экстремистской направленности, а также разработка планов и (или) условий для со- вершения преступлений экстремистской направленности. Под пре- ступлениями экстремистской направленности понимаются престу- пления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социаль- ной группы, предусмотренные соответствующими статьями УК РФ и пунктом «е» части первой статьи 63 УК РФ.

Проведено законодательное расширение криминализации моти- вации преступного поведения. Мотив ненависти был переформули- рован не только в ст. 63 УК РФ, но и во всех статьях, где он был ква- лифицирующим признаком, а также добавлен как таковой в новые статьи, а именно статьи 115 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью»), 116 («Побои»), 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»), 150 («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления»), 213 («Хулиганство») УК РФ. Список по- полнен политической, идеологической ненавистью или враждой и не- навистью или враждой в отношении какой-либо социальной группы. Активную дискуссию при обсуждении законопроекта в Государ- ственной Думе РФ вызвала поправка к п. е ч.1 ст. 63 УК РФ, «соверше- ние преступления по мотивам политической, идеологической, расо- вой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы»98.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.