Специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

2017-10-16 411
Специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

К курсу

«Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

для студентов заочного отделения

Специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Составитель

Федина Т.Л.

ВВЕДЕНИЕ.

 

Литература, как способ отражения и средство познания действительности.

Многообразие жизненного содержания произведений из круга детского чтения, тематики, видов и жанров детской литературы.

Понятие «детское чтение» - это круг произведений, который читается детьми, но не были созданы специально для них.

В круг детского чтения входят:

- произведения устного народного творчества;

- классическая русская и зарубежная литература;

- современная русская и зарубежная литература.

«Детская литература» - это то, что создано мастерами слова специально для детей.

Основные требования, предъявляемые к детской книге:

1. доступность содержания (с учетом возрастных особенностей);

2. простота идеи и сложность развития сюжета;

3. четкость характеров героев (четкое деление на положительные и отрицательные);

4. яркость и эмоциональная насыщенность образов;

5. богатство и точность языка.

Роль иллюстрации в детской книге.

(Тип мышления ребенка – конкретно-образный, поэтому, чем младше ребенок, тем больше места в его книге занимает картинка).

Имена художников-иллюстраторов детских книг.

Образовательно-воспитательные возможности детской книги.

 

 

Литература:

1. Любой учебник по детской литературе(Введение).

2. О.В. Кубасова «О духовном воспитании младших школьников на материале детской литературы», ж. «Начальная школа» №10, 1993г.

3. Э.З. Ганкина «Художник в современной книге», М. 1977г.

Задания для самостоятельной работы:

1. Как вы думаете, для чего в детской книге необходимы иллюстрации?, Докажите, что чем младше ребенок, тем больше места в его книжке должна занимать иллюстрация.

.

2. (на «отлично») В чем вы видите воспитательные возможности

детской книги?

 

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВАРЧЕСТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ И В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ

2.1.Общая характеристика фольклора.

Фольклор – искусство устное, коллективное, непосредственно выражающее опыт, настроения, идеалы трудящихся.

Традиционность, как основная черта фольклора.

Русские писатели, критики, педагоги о народном творчестве.

2.2 Малые фольклорные жанры.

Общая характеристика.

Примеры малых фольклорных жанров: песенки, потешки, колыбельные песни, пестушки, загадки, пословицы и поговорки, перевертыши.

Особое внимание обратить на загадки, пословицы и поговорки, т.к. они активно изучаются в школе.

Знать, в чем отличие пословицы от поговорки.

2.3. Детский фольклор.

Считалки, дразнилки, страшилки.

Почему эти жанры можно назвать фольклором; в чем их особенности.

 

Задание для самостоятельной работы:

1.Дайте подробное описание любого малого жанра русского фольклора.

Работу оформите.

2 .(на «отлично») В чем вы видите педагогическую ценность перевертышей?

 

 

Литература:

1.Любой учебник по детской литературе.

2.Чуковский К.И. «От 2 до 5» (любое издание, гл. 3 «Лепые нелепицы.)

3.Рыбникова М.А. «Русские пословицы и поговорки» М., 1961

4.Малые жанры русского фольклора. М., 1986, ст. 5-33.

5.Митрофанова В.В. «Русские народные загадки». Л., 1978

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.

 

 

А.С. Пушкин и А.М. Горький о народной сказке. Споры вокруг сказки.

Разнообразие сказочных сюжетов.

Сказки кумулятивные

О животных

Бытовые

Волшебные

Характерные особенности их композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств.

3.1.Кумулятивные

3.1.1. созданы для самых маленьких.

3.1.2. Прямолинейный сюжет и ясная мораль.

3.1.3. построены по принципу устной композиции, где каждый последующий эпизод повторяет предыдущий.

3.1.4.четкий и выразительный язык. «Репка», «Колобок», «Теремок».

 

3.2.Сказки о животных.

3.2.1. Самый древний вид сказок (создавались еще в пору язычества)

3.2.2. Герои сказок о животных являются носителями постоянных характеристик, черт характера.

3.2.3. Прекрасное чувство юмора.

3.2.4. Частая смена настроений.

 

3.3. Бытовые сказки.

3.3.1. В них практически нет волшебств, превращений, они ближе к реальной жизни.

3.3.2. Ярко выражен национальный колорит.

3.3.3. Бытовые сказки похожи на новеллу (рассказ с неожиданным концом).

3.3.4. По сюжету бытовые сказки бывают:

3.3.4.1. О мужике и царе

3.3.4.2. О мужике и барине

3.3.4.3. О мужике и попе

3.3.4.4. О двух братьях, богатом и бедном

3.3.4.5. О солдате

3.3.5. Победителем в бытовых сказках всегда бывает бедный мужик, солдат.

 

3.4. Волшебные сказки.

3.4.1. По сюжетам волшебные сказки делятся на:

3.4.1.1. сказки о превращениях со свадебным концом («Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Сивка-бурка» и тр.

3.4.1.2. сказки о доброй падчерице и злой мачехе («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»

3.4.1.3..сказки на былинные темы (о богатырях, удальцах)

Одни и те же сюжеты сказок встречаются у разных народов.

3.4.2.У волшебных сказок традиционный образный строй:

3.4.2.1.главный герой – добрый (все победы одерживает благодаря своей доброжелательности)

3.4.2.2.главная героиня (народный идеал женщины – добрая, красивая, верная, трудолюбивая.)

3.4.2.3.враги (чаще всего – это злой волшебник, на службе у которого целое войско нечисти – Баба Яга, Кащей Бессмертный, Змей Горыныч и др.)

3.4.2.4.волшебные помощники (это звери, которые помогают и добрым и злым героям).

3.4.3. Традиционный зачин и традиционная концовка («жили-были…», «в некотором царстве…», «я там был, мед-пиво пил…»

3.4.4. Наличие волшебных предметов (шапка-невидимка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, волшебная палочка и др.)

3.4.5. Наличие постоянных выражений («скоро сказка сказывается…», «долго ли коротко», «утро вечера мудренее…».

3.4.6. Принцип тройности (3 сына, 3 желания, 3 дороги)

3.4.7. Для волшебных сказок характерна градация-усиление, увеличение признака (1-ое задание-легкое, 2-ое-труднее, 3-ье-самое трудное).

 

СХЕМА АНАЛИЗА СКАЗОК.

1. Тема сказки (то о чем сказка)

2. Жанр (кумулятивная, бытовая, о животных, волшебная).

3. На каких образах раскрывается тема сказки, их характеристика.

4. Какие основные идеи проводятся в сказке.

 

Задание для самостоятельной работы

1.Сделайте анализ сказки каждого жанра.

2.(на отлично) Какие нравственные проблемы решает народная волшебная сказка (на примере 2-3 сказок)

3. Законспектируйте статьи Горького «О сказках».

Литература:

1. А.М. Горький «О сказках» 1929, «О сказках» 1935 в сборнике статей «А.М.Горький о детской литературе», М.,1947.

2. Чуковский К.И. «От2 до 5» гл. 4 «Борьба за сказку», М.,1957.

3. учебник Зубаревой «Детская литература», М., «Просвещение»,2011.

СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ

 

ШАРЛЬ ПЕРРО. (1628-1703 г)

 

4.1.1.Французский придворный, ученый филолог.

4.1.2.первое издание сказок вышло в 1697 году, когда автору было почти 70 лет. Сборник назывался «Сказки моей матушки Гусыни или истории и приключения разных времен».

4.1.3.Сказки Ш. Перро были рассчитаны на взрослых, поэтому имели нравоучительный характер и мораль в стихах.

4.1.4.Очень умные сказки – в них заложена глубокая и правильная философская мысль.

4.1.5.Действие сказок происходит во дворцах, замках.

4.1.6.В сказках много волшебства, превращений, близки к народным, волшебным сказкам

4.1.7.Очень увлекательно построена фабула сказок

4.1.8.великолепен язык сказок: богатые описания, острый французский диалог.

 

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить краткий очерк жизни и творчества Ш.Перро

2 .(на отлично) Докажите, что сказки Ш.Перро могут быть использованы в детском чтении.

Литература:

1.Учебник Зубаревой «Детская литература», Просвещение2011,с45-48.

2.Шаров «Волшебники приходят к людям».

БРАТЬЯ ГРИММ, ЯКОБ И ВИЛЬГЕЛЬМ (1половина 19 века)

 

4.2.1.Якоб и Вильгельм Гримм – немцы.

4.2.2.Ученые – лингвисты. Собирали фольклор и на его основе создавали свои сказки.

4.2.3.В сказках прославляли силу, отвагу, дружбу.

4.2.4.Сказки братьев Гримм по жанру близки к народным бытовым (действие происходит в крестьянских хижинах, в домах бедных ремесленников).

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте краткий очерк жизни и творчества братьев Гримм.

2. (на отлично) Докажите, что сказки братьев Гримм по жанру близки народным сказкам о животных.

 

 

Литература:

Учебник Зубаревой «Детская литература», Просвещение, 2011, с.48-50

4.3. ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН (1805 – 1875гг.)

 

4.3.1.Биография датского сказочника Г.Х. Андерсена.

4.3.2.Анализ сказок

Сказка в искусных руках позволяет столько сказать о жизни, сколько не скажешь в реалистическом произведении. Пользуясь аллегориями, можно высказать умнейшие философские мысли.

4.3.3.Определить идею, философский смысл сказок Андерсена. (например, основная мысль сказки «Гадкий утенок»: трудна судьба таланта в обществе обывателей, т.к. обыватель считает, что тот урод, кто не такой, как я.). «Пятеро из одного стручка»: это сказка о смысле человеческой жизни, о том, что главное призвание человека – приносить людям добро)

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить биографический очерк Г.-Х.Андерсена, используя текст статьи К.Паустовского «Великий сказочник» (из серии «Литературные портреты»).

2.(на отлично) В чем, по-вашему, философский смысл сказок Андерсена

«Гадкий утенок», «Голый король», «Стойкий оловянный солдатик»?

(ответ аргументируйте).

Литература:

1.Учебник Арзамасцевой «Детская литература», Просвещение, 2011, с.50-54.

2.Паустовский К. «Великий сказочник» (Христиан Андерсен).

(Серия «Литературные портреты»).

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.

 

7.1.Биография А.С. Пушкина (составить текст биографии А.С. Пушкина для 1-го класса и 3-го класса начальной школы) – для всех*

7.2. Лирика А.С. Пушкина в чтении младших школьников.

Высокое поэтическое мастерство поэта в описании картин родной природы, изображении чувств человека.

7.2.1. Рассмотрите пейзажную лирику А.С. Пушкина как прекрасный материал для патриотического воспитания, привития любви к родной природе; как материал для эстетического воспитания, как образец использования родного русского языка в поэтической речи. «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало…», «Еще дуют холодные ветры».

7.2.2. Стихи о няне – образец чувств благодарного воспитанника, лучших сыновних чувств, нежности и признательности по отношению к старому человеку. «Няне», «Зимний вечер».

7.2.3. Рассмотрите пролог к поэме «Руслан и Людмила», «У Лукоморья», как пролог ко всем русским сказкам.* - для всех*

7.3. Сказки А.С. Пушкина. (Подробнее остановитесь на трех, изучаемых в начальной школе) - дайте анализ по плану – для всех*

7.3.1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831). Сказке этой нет аналогов в мировой литературе, т.к.:

· Очень мажорная сказка, начинается с любви и заканчивается ею;

· В ней выражены мечты об идеальном государстве («все на острове богаты, изоб нет, одни палаты»);

· Зло в конце сказки не наказывается («царь для радости такой отпустил всех трех домой»);

· Дети вырастают, а родители остаются молодыми.

7.3.2. «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830). Основная идея сказки. Фольклорные источники (сюжет, частушечный ритм). Образ смешливого мужика Балды в противовес образу жадного попа.

7.3.3. «Сказка о рыбаке и рыбке» Тонический стих; образ моря как голос судьбы и суд над старухой; неизбежность тягостного конца; образ безропотного старика – русского крестьянина, задавленного многовековой крепостью и боязнью божьей кары.


Анализ сказок по плану:

· Идейно-тематическая основа

· Характеристика образов.

 

· Композиция

· Сюжет

· Особенности языка


Литература:

1. Учебник Зубаревой «Детская литература», 2011с99-111

2. Рассказы о Пушкине Сборник, М., 1967

3. Пушкин И. «Записки о Пушкине»., М., 1984

4. Волков Г.Н. «Тебя как первую любовь…» М., 1980

5. Русская литература для детей под ред. Полозовой Т.Д.

М., Академия, 1997

З адания для самостоятельной работы:

1. (для всех) – задания, отмеченные в тексте *.

2. (на «хорошо») Прочитайте сказку о Белоснежке из сборника сказок братьев Гримм и сопоставьте с ней «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях»

3. (на отлично) – на выбор

· Что определяет ценность сказок А.С.Пушкина для детского чтения?

· В чем художественное своеобразие сказок А.С.Пушкина? Фольклорное и авторское в сказках.

П.П. ЕРШОВ.

 

8.1. Биография П.П. Ершова. Ершов как продолжатель традиций А.С. Пушкина в жанре литературной сказки.

 

8.2.Сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок»

 

8.2.1.Сюжет, композиция, народность, особенности языка;

 

8.2.2.Сатирическое изображение царя и его придворных в сказке

 

 

8.2.3.Образ Ивана, выражающий лучшие народные качества

 

8.2.4.Волшебные образы сказки.

 

Литература:

1. Учебник Арзамасцевой «Детская литература», 2011,

2. Шаров А.И. «Волшебники приходят к людям», М., 1986

3. Русская литература для детей под ред. Полозовой Т.Д.

М., Академия, 1997

Задания для самостоятельной работы:

1 .(для всех) - на выбор

· Дайте характеристику Ивана

· Охарактеризуйте царя и его придворных

2 .(на хорошо) Докажите, что в сказке переплетаются мир реальный и сказочный.

3. (на отлично) Сравните сказки, созданные примерно в одно и то же время Жуковским, Пушкиным, Ершовым, по источникам, содержанию, стилю.

Л.Н. ТОЛСТОЙ.

 

Л. Толстой, его роль в развитии детской литературы и детского чтения.

Биографические данные (легенда о «зеленой палочке»)

Повесть «Детство». Ее значение в развитии темы детства в русской литературе.

«Азбука» и «Книга для чтения», составленные Л.Толстым; тематическое и жанровое разнообразие произведений, включенных в круг чтения современного младшего школьника:

нравственное воспитание как основа основ; произведения Л. Толстого на эту тему («Слепой шел домой», «Ворон и воронята», «Царь и сокол», «Косточка», «Лгун», «Садовник и сыновья», «Волга и Вазуза»).

рассказы-зарисовки из крестьянского быта («Пожар», «Корова», «Филипок»).

очерки на естественно-научные темы («Магнит», «Как ходят деревья», «Черемухи», «Куда девается вода из моря», «Какая бывает роса на траве»).

рассказы о животных («Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Как волки учат своих детей»).

приключенческие рассказы («Прыжок», «Акула»).

 

Задания для самостоятельной работы:

1. (для всех) Чем вызвано обращение Толстого к литературе для детей?

2. (на хорошо) Как вы думаете, почему в современные учебники для младших школьников включены рассказы Л.Толстого?

3. (на отлично) Сравните творчество Ушинского и Л.Толстого, их подход к созданию книг для чтения.

 

Литература:

1. Учебник Арзамасцевой «Детская литература», 2011, с.126-135.

2. Морозов В. «Яснополянская школа» (из воспоминаний), Детская литература, М., 1968.

3. Вьюрков А. «Чужие пороги», Детская литература, М., 1961.

4. Русская литература для детей под ред.Полозовой Т.Д.

М., Академия, 1997

11.

12.

14.

15.

В.М. ГАРШИН.

 

13.1. Краткие биографические данные.

13.2. Особенности творческой манеры В. Гаршина в произведениях, вошедших в детское чтение.

13.2.1. «Лягушка-путешественница» (основная идея, характеристика центрального образа, особенности повествования, сказочные элементы).

13.2.2. сказки «О жабе и розе», «Гордая пальма»; особенности тематики.

13.2.3. драматические конфликты в рассказах «Сигнал», «Медведи».

 

Задания для самостоятельной работы

1 .(для всех) Определите основную идею сказки «О жабе и розе».

2 .(на отлично) Как вы думаете, почему сказка «О жабе и розе» включена в школьный учебник по чтению для 3-го класса?

3.(на отлично) Какие произведения Гаршина вы бы добавили в учебники для чтения в начальной школе? Ответ аргументируйте

.

Литература:

1. Учебник Арзамасцевой«Детская литература», 1999

 

Д.Н. МАМИН – СИБИРЯК.

 

14.1. Краткие биографические данные о Д.Н. Мамином – Сибиряке.

14.2. «Аленушкины сказки». Объясните происхождение названия сборника.* Особенности сказок, вошедших в него («Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост.», «Сказочка про Козявочку», «Притча о молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке») – лиризм, бытовые детали.

14.3. «Серая шейка». Особенности творческой манеры Мамина – Сибиряка, проявившиеся в этой сказке. Любовь к природе.

14.4. Охотничьи рассказы. Особенности. Хорошее знание автором материала, бытовые детали. «Приемыш», «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной».

Задания для самостоятельной работы:

1. (для всех) в тексте помечено*

2 .(на хорошо) Сравните сказку Горького «Случай с Евсейкой» со сказками Мамина-Сибиряка. Вписывается ли произведение Горького в «Аленушкины сказки»? Ответ аргументируте.

3 .(на отлично) Сравните рассказы Мамина-Сибиряка о детях с рассказами Горького, посвященными детству. Что сближает позиции писателей? Что отличает их произведения? В чем их своеобразие?

Литература:

1. Учебник Арзамасцевой «Детская литература», 1999

2. Стариков В.А.Жить тысячью жизней: повествование-хроника о жизни Мамина-Сибиряка.-Свердловск, 1986

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

К курсу

«Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

для студентов заочного отделения

специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Составитель

Федина Т.Л.

ВВЕДЕНИЕ.

 

Литература, как способ отражения и средство познания действительности.

Многообразие жизненного содержания произведений из круга детского чтения, тематики, видов и жанров детской литературы.

Понятие «детское чтение» - это круг произведений, который читается детьми, но не были созданы специально для них.

В круг детского чтения входят:

- произведения устного народного творчества;

- классическая русская и зарубежная литература;

- современная русская и зарубежная литература.

«Детская литература» - это то, что создано мастерами слова специально для детей.

Основные требования, предъявляемые к детской книге:

1. доступность содержания (с учетом возрастных особенностей);

2. простота идеи и сложность развития сюжета;

3. четкость характеров героев (четкое деление на положительные и отрицательные);

4. яркость и эмоциональная насыщенность образов;

5. богатство и точность языка.

Роль иллюстрации в детской книге.

(Тип мышления ребенка – конкретно-образный, поэтому, чем младше ребенок, тем больше места в его книге занимает картинка).

Имена художников-иллюстраторов детских книг.

Образовательно-воспитательные возможности детской книги.

 

 

Литература:

1. Любой учебник по детской литературе(Введение).

2. О.В. Кубасова «О духовном воспитании младших школьников на материале детской литературы», ж. «Начальная школа» №10, 1993г.

3. Э.З. Ганкина «Художник в современной книге», М. 1977г.

Задания для самостоятельной работы:

1. Как вы думаете, для чего в детской книге необходимы иллюстрации?, Докажите, что чем младше ребенок, тем больше места в его книжке должна занимать иллюстрация.

.

2. (на «отлично») В чем вы видите воспитательные возможности

детской книги?

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.