Устное народное тварчество для детей и в детском чтении — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Устное народное тварчество для детей и в детском чтении

2017-10-16 410
Устное народное тварчество для детей и в детском чтении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1.Общая характеристика фольклора.

Фольклор – искусство устное, коллективное, непосредственно выражающее опыт, настроения, идеалы трудящихся.

Традиционность, как основная черта фольклора.

Русские писатели, критики, педагоги о народном творчестве.

2.2 Малые фольклорные жанры.

Общая характеристика.

Примеры малых фольклорных жанров: песенки, потешки, колыбельные песни, пестушки, загадки, пословицы и поговорки, перевертыши.

Особое внимание обратить на загадки, пословицы и поговорки, т.к. они активно изучаются в школе.

Знать, в чем отличие пословицы от поговорки.

2.3. Детский фольклор.

Считалки, дразнилки, страшилки.

Почему эти жанры можно назвать фольклором; в чем их особенности.

 

Задание для самостоятельной работы:

1.Дайте подробное описание любого малого жанра русского фольклора.

Работу оформите.

2 .(на «отлично») В чем вы видите педагогическую ценность перевертышей?

 

 

Литература:

1.Любой учебник по детской литературе.

2.Чуковский К.И. «От 2 до 5» (любое издание, гл. 3 «Лепые нелепицы.)

3.Рыбникова М.А. «Русские пословицы и поговорки» М., 1961

4.Малые жанры русского фольклора. М., 1986, ст. 5-33.

5.Митрофанова В.В. «Русские народные загадки». Л., 1978

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.

 

 

А.С. Пушкин и А.М. Горький о народной сказке. Споры вокруг сказки.

Разнообразие сказочных сюжетов.

Сказки кумулятивные

О животных

Бытовые

Волшебные

Характерные особенности их композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств.

3.1.Кумулятивные

3.1.1. созданы для самых маленьких.

3.1.2. Прямолинейный сюжет и ясная мораль.

3.1.3. построены по принципу устной композиции, где каждый последующий эпизод повторяет предыдущий.

3.1.4.четкий и выразительный язык. «Репка», «Колобок», «Теремок».

 

3.2.Сказки о животных.

3.2.1. Самый древний вид сказок (создавались еще в пору язычества)

3.2.2. Герои сказок о животных являются носителями постоянных характеристик, черт характера.

3.2.3. Прекрасное чувство юмора.

3.2.4. Частая смена настроений.

 

3.3. Бытовые сказки.

3.3.1. В них практически нет волшебств, превращений, они ближе к реальной жизни.

3.3.2. Ярко выражен национальный колорит.

3.3.3. Бытовые сказки похожи на новеллу (рассказ с неожиданным концом).

3.3.4. По сюжету бытовые сказки бывают:

3.3.4.1. О мужике и царе

3.3.4.2. О мужике и барине

3.3.4.3. О мужике и попе

3.3.4.4. О двух братьях, богатом и бедном

3.3.4.5. О солдате

3.3.5. Победителем в бытовых сказках всегда бывает бедный мужик, солдат.

 

3.4. Волшебные сказки.

3.4.1. По сюжетам волшебные сказки делятся на:

3.4.1.1. сказки о превращениях со свадебным концом («Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Сивка-бурка» и тр.

3.4.1.2. сказки о доброй падчерице и злой мачехе («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»

3.4.1.3..сказки на былинные темы (о богатырях, удальцах)

Одни и те же сюжеты сказок встречаются у разных народов.

3.4.2.У волшебных сказок традиционный образный строй:

3.4.2.1.главный герой – добрый (все победы одерживает благодаря своей доброжелательности)

3.4.2.2.главная героиня (народный идеал женщины – добрая, красивая, верная, трудолюбивая.)

3.4.2.3.враги (чаще всего – это злой волшебник, на службе у которого целое войско нечисти – Баба Яга, Кащей Бессмертный, Змей Горыныч и др.)

3.4.2.4.волшебные помощники (это звери, которые помогают и добрым и злым героям).

3.4.3. Традиционный зачин и традиционная концовка («жили-были…», «в некотором царстве…», «я там был, мед-пиво пил…»

3.4.4. Наличие волшебных предметов (шапка-невидимка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, волшебная палочка и др.)

3.4.5. Наличие постоянных выражений («скоро сказка сказывается…», «долго ли коротко», «утро вечера мудренее…».

3.4.6. Принцип тройности (3 сына, 3 желания, 3 дороги)

3.4.7. Для волшебных сказок характерна градация-усиление, увеличение признака (1-ое задание-легкое, 2-ое-труднее, 3-ье-самое трудное).

 

СХЕМА АНАЛИЗА СКАЗОК.

1. Тема сказки (то о чем сказка)

2. Жанр (кумулятивная, бытовая, о животных, волшебная).

3. На каких образах раскрывается тема сказки, их характеристика.

4. Какие основные идеи проводятся в сказке.

 

Задание для самостоятельной работы

1.Сделайте анализ сказки каждого жанра.

2.(на отлично) Какие нравственные проблемы решает народная волшебная сказка (на примере 2-3 сказок)

3. Законспектируйте статьи Горького «О сказках».

Литература:

1. А.М. Горький «О сказках» 1929, «О сказках» 1935 в сборнике статей «А.М.Горький о детской литературе», М.,1947.

2. Чуковский К.И. «От2 до 5» гл. 4 «Борьба за сказку», М.,1957.

3. учебник Зубаревой «Детская литература», М., «Просвещение»,2011.

СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ

 

ШАРЛЬ ПЕРРО. (1628-1703 г)

 

4.1.1.Французский придворный, ученый филолог.

4.1.2.первое издание сказок вышло в 1697 году, когда автору было почти 70 лет. Сборник назывался «Сказки моей матушки Гусыни или истории и приключения разных времен».

4.1.3.Сказки Ш. Перро были рассчитаны на взрослых, поэтому имели нравоучительный характер и мораль в стихах.

4.1.4.Очень умные сказки – в них заложена глубокая и правильная философская мысль.

4.1.5.Действие сказок происходит во дворцах, замках.

4.1.6.В сказках много волшебства, превращений, близки к народным, волшебным сказкам

4.1.7.Очень увлекательно построена фабула сказок

4.1.8.великолепен язык сказок: богатые описания, острый французский диалог.

 

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить краткий очерк жизни и творчества Ш.Перро

2 .(на отлично) Докажите, что сказки Ш.Перро могут быть использованы в детском чтении.

Литература:

1.Учебник Зубаревой «Детская литература», Просвещение2011,с45-48.

2.Шаров «Волшебники приходят к людям».

БРАТЬЯ ГРИММ, ЯКОБ И ВИЛЬГЕЛЬМ (1половина 19 века)

 

4.2.1.Якоб и Вильгельм Гримм – немцы.

4.2.2.Ученые – лингвисты. Собирали фольклор и на его основе создавали свои сказки.

4.2.3.В сказках прославляли силу, отвагу, дружбу.

4.2.4.Сказки братьев Гримм по жанру близки к народным бытовым (действие происходит в крестьянских хижинах, в домах бедных ремесленников).

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте краткий очерк жизни и творчества братьев Гримм.

2. (на отлично) Докажите, что сказки братьев Гримм по жанру близки народным сказкам о животных.

 

 

Литература:

Учебник Зубаревой «Детская литература», Просвещение, 2011, с.48-50

4.3. ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН (1805 – 1875гг.)

 

4.3.1.Биография датского сказочника Г.Х. Андерсена.

4.3.2.Анализ сказок

Сказка в искусных руках позволяет столько сказать о жизни, сколько не скажешь в реалистическом произведении. Пользуясь аллегориями, можно высказать умнейшие философские мысли.

4.3.3.Определить идею, философский смысл сказок Андерсена. (например, основная мысль сказки «Гадкий утенок»: трудна судьба таланта в обществе обывателей, т.к. обыватель считает, что тот урод, кто не такой, как я.). «Пятеро из одного стручка»: это сказка о смысле человеческой жизни, о том, что главное призвание человека – приносить людям добро)

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить биографический очерк Г.-Х.Андерсена, используя текст статьи К.Паустовского «Великий сказочник» (из серии «Литературные портреты»).

2.(на отлично) В чем, по-вашему, философский смысл сказок Андерсена

«Гадкий утенок», «Голый король», «Стойкий оловянный солдатик»?

(ответ аргументируйте).

Литература:

1.Учебник Арзамасцевой «Детская литература», Просвещение, 2011, с.50-54.

2.Паустовский К. «Великий сказочник» (Христиан Андерсен).

(Серия «Литературные портреты»).


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.