И коррекции нарушений поведения — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

И коррекции нарушений поведения

2017-10-16 189
И коррекции нарушений поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ

И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ

И ЭМОЦИЙ У УЧАЩИХСЯ

Занятие 1

Цель занятия

Усилить развитие группового единства, увеличить степень са­мосознания и знания о других с помощью обратной связи.

1. Приветствие

Форма приветствия может быть сохранена или изменена по желанию ребят.

2. Упражнение «Лишний стул»

Цель упражнения — настройка группы на откровенность.

Груп­па сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все, к кому отно­сится высказанное предположение, тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие. Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например: Сей­час поменяются местами те, кто никогда не опаздывал на занятия.

Продолжительность упражнения — 10-15 мин.

3. Упражнение «Знакомство»

Цель упражнения — усилить развитие группового единства.

Ведущий, по заранее приготовленной инструкции читает или пе­ресказывает вопросы, помогающие членам группы больше узнать друг о друге, перед началом игры стоит сделать акцент на том, что каждый должен отвечать на вопросы, внимательно слушать друг друга, осознавая важность и уникальность каждого присутствую­щего.

Продолжительность упражнения — 30-40 минут.

Примерные вопросы для ведущего:

1. Ваша любимая музыкальная группа, исполнитель?

2. Чем бы вам хотелось заниматься через пять лет?

3. Ваш любимый цвет и почему?

4. Ваше любимое время года и почему?

5. Расскажите о лучшем дне в своей жизни.

6. На какое животное вы считаете себя похожим и почему?

7. Каково ваше самое раннее детское воспоминание?

8. Если бы у вас было 100 тысяч рублей, что бы с ними сделали?

9. Какое неприятное событие в вашей жизни оказало на вас са­мое сильное впечатление?

10. Какой стиль одежды вы предпочитаете и почему?

11. Есть ли у вас хобби, расскажите о нем.

12. Назовите, пожалуйста, одну причину, по которой вам хочет­ся находиться в группе, и одну причину, по которой не хочет­ся быть здесь.

13. Ваш любимый фильм?

14. Человек, о котором я узнал сегодня больше всего, это...

15. Человек в этой группе, с которым я бы мог провести много времени на необитаемом острове, это... Почему?

16. Самый жизнелюбивый человек в этой группе — это...

17. Человек в этой группе, о котором мне хотелось бы узнать побольше, это...

18. Чего я жду от занятий?

4. Завершение занятия

Группа может придумать свой ритуал завершения занятия.

Занятие 2

Цель занятия

Отрабатывать навыки эмпатии, слушая партнера; уменьшить чувство изоляции благодаря обмену обратной связью с иенами группы.

1. Приветствие

2. Упражнение «Добрые слова»

Цель упражнения — создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения. Какой-либо предмет (игрри, су­венир, мяч) передается по кругу с добавлением дружески слов, приветствий, комплиментов.

Продолжительность упражнения — 10 минут.

3. Упражнение «Светлые надежды, темные опасения»*

Цель упражнения — определить свои мечты и опасения повысить эмпатию к другим членам группы, объясняя содержание ра­бочих материалов партнера.

Материалы: рабочий бланк «Светлые надежды, темные опасения», карандаши или ручки.

Ведущий раздает участникам рабочие материалы и предлагает им вспомнить их самые заветные мечты и опасения, выписать на бланк. После того, как каждый закончит работу, участников раз­бивают на группы (по двое) и каждая пара обсуждает свои записи, задает друг другу вопросы для более полного понимания. Затем собирают всех участников, и каждый член группы рассказывает о работе своего партнера в общем кругу. Группа может задать воп­росы, уточнять, но только у того, кто представляет работу, а не у автора. Далее автор сам рассказывает о своей работе. После этого вызывают следующего участника и так по кругу.

В заключение можно задать несколько вопросов и обсудить их:

1. Насколько похожи высказанные надежды и опасения?

2. Важность понимания точки зрения других людей.

Продолжительность упражнения — 50 мин. Завершение занятия

4. Завершение занятия

Занятие 3

Цель занятия

Составить представление о важности доверия в группе.

1. Приветствие

2. Упражнение «Договоримся без слов»

Цель упражнения — рефлексия группы о поиске взаимопони­мания между людьми, ведущий объясняет правила игры: по сиг­налу все члены группы «выбрасывают» на пальцах число от 1 до 5. Задача — показать одинаковое число всеми членами группы. До­говариваться с помощью слов в игре запрещено. Ведущий считает количество попыток.

В результате обсуждения выявляется, что мешает и что помога­ет договориться.

3. Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель упражнения — создание условий для развития у подрост­ков способности доверительно относиться к людям.

Материалы: платки, шарфы для завязывания глаз.

Участников делят на пары, одному из них завязывают глаза, второму предлагают провести партнера по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. По завершении работы пары (5-7 минут) участники меняются ролями.

В заключение обсуждаются вопросы:

1. Как вы себя чувствовали в роли «поводыря»?

2. Как — в роли «слепого»?

3. Что вам понравилось в этом упражнении?

4. Чему вы научились?

Продолжительность упражнения — 30 мин.

4. Завершение занятия

Занятие 4

Цель занятия

Обсудить свой опыт пребывания в позитивной и негативной группах; рассмотреть общие возможности группы в сравнении с возможностями одного человека.

1. Упражнение «Камешки дружбы»*

Материалы: банка или любая емкость; камешек для каждого участника или бусинки, шарики с отверстиями (они не должны быть совсем легкими); нить, леска, если вы хотите сделать ожере­лье, краски и кисти, если вы хотите рисовать на камнях; клеенка, чтобы постелить ее под банку с водой; доска или планшет.

Ведущий ставит емкость с водой в центр группового круга. Уча­стникам сообщается, что сегодня им предстоит рассмотреть про­блему групп и членства в группах, а также обсуждать дружбу в этих группах.

Затем участникам предлагается составить список позитивных и негативных групп. Ведущий пишет задание на доске, в случае если подростки недостаточно зрелые, им может потребоваться ваша помощь. Ниже приводится памятка для ведущего.

Памятка для ведущего

§ Позитивная группа:

§ позволяет тебе быть самим собой; тебе не нужно меняться, чтобы быть ее членом;

§ позволяет тебе быть несогласным;

§ приветствует индивидуальность;

§ оказывает поддержку, когда у тебя проблемы;

§ позволяет членам уйти, если они этого хотят; не требует пре­данности членов.

 

§ Негативная группа:

§ настаивает на том, чтобы ты мыслил, чувствовал и вел себя так, как предписывает группа;

§ не позволяет иметь другую точку зрения;

§ настаивает на приверженности мнению большинства;

§ не позволяет тебе уйти;

§ может потребовать доказательство верности, настаивая на участии в нечестных, подлых, криминальных или агрессив­ных действиях.

Каждому участнику (по кругу) предлагается определить пози­тивную и негативную группы, членом которых он был (напомни­те, что семья тоже считается такой группой, а также лагерь, кру­жок, спортивная команда, молодежная банда и т. п.).

Передавая корзину с камешками по кругу, предложите каждо­му участнику выбрать свой камень (камень, который чем-то похож на них самих, привлекает внимание и стимулирует воображе­ние и т. д.).

Одному из участников предлагается бросить свой камень в воду (камень остается в воде), затем еще один участник бросает камень Далее ведущий собирает все камешки, включая те, которые были в воде, и, с долей артистизма, бросает в воду. Будьте осторожны, а то окажетесь мокрым!

Возможности группы (в сравнении с возможностями одного человека) были продемонстрированы. Теперь группа делает оже­релья из камешков или рисует на них (в зависимости от материа­ла). Ведущий тем временем напоминает участникам, что камеш­ки — это символы, напоминающие об участии в группе, и поощ­ряет подростков носить ожерелья или приносить разрисованные камешки, их можно хранить в классе для занятий.

Продолжительность упражнения — 45-50 мин.

2. Завершение занятия

 

Занятие 5

Цель занятия

Расширить знания о себе, получая от других обратную связь.

1. Приветствие

2. Упражнение «Ассоциации»

Цель упражнения — больше узнать о себе с помощью обратной связи. Участникам предлагается выбрать категорию, в которой они будут работать, например, «машины», «цветы», «времена года», «цвета», «животные», «растения» и т. д. Далее каждый участник должен письменно сравнить всех членов группы в соответствии со своей категорией. Например, у Миши категория «животные», на своем листке он пишет: Аня — заяц, Коля — тигр, Рома — енот и т. д. В итоге каждый участник игры получает перечень таких ас­социаций (необходимо еще раз напомнить подросткам о запрете на издевательские и унижающие сравнения, высмеивания).

Каждый участник, получивший такой лист, может высказать свое мнение по поводу ассоциаций, согласиться или не согласиться с ними, главное не допустить, чтобы кто-то из ребят обиделся на

автора ассоциаций. Необходимо объяснить, что это мнение дру­гого человека, которое можно принять или не принять, но в лю­бом случае необходимо подумать над информацией и сделать выводы.

Продолжительность упражнения — 20 мин.

3. Упражнение «Предмет, похожий на меня»*

Цель игры — расширить знания о себе, рассказывая о себе в связи с выбранным предметом, получая обратную связь.

Материалы: различные предметы, которые сможете найти, на­пример, коробка, кукла, мяч, мягкая игрушка, коробка или подуш­ка в виде сердца, маска волшебника, Деда Мороза, ножницы, ело­вая шишка, головоломка (пазл) и т. д. (необходимо, чтобы пред­меты обладали ассоциативным потенциалом, способным вызвать некоторые реакции).

Ведущий раскладывает материалы на столе и предлагает каж­дому участнику по очереди выбрать похожий на него предмет и объяснить свой выбор. Остальные члены группы реагируют на самопрезентацию, давая обратную связь каждому участнику. С по­мощью обратной связи самопрезентацию подтверждают или ос­паривают.

Продолжительность упражнения — 40 мин.

4. Завершение занятия

Занятие 6

Цель занятия

Повысить уровень самосознания, заканчивая вслух предложе­ния, высказанные перед группой.

1. Приветствие

2. Упражнение «Рыба для размышления»*

Материалы: методика «Неоконченные предложения»; корзи­на, коробка или другой контейнер.

Ксерокопии страниц с текстом разрезаются, складываются и помещаются в контейнер, который ставится в центр круга, каждый член группы по очереди ловит «рыбу», доставая из корзины бумажку с неоконченным предложением. После этого он возвра­щается на свое место и вслух читает предложение, завершая его собственными словами. После ответа каждого участника следует обсуждение, длительность которого определяет ведущий, дающий сигнал перехода очереди к следующим «рыболовам».

Ведущему необходимо вызвать обсуждение даваемых ответов. Временные рамки здесь важны потому, что вы должны обеспечить каждому участнику возможность закончить предложение, хотя обсуждение и самостоятельное взаимодействие — индивидуаль­ный вариант.

Способствуйте дискуссии и взаимной обратной связи.

Предложения составлены таким образом, что их завершения содержали в себе личную информацию об отвечающем.

Продолжительность упражнения — 40 мин.

3. Завершение занятия

Занятие 7

Цель занятия

Увеличить степень самосознания путем объяснения подрост­ками, почему им нравятся те песни, которые они выбрали, и что эти песни говорят о них; потренировать свои навыки эмпатии, слушая других и предоставляя им обратную связь.

1. Приветствие

2. Упражнение «Хит-парад»*

Материалы: магнитофон или CD-плеер для группы, много кас­сет или дисков с записями современной музыки (предоставляе­мых самими подростками).

Члены группы получают возможность выбрать свои любимые песни и поделиться ими. Или по кругу, или в свободном порядке каждый ставит свою любимую песню, и все остальные слушают ее. После прослушивания песни выбравший ее участник объясня­ет, почему именно эта песня — его любимая и что она может ска­зать о нем самом. После этого следует обратная связь от ведущего и других участников.

Не забудьте прослушать песни до занятий, так как в них может оказаться нецензурная лексика, предупредите участников, что та­кой материал приниматься не будет.

Продолжительность упражнения — 50 мин.

3. Завершение занятия

Занятие 8

Цель занятия

Работа над самоидентичностью путем создания своего симво­ла при помощи воображения и методами креативности, развитие Я-концепции подростков.

1. Приветствие

2. Упражнение «Ершик-виртуоз»*

Материалы: цветные кухонные ершики (крупные, подобран­ные в хозяйственных или универсальных магазинах), по одному для каждого участника; история, выбранная ведущим для чтения. Ведущий читает группе историю, в то время как ее члены ис­пользуют ершики для создания образа («автопортрет», «скульпту­ра», «символ»), с которым они могут себя отождествить. История может иметь отношение к какому-либо конкретному символу, но символ может быть и не связанным с историей. В конце истории каждый участник представляет всем остальным свое «ершиковое создание» и объясняет его значение.

Ведущему нужно выбрать историю, иллюстрирующую некую желаемую добродетель, такую как честность, внутреннюю целост­ность, толерантность, мудрость и т. д. Это может быть сказка или рассказ, история не должна быть слишком длинной или, наобо­рот, короткой. Ее цель — привлечь внимание ребят.

После окончания истории каждый участник представляет свой символ и рассказывает о нем. Закончить упражнение можно об­суждением увиденного. Можно спросить участников, были ли они Удивлены чьим-нибудь символом или объяснением.

Продолжительность упражнения — 40-50 мин.

3. Завершение занятия

Занятие 9

Цель занятия

Подкрепить позитивное восприятие себя, отреагировать на позитивные черты товарищей.

1. Приветствие

2. Упражнение «Драгоценные качества»

Материалы: бумага и карандаши для составления списков; ко­жаные ремешки, проволока и другие материалы для изготовления браслетов и ожерелий; бусинки разных размеров, форм, цветов и материалов.

Участники группы составляют список из пяти качеств, кото­рые им в себе нравятся. Затем они выбирают по одной бусинке на каждое из этих выбранных качеств. Каждую бусинку надо выби­рать тщательно, чтобы потом они напоминали о соответствующем качестве. Эти пять бусинок используют для изготовления своего браслета или ожерелья.

Когда группа закончит создание «ювелирных украшений», дай­те каждому участнику возможность показать по очереди свое творе­ние и рассказать о том, какую черту характера представляет каж­дый его элемент.

Продолжительность упражнения — 40-50 мин.

3. Завершение занятия

Занятие 10

Цель занятия

Осознать положение вещей в своей семье, которое раньше могло сознательно не отслеживаться; определить возможности для из­менения в своих семьях, улучшить навыки самонаблюдения, оп­ределяя собственную позицию в семье.

1. Приветствие

2. Упражнение «Скульптура семьи»

Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Oн воссоздает свою семью в виде живой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье. Можно при­вести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив влас­тных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отношения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи.

В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульп­туре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число членов семьи превышает количество членов группы.

Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою рабо­ту, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.

После этого ведущий предлагает скульптору перестроить скуль­птуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.

Продолжительность упражнения — упражнение может продол­жаться 2—3 занятия.

3. Завершение занятия

Занятие 11

Цель занятия

Выразить позитивные и негативные семейные воспоминания; отреагировать на болезненные воспоминания.

1. Приветствие

2. Упражнение «Семейные истории»*

Материалы: листы бумаги для рисования и цветные фломастеры.

Участникам раздаются бумага и маркеры. Лист бумаги делится пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в се­мье. Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хоро­шие события, так и плохие, и просят нарисовать на одной полови­не листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на Другой — несчастливое воспоминание.

Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участ­нику по кругу представить свою историю, изображенную на кар­тинке.

Продолжительность упражнения — 40-50 мин.

3. Завершение занятия

Занятие 12

Цель занятия

Улучшить представление о полоролевых стереотипах и об осо­бенностях восприятия представителей противоположного пола; усилить чувство сплоченности с членами своего пола.

1. Приветствие

2. Упражнение «Мальчики — девочки: аквариум»*

Материалы: ручки и карандаши, бумага для заметок небольшого формата; две маленькие коробки или корзины.

Упражнение проводится в форме аквариума: девочки сидят на полу в кругу, а мальчики располагаются вокруг них на стульях так, чтобы они могли наблюдать за дискуссией девочек. Затем мальчи­кам предстоит поменяться местами, и девочки будут наблюдать за дискуссией мальчиков.

В начале упражнения мальчики и девочки разделяются. Участ­ники одного пола собираются вместе для составления набора воп­росов для участников игры другого пола. Тема вопросов — отноше­ния мальчиков и девочек и свидания. Каждый вопрос записывается на отдельном листочке бумаги; вопросы от групп собираются в две разные коробки. После этого девочки садятся на пол в кружок, а мальчики рассаживаются позади них на стульях.

Девочки по очереди достают по одному вопросу мальчиков. Каждый вопрос зачитывают вслух, обсуждают и отвечают на него. После ответа на все вопросы мальчики меняются местами с девоч­ками и начинают обсуждать их вопросы.

Ведущий находится вне «аквариума» и наблюдает.

Упражнение можно закончить небольшим обсуждением. Спро­сить участников, что удивило их во время упражнения и что ново­го они узнали, и произвести таким образом обобщение.

Продолжительность упражнения — 50 мин.

3. Завершение занятия

Занятие 13

Цель занятия

Обсудить особенности реакции на гнев, выделить из них здо­ровые и нездоровые реакции, обсудить адекватные способы пре­одоления гнева.

1. Приветствие

2. Упражнение «Шкала гнева» (Д. Мигер)

Цель упражнения — научить подростков различать такие состо­яния, как раздражение, фрустрация и гнев для того, чтобы они могли своевременно предупреждать проявление бурных и некон­тролируемых эмоциональных реакций. Для того чтобы продемон­стрировать участникам разные градации этих чувств, ведущий с разной силой бросает мешочки с бобами или другие материалы.

Порядок игры следующий. На доске рисуется мишень. Мешоч­ки с бобами ударяются о нее и отскакивают с силой, пропорцио­нальной силе броска. В начале упражнения ведущий объясняет, что раздражение — это слабая степень злости, и не очень сильно бросает мешочек по мишени. Затем предлагает сделать то же са­мое по очереди каждому участнику: подумать и высказать что-ни­будь, что не очень сильно раздражает или злит его (он говорит: «Я слегка разозлился, когда...). Со словами «Я разозлился сильнее, когда...» — ребята поочередно бросают мешочек все с большей силой. И, наконец, бросают мешочек изо всех сил: «Я разозлился очень сильно, когда...»

В конце упражнения можно обсудить, что ощущают участники в минуты раздражения, чтобы они могли как можно раньше иден­тифицировать это чувство.

Продолжительность упражнения — 15-20 мин.

3. Упражнение «Альтернатива гневу»*

Цель игры — изучить реакции на собственный гнев, осознать ошибочные представления о гневе.

Члены группы индивидуально заполняют лист рабочих материалов к упражнению. После этого проводится мозговой штурм для поиска ответа на вопрос: «Что ты делаешь, когда злишься?» Каждую реакцию (здоровую и нездоровую) ведущий записывает на доске. В ходе управляемой дискуссии происходит обсуждение листов рабочих материалов. В конце раздаются и обсуждаются копии материалов «Ошибочные представления о гневе».

 

Завершение занятия

Занятие 14

Цель занятия

Обсудить ситуации, в которых возникает чувство стыда; на­учиться определять различие между стыдом и чувством вины.

1. Приветствие

2. Упражнение «Игра со стыдом»

Материалы: конверт для каждого участника и лист бумаги в каждом конверте.

В центре группы поставьте пустой стул. Объясните, что будет выбран один из членов группы, которому предстоит сесть на него. Этот человек будет отвечать на вопросы, заблаговременно приго­товленные ведущим. Вопросы будут сложные и крайне личные. У членов группы будет удобный случай задать вопросы человеку на стуле в центре круга. (Воздержитесь от любых других дополни­тельных объяснений.) Объявите, что человек на место в центре будет выбран случайно. Каждый участник получит свой конверт. Скажите, что все конверты будут пустыми, кроме одного, в кото­ром будет небольшой лист бумаги. Тот человек, в чьем конверте окажется лист бумаги, садится на стул в центре.

Затем торжественно раздайте конверты. На самом деле лист бумаги есть в каждом конверте. Таким образом каждый участник думает, что он и есть тот самый «избранный». Это должно вызвать некоторую степень беспокойства у каждого участника.

Во время раздачи конвертов дайте группе инструкцию не от­крывать их до тех пор, пока не будет вручен последний конверт. Теперь попросите участников открыть конверты, но не показывать их содержимое. Подождите, пока каждый обнаружит свой лист бумаги, когда это произойдет, констатируйте очевидное: «Лист бумаги — в каждом конверте».

Используйте оставшееся время, чтобы обсудить случившееся. Ниже представлен возможный план обсуждения.

1. Исследование эмоциональной реакции:

• Как вы себя почувствовали, когда увидели лист бумаги в своем конверте?

• В каких еще ситуациях вы испытывали подобное чувство?

• Вы заметили физические проявления тревоги — сердце­биение, потные ладони, неприятное ощущение в животе?

2. Изучение убеждений, стоящих за собственной реакцией.

• Как вы думаете, почему вы испытали именно это чувство?

• Многие из нас имеют иррациональные представления. Вы согласны с каким-либо из этих высказываний?

— Я никогда не должен допускать ошибки.

— Я всегда должен говорить правильные вещи.

— Все должны думать, что я умный.

— Я никогда не должен быть застигнутым врасплох.

Эти представления иррациональны, потому что соответствовать им не под силу никому (например, каждый иногда делает ошибки, никто не может всегда говорить только правильные вещи).

3. Исследование стыда.

• Стыд — это эмоция, лежащая в основе тревоги.

• Что такое стыд?

— Когда приходится раздеваться, а ты к этому не готов или не хочешь делать этого здесь.

— Такие ситуации, когда ты появляешься на людях, чувствуя себя, как будто ты голый.

— Ощущение, что ты «плохой».

• Что такое чувство вины?

— Чувство «плохости» того, что ты делаешь или не делаешь.

• Могут ли вина и стыд быть полезными эмоциями?

— Да. Эти эмоции приводят к развитию самосознания.

— Поговорите о людях, которые не развивают самосознание, обычно это преступники, асоциальные личности.

• Могут ли вина и стыд быть пагубными эмоциями?

— Да. Они причиняют излишний внутренний дискомфорт и ограничивают чувство свободы и благополучия.

— Как вам кажется, если рассматривать это упражнение как приобретенный вами опыт, оно было для вас вредным или полезным?

Продолжительность упражнения — 40 мин.

3. Завершение занятия

Занятие 15

Цель занятия

Уменьшить чувство одиночества и уникальности своих проблем при помощи обсуждения в группе своих болезненных воспомина­ний; улучшить представление о самом себе.

1. Приветствие

2. Упражнение «Слова, которые причиняют боль»

Материалы: бумага, карандаши, ручки, магнитофон, текст ре­лаксации, текст визуализации.

Группе сообщается, что события детства во множестве записы­ваются в нашем сознании, также как звуки записываются на маг­нитофон. Эта запись в нашем сознании воспроизводится снова и снова на протяжении всей жизни.

Негативные высказывания могут быть изменены так же, как может быть изменена запись на кассете. Позитивная запись по­могает создать позитивное представление о себе.

Чтобы придать особое значение этой идее, вы можете проил­люстрировать ее с помощью магнитофона. Запишите несколько высказываний и прослушайте их на занятии.

 

Можно использовать следующие высказывания:

□ «Ты идиот! Зачем ты это сказал!»

□ «Ты думаешь, что ты самый умный. Посмотри, что ты наде­лал!»

□ «Ты что, собираешься опозориться перед всей группой!»

 

Затем участники вешают шары себе на шеи и ведущий беседует с каждым из них о возможностях, которыми они обладают, чтобы противостоять сво­им проблемам.

После этой беседы участник может, если захочет, проткнуть свой шарик булавкой с прикрепленной к ней табличкой с именем.

Если есть возможность, к этому упражнению можно возвра­щаться и подкреплять умение дифференцировать проблемы.

Продолжительность упражнения — 50 мин.

3. Завершение занятия

Занятие 17

Цель занятия

Продемонстрировать понимание того, что зависимость от пси­хоактивных веществ является болезнью; изучить свои собствен­ные чувства по поводу употребления и злоупотребления психоак­тивными препаратами.

1. Приветствие

2. Упражнение «Зависимость от психоактивных веществ — болезнь»*

Ведущий устно представляет информацию о результатах срав­нения сахарного диабета с химической зависимостью при помо­щи таблицы 9 «Диабет и зависимость от психоактивных веществ». После этой короткой презентации ведущий выбирает одного участника (или вызывает добровольца), которому предстоит про­читать вслух «Большое приключение Максима и Светы». Рассказ­чик читает историю. После этого он выступает в роли ведущего дискуссии, задавая остальным участникам вопросы, приведенные в конце рассказа.

Таблица 9

План дискуссии, который следует поместить на доску

Сахарный диабет Зависимость от психоактивных препаратов
1. Симптомы 1. Симптомы
2. Прогрессирующее заболевание 3. Генетическая предрасположенность 4. Лечение? Нет. Контроль? Да! 5. Больной должен действовать 6. Больной не виноват в том, что заболел 7. В основе может лежать некое нарушение 2. Прогрессирующее заболевание 3. Генетическая предрасположенность 4. Лечение? Нет. Контроль? Да! 5. Больной должен действовать 6. Больной не виноват в том, что заболел 7. В основе может лежать некое нарушение

Занятие 18

Цель занятия

Осмыслить изменения, произошедшие в ходе групповых заня­тий, и изменения, которые хотелось бы осуществить.

1. Приветствие

2. Упражнение «Старый я, новый я»

Материалы: крупные листы бумаги или картона, подборка ста­рых журналов, ножницы, клей, маркеры.

Члены группы иллюстрируют изменения, произошедшие с ними в ходе занятий, посредством создания коллажей. Одна по­ловина картона символизирует «мою прошлую личность», другая — «нового меня». Картинки, символы и слова вырезаются из журна­лов и приклеиваются на картон. После того как коллажи законче­ны, каждый участник демонстрирует свое произведение группе, затем проводится анализ каждой работы через обратную связь и обсуждение.

Завершить занятие можно, поаплодировав изменениям, совер­шенным членами группы, и поощрив продолжение личностного роста.

Продолжительность упражнения — 40 мин.

3. Завершение занятия

 

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ

И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ

И ЭМОЦИЙ У УЧАЩИХСЯ

Занятие 1

Цель занятия

Усилить развитие группового единства, увеличить степень са­мосознания и знания о других с помощью обратной связи.

1. Приветствие

Форма приветствия может быть сохранена или изменена по желанию ребят.

2. Упражнение «Лишний стул»

Цель упражнения — настройка группы на откровенность.

Груп­па сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все, к кому отно­сится высказанное предположение, тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие. Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например: Сей­час поменяются местами те, кто никогда не опаздывал на занятия.

Продолжительность упражнения — 10-15 мин.

3. Упражнение «Знакомство»

Цель упражнения — усилить развитие группового единства.

Ведущий, по заранее приготовленной инструкции читает или пе­ресказывает вопросы, помогающие членам группы больше узнать друг о друге, перед началом игры стоит сделать акцент на том, что каждый должен отвечать на вопросы, внимательно слушать друг друга, осознавая важность и уникальность каждого присутствую­щего.

Продолжительность упражнения — 30-40 минут.

Примерные вопросы для ведущего:

1. Ваша любимая музыкальная группа, исполнитель?

2. Чем бы вам хотелось заниматься через пять лет?

3. Ваш любимый цвет и почему?

4. Ваше любимое время года и почему?

5. Расскажите о лучшем дне в своей жизни.

6. На какое животное вы считаете себя похожим и почему?

7. Каково ваше самое раннее детское воспоминание?

8. Если бы у вас было 100 тысяч рублей, что бы с ними сделали?

9. Какое неприятное событие в вашей жизни оказало на вас са­мое сильное впечатление?

10. Какой стиль одежды вы предпочитаете и почему?

11. Есть ли у вас хобби, расскажите о нем.

12. Назовите, пожалуйста, одну причину, по которой вам хочет­ся находиться в группе, и одну причину, по которой не хочет­ся быть здесь.

13. Ваш любимый фильм?

14. Человек, о котором я узнал сегодня больше всего, это...

15. Человек в этой группе, с которым я бы мог провести много времени на необитаемом острове, это... Почему?

16. Самый жизнелюбивый человек в этой группе — это...

17. Человек в этой группе, о котором мне хотелось бы узнать побольше, это...

18. Чего я жду от занятий?

4. Завершение занятия

Группа может придумать свой ритуал завершения занятия.

Занятие 2

Цель занятия

Отрабатывать навыки эмпатии, слушая партнера; уменьшить чувство изоляции благодаря обмену обратной связью с иенами группы.

1. Приветствие

2. Упражнение «Добрые слова»

Цель упражнения — создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения. Какой-либо предмет (игрри, су­венир, мяч) передается по кругу с добавлением дружески слов, приветствий, комплиментов.

Продолжительность упражнения — 10 минут.

3. Упражнение «Светлые надежды, темные опасения»*

Цель упражнения — определить свои мечты и опасения повысить эмпатию к другим членам группы, объясняя содержание ра­бочих материалов партнера.

Материалы: рабочий бланк «Светлые надежды, темные опасения», карандаши или ручки.

Ведущий раздает участникам рабочие материалы и предлагает им вспомнить их самые заветные мечты и опасения, выписать на бланк. После того, как каждый закончит работу, участников раз­бивают на группы (по двое) и каждая пара обсуждает свои записи, задает друг другу вопросы для более полного понимания. Затем собирают всех участников, и каждый член группы рассказывает о работе своего партнера в общем кругу. Группа может задать воп­росы, уточнять, но только у того, кто представляет работу, а не у автора. Далее автор сам рассказывает о своей работе. После этого вызывают следующего участника и так по кругу.

В заключение можно задать несколько вопросов и обсудить их:

1. Насколько похожи высказанные надежды и опасения?

2. Важность понимания точки зрения других людей.

Продолжительность упражнения — 50 мин. Завершение занятия

4. Завершение занятия

Занятие 3

Цель занятия

Составить представление о важности доверия в группе.

1. Приветствие

2. Упражнение «Договоримся без слов»

Цель упражнения — рефлексия группы о поиске взаимопони­мания между людьми, ведущий объясняет правила игры: по сиг­налу все члены группы «выбрасывают» на пальцах число от 1 до 5. Задача — показать одинаковое число всеми членами группы. До­говариваться с помощью слов в игре запрещено. Ведущий считает количество попыток.

В результате обсуждения выявляется, что мешает и что помога­ет договориться.

3. Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель упражнения — создание условий для развития у подрост­ков способности доверительно относиться к людям.

Материалы: платки, шарфы для завязывания глаз.

Участников делят на пары, одному из них завязывают глаза, второму предлагают провести партнера по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. По завершении работы пары (5-7 минут) участники меняются ролями.

В заключение обсуждаются вопросы:

1. Как вы себя чувствовали в роли «поводыря»?

2. Как — в роли «слепого»?

3. Что вам понравилось в этом упражнении?

4. Чему вы научились?

Продолжительность упражнения — 30 мин.

4. Завершение занятия

Занятие 4

Цель занятия

Обсудить свой опыт пребывания в позитивной и негативной группах; рассмотреть общие возможности группы в сравнении с возможностями одного человека.

1. Упражнение «Камешки дружбы»*

Материалы: банка или любая емкость; камешек для каждого участника или бусинки, шарики с отверстиями (они не должны быть совсем легкими); нить, леска, если вы хотите сделать ожере­лье, краски и кисти, если вы хотите рисовать на камнях; клеенка, чтобы постелить ее под банку с водой; доска или планшет.

Ведущий ставит емкость с водой в центр группового круга. Уча­стникам сообщается, что сегодня им предстоит рассмотрет<


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.239 с.