Содержательный модуль 1. Теоретические основы обучения и воспитания одаренных детей — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Содержательный модуль 1. Теоретические основы обучения и воспитания одаренных детей

2017-10-16 614
Содержательный модуль 1. Теоретические основы обучения и воспитания одаренных детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Виды одаренности (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Классификация видов одаренности по видам деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная);

2. Классификация видов одаренности по степени сформированности одаренности (актуальная и потенциальная одаренность);

3. Классификация видов одаренности по форме проявления (явная и скрытая одаренность);

4. Классификация видов одаренности по широте проявления в различных видах деятельности (общая и специальная одаренность);

5. Классификация видов одаренности по особенностям возрастного развития (ранняя и поздняя одаренность).

Тема 2. Индивидуальные особенности одаренных детей. Одаренность, выявление и развитие (2 часа)

Работа на занятии.

1. Некоторые свойства гениев (Роберт Дилтс) (доклад)

2. Одаренные дети с физическими недостатками и с трудностями в учебной деятельности (доклад)

3. Психологический профиль одаренного ребенка (доклад).

4. Изучить характеристики школьников трех различных возрастов, относящихся к категории возрастной одаренности (Приложение №1, №2, №3).

5. Выделить особенности возрастного развития, способствующие раскрытию возрастной одаренности, соотнести их с типами возрастной одаренности. Результаты оформить в таблицу.

 

Возраст Характер неравномерности возрастного развития, способствующий проявлению одаренности Тип возрастной одаренности
Младший школьный возраст    
Подростковый возраст    
Ранняя юность    

6. Подведение итогов в виде окончательной формулировки понятия «возрастная одаренность».

7. Знакомство с описаниями нравственно одаренных школьников. Обсуждение и формулирование понятия нравственной одаренности (Приложение№4). Выделение признаков проявления нравственной одаренности.

8. Рассмотреть четырехступенчатую схему выявления одаренных учащихся. Описать содержание организации обследования на теоретическом уровне, методическом и организационно-педагогическом (Приложение №5).

9. Выделить цели и функции каждого из 4-х этапов диагностического обследования.

 

 

Приложение №1.

Вундеркинды.

(Печатается в сокращении. Полное описание дано в книге: Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М., 2001. С.97-131).

 

Саша, школьник девяти лет, учится в пятом классе. Он очень рано начал обнаруживать необычайные способности. Ему не было и четырех лет, когда он самостоятельно научился читать. Примерно в том же возрасте он научился и считать. Умение считать быстро перешло в увлечение. Он с неугомонной настойчивостью стремился производить арифметические действия: обращался ко всем с просьбой задавать ему числа.

Интерес к числам ослабел, когда он начал интересоваться географией. В начале пятого года жизни Саша сделал карту полушарий, с удивительной точностью передав очертания и обозначения. Приобрел весьма обширные познания по географии. Несколько позже стал усиленно заниматься зоологией.

По воспоминаниям родных, у него каждый период жизни, с самого раннего детства, всегда было пристрастие к чему-нибудь и одно увлечение прекращалось, только сменяясь другим.

Когда Саше пошел пятый год, в семье временно стала жить девочка, которой было 7 лет. Она поступила в школу, одновременно начался и для Саши новый период учения: дети вместе писали упражнения, решали задачки, учили стихи.

В дальнейшем семилетний Саша прямо из детского сада поступил в 4 класс школы, успешно выдержав вступительные испытания.

Сейчас он ученик 5 класса. По росту он не самый маленький в классе, а третий от конца. В школе никакого особого положения не занимает: учителя и товарищи относятся к нему так же, как и к другим ученикам. Преподаватели отмечают сознательность его ответов и умение кратко и ясно выражать мысли.

Школьные задания отнимают у него не больше, чем полтора-два часа в день, однако он почти совсем не гуляет – ему некогда. Перед школой он прочел трехтомник Брема «Жизнь животных», и с тех пор интерес к зоологии наполняет его жизнь. Занятие птицами, видимо представляет собой нечто большее, чем очередное увлечение. Он целыми днями занят сочинением «книги о птицах». Его работа о птицах – толстая пачка исписанных тетрадей и огромное количество рисунков (более 100 иллюстраций).

В классе Саша держится не так, как все, но и не так, как маленький среди старших. Временами кажется, что так бы вел себя старший среди маленьких.

Сосредоточенность его на учебной стороне урока создает известную отрешенность от происходящего, он даже своего соседа по парте как будто совсем не замечает. Когда учительница задавала ему дополнительные вопросы, можно было видеть, что его ответы были готовы прежде, чем она замолкала, сразу же, как только становилась ясной ее мысль. В речи Саши, при всей быстроте ее, легко улавливается процесс движения мысли, сама работа ума. Это выражается в усилении напряженности тона и трепетных паузах при каждом повороте мысли, в применении причастных оборотов, сильно сокращающих речь и быстро продвигающих мысль. Он не «выкладывает» то, что знает, а затрудненно мыслит вслух. Познания его по всем предметам отличаются конкретностью и точностью. Он даже имеет особое пристрастие к мелким фактам, цифрам, собственным именам. Это связано с характером памяти, необычайно цепкой и прочной. В неотрывной связи хода мыслей с реальными данными можно видеть предпосылку его естественнонаучных устремлений. Письменные работы отличаются необычайной краткостью. Не только сами мысли выражены в лаконичной форме, но и объем того, что вводится в описание, крайне ограничен.

Читает Саша очень много. Характерно, что он отдает предпочтение научно-популярной литературе перед художественной – она больше соответствует его познавательным интересам. Умственное развитие Саши, по-видимому, превосходит развитие ученика 5 класса. Приведу несколько примеров.

Я однажды спросил его: «Знаешь ли ты сколько всего людей живет на Земле?» Я ожидал встретить недоумение, но услышал быстрый и верный ответ.

Мы остановились перед стройкой, чтобы посмотреть на работу огромного подъемного крана. Через некоторое время Саша оживленно заметил: «Машина вздумала подвинуться к нам!» Я удивился: «Как странно выражаешься, разве машина может думать?» Девятилетний мальчик ответил буквально так: «Это метафора, а метафора обычно связана с олицетворением».

Я предложил ему вопрос из какой-то викторины: «Назови море без берегов!» Саша даже подпрыгнул от удивления. Добившись объяснения (Саргассово море), он тут же обратился ко мне: «А Вы назовите реку без берегов!» Я затруднился ответить. «Гольфстрим», - усмехнулся Саша.

 

Приложение №2.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.