Учебная практика по лесным культурам — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Учебная практика по лесным культурам

2017-10-16 1126
Учебная практика по лесным культурам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое руководство для студентов 3 курса

специальности 1‑75 01 01 «Лесное хозяйство»

Гомель

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

Гомель 2014

УДК 630.232.3

ББК 43.46 я73

Б 261

Рецензенты:

доцент кафедры ботаники и физиологии учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» кандидат биологических наук Л.В. Шевцова;

Старший научный сотрудник ГНУ «Институт леса НАН Беларуси», кандидат сельскохозяйственных наук Н.В. Гордей.

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом

учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

 

Трухоновец, В. В.

Б 261 Учебная практика по лесным культурам: практическое руководство для студентов 3 курса специальности 1 – 75 01 01 «Лесное хозяйство» / В. В. Трухоновец, Л. К. Климович; М-во образования РБ, Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им Ф. Скорины, 2014. – 20 с.

     
   
       

Учебная практика по лесным культурам

Практическое руководство для студентов 3 курса

специальности 1‑75 01 01 «Лесное хозяйство»

В практическом руководстве приводятся основные программные вопросы: изучение структуры постоянного лесного питомника, теплиц, особенности выращивания посадочного материала, проведение инвентаризации посадочного материала. Даны разъяснения по организации территории и технологии выращивания посадочного материала в постоянном лесном питомнике. Приведена документация по инвентаризации посадочного материала.

Практическое руководство адресовано студентам специальности 1 – 75 01 01 «Лесное хозяйство»

 

УДК 630.232.3

ББК 43.46 я73

 

©Трухоновец В. В., Климович Л. К., 2014

©УО «Гомельский государственный

университет им. Ф. Скорины», 2014

Введение

 

 

Выращивание высокопродуктивных устойчивых лесных насаждений – одна из основных задач лесного хозяйства. Повышение продуктивности, производительности, экономического, экологического и социального значения лесов может эффективно решаться путем выращивания посадочного материала высокого качества, воспроизводства и улучшения породного состава древостоев, т.е. производства лесных культур или насаждений искусственного происхождения.

Наряду с достаточными теоретическими знаниями по вопросам лесовыращивания, будущий специалист должен владеть необходимыми практическими навыками проведения работ в питомническом хозяйстве.

Основной целевой установкой учебно-полевой практики по лесным культурам является закрепление теоретических знаний и навыков, полученных в процессе чтения лекций, ходе лабораторных и практических занятий на 3 курсе по дисциплине «Лесные культуры и защитное лесоразведение».

Учебная практика проводится в ГЛХУ «Кореневская экспериментальная лесная база Института леса НАН Беларуси» и ГЛХУ «Гомельский лесхоз».

При прохождении учебной практики студенты знакомятся с организацией территории постоянного лесного питомника и со всеми видами работ в посевном отделении, школах питомника, маточном отделении, работами в теплицах, изучают структуру посевного и школьного отделений.

В период прохождения практики студенты приобретают практические навыки по проведению основной и предпосевной обработки почвы, формированию саженцев древесных пород, по выкопке, сортировке, прикопке посадочного материала.

Учебная практика способствует развитию наблюдательности, самостоятельности выполнения работ, ориентации среди многообразия выращиваемого посадочного материала, знанию основных видов растений. Учебная практика открывает широкие возможности для приобщения студентов к учебно- и научно-исследовательской работе, к трудовому воспитанию.

Проведению учебной практики предшествует изучение таких дисциплин, как генетика и селекция, дендрология, почвоведение с основами земледелия.

 

 

План прохождения учебно-полевой практики

По лесным культурам

 

Учебная практика по лесным культурам представляет собой самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя (6 дней) и проводится по следующему плану (таблица 1).

 

Таблица 1 – Календарно-тематический план прохождения учебно-полевой

практики по лесным культурам студентов специальности

1-75 01 01 «Лесное хозяйство»

День практики Наименование мероприятия Место проведения
  Знакомство студентов с задачами практики, программой и методикой выполнения основных этапов практики, объемом работ, формой отчетности, основными требованиями техники безопасности. Инструктаж по технике безопасности. Лаборатория ГГУ им. Ф. Скорины
  Знакомство с организацией территории постоянного лесного питомника. Экскурсия по отделениям питомника. Знакомство с теплицами, складом лесных семян. Ознакомление с системами и задачами обработки почвы, применяющимися в постоянном питомнике, с демонстрацией видов и способов обработки почвы, гербицидов в паровых полях. ГЛХУ «Кореневская экспериментальная лесная база Института леса НАН Беларуси»
  Приобщение студентов к работам в посевном отделении питомника: предпосевная обработка почвы, подготовка к посеву и посев семян, инвентаризация посевов, уходы за сеянцами второго года выращивания. Ознакомление с выкопкой, сортировкой и прикопкой сеянцев в производственных условиях. ГЛХУ «Кореневская экспериментальная лесная база Института леса НАН Беларуси»
  Посадка и выкопка посадочного материала в школах: подготовка площади школ к посадке, подготовка посадочного материала к посадке, агротехнические уходы. Техническая приемка работ в посевном и школьном отделениях. Инвентаризация школ. Оформление документации (акты приемки и ведомости инвентаризации). ГЛХУ «Кореневская экспериментальная лесная база Института леса НАН Беларуси»
  Камеральная обработка собранного материала, написание отчета, подготовка к зачету. Лаборатория ГГУ им. Ф. Скорины
  Отчет о проделанной работе и сдача зачета. Лаборатория ГГУ им. Ф. Скорины

Содержание учебной практики

 

 

1 Первый день. Знакомство студентов с задачами практики, программой и методикой выполнения основных этапов практики, объемом работ, формой отчетности, основными требованиями техники безопасности. Инструктаж по технике безопасности.

 

Преподаватель знакомит студентов с целями и задачами учебной практики, временем выезда, правилам поведения при переезде к месту назначения.

Цель учебно-полевой практики по лесным культурам и защитному лесоразведению:

– закрепление знаний учебно-методического материала, полученных в ходе проведения лабораторных работ и практических занятий в течение учебного года, а также получение более углубленных знаний.

Задачами учебно-полевой практики по лесным культурам являются:

– приобретение навыков посева семян в посевном отделении и посадке саженцев в древесных школах лесных питомников;

– приобретение навыков проведения инвентаризации посадочного материала.

– ознакомление с техникой безопасности в полевых и лабораторных условиях.

Студенты изучают правила по технике безопасности и производственной санитарии при проведении всех видов лесокультурных работ.

К работе допускаются лица, прошедшие вводный инструктаж по технике безопасности, а также инструктаж непосредственно на рабочем месте.

Работа машинно-тракторных агрегатов должна быть организована с учетом мероприятий, обеспечивающих безопасность обслуживающего персонала. Нахождение в кабине трактора, а также на участке производства работ посторонних лиц не допускается.

Работа на неисправных машинах запрещается. Разрешается работать только на исправных машинах, при обнаружении неисправности необходимо заявить об этом непосредственному руководителю работ и не приступать к работе до полного устранения неисправности.

Перед началом работы рабочий обязан одеть спецодежду (фартук, головной убор и др.), а при необходимости индивидуальные средства зашиты (респиратор, наушники и т.д.),

Каждая бригада (группа) должна быть обеспечена аптечкой для оказания первой медицинской помощи. Изучается техника безопасности:

- при обработке почвы;

- при применении гербицидов, удобрений;

- при посевных работах и закладке школ;

- при уходах за посевами;

- при работе в теплицах;

- при поливочных работах;

- при выкопке и выборке посадочного материала

После чего сдают зачет, подтверждая это росписью в журнале и протоколе.

Непосредственную ответственность за общее состояние техники безопасности во время прохождения учебной практики несет преподаватель – руководитель группы.

Отступления от утвержденных правил техники безопасности во время прохождения учебной практики не допускаются.

 

 

2 Второй день. Знакомство с организацией территории постоянного питомника. Экскурсия по отделениям питомника. Знакомство с теплицей, складом семян. Ознакомление с системами и задачами обработки почвы, применяющимися в постоянном питомнике, с демонстрацией видов и способов обработки почвы, применение гербицидов в паровых полях.

 

Во второй день практики студенты посещают ГЛХУ «Кореневская экспериментальная лесная база Института леса НАН Беларуси».

Коренёвская экспериментальная лесная база (ЭЛБ) – опытное хозяйство Института леса Национальной академии наук Беларуси, расположена вблизи города Гомеля. На территории базы ведутся все необходимые лесовосстановительные работы. В настоящее время в насаждениях экспериментальной лесной базы продолжаются научные исследования по технологии выращивания лесного посадочного материала и лесовосстановлению на генетико-селекционной основе. В теплицах лесной экспериментальной базы выращивают микроклональные растения (береза, осина и др.)

Руководитель практики знакомит студентов с организацией территории лесного питомника, характеризует хозяйственные части и отделения питомника.

Питомник состоит из следующих отделений:

Посевное – предназначено для выращивания сеянцев путем посева семян и выращивания из них без пересадки 1,2, 3-х летних растений.

Сеянец – молодое древесное или кустарниковое растение, выращиваемое из семени без пересадки и используемое в качестве посадочного материала

Школьное – предназначено для выращивания саженцев.

Саженец – растение, выращиваемое пересадкой сеянца или из разреженных посевов. Саженцы широко используются не только для озеленения населенных пунк­тов и устройства защитных насаждений, но и (все чаще) для создания лесных культур. По сравнению с сеянцами они имеют ряд преимуществ: они раньше вступают в пе­риод быстрого роста, в связи с чем ускоряется выращива­ние искусственных насаждений, и лучше противостоят от­рицательному влиянию трав, кустарников и мелколиствен­ных древесных растений.

В питомниках организуют узкорядные, комбинирован­ные и уплотненные древесные школы.

Узкорядные школы предназначаются для выращивания посадочного материала более или менее однородного по возрасту и биометрическим показателям надземной и кор­невой частей. Ассортимент древесных и кустарниковых рас­тений в этих школах довольно широкий: различные виды сосны, ели, лиственницы, туи, можжевельника, дуб череш­чатый и северный, разные виды клена, липы, ясеня, ореха, тополя, спиреи, сирени, бересклета, кизильника, ирги, ака­ции и многие другие.

В комбинированных школах одновременно выращива­ют саженцы древесных растений и кустарников или только древесные саженцы различного возраста и размеров.

Преимущество комбинированного выращивания сеян­цев и саженцев сводится к следующему. Сеянцы при ча­стичном отенении и смягченном микроклимате растут лучше. Размещение крупных саженцев по рядам способст­вует равномерному распределению снега на территории отделения, предохраняет почву от водной и ветровой эро­зии. Агротехнические мероприятия, проводимые при выра­щивании мелких саженцев, способствуют формированию компактной корневой системы многолетних древесных рас­тений, что облегчает их выкопку и транспортировку.

Уплотненные школы закладывают для выращивания массового количества укрупненного посадочного материа­ла — 4-5-летних саженцев ели и других пород, предназна­чаемых в основном для лесокультурных целей. Они отлича­ются узкими междурядьями и небольшим шагом посадки. Это ведет к увеличению выхода саженцев с 1 га до 100 тыс. шт. и более.

Отделение зеленого черенкования. Зеленый черенок – летний побег с листьями, заготовленный в период вегетации растений. Зеленое черенкование производится в парниках или оранжереях, в ящиках укрываемых стеклом.

Маточная плантация закладывается с целью получения материала для вегетативного размножения.

Дендроучасток – заложенный под открытым небом участок земли, где в правильном порядке высажены древесные растения, не произрастающие в данном регионе. Здесь проводятся фенологические исследования, работы по интродукции экзотов.

Вспомогательная площадь предназначена для обследования, обслуживания полезной части и выполнения защитных и организационно-хозяйственных функций. В нее включают: хозяйственные участки (прикопочный и компостник), дорожную сеть, водоемы, оросительную сеть, усадьбу с постройками, защитные полосы, защитную изгородь, дендрарий и резервный участок.

Вспомогательная площадь составляет 25 % от полезной.

Cевообороты в питомнике. Севооборот - научно обоснованное чередование культур и паров на полях во времени, с целью сохранить и повысить плодородие, восстановить структурное состояние, улучшить физические свойства почвы и накопить влагу.

Период, в течение которого все культуры и пар проходят через каждое поле, называется ротацией севооборота. Севооборот предусматривает разделение земельной площади на определенное число равновеликих полей.

В лесных питомниках часто бывают трехпольные и четырехпольные севообороты: 1-е поле пар, второе – поле 1 года и третье – поле 2-го года (т.е. 2 года выращивания + паровое поле).

 

Обработка почвы в питомнике

Задачи обработки почвы:

- Оптимизация водного, воздушного, теплового и питательного режимов;

- Усиление круговорота питательных веществ путем извлечения их из более глубоких горизонтов и воздействия на микробиологические процессы;

- Уничтожение сорных растений, возбудителей болезней и вредителей;

- Защита почвы от ветровой и водной эрозии;

- Создание благоприятных условий для заделки семян;

- Заделка в почву растительных остатков и удобрений.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.