Театр оперы и балета. 1884—1887 гг. Одесса. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Театр оперы и балета. 1884—1887 гг. Одесса.

2017-10-16 313
Театр оперы и балета. 1884—1887 гг. Одесса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСКУССТВО РОССИИ

В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением за­кончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взо­шедший на престол Александр II (1855—1881 гг.) осуществил долгождан­ную отмену крепостного права и другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.

Ареной борьбы различных идей стали литературные журналы. Писатель и философ Николай Гаврилович Чернышевский провозглашал: искусство ценно тем, что оно произносит «приговор над изображаемыми явлениями»; его цель — «руководить мнением общества, приготовлять и облегчать улуч­шения в национальной жизни». Художники стремились к тому, чтобы их ис­кусство было связано с решением социальных проблем.

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

Во второй половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности приёмов и идеализации. Поэтому действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли.

 

Архитекторы пробовали обрести источник вдохновения в исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее и на этой основе создать оригиналь­ный стиль. Но на практике элементы разных стилей смешивались в одном здании. Такое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преоб­ладал тогда в архитектуре.

Облик городов в то время стремительно менялся. Доходные дома зани­мали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, пасса­жи (универсальные магазины) и вокзалы соперничали по размерам и оби­лию украшений с храмами и дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные решения.

Здания второй половины XIX в. со­держат черты, восходящие к древне­русской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вы­шивки или воспроизводящие в кам­не резьбу по дереву. Этот стиль, по­лучивший название неорусского, поддерживали и правительство, и передовая художественная интел­лигенция. В нём отразились важ­нейшие идеи времени — историзм и патриотизм.

Архитектура этой эпохи во мно­гом определила облик современных городов. Тогда были построены цер­ковь Воскресения на Крови в Петер­бурге (1883—1907 гг., архитектор А. А. Парланд), музеи Исторический (1875—1883 гг., архитектор В. О. Шер­вуд) и Политехнический (1875— 1877; 1896; 1903—1907 гг., архитек­торы И. А. Монигетти, Н. А. Шохин, П. А. Воейков и В. И. Ерамешанцев), Верхние торговые ряды (ГУМ; 1889—

1893 гг., архитектор Н. А. Померан­цев) в Москве, здания вокзалов в ря­де городов, Театр оперы и балета в Одессе (1884—1887 гг., архитек­торы Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и Оперный театр в Киеве (архитек­тор В. А. Шрётер).

Архитекторы обратились к ис­тории искусства, скульпторы —

Ф. Фельнер, Г. Гельмер.

Театр оперы и балета. 1884—1887 гг. Одесса.

Владимир Шервуд.

Михаил Микешин.

Тысячелетие России.

Г.

Великий Новгород.

к сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности. Их работы изо­биловали подробностями — это особенно касалось монументальной скульптуры. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862 г.) по проекту Михаила Осиповича Микешина (1835—1896). Тяжеловесная форма памятника напоминает коло­кол, она увенчана царской державой

и по-своему очень выразительна. Од­нако её трудно оценить по достоин­ству из-за множества фигур. Шесть статуй вокруг державы олицетворяют русскую государственность — от Рю­рика (согласно летописной легенде, начальника варяжского военного от­ряда, призванного княжить в Новго­роде, основателя династии Рюрико­вичей) до Петра Великого. Ниже расположен рельеф, в котором ал­легорические персонажи чередуют­ся с фигурами политических деяте­лей, святых, полководцев, писателей, художников.

Скульпторы добивались удачи, лишь отказавшись от монументаль­ности. Таков знаменитый памятник А. С. Пушкину на Тверском бульва­ре в Москве (1880 г.) работы Алек­сандра Михайловича Опекушина (1838—1923). Памятник относи­тельно невелик; перед зрителем произведение, не рассчитанное на широкое пространство, скорее ка­мерное, чем монументальное. Поэт стоит задумавшись, в свободной позе, лишённой картинных жестов. Однако скульптору удалось пере­дать момент вдохновения, которое делает скромный облик Пушкина возвышенным и прекрасным.

Александр Опекушин.

Памятник

А. С. Пушкину. 1880 г.

Москва.

Марк Антокольский.

Иван Грозный. 1871 г.

ЖИВОПИСЬ

В 1862 г. Совет Санкт-Петербургской академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь присуждали независимо от темы картины, учитывая только её достоинства. Однако «вольности» в стенах академии просущест­вовали недолго.

В 1863 г, молодые художники — участники академического конкурса по­дали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые се­го пожелают, помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что произошло дальше, в истории русского искусства называют «бунтом че­тырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали пи­сать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии и демон­стративно подали новое прошение — о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну — Артель художников, которую возглавил живописец Иван Николаевич Крам­ской. Артельщики принимали заказы на исполнение различных художест­венных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг.

В 70-х гг. по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова возникло новое, не зависящее от академии объединение — Товарищество передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала еже­годные выставки, показывала их в разных городах России и распределяла доходы между членами Товарищества.

Душой и идеологом объединения был И. Н. Крамской. Он считал: «...толь­ко уверенность, что труд художника нужен и дорог обществу, помогает со­зревать экзотическим растениям, называемым картинами». Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и преж­де всего о русской жизни, — реалистическое искусство. Быть верным дей­ствительности для художника-реалиста означало не только точно воспроиз­водить узнаваемые подробности быта, обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли за­думаться над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен.

С Товариществом передвижных выставок были связаны почти все замет­ные художники-реалисты 70—80-х гг. К середине 90-х гг. Товарищество утратило свою роль. Всего до 1917 г. прошло сорок пять выставок; послед­няя, сорок восьмая, была устроена в 1923 г.

ВАСИЛИЙ ПЕРОВ

(1834—1882)

Василий Григорьевич Перов вначале учился в Арзамасской школе жи­вописи, а потом поступил в Москов­ское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1861 — 1862 гг. появи­лись одно за другим три жанровых полотна, сделавших Перова самым популярным художником 60-х гг. За «Проповедь в селе» (1861 г.) Акаде­мия художеств присудила ему Боль­шую золотую медаль, которая дава­ла право на заграничную поездку.

В картине «Проповедь в селе», со­зданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о вза­имоотношениях крестьян и помещи­ков, Перов изобразил сцену в сель­ской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а другой — на задремавшего в кресле помещи­ка, толстенького, неприятного; сидя­щая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо ка­кой-то холёный господин. Левее сто­ят крестьяне в рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорчённо и

Василий Перов.

Василий Перов.

Василий Перов.

Василий Перов.

Василий Перов.

ИВАН КРАМСКОЙ

(1837—1887)

Путь Ивана Николаевича Крамского в искусство характерен для разно­чинца: он родился в маленьком го­роде Острогожске в семье мелкого чиновника, закончил четырёхкласс­ное училище, был переписчиком,

подмастерьем иконописца, ретушё­ром у фотографа; наконец приехал в Петербург и поступил в Академию художеств.

Крамской немало времени уделял исполнению заказов, писал мно­жество портретов, из которых наи­более интересен автопортрет 18б7 г. К зрителю повёрнуто некрасивое, но

БЫТОВОЙ ЖАНР ПЕРЕДВИЖНИКОВ

В живописи передвижников на первый план выдвинулся бытовой жанр. Глав­ной темой стало изображение народной жизни (в то время для многих слова «реализм» и «бытовой жанр» звучали почти как синонимы).

Старшим из передвижников, рабо­тавшим в бытовом жанре, был Григорий Григорьевич Мясоедов (1834—1911). Произведение, принёсшее ему наи­больший успех, — «Земство обедает» (1872 г.) (земство — выборный орган местного самоуправления в Россий­ской империи). Художник отказался здесь от прямого противопоставления участников земского собрания: кресть­ян и господ — на последних намекает лишь лакей, моющий посуду в помеще­нии за открытым окном. Крестьяне же,

Николай Ярошенко.

Иван Крамской.

Христос в пустыне. 1872 г.

Иван Крамской.

Иван Крамской.

Иван Крамской.

НИКОЛАЙ ГЕ

(1831—1894)

Николай Николаевич Ге был пра­внуком французского эмигранта, но родился в уже обрусевшей семье.

Он закончил киевскую гимназию, некоторое время учился в Киевском, а затем в Петербургском универси­тетах. Позднее Ге понял, что главное, чем он хочет заниматься в жизни, — живопись, и поступил в Академию художеств. Конкурсная работа при­несла молодому художнику Боль­шую золотую медаль и дала возмож­ность поехать за границу.

В Италии Ге написал полотно «Тайная вечеря» (1863 г.). Художник выбрал сюжет, к которому обраща­лись многие мастера прошлого. Од­нако вместо трапезы, на которой Иисус предсказывает, что один из двенадцати учеников, сидящих ря­дом, предаст Его, Ге изобразил мо­мент разрыва Иуды с Христом. Рез­ким движением набрасывая плащ, Иуда уходит от Учителя. Напряжён­ный конфликт подчёркнут резким освещением. Светильник, стоящий на полу, заслонён тёмным зловещим

Николай Ге.

Николай Ге.

ПЕЙЗАЖ ПЕРЕДВИЖНИКОВ

В творчестве художников-передвиж­ников значительное место занимал пейзаж. На этих картинах мастера с проникновенным лиризмом и теп­лотой изображали различные угол­ки русской природы.

Один из родоначальников русско­го реалистического пейзажа Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) родился в Москве в семье купца. Окончив Московское училище жи­вописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств, а в двадцать шесть лет — преподавателем воспи­тавшего его училища. Саврасов мно­го путешествовал: посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию. Вернувшись в Россию, художник принял участие в организации Това­рищества передвижных выставок

На первой выставке передвижни­ков Саврасов представил произведе­ние, сразу принёсшее ему извест­ность, — «Грачи прилетели» (1871 г.). Необычайно светлая по ко-

*Иудея - в 6-395 гг. древнеримская провинция в Южной Палестине, образо­ванная на территории древ­нееврейского Иудейского царства после присоедине­ния его к Римской империи.

лориту, маленькая картина удивила зрителей простотой сюжета. Ху­дожник показал начало весны в за­холустном уголке Костромской гу­бернии. На переднем плане кривые берёзы и грязный талый снег, спра­ва лужа, в середине облупленная церквушка с колокольней. Перед ней щербатый сарай и покосив­шийся забор. Из облаков вот-вот пойдёт снег, и даже грачи не ожив­ляют убогого вида: их тёмные силу­эты словно пятна на полотне, а гнёзда неуютны и растрёпанны.

Прекрасна здесь только сама жи­вопись: снег написан нежнейшими оттенками сиреневого, голубого, жёл­того, коричневого, розового. В луже отражается небо, берёзы тянутся вверх, и это как бы расширяет про­странство картины, вызывая ощуще­ние пробуждающейся природы.

На полотне «Просёлок» (1873 г.) Саврасов изобразил раскисшую мок­рую дорогу, уходящую вдаль под облачным небом, с лохматыми вётлами на повороте и островками травы на обочине.

Поздние маленькие этюды ху­дожника написаны лёгкими свобод­ными мазками, свежестью красок, чистотой восприятия. Таков этюд «Дворик. Зима» (конец 70-х гг.), где зритель как будто из окна видит двор, окружённый деревянными по­стройками, и утиное семейство, гре­ющееся на зимнем солнышке.

«Он сумел отыскать в самом про­стом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто пе­чальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейза­же и так неотразимо действуют на душу», — писал о Саврасове его ученик, знаменитый пейзажист Иса­ак Ильич Левитан.

Иван Иванович Шишкин (1832— 1898) родился в городе Елабуге в се­мье образованного и влиятельного купца. После окончания Московско­го училища живописи, ваяния и зод­чества, а затем Академии художеств

Алексей Саврасов.

Алексей Саврасов.

Алексей Саврасов.

Иван Шишкин.

Иван Шишкин.

Фёдор Васильев.

Архип Куинджи.

Вечер на Украине. 1878 г.

Архип Куинджи.

ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ

(1844—1927)

Василий Дмитриевич Поленов ро­дился в дворянской семье, где живо интересовались историей, литерату­рой, искусством; учился в Академии художеств и одновременно в Пе­тербургском университете на юри­дическом факультете. Закончив обу­чение, молодой художник был направлен академией в заграничную

командировку на шесть лет, побывал в Германии, Италии, Франции, изучал и копировал старых мастеров, знако­мился с новыми веяниями в живопи­си. Тогда же Поленов написал кар­тины на сюжеты из европейской истории. Вернувшись в Россию в 1876 г., он получил за эти работы зва­ние академика.

В 1878 г. художник представил на передвижную выставку картину, за которую извинялся перед Ива­ном Николаевичем Крамским как за безделицу, оправдываясь тем, что не успел к сроку сделать что-нибудь более значительное. Это был «Мос­ковский дворик» — произведение, ставшее этапом в русской живописи.

Уголок старого Арбата: солнечное утро; в траве играют дети, около од­ной из тропинок стоит малыш; спра­ва лошадь, запряжённая в телегу, в глубине женщина с ведром, куры у сарая, за дощатыми заборами купо­ла церкви Спаса на Песках, белая ко­локольня, а надо всем — синее небо. В этой картине можно увидеть жан­ровую зарисовку из жизни простого народа, а можно — философскую мысль о соединении повседневного, будничного с возвышенным, вечным.

Василий Поленов.

Московский дворик. 1878 г.

Василий Поленов.

Василий Поленов.

Христос и грешница. 1887 г.

ИЛЬЯ РЕПИН

(1844-1930)

Илья Ефимович Репин родился в го­роде Чугуеве Харьковской губер­нии. Он поступил в топографиче­скую школу (где учили и чертить, и рисовать), затем обучался у местно­го художника, который делал роспи­си в церквах, сам выполнил не­сколько заказов. На вырученные деньги Репин поехал учиться в Пе­тербург. Сразу попасть в Академию художеств ему не удалось, поэтому он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, где познакомился с Иваном Нико­лаевичем Крамским. Это знакомст­во надолго определило творчество живописца.

В 1864 г., когда Репин наконец по­ступил в Академию художеств, он уже был сторонником идей передвижни­чества. Первая картина, которая при­несла молодому живописцу шумную известность, — «Бурлаки на Волге»

*Моисей — согласно Биб­лии, первый ветхозаветный пророк, законодатель, рели­гиозный наставник и вождь израильских племён.

Илья Репин.

Илья Репин.

Портрет

М. П. Мусоргского.

Г.

Государственная

Третьяковская галерея,

Москва.

В огромной галерее порт­ретов, созданных Репи­ным, много первокласс­ных полотен, но это отличается необычайной живописной свободой и выразительностью.

*Бурлаки — в России XVI— XIX вв. наёмные рабочие, тя­нувшие речные суда против течения с помощью бечевы и вёсел.

революционеры: «Отказ от испове­ди» (1879—1885 гг.), «Арест про­пагандиста» (1880—1892 гг.) и са­мую известную из них — «Не ждали» (1884—1888 гг.). В этих работах сказались все достоинства живопис­ной манеры мастера: точность порт­ретных характеристик, тщательно выверенная композиция, отноше­ние к современности как к событи­ям исторического масштаба.

Ко времени расцвета таланта Ре­пина относятся его знаменитые кар­тины на исторические сюжеты «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885 г.) и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891 гг.).

Художника привлекали не пере­ломные моменты в истории, а си­туации, в которых наиболее полно раскрывались те или иные человече­ские чувства и состояния. Так, в по­лотне «Иван Грозный и сын его Иван» важны не столько приметы времени, сколько сильные, поистине шекспировские чувства. Главное

Илья Репин.

Не ждали.

Гг.

Государственная

Илья Репин.

Илья Репин.

Илья Репин.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ

(1848—1916).

Василий Иванович Суриков родился в казачьей семье в Сибири. Он меч­тал о серьёзном обучении живопи­си и в двадцать лет отправился в Петербург. Суриков успешно за­кончил Академию художеств, и ему предложили выполнить часть росписей храма Христа Спасителя в Москве.

Здесь, в Москве, была задумана и создана первая из знаменитых исто­рических картин Сурикова — «Утро стрелецкой казни» (1881 г.). Перед зрителями предстают две силы: стрельцы, которые борются за ста­рую, патриархальную Русь, и Пётр со своими регулярными полками, строящий новую Россию по евро­пейскому образцу.

На Красной площади — стрель­цы, ожидающие смерти, их жёны, матери, дети. Толпа волнуется, дви­жется; кажется, что она звучит. Пёстрые купола храма Василия Бла­женного, узорчатые дуги конской упряжи, разноцветные одежды

Василий Суриков.

Василий Верещагин.

Василий Верещагин.

Василий Суриков.

Боярыня Морозова. 1887 г.

Василий Суриков.

Василий Суриков.

ИСКУССТВО РОССИИ

В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением за­кончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взо­шедший на престол Александр II (1855—1881 гг.) осуществил долгождан­ную отмену крепостного права и другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.

Ареной борьбы различных идей стали литературные журналы. Писатель и философ Николай Гаврилович Чернышевский провозглашал: искусство ценно тем, что оно произносит «приговор над изображаемыми явлениями»; его цель — «руководить мнением общества, приготовлять и облегчать улуч­шения в национальной жизни». Художники стремились к тому, чтобы их ис­кусство было связано с решением социальных проблем.

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

Во второй половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности приёмов и идеализации. Поэтому действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли.

 

Архитекторы пробовали обрести источник вдохновения в исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее и на этой основе создать оригиналь­ный стиль. Но на практике элементы разных стилей смешивались в одном здании. Такое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преоб­ладал тогда в архитектуре.

Облик городов в то время стремительно менялся. Доходные дома зани­мали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, пасса­жи (универсальные магазины) и вокзалы соперничали по размерам и оби­лию украшений с храмами и дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные решения.

Здания второй половины XIX в. со­держат черты, восходящие к древне­русской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вы­шивки или воспроизводящие в кам­не резьбу по дереву. Этот стиль, по­лучивший название неорусского, поддерживали и правительство, и передовая художественная интел­лигенция. В нём отразились важ­нейшие идеи времени — историзм и патриотизм.

Архитектура этой эпохи во мно­гом определила облик современных городов. Тогда были построены цер­ковь Воскресения на Крови в Петер­бурге (1883—1907 гг., архитектор А. А. Парланд), музеи Исторический (1875—1883 гг., архитектор В. О. Шер­вуд) и Политехнический (1875— 1877; 1896; 1903—1907 гг., архитек­торы И. А. Монигетти, Н. А. Шохин, П. А. Воейков и В. И. Ерамешанцев), Верхние торговые ряды (ГУМ; 1889—

1893 гг., архитектор Н. А. Померан­цев) в Москве, здания вокзалов в ря­де городов, Театр оперы и балета в Одессе (1884—1887 гг., архитек­торы Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и Оперный театр в Киеве (архитек­тор В. А. Шрётер).

Архитекторы обратились к ис­тории искусства, скульпторы —

Ф. Фельнер, Г. Гельмер.

Театр оперы и балета. 1884—1887 гг. Одесса.

Владимир Шервуд.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.