Формы и этапы адаптации семьи, воспитывающей ребёнка с трудностями в речевом развитии — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Формы и этапы адаптации семьи, воспитывающей ребёнка с трудностями в речевом развитии

2017-10-16 280
Формы и этапы адаптации семьи, воспитывающей ребёнка с трудностями в речевом развитии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Заслуживают внимания работы, раскрывающие формы и этапы адаптации к стрессу семьи, воспитывающей ребенка с трудностями в психическом развитии. Эта проблема обсуждается в зарубежной и отечественной литературе.

Ross А. О. и Shuchardt E. полагают, что семья, имеющая ребенка с проблемами в развитии, переживает две основные фазы кризиса: первая фаза - непринятие факта нарушения развития, которое проявляется в виде шока или отрицания существования проблемы, а затем вторая фаза - приспособление к пониманию происшедшего и его принятие.

По данным исследований Miller L. И Richmond J, рождение особенного ребенка неизбежно ведет за собой родительский кризис, динамика которого представлена тремя основными стадиями: первая стадия - эмоциональной дезорганизации, здесь у родителей больных детей наблюдаются аффективно-шоковые реакции; вторая стадия - реинтеграции, в период которой возможна более реалистичная оценка стрессовой ситуации родителями; для третьей стадии характерна зрелая адаптация, т. е. и мать, и отец адекватно оценивают ситуацию.[4; с 42]

В отечественной литературе по данной проблеме Р.Ф.Майрамян и О.К.Агавелян выделяют четыре фазы, которую проходят родители с трудноразвивающимися детьми в процессе своей жизни.

Первая фаза характеризуется состоянием растерянности. Родители не в состоянии принять случившееся. Возникшее чувство вины и собственной неполноценности, шоковое состояние трансформируется в негативизм и отрицание поставленного диагноза.Во второй фазе отрицание дефекта выполняет защитную функцию, направленную на сохранение определенного уровня надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, который способен разрушить существующий ранее жизненный сценарий. Это неосознаваемое стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги. Крайним проявлением этой фазы является отказ родителями от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Данная фаза "негативизм - отрицание" недолговременна по продолжительности, и по мере того как начинается принятие диагноза и осознание его смысла, родители входят в третью фазу, характеризующуюся депрессионными состояниями, связанными с пониманием истины, а четвертая фаза обозначает начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, когда родители в состоянии оценить правильную ситуацию, готовы начать

руководствоваться интересами самого ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами. [4; с 43]

Показателями адаптации являются следующие признаки: уменьшение переживания печали; усиление интереса к окружающему миру; появление готовности активного решения проблемы с ориентацией на будущее.

Детальное рассмотрение кризисных состояний и переживаний родителей, процесс адаптации к новой жизненной ситуации приводится в работе Е. Shuchardt. Автор выделяет следующие кризисные состояния [4; с 44-45]

1)Неизвестность, неопределенность. Состояние панического ужаса перед неизвестным, переживание шока, ощущение того, что рушится привычная "нормальная" жизнь.

2)Известность, определенность. Противоречие между пониманием проблемы на рациональном уровне и ее отрицание на уровне эмоций и чувств.

3)Агрессия. Проявление негативных чувств в виде эмоциональных вспышек, в результате чего возникает агрессия, направленная на окружающий мир.

4)Активная хаотичная деятельность. Попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью имеющихся средств. Это либо поиск медицинского "светила", либо чудесное исцеление через Бога.

5)Депрессия. Возникновение состояния безысходности, в связи с неуспешностью на предыдущем этапе.

6)Принятие факта нарушения развития. Обретение нового смысла жизни.

7)Активизация. Активное построение и осуществление жизненных планов.

8)Солидарность. Объединение в группы с другими родителями, имеющими аналогичные трудности.

В отечественной психологии, также как и в зарубежной, рассмотрен ряд проблем, касающихся семьи, воспитывающего ребенка с проблемами в развитии. А.С. Спиваковская указывала на то, что в тех семьях, где имеется ребенок с нарушением в развитии, особенно четко проявляются неадекватность, ригидность и сиюминутность внутрисемейных отношений. В семье с нормально развивающимися детьми, напротив, наблюдаются адекватность, прогностичность в оценках происходящего, направленность на завтрашний день, на будущее ребенка [33; с 38-48].

Отечественные исследователи Э. Г. Эйдемиллер, В. П. Юстицкий, Т. М. Мишина считают, что с ростом и развитием ребенка в семье возникают новые стрессовые ситуации и трудности, к решению которых родители не готовы. Рождение ребенка с отклонением является сильным потрясением для родителей и трудно оценить степень его воздействия на них. Психическая травма, шоковое состояние, депрессия могут изменить взаимоотношения родителей друг с другом и с близкими членами семьи. Данная психологическая ситуация часто ставит вопрос о трансформации семейных отношений. [45]

По мнению А. А. Борич, появление в семье ребенка с проблемами в развитии, отрицательно сказывается на ее жизни и деятельности, динамике супружеских отношений, что приводит к дезорганизации и реорганизации роли родителей.[6; с 86-92]

Другие отечественные авторы, Р. Ф. Майрамян, М. М. Семаго, указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с тяжелым нарушением развития. [4; с 49]


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.