ГЛАВА I. Теоретические основы исследования особенностей межличностных взаимоотношений в семье, воспитывающих ребёнка с трудностями речевого развития — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования особенностей межличностных взаимоотношений в семье, воспитывающих ребёнка с трудностями речевого развития

2017-10-16 263
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования особенностей межличностных взаимоотношений в семье, воспитывающих ребёнка с трудностями речевого развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования особенностей межличностных взаимоотношений в семье, воспитывающих ребёнка с трудностями речевого развития

Концептуальный аппарат психологии семейных отношений

Внимание учёных к семье как одному из важнейших факторов формирования личности проявилась уже в 20-х и начале 30-х годов. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость её влияния на личность, её сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

В.Сатир определяла семью, как первичную социальную группу общества, основанную на супружеском союзе и родственных связях, где они живут вместе и ведут домашнее хозяйство.[36]

В то время как Э.Фромм считал, что семья - это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой, т.е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ей самой. [43]

С точки зрения А.В.Черникова, семья – это сложная система взаимоотношений, в которой каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других членов, поддерживает взаимоотношения.[44]

Эту точку зрения дополнила А.Я.Варга, определив семью, как вид социальной системы, характеризующейся определенными связями и отношениями ее членов, проявляющими себя в круговых паттернах взаимодействий в их структуре, иерархии, в распределении ролей и функций.[8]

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. К.Г.Юнг считал, что сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Реализуя свои функции, семья, с одной стороны, удовлетворяет естественные биологические потребности человека. С другой стороны, позволяет человеку достигать определенных целей в общении, в личностном и духовном росте. При этом с развитием семьи ее цели закономерно меняются: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.[46]

Функции семьи

Если рассматривать семью как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений, можно заметить, что представления о семье все больше отходят от, безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Основными функциями семьи утверждал А.В.Черников, являются следующие:

1. воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, воспитании, самореализации в детях. Семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, а также взаимовлияние членов семьи друг на друга.

2. хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей и сохранении здоровья ее членов. В ходе выполнения этой функции обеспечиваются необходимые и приемлемые условия жизнедеятельности семьи.

3. эмоциональная функция семьи состоит в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите. Семья способствует эмоциональной стабилизации ее членов, активно содействует сохранению их психического здоровья.

4. функция духовного (культурного) общения заключается в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Семья способствует культурному, духовному и нравственному развитию личности, поддержанию и развитию сферы совместной деятельности, интересов, формированию согласованных целей и ценностей.

5. функция первичного социального контроля выражается в обеспечении выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в зависимости от ряда причин (возраст, наличие заболевания и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами.

6. сексуально-эротическая функция состоит в удовлетворении сексуально-эротических потребностей членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство, а также удовлетворение эротических потребностей и фантазий, создает возможности для глубинно-личностного самопознания и познания брачного партнера.

Современная семья в нашем обществе уже не выполняет такой функции, как приумножение и передача по наследству частной собственности. Качественно изменилась и функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (внебрачным рождениям, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, духовного (культурного) общения, сексуально-эротическая, воспитательная. Брак все более рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных. Кроме традиционных функций авторы выделяют еще одну, которая возникла в современной семье. С их точки зрения, традиционные функции стали резко ослабляться, но возникла новая, ранее неизвестная, - психотерапевтическая функция. Выделяют две ее стороны: "поглаживающую" - каждый из супругов нуждается в нежности, психологической поддержке, эмоциональной ласке, участии со стороны другого; "генерирующую" - способность супруга вдохновлять другого, готовность к интеллектуальному участию в решении проблем, помощь друг другу в формировании и оценивании позиций по тем или иным вопросам, самореализации и личностному развитию. Качество брака зависит от полноты реализации этой функции, т.е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от сформированности и стабильности близких эмоциональных отношений. [44]

Границы семьи

Любая система имеет свои границы, которые определяют ее структуру и, соответственно, определено содержание психодинамики семейной жизни. Границы системы или подсистемы представляют собой "правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии" С. Минухин определял внешние границы, как границы между семьей и расширенной системой. Они проявляются в разнице правил, по которым члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и с внешним окружением, а внутренние границы, как границы между различными подсистемами, определяющиеся тем, насколько отличаются правила взаимодействия в этих подсистемах.[24] С точки зрения А.Я.Варги, границы адекватно функционирующей семьи хорошо определены и достаточно гибки, чтобы семья могла успешно выполнять функции, соответствующие стадии жизненного цикла. [7] По степени проницаемости выделяют жёсткие, размытые и проницаемые границы. В хорошо функционирующих семьях границы между подсистемами ясно и проницаемы. Недостаточно чёткие внутренние границы затрудняют развитие семьи и взросление её членов и приводят к возникновению межпоколенных коалиций – объединений между членами различных подсистем. Особенности внешних границ отражают степень открытости семейной системы для контактов с внешним миром. Слишком открытые семейные системы похожи на "проходной двор", куда в любую минуту могут вторгнуться извне. Такая семья не обеспечивает необходимый уровень комфорта и безопасности для её членов. Но не менее опасна чрезмерная закрытость системы. Члены семьи такой системы, как правило, отличаются повышенной тревожностью, испытывают страх перед внешним миром, могут иметь трудности при установлении контактов с другими людьми. Так, анализ границ между поколениями отражает специфические структурные различия между ними в сплочённости и иерархии.

Структура семьи

Д.Леви обращал внимание на то, чтосуществует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи. Обычно семьи делят на следующие типы:

- " нуклеарная семья " состоит из мужа, жены и их детей;

- " пополненная семья " — увеличенный по своему составу союз - супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

- " смешанная семья " является "перестроенной" семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

- " семья родителя-одиночки " является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен. [45]

Существует также деление семей на типы в соответствии с тем, кому принадлежит власть и право принятия решений. То есть:

- партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец;

- матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

- эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Динамика семьи

Как функции, так и структура, а также вероятность различного рода их нарушений значительно изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система "стадий", предложенная Е.Дюваль, где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст.

1. Супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников.

2.Появление в семье детей (возраст ребенка - до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей.

3.Семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка - от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.

4.Семьи с детьми—младшими школьниками (возраст старших - от 6 до 13 лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению успехов учебе.

5.Семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры.

6.Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы семьи.

7.Средний возраст родителей (от "пустого гнезда" до ухода на пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением.

8.Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.[ 38]

Распределение ролей в семье

С точки зрения Г.М.Андреевой для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Г.М.Андреева отмечает, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

а) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

б) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей.

в) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. [2; с 86-100]

Жизненный цикл семьи

Жизнь ceмeйнoй cиcтeмы пoдчиняeтcя двyм зaкoнaм: Зaкoнy гoмeocтaзa и Зaкoнy paзвития. Зaкoн гoмeocтaзa глacит: "Bcякaя cиcтeмa cтpeмитcя к пocтoянcтвy, к cтaбильнocти". Oднoвpeмeннo дeйcтвyeт Зaкoн paзвития: вcякaя ceмeйнaя cиcтeмa cтpeмитьcя пpoйти пoлный жизнeнный цикл. Рассмотрим жизненной цикл Poccийcкoй гopoдcкoй ceмьи, которая значительно отличается от Американской.

1. Пepвaя cтaдия жизнeннoгo циклa этo poдитeльcкaя ceмья co взpocлыми дeтьми. Moлoдыe люди нe имeют вoзмoжнocти пepeжить oпыт caмocтoятeльнoй, нeзaвиcимoй жизни.

2. Ha втopoй cтaдии жизнeннoгo циклa ceмьи ктo-тo из мoлoдыx людeй знaкoмитcя c бyдyщим бpaчным пapтнepoм и пpивoдит eгo в дoм cвoиx poдитeлeй. Этo oчeнь cyщecтвeннaя лoмкa пpaвил poдитeльcкoй ceмьи.

3. Tpeтья cтaдия ceмeйнoгo циклa cвязaнa c poждeниeм peбeнкa. Этo тaкжe кpизиcный пepиoд для вceй cиcтeмы.

4. Ha чeтвepтoй cтaдии пoявляeтcя втopoй peбeнoк в ceмьe. Этa cтaдия дocтaтoчнo мягкaя, т.к. oнa пoвтopяeт вo мнoгoм пpeдыдyщyю cтaдию и ничeгo кapдинaльнo нoвoгo, кpoмe дeтcкoй ревности, в семью не вносит. 5. Ha пятoй cтaдии нaчинaют aктивнo cтapeть и бoлeть пpapoдитeли. Ceмья oпять пepeживaeт кpизиc. Cтapики cтaнoвятcя бecпoмoщными и зaвиcимыми oт cpeднeгo пoкoлeния

6. Шecтaя cтaдия пoвтopяeт пepвyю. Cтapики yмepли, ceмья co взpослыми детьми. Ocнoвныe ocoбeннocти poccийcкoй ceмьи отмечает А.Я.Варга зaключaютcя в тoм, чтo:

1) ceмья кaк пpaвилo являeтcя нe нyклeapнoй, a тpexпoкoлeннoй;

2) мaтepиaльнaя и мopaльнaя зaвиcимocть члeнoв ceмьи дpyг oт дpyгa oчeнь вeликa;

3) гpaницы ceмeйнoй cиcтeмы имeют нeкoтopыe ocoбeннocти, кaк пpaвилo, oни нe aдeквaтны тpeбoвaниям oптимaльнoй opгaнизaции;

4) чacтo вce вышeyкaзaннoe пpивoдит к явлeнию cлитнocти, cпyтaннocти ceмeйныx poлeй.

5) индивидyaльнocть пpaктичecки oтcyтcтвyют. [43; с 39-55]

Содержание игры и игровая цель

В разгар учебного дня учитель неожиданно не приходит в класс к началу очередного урока. Дети узнают, что Снеж­ная королева заколдовала их учителя и превратила его в человека с ледяным сердцем. Каков человек с ледяным сер­дцем? Детям предстоит это увидеть и почувствовать. Класс пройдет через различные испытания, и в случае успеха сер­дце учителя будет постепенно оттаивать. Предложенные классу испытания потребуют от детей, прежде всего, умения договариваться друг с другом. В ходе игры, после успешно­го преодоления детьми каждого испытания, «сердце» учи­теля постепенно оттаивает, и одновременно происходят из­менения в его поведении. И когда все оказывается позади, учитель спасен, наступает настоящая радость для ребят. Оказывается, вместе они могут многое преодолеть.

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

· одно вырезанное из ватмана белое сердце;

· красное сердце, разрезанное на пять равных частей;

· набор разрезанных на две части открыток с напи­санными заданиями;

· стенд;

· набор пронумерованных (по количеству участников) карточек с напечатанными загадками;

· набор карточек с «шифровками»;

· набор простых карандашей {по количеству участ­ников);

· музыкальное сопровождение;

· повязка для глаз, небольшой мяч;

· две пары скакалок;

· две простыни;

· письмо для класса.

Сценарий игры

Ведущий заходит в класс в начале урока.

Ведущий.

— Здравствуйте, ребята. Какой урок должен начаться у вас?

Дети говорят, какой урок стоит по расписанию.

Ведущий.

— А где же ваш учитель?

Дети ни о чем не подозревают и начинают рассказы­вать, где они видели последний раз своего зрителя. Вне­запно, в класс заходит другой психолог-помощник.

Помощник.

— Здравствуйте, а в какой я попал класс? (Дети называют свой класс). Меня попросили вашему классу передать срочное письмо.

Ведущий.

— Давайте прочитаем полученное письмо.

Ребята сами решают, кто будет читать послание вслух.

Несколько раз дети зачитывают следующее письмо: «Ваш учитель заколдован. Чтобы его расколдовать, надо отправиться в Волшебную страну и пройти через суровые испытания. Если сумеете преодолеть их, то учитель смо­жет вернуться к вам целым и невредимым. Обитатели Вол­шебной страны будут вашими помощниками».

Ведущий пытается понять, готовы ли ребята к даль­нейшему погружению в игру.

Ведущий.

—Что будем делать?

Чаще всего дети дают достаточно быстрый и едино­гласный ответ, что они готовы отправиться в Волшебную страну, для того чтобы расколдовать и вернуть своего учи­теля. Такое быстрое и однозначное решение может свиде­тельствовать о том, что ребята ценят и любят своего преподавателя.

Ведущий.

— Хорошо, сейчас мы отправимся с вами в Волшебную страну, потому что в нее можно попасть только раз в тысячу лет. А сегодня именно тот день, когда это можно сделать и попытаться спасти вашего учителя. С нами в путь отпра­вятся наши помощники (представляет их). Они будут нам помогать преодолевать разные препятствия. В Волшебную страну мы можем попасть, перемещаясь по волшебным про­стыням следующим образом: сначала все должны встать на одну волшебную простыню, затем наши помощники пода­дут вторую, и вы должны ее положить вперед, по направле­нию к Волшебной стране (помещение актового зала), и пе­ребраться на нее так, чтобы все уместились и никто не сошел ни с одной простыни. Так мы будем продвигаться до тех пор, пока не дойдем до Волшебной страны. Необходимо помнить, что нельзя никому ступать на пол. Если кто-ни­будь из вас нарушает это условие, то мы возвращаемся об­ратно к классу и начинаем путь заново.

При выполнении этого задания ведущим важно наблю­дать за тем, как дети выполняют поставленную перед ними задачу, как распределили между собой роли: кто подает простыни, кто стелет на пол, расправляет, чтобы все мог­ли поместиться, кто контролирует процесс, осуществляет своевременную помощь детям из класса.

Преодолев немалое расстояние от классной комнаты до актового зала (где по условиям нашей игры и находится Волшебная страна), ребята вместе с ведущим входят в акто­вый зал, в конце которого сидит на стуле учитель класса.

Ведущий.

— Посмотрите внимательно, кто это находится в зале?

Класс отвечает, что это их учитель. Обычно ребята пы­таются приблизиться к своему учителю и поговорить с ним, но он ведется себя как-то странно, ни на кого не реагирует, никого не узнает. В этот момент ведущий останавливает детей и просит сесть на стулья, стоящие вдоль стены зала.

Ведущий.

— Да, это ваш учитель, и он заколдован Снежной королевой. А вы знаете, как заколдовывает людей королева?

Ученики рассказывают, что у тех людей, которых за­колдовала королева, сердце становилось ледяным.

Ведущий.

— А теперь посмотрите, какое сердце стало у вашего учителя.

Ведущий показывает рисунок, на котором изображено бе­лое ледяное сердце — это изображение прикреплено на стенде. Ведущий.

— Как вы думаете, что означает выражение «ледяное сердце»?

Дети объясняют. Большинство ответов сводится к тому, что человек с ледяным сердцем не умеет обиваться с други­ми людьми, он их просто не понимает. Такие люди ничего не чувствуют, они ко всему относятся равнодушно.

Ведущий.

— Попробуйте изобразить людей с ледяным сердцем. Ребята пробуют изобразить таких людей.

Ведущий.

— Сейчас никто не может подойти к учителю, а если и кто-то попытается это сделать и пересечет определенную границу (показывает границу), то сразу же его собственное сердце станет ледяным. Растопить сердце учителя можно, преодолевая разные препятствия. По мере выполнения заданий сердце постепенно будет оттаивать и приобретать свой истинный цвет.

Дети выполняют задания.

Ведущий.

— Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Дети отвечают: «Зима».) В это время года все дети любят играть в разные зимние игры. Вашему классу сейчас предстоит изобразить живую картину под названием «Зимние забавы». Чтобы выполнить это задание, нужно сначала разбиться на пары.

Дети распределяются по парам, во время этого процес­са можно увидеть, кто из детей пользуется большим авто­ритетом среди одноклассников, кто меньшим, а у кого су­ществуют серьезные проблемы в отношениях с классом.

Ведущий.

— Сейчас парам необходимо обсудить, какую из зимних игр они будут показывать. Затем нужно провести совместное обсуждение между всеми парами, что они будут изображать на картине. Все пары должны представить раз­ные забавы. Нужно постараться сделать так, чтобы ваш учитель мог быстро понять, что вы изображаете.

При выполнении этого задания важно наблюдать за тем, как проходит совместное обсуждение, удается ли де­тям договориться друг с другом, кто из ребят занимает какую позицию при обсуждении: кто руководит процессом, кто конфликтует, кто разрешает конфликты и т. д.

Ведущий.

— Вы готовы изобразить картину?

Ребята дают положительный ответ.

Звучит зимняя мелодия, и пары изображают живую карти­ну, а учитель внимательно смотрит, старается понять, какие зимние забавы показывает каждая из пар. Во время этого зада­ния можно понять, насколько дети пластичны, умеют ли точно подобрать выразительные движения. После того как учитель угадывает все игры, ведущий подводит небольшой итог. Помощ­ник прикрепляет к белому сердцу первый красный кусочек.

Ведущий.

— Вы сумели справиться с первым испытанием, посмотрите, что произошло с сердцем вашего учителя?

Дети смотрят на сердце, на котором появился кусочек красного цвета.

Ведущий.

— Сердце начало понемногу оттаивать. А теперь нужно пройти через следующее испытание. Вам предлагается 12 карточек с разными по сложности задания­ми. В карточке № 1 — самое легкое задание, а в карточке № 12 — самое сложное. Каждому из вас надо решить для себя, какая карточка вам по силам, а затем договориться друг с другом, кто какую возьмет. За каждую правильно выполнен­ную карточку класс получает по одному баллу. Ваша задача — постараться набрать как можно больше баллов. Во время выполнения задания можно 3 раза обратиться за помощью к воспитателю, а кто будет просить помощи, решать вам.

Ребята приступают к распределению карточек. Карточ­ки заготавливаются по количеству участников. Во всех кар­точках предложены задания одинаковой степени сложности; во время этого этапа можно диагностировать уровень притязаний у детей.

Когда карточки распределены между детьми, ребята по очереди подходят к помощникам и называют номер кар­точки, с которой они собираются работать. Затем ведущий дает сигнал к началу игры. Сигналом служит спокойная музыка, которая позволяет настроить класс на работу и стимулирует умственную деятельность детей. Когда зада­ние выполнено, дети отдают карточку на проверку ведуще­му или его помощникам.

В ходе этой игры бывает, что некоторые дети, несмот­ря на то, что им во время общего обсуждения была выда­на определенная карточка, называют номер другой кар­точки. В таких ситуациях важно посмотреть на реакцию класса и тех детей, чьи карточки взяты. Здесь проявля­ются особенности отношений между детьми: терпимы ли друг к другу, умеют ли прощать проступки другого и на­ходить правильные способы решения различных проблем. По сигналу ведущего (выключает музыку) все ребята сдают карточки. В то время, пока помощники проверяют выполненные задания и подсчитывают набранное количе­ство баллов, ведущий разбирает с детьми упражнения, ко­торые оказались непонятными.

В карточках можно написать разные загадки, взятые в сборнике «1000 загадок».

Ведущий сообщает классу, какое количество баллов они сумели набрать. Если дети набрали половину баллов от количества учащихся, значит, выполнили поставленную перед ними задачу. Если баллов недостаточно, детям пред­лагают три дополнительные сложные загадки, которые нужно постараться отгадать.

По завершении этого испытания помощник прикреп­ляет еще одну красную часть сердца.

Ведущий.

— Что меняется в человеке, когда его сердце немного начинает оттаивать?

Ребята говорят, что этот человек начинает видеть вок­руг себя красивые вещи, обращать внимание на других лю­дей и их отношение к нему, испытывает какие-то чувства.

Ведущий.

— Следующее испытание называется «Противоположные слова». Все вы, наверное, знаете, что в русском языке есть слова-антонимы, т. е. слова, противоположные по смыслу. Сейчас вам будет предложен список слов, к которым вам надо будет подобрать и записать слова-антонимы. На выполнение этого задания дается всего 5 минут.

Ребятам предлагается лист, на котором в столбик на­писаны слова, обозначающие разные чувства и особеннос­ти людей (любовь, радость, несчастье, жестокость, тру­сость, трудолюбие, стыд, злость, удовольствие). Дети на­чинают выполнять предложенное задание. При выполне­нии этого задания взрослым интересно понаблюдать за тем, кто из ребят возьмет инициативу в свои руки: будет зачи­тывать слова, вести обсуждение, записывать ответы. Важно также обратить внимание на поведение других детей.

Ведущий.

— Время ваше, отведенное на выполнение задания, истекло. Сейчас предстоит проверить, как класс сумел справиться с этим испытанием. Я буду читать слово, которое написано на листе, а вы должны дружно называть его антоним.

Класс произносит противоположные слова. В конце этого задания помощник прикрепляет еще одну красную поло­винку сердца.

Ведущий.

— Посмотрите на сердце вашего учителя, оно практически стало красным. А теперь обратите внимание, какие изменения произошли с вашим учителем.

Дети говорят, что учитель стал обращать на них вни­мание.

Ведущий.

— Сейчас каждый из вас получит часть картинки, к которой необходимо найти ее вторую половину. Для этого надо пройти среди своих одноклассников и посмотреть на их картинки, а затем встать рядом с тем из ребят, у кого находится недостающая часть вашего рисунка.

Ребята получают половинки открыток и начинают ходить и внимательно смотреть на картинки своих одноклассников. Те, кто находит части от своих картинок, образуют пары.

Во время этой игры могут образовываться очень инте­ресные, неожиданные пары. Созданная ситуация застав­ляет многих детей временно изменить свое отношение к некоторым из своих одноклассников, проявить терпение, сдержанность в общении.

Ведущий.

— А теперь прошу пары по очереди прочитать вслух задание, написанное на обратной стороне общей карточки.

В это время помощники раздают необходимые предметы.

На этом игровом этапе всем парам достаются разные задания: пронести без помощи рук мяч; передвигаться по залу, перепрыгивая через скакалки, передвигаться по залу с завязанными глазами и т. д.

Во время выполнения данного этапа важно обратить внимание на особенности поведения класса: болеют ли дети друг за друга, насколько ребята включены в данную ситу­ацию, насколько детям в парах удается справиться с пред­ложенными заданиями. В конце игры помощник прикреп­ляет предпоследнюю красную часть сердца, и ребята ви­дят, что сердце учителя стало практически красным и что им осталось преодолеть последнее испытание.

Ведущий.

— Вы правильно поняли, что вам осталось справиться с последним испытанием. Чтобы сердце учителя до конца оттаяло, надо расшифровать волшебное заклинание. Сейчас каждый из вас получит шифровку, в которой зашифровано одно или несколько слов. (Помощник раздает детям карточки с шифровками и простые карандаши.) Класс сумеет разгадать волшебное заклинание, если каждый из вас правильно расшифрует свои слова. Посмотрите в карточки, слова в них зашифрованы при помощи цифр, в верху листа находится ключ к шифру. Для того чтобы вы могли правильно выполнить задание, нужно сначала писать под каждой цифрой зашифрованного слова буквы, пользуясь ключом к шифру, таким образом, вы сможете понять, какие слова написаны на карточке. На выполнение дается 5 минут. Необходимо сделать шифровки по количеству участников, с зашифрованными словами заклинания:

Потрудились мы как нужно, Трудности прошли все дружно. Стоит вместе нам сплотиться, Может чудо получиться.

Класс приступает к работе, все находят себе удобное и укромное место в зале, так, чтобы никто никому не мешал. Если кто-то из детей не понял задание, помощник или ве­дущий должен еще раз объяснить, что нужно делать.

Ведущий.

— Время истекло. Теперь нужно правильно прочитать волшебное заклинание. Для этого каждому надо посмотреть в верхний угол своей шифровки, где написан номер, указывающий, каким по счету идет ваше слово в заклинании. Затем необходимо договориться между собой и встать так, чтобы все могли по очереди прочитать заклинание. Времени отводится очень мало — всего 1 минута.

Ребята расспрашивают друг друга, у кого какой номер, и занимают в соответствии с ним место в ряду. Ведущий.

— Я вижу, что вы готовы прочесть волшебное заклинание. Дети по очереди читают заклинание.

Помощник вывешивает последнюю часть красного сердца.

Ведущий.

— Посмотрите на сердце вашего учителя, оно расколдовано. Давайте посмотрим, как ведет себя человек с оттаявшим сердцем.

Учитель должен показать детям, что любит их, протя­нуть руки и, улыбаясь, сказать добрые слова, поблагодарить.

В этот момент важно посмотреть, как класс реагирует на то, что учитель снова рядом с ними, каким образом дети выражают свои чувства к учителю.

В конце игры проходит небольшое обсуждение с клас­сом, в нем принимают участие все взрослые, которые уча­ствовали в игре и наблюдали за ней. Все садятся в круг, и ведущий просит поделить своими ощущениями и впечат­лениями об игре. Дети и взрослые по кругу рассказывают, что им больше всего понравилось и запомнилось из игры, что нового они узнали о себе и о других.

Ведущий.

— В конце нашей игры я предлагаю вам сделать скульптуру класса. Вы сами решите, где и с кем вы будете находиться и что делать.

Ученики расходятся по залу.

Ведущий.

— Все замерли.

Класс застывает, и становится видно, где и с кем находит­ся большинство детей, какое настроение у класса в целом.

Игра «Калейдоскоп»

Время игры — 1 час 40 минут.

Игра проводится в большом свободном помещении, желательно — с ковровым покрытием, на котором можно сидеть и даже лежать.

Возможности игры

Предлагаемая методика используется для развивающей работы с учащимися 3-4 классов начальной школы. Коли­чество игроков — не больше 30 человек. Длительность игры около 2 часов. Участие в ней учителя (классного руководителя) обязательно. Психологу желательно работать с по­мощником, который будет помогать ему приклеивать цвет­ные фигурки на лист ватмана.

Сюжетная канва, игровые приемы и сценическое офор­мление действия игры служат внешней оболочкой для про­ведения тренинга эффективного группового взаимодействия. В игре детям предоставляется возможность вступить во взаимодействие со многими из своих одноклассников, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, увидеть на соб­ственном примере и примерах своих одноклассников моде­ли эффективного общения в различных ситуациях. Игровое действие развивает способность к самоконтролю в социаль­ной ситуации, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия, она сплачивает детский кол­лектив, создает положительный эмоциональный настрой.

Содержание игры и игровая цель

В основе игрового действия — образ красивых, разно­образных и не повторяющихся узоров, которые можно на­блюдать в калейдоскопе. Калейдоскоп присутствует на игре в трех своих ипостасях: как реальная игрушка, в кото­рую можно посмотреть; как разноцветный бумажный узор, в процессе игры постепенно возникающий на листе ватма­на; как метафора человеческих отношений.

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

· игрушечные калейдоскопы, лучше всего — по числу участников, как минимум один на пару (если есть такая возможность, игрушки по окончании игры можно детям подарить);

· магнитофон и записи спокойной инструментальной музыки;

· моток толстой веревки (шпагата, тесьмы), которую хорошо было бы видно на полу (ковре);

· заготовка для «бумажного калейдоскопа» (постепен­но на листе ватмана должны будут появиться 5 кру­говых узоров; каждый узор является итогом выпол­нения конкретного задания). Перед началом упраж­нения дети вытягивают из конверта разноцветные бумажные фигурки, по цвету или форме которых они объединяются в пары или тройки, выполняют опре­деленное задание, а затем их фигурки наклеиваются на лист ватмана так, чтобы получился красивый кру­говой узор; первый узор — внешний, далее распола­гаются второй, третий, четвертый узоры; последний узор возникает в центре круга;

· бланки для выполнения заданий третьего узора;

· фломастеры, восковые мелки, бумага формата А4;

· шейные платочки для завязывания глаз;

· несколько школьных парт со стульями.

Ведущий должен заранее исходя из количества детей подготовить заготовку для «бумажного калейдоскопа», на которую ему по едва заметным ориентирам было бы легко наклеивать фигурки.

Перед началом игры пространство комнаты делится на две части. В одной половине из веревки на полу выкладыва­ется большой замкнутый круг (потом в нем должны будут с комфортом разместиться все дети). Во второй половине про­ходит игровая разминка, затем выполняются упражнения за партами. Все основное действие игры происходит внутри круга. Стенд с прикрепленным на нем бумажным калейдос­копом находится рядом с кругом, но за его пределами.

Сценарий игры

Ведущий предлагает детям свободно разместиться в той половине помещения, где на полу нет веревочного круга. Раз­даются калейдоскопы. Ведущий предлагает посмотреть в них, проследить, как узоры сменяют друг друга, не повторяясь.

Ведущий.

— Маленькие частички стекла (пластмассы), каждая из которых имеет только один цвет и только одну постоянную форму. Да, каждая из них очень хороша сама по себе! Но посмотрите, что происходит в калейдоскопе, когда эти частички объединяются по две, по три, небольшими группками... Получаются яркие, многоцветные узоры, удивительно разнообразные по форме! Так и люди: каждый сам по себе имеет ценность, каждый красив. Но когда люди общаются друг с другом, они могут создавать удивительные узоры общения. Наша игра — о волшебных узорах, которые можно создавать, из маленьких стеклышек, из кусочков цветной бумаги, или — общаясь друг с другом.

В нашей игре будет три калейдоскопа: один — настоя­щий и на «переменках», в перерывах между упражнениями, в него всегда можно будет заглянуть. Второй — бумажный, он будет создаваться на чистом листе ватмана с помощью самих участников. И третий — волшебный «человеческий» калейдоскоп, который появится благодаря тому, что каж­дый участник сейчас превратится в человека-стеклышко.

Ведущий просит положить калейдоскопы на специаль­ный столик и не трогать их без его разрешения. Начинает­ся разминка перед игрой.

Ведущий.

— Представьте себе, что каждый из нас — цветное стеклышко. Представили? Какого вы цвета, какой формы? Чья-то гигантская рука (наверное, какой-то великан) собрала все стеклышки и зажала их в ладошке. Стеклышки оказались близко-близко друг к другу... (Ведущий просит детей собраться в тесную кучку.) А затем рука рассыпала нас по ровной поверхности, но ни одно стеклышко не попало в пределы круга!

Дети разбегаются и застывают как стеклышки; веду­щий следит за тем, чтобы все дети з


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.