Литвинцева Е., Переверзина О. Внедрение принципов открытости в государственно-служебную культуру //Государственная служба, 2015, №2 (94). — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Литвинцева Е., Переверзина О. Внедрение принципов открытости в государственно-служебную культуру //Государственная служба, 2015, №2 (94).

2017-10-16 799
Литвинцева Е., Переверзина О. Внедрение принципов открытости в государственно-служебную культуру //Государственная служба, 2015, №2 (94). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Открытость государственной службы законодательно закреплена как один из ее принципов. Нельзя сказать, что в настоящее время этот принцип реализован в полной мере. Продолжается поиск эффективных механизмов развития открытости гражданской службы и путей повышения ее эффективности.

Культура современной российской государственной службы, в основном, относится к «иерархическому (бюрократическому)» типу.

Рассмотрение открытости как одного из элементов культуры позволит выявить характеристики нового, оптимального для настоящего времени типа системы ценностей гражданской службы, а также разработать действенные механизмы для его постепенного внедрения.

Государственная гражданская служба это специфический вид профессиональной служебной деятельности, характеризующийся рядом особенностей, в том числе, формирующий свою уникальную государственно-служебную культуру. Понятие сопряжено с традиционными дефинициями, прочно закрепившимися в науке и практике, такими как «организационная культура» и «корпоративная культура».

Являясь обязательным признаком любого государственного органа, государственно-служебная культура выполняет важную функцию влияния на организационное поведение сотрудников и может, как способствовать (если она «позитивная»), так и препятствовать (если она «негативная») достижению целей и задач организации.

К исследованиям систем ценностей в организационном (корпоративном) контексте в разное время обращались различные зарубежные и отечественные ученые. Э. Жак, У. Оучи, Ю.Д. Красовский, К. Голд, Э. Шейн, Р.Л. Кричевский, Ю.Г. Одегов, П.В. Журавлев, О.С. Виханский, А.И. Наумов, Т.О. Соломанидина, Т.Ю. Базаров, С.В. Шекшня и другие.

Определения организационной (корпоративной) культуры в общем виде сводятся к пониманию того, что эти понятия могут использоваться как синонимы. Если не требуется их разграничения, заданного рамками конкретных специфических исследований. При этом такая культура представляет собой систему формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, особенностей поведения работников данной организационной структуры, ценностей, стиля руководства, идентификации работников с организацией и перспективами ее развития.

В последнее время ряд исследователей изучали систему ценностей государственной службы в различных ее аспектах:

· через особенности культуры служащих [Нуралиева, 2011; Терещук, 2010];

· через исследование культурного подпространства государственной службы [Терентьев, 2013];

· через причины девиации корпоративного поведения [Кобылкина, 2014];

· как фактор, способствующий укреплению государственности и противодействия коррупции [Елкибаева, 2011].

Однако государственно-служебная культура как предмет исследования обладает научной новизной и практической значимостью. Следует говорить не столько о видении ее созидательной роли в развитии системы гражданской службы, сколько в целом о представлении самого развития в терминах культуры, о восприятии государственного органа как социокультурного образования.

Под государственно-служебной культурой можно понимать:

o высший этап организационной культуры государственной службы, основанной на идеях общественного служения, законности, социальной ответственности, честности, открытости, человечности, лояльности;

o совокупность идей, ценностей, принципов, норм и правил служебного поведения, мотивов, стремлений, ожиданий, которые управляют поведением гражданских служащих и создают особый духовно-эмоциональный фон и морально-психологический климат организации;

o основной управленческий инструмент, вооружающий весь персонал единой системой ценностей и мотиваций и обеспечивающий позиционирование государственного органа во внешней среде;

o систему средств идентификации, выражаемую в корпоративном духе, стиле руководства, названии, девизе-слогане, логотипе – графическом символе, фирменном стиле.

На наш взгляд, эффективность функционирования системы государственной службы РФ в настоящее время не может быть обеспечена без изменения некоторых особенностей сложившейся государственно-служебной культуры.

Решение этой задачи требует внедрения особых стандартов, основанных на принципах открытости и способствующих повышению уровня «социальной ответственности», а также результативности деятельности государственных органов и государственных гражданских служащих.

Основными элементами государственно-служебной культуры являются:

o миссия государственного органа;

o ценности, разделяемые большинством членов коллектива;

o принципы, выражающие ценности в конкретной форме;

o нормы (простейшие принципы);

o правила поведения и деятельности;

o информационно-коммуникативная система государственного органа;

o этика служебного поведения;

o символика, лозунги, ритуалы, традиции и прочее.

Структура государственно-служебнойкультуры государственного органа является трехуровневой:

На первом, наиболее поверхностном, уровне находятся объективно наблюдаемые организационные структуры и процессы (артефакты),

Это формализованные структуры и процессы (форма одежды, речевые обороты, архитектура и планировка зданий, оформление служебных помещений, символика, цветовая гамма, ритуалы). Формализованные элементы государственно-служебной культуры государственного органа, как правило, связаны с более глубокими уровнями, они являются материализованным выражением ценностей, которые установились в организации за время ее становления, были привнесены основателем и последующими руководителями и служащими.

Символика способствует хранению и передаче информации о принадлежности государственных органов Российской Федерации к системе государственной власти, указывает на профессиональную деятельность, конкретные профессиональные функции гражданских служащих в системе государственного управления. Профессиональные символы служат средством установления и развития корпоративных отношений, порядка взаимодействия, определенного поведенческого стиля, как между госслужащими, так и между представителями государственных органов и гражданского общества.

На втором – провозглашаемые ценности, на третьем, глубинном, – базовые ценности. Это декларируемые ценности, которые, как правило, содержатся в письменных документах (миссии, кодексе этики, административных регламентах, стандартах). Кроме того, под провозглашаемыми ценностями понимаются высказывания и действия членов организации, которые отражают общие ценности и убеждения. Они задаются руководством государственного органа как часть стратегии. Служащим известно об этих ценностях и они сами делают выбор, принимать их, сделать вид, что принимают и адаптироваться к ситуации, или отвергнуть.

На третьем уровне рассматриваются представления сотрудников организации, непосредственно влияющие на формирование устойчивых моделей поведения. Данные представления о природе взаимоотношений с окружением, в том числе, с референтными группами, природе человеческих отношений, видении места государственного органа в обществе, влияют на реальное поведение гражданских служащих и принятие тех или иных решений. Данный уровень представлений или предположений является наиболее «глубинным» уровнем государственно-служебной культуры и влияет на понимание большинством сотрудников того, что является приемлемым, а что неприемлемым в их деятельности.

Если рассматривать государственно-служебную культуру как явление, характерное для всей системы государственной службы РФ, и в то же время, отражающее особенности культуры отдельных ведомств (государственных органов), целесообразно выделять два ее типа: базовый и ведомственный (конкретного государственного органа).

Необходимо особо отметить, что, с одной стороны, формирование системы нормативно-правового регулирования является обязательным условием внедрения стандартов открытой государственно-служебной культуры, так как закладывает основы первого и второго уровней такой культуры (артефакты и провозглашаемые ценности). С другой стороны, качество и сроки исполнения требований нормативно-правовых актов, а главное – достижение реальных результатов в интересах референтных групп, непосредственно зависят от уровня развития государственно-служебной культуры.

Следует подчеркнуть, что нормативное регулирование деятельности государственных органов и служащих является необходимым, но не достаточным условием внедрения принципов государственно-служебной культуры и ее дальнейшего позитивного изменения. Необходимо постоянное принятие соответствующих управленческих решений и реализация организационных мероприятий, направленных на развитие государственно-служебной культуры в нужном направлении. В связи с этим необходимо определение четких механизмов внедрения г осударственно-служебной культуры, а также разработка методики внедрения данных механизмов в деятельность государственного органа с описанием «дорожной карты» и конкретных мероприятий.

Основными механизмами внедрения государственно-служебной культуры являются:

o правовой (разработка и реализация стандартов и правил служебного поведения работников);

o организационный (определение организационных структур и взаимодействий внедрения элементов культуры);

o информационно-коммуникативный (пропаганда открытости государственной службы путем проведения открытых обсуждений целей и задач структурных подразделений и служащих, развитие сайта госоргана и системы «Интранет»);

o воспитательно-профилактический (распространение лучших практик служебного поведения, кодекса этики госслужащего);

o контролирующий (своевременная коррекция исполнения правил и стандартов и контроль за их соблюдением).

Очевидно, что формирование государственно-служебной культуры во многом определяется системностью и комплексным характером осуществляемых мероприятий.

Повышение эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих во многом зависит от практического применения новых подходов к формированию открытой государственно-служебной культуры.

Разработка общих подходов к структуре и содержанию мероприятий по формированию открытой государственно-служебной культуры в конкретных государственных органах, а также методик внедрения ее механизмов могут быть использованы для повышения эффективности деятельности государственных гражданских служащих, оптимизации процессов их профессионального и личностного развития, совершенствования системы трудовой этики и мотивации.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.