Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-10-16 | 372 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ (ПО РАЗДЕЛАМ)
1. ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ.
· Внешний вид медицинской сестры.
· Взаимоотношения медицинских сестер между собой.
· Отношения медицинской сестры с врачом.
· Отношение медицинской сестры к больным детям.
· Отношение медицинской сестры детского отделения к родителям и близким больного ребенка.
· Взаимоотношения медицинской сестры с младшим медицинским персоналом.
· Врачебная тайна.
· Юридическая ответственность медицинской сестры.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ.
· Функциональные обязанности.
· Организация рабочего места.
· Смена и передача дежурств.
· Участие палатной медицинской сестры в обходе.
· Участие палатной медицинской сестры в составлении порционного требования.
· Участие палатной медицинской сестры в кормлении детей.
· Участие палаткой медицинской сестры в приеме передач больным детям.
3. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ РЕБЕНКА.
· Методика исследования артериального пульса.
· Наблюдение за дыханием.
· Методика измерения артериального давления.
4. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА И УХОД ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ.
· Личная гигиена ребенка.
· Профилактика педикулеза в детском отделении.
· Методика обработки ребенка при педикулезе.
· Методика проведения гигиенической ванны ребенку грудного возраста.
· Методика проведения гигиенической ванны детям старшего возраста.
· Уход за кожей, профилактика пролежней.
· Умывание ребенка и мытье отдельных частей тела.
· Полоскание (орошение) полости рта и зева.
|
· Уход за полостью рта.
· Уход за глазами.
· Уход за полостью носа.
· Уход за ушами.
· Стрижка ногтей.
· Уход за наружными половыми органами.
· Кормление ребенка, находящегося на постельном режиме.
· Кормление ребенка через зонд.
5. СПОСОБЫ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.
Наружный способ применения лекарственных средств
· Методика применения пластыря.
· Методика применения присыпки.
· Методика применения мазей, паст и болтушек на кожу.
· Методика втирания, в кожу мазей.
· Методика наложения мазевой повязки.
· Методика введения капель в конъюнктивальный мешок.
· Методика закладывания мази в конъюнктивальный мешок.
· Методика введения капель в нос.
· Методика введения мази в нос.
· Методика введения лекарственных средств в наружный слуховой проход.
Ингаляционный способ применения лекарственных средств
· Методика применения портативного ингалятора.
Энтеральный способ введения лекарственных средств
· Методика введения лекарственных средств через рот.
· Методика введения лекарственных средств сублингвально.
· Методика введения суппозитория.
· Методика постановки лекарственной клизмы.
ВВЕДЕНИЕ
«УНИКАЛЬНОЙ ЗАДА ЧЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ЯВЛЯЕТСЯ
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, БОЛЬНОМУ ИЛИ ЗДОРОВОМУ, В
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТЕХ ДЕЙСТВИЙ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К ЕГО
ЗДОРОВЬЮ, ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ ИЛИ СПОКОЙНОЙ СМЕРТИ, КАКИЕ
ОН ПРЕДПРИНЯЛ БЫ САМ, ОБЛАДАЯ НЕОБХОДИМЫМИ СИЛАМИ,
ЗНАНИЯМИ И ВОЛЕЙ...»
ВИРДЖИНИЯ ХЕНДЕРСОН,
преподаватель, просветитель, исследователь (США).
Профессия медицинской сестры важна, ответственна, разнообразна, благодарна, доставляет огромное моральное удовлетворение людям, избравшим ее. Однако профессия эта и очень трудна, так как к медицинской сестре предъявляются чрезвычайно-высокие требования:
· профессиональная компетентность;
· постоянное совершенствование теоретических знаний и практических
· навыков;
· физическое здоровье в сочетании с высокими нравственными качествами и порядочностью;
|
· высочайшая ответственность за выполнение своих служебных обязанностей.
Поэтому к выбору данной профессии и занятию ею в течение жизни нужно подходить обдуманно, взвешенно, правильно оценивая свои желания и возможности.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (КОМПОНЕНТЫ)
СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
компонент | цель | мероприятия | |
1. Обследование | Собрать следующую информацию о пациенте: · физиологические данные · психологические данные · социологические данные · анамнез жизни · данные о культурном уровне · данные о духовном развитии · данные об окружающей среде · лабораторные данные и создать, взаимоувязать, оценить информационную базу о нем. | а - беседа с пациентом б - беседа с родственниками пациента в - проведение физического обследования больною г - проведение лабораторных и инструментальных методов исследования. | |
2. Сестринский диагноз | Позволяет определить реакции пациента на проблемы, связанные с его здоровьем | а - анализ собранной информации б - идентификация проблем пациента в - документирование диагноза ухода за больным | |
3. Планирование | Определение цели (или целей), которой (которых) надо достичь при работе медсестры с пациентом | Выбор мероприятий по обслуживанию пациента, которые должны быть: а - индивидуальны, конкретны, реалистичны б - их можно было бы пронаблюдать и проанализировать в - определение сроков выполнения этих мероприятий | |
4. Выполнение | Улучшить состояние пациента | а - осуществление конкретных мероприятий по обслуживанию пациента б - осуществление их в конкретные сроки. | |
5. Оценка | Определить результативность действий медицинской сестры по обслуживанию пациента | а - сопоставление планируемой цели с полученными результатами б - анализ эффективности выполненных мероприятий в - сделать вывод г - скорректировать план обслуживания пациента |
В том случае, если запланированная цель (цели) не достигнута или достигнута не полностью, продолжить работу с пациентом по тем же основным компонентам сестринского процесса:
обследование
медицинский диагноз
планирование
выполнение
оценка, только на новом, следующем этапе обслуживания пациента.
Таким образом, сестринский процесс - что замкнутый цикл, в котором оценка и корректировка мероприятий медсестры по уходу за пациентом вносят в ее деятельность элемент подлинною творчества.
|
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЫХАНИЕМ
При наблюдении за дыханием ребенка медицинская сестра должна уметь определить частоту, глубину, ритм дыхательных движений и определить тип дыхания.
1. В норме дыхательные движения ритмичны.
2. Частота дыхательных движений зависит от возраста ребенка, средние показатели: новорожденный 48 в 1 минуту,
1 год - 35 в 1 минуту,
3 года - 30 в 1 минуту,
5 лет - 25 в 1 минуту,
10 лет - 20 в 1 минуту,
14 лет - 17 в 1 минуту.
3. У детей раннего возраста дыхание поверхностное, по мере роста ребенка глубина дыхания увеличивается.
4. Тип дыхания у детей зависит от возраста и пола: у новорожденных и грудных - брюшной, на 2-ом году - смешанный:, с 3-4 лет - преобладает грудной, в препубертатном периоде у девочек формируется грудной тип дыхания, а у мальчиков - брюшной.
5. Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для ребенка, т.к. дыхание - процесс лабильный, и ребенок может произвольно менять его; изменения возможны от волнения, возбуждения, перемены положения и т.д.
Наиболее точные данные можно получить, когда ребенок спит. Можно сказать ребенку, что исследуешь пульс, и незаметно наблюдать за дыханием.
ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА
Палатная медицинская сестра детского отделения должна контролировать соблюдение детьми правил личной гигиены, детям раннего и дошкольного возраста помогать в этом.
1. Дети, находящиеся на общем режиме, два раза в день, утром и вечером, должны умываться, чистить зубы, мыть уши, мыть руки перед каждым приемом пищи и после посещения туалета, полоскать рот теплой водой после каждого приема пищи;
2. Девочки должны ежедневно расчесывать волосы индивидуальной расческой, утром и вечером, подмывать наружные половые органы теплой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу;
3. Раз в неделю медицинская сестра должна проверять состояние ногтей и обрезать их младшим детям;
4. Раз в неделю детям должна проводиться гигиеническая ванна со сменой постельного и нательного белья, сменой одежды; при необходимости одежду и нательное белье меняют чаще;
|
5. Каждый ребенок младшего возраста пользуется индивидуальным пронумерованным горшком (номер горшка соответствует номеру кровати).
Медицинская сестра
· читает название препарата;
· подогревает лекарственный раствор до температуры 370, поставив флакончик в теплую воду:
· объясняет ребенку или помощнику ход процедуры
· моет руки;
· укладывает ребенка на бок больным ухом вверх;
· очищает наружный слуховой проход ватной турундой;
· выпрямляет наружный слуховой проход, оттягивая левой рукой ушную раковину за мочку немного книзу у детей раннего возраста и кверху, и кзади у старших детей
· вводит 3-6 капель, держа стерильную пипетку на расстоянии от наружного слухового прохода;
· контролирует, чтобы ребенок полежал в этом положение 10 минут;
· спрашивает о самочувствии, отпускает;
· моет руки.
ВНУТРИКОЖНОЙ ИНЪЕКЦИИ
Место инъекции - внутренняя поверхность предплечья.
Медицинская сестра
· моет руки, набирает в шприц необходимое количество лекарственного средства:
· надевает перчатки;
· обрабатывает спиртом место инъекции, делая мазки в одном направлении
· натягивает кожу в месте инъекции левой рукой.
· вводит в кожу кончик иглы, держа ее срезом вверх почти параллельно коже;
· переносит левую руку на поршень и вводит препарат, при этом на коже образуется папула;
· извлекает иглу, не прижимая место инъекции ватным шариком со спиртом;
· снимает перчатки.
·
ВНУТРИМЫШЕЧНОЙ ИНЪЕКЦИИ
Наиболее удобные места для внутримышечных инъекций верхне-наружный квадрант ягодицы и передненаружная область бедра.
Медицинская сестра
· моет руки;
· набирает в шприц лекарственный препарат;
· укладывает ребенка на живот, чтобы ягодичные мышцы были расслаблены;
· определяет место инъекции, проводя мысленно вертикальную линию, проходящую через седалищный бугор, а горизонтальную пересекающую большой вертел бедренной кости;
· надевает перчатки;
· обрабатывает ватным шариком, смоченным в спирте, кожу в месте инъекции;
· кожу в месте инъекции прижимает и несколько натягивает между пальцами левой руки;
· быстрым толчкообразным движением вводит иглу под углом 90° к коже в ягодичную мышцу на глубину 2-3 см;
· немного оттягивает поршень назад, чтобы убедиться не попала ли игла в сосуд (ели кровь в шприце - сменить место инъекции);
· если кровь не показалась, вводит медленно раствор, не создавая высокого давления в тканях, что сопровождается болевыми ощущениями;
· извлекает иглу;
· место инъекции обрабатывает и слегка массирует ватным шариком, смоченным в спирте;
· снимает перчатки;
|
· спрашивает ребенка о самочувствии.
Примечание: при внутримышечных инъекциях в передненаружную поверхность бедра, шприц нужно держать, как писчее перо, под углом, чтобы не повредить надкостницу. При внутримышечных инъекциях возможны осложнения: может сломаться игла, поэтому никогда не следует вводить иглу в мышцу до канюли - именно в этом месте она чаше всего ломается, может быть повреждение нервных стволов из-за неправильного выбора места для инъекции, может образоваться инфильтрат из-за не соблюдения правил асептики, обо всех осложнениях медицинская сестра должна немедленно сообщить врачу!
СОГРЕВАЮЩИЙ КОМПРЕСС
Вызывает длительное расширение кровеносных сосудов и приток крови к коже и глубжележащим тканям, поэтому оказывает рассасывающий и болеутоляющий эффекты.
Условия проведения процедуры.
· Согревающий компресс не ставится при гипертермии, при аллергических и гнойничковых высыпаниях на коже, при нарушении целости кожи.
· Лекарственные средства, применяемые для компресса (спирт, разбавленный водой 1:2, камфорное масло) могут вызвать раздражение кожи, поэтому перед постановкой компресса необходимо смазать кожу детским кремом или вазелиновым маслом.
· Нельзя накладывать компресс на кожу, смазанную йодом, т.к. это может привести к глубоким ожогам
ГОРЧИЧНИКИ
Лечебный эффект применения горчицы обусловлен влиянием на кожу эфирного горчичного масла, выделяющегося из нее при температуре 40-45 °С и вызывающего приток крови к сосудам кожи и глубжележащих тканей.
Условия проведения манипуляции.
· Нельзя ставить горчичники при высокой температуре тела.
· Нельзя ставить горчичники при заболеваниях кожи, резком снижении
· кожной чувствительности, злокачественных опухолях.
· Нельзя ставить горчичники на область сердца.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА
Медицинская сестра
1. Проверяет годность горчичников: горчица не должна осыпаться с бумаги и должна сохранять специфический запах;
2. Наливает в лоток воду температуры 40-45°, проверяя это водным термометром;
3. Укладывает ребенка на кровати в удобную позу;
4. Накладывает на соответствующий участок тела марлевую салфетку, смоченную подсолнечным маслом и сложенную в 2-3 слоя;
5. Поочередно погружает горчичники на 5-10 секунд в воду и накладывает горчичной стороной на марлю;
6. Укрывает ребенка полотенцем, а затем одеялом:
7. Через каждые 2-3 мин осматривает участок кожи, где лежит горчичник;
8. При появлении стойкой гиперемии кожи, что бывает через 5-15 мин, снимает горчичники и марлевую салфетку;
9. Тепло одевает ребенка и укладывает в постель.
Примечание: у детей раннего возраста ставят горчичники так же обратной стороной к телу; у детей старшего возраста ставят горчичники непосредственно горчицей к телу и после снятия их необходимо протереть кожу теплой водой температуры 36-40°, чтоб удалить остатки горчицы, и смазать вазелиновым (подсолнечным) маслом; необходимо следить за длительностью проведения данной процедуры, т.к. при увеличении времени воздействия возможен химический ожог кожи даже с образованием пузырей. Будьте внимательны!
ГОРЧИЧНОЕ ОБЕРТЫВАНИЕ
Это отвлекающая, успокаивающая, потогонная процедура; показана при воспалительных заболеваниях органов дыхания. Детям раннего возраста можно делать общее горчичное обертывание, а детям дошкольного и школьного возраста - местное, на грудную клетку.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЩЕГО ГОРЧИЧНОГО ОБЕРТЫВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Медицинская сестра
1. Готовит тонкую х/б пеленку (простыню), фланелевую пеленку (байковое одеяло), шерстяное одеяло, кувшин с водой температуры 37°С;
2. Берет 100 г сухого горчичного порошка и заливает 2-3 л горячей воды температуры не ниже 80 °С, тщательно размешивает раствор, дает отстояться 3-4 минуты;
3. Жидкую часть смеси сливает в другую посуду, смачивает в ней тонкую пеленку;
4. Отжимает х/б пеленку (простыню), расстилает ее на фланелевую (боковое одеяло), положенную на шерстяное одеяло;
5. Ребенка обнаженного (только промежность закрыта подгузником) укладывает на влажную простыню так, чтобы можно было прикрыть все тело, а верхний край находился на уровне нижней челюсти;
6. Быстро заворачивает ребенка в простыню, при этом вначале его руки поднимает вверх и одним краем простыни закрывает грудь и живот, потом руки опускает и другим краем простыни прижимает их к туловищу; следит при этом, чтобы не образовались складки;
7. Поверх влажной простыни заворачивает ребенка в байковое и шерстяное одеяло, голову оставляет открытой:
8. Наблюдает за укутанным ребенком в течение 20-30 минут, давая ему пить понемногу воду и контролируя пульс на височной артерии;
9. Проверяет температуру воды в кувшине - она должна быть примерно 36 °С:
10. Развертывает ребенка;
11. Ополаскивает его водой из кувшина;
12. Насухо вытирает ребенка и, тепло укутав, укладывает в кровать.
Примечание: при выполнении местного горчичного обертывания обертывают только грудную клетку ребенка от ключиц до пупка; процедуру можно повторять через день 3-5 раз в течение болезни.
БАНКИ
За счет создаваемого в медицинской банке вакуума, она присасывается к коже; за счет этого в коже и глубжележащих тканях усиливается крово- и лимфообращение, улучшается питание тканей и быстрее рассасываются воспалительные очаги.
Условия проведения
· Банки ставят главным образом детям старше 7 лет, реже - детям дошкольного возраста, т.к. банки у детей младшего возраста могут вызвать массивные кровоизлияния в коже и подкожно-жировом слое, стойкие нарушения микроциркуляции и снижение функций кожи.
· Банки противопоказаны при заболеваниях кожи, особенно гнойничковых, болезнях крови, истощении, возбуждении больного ребенка, повышенной кровоточивости.
· Банки детям ставят обычно на спину, исключая область позвоночника и лопаток, т.е. вмежлопаточной и надлопаточной областях, захватывая, боковые поверхности грудной клетки на симметричных участках.
ТЕРМОМЕТРИЯ
· Температуру тела измеряют ежедневно в одно и тоже время утром (6-8 часов) и вечером (16-18 часов). У тяжело больных чаще, каждые 2-3 часа.
· Термометрию проводят натощак.
· Термометрию проводят в покое, не ранее, чем через 30-40 минут после сна.
· Каждому ребенку измеряют температуру тела в одном и том же месте (чаще - в подмышечной впадине, у новорожденных и детей первых месяцев жизни - в паховой складке; реже - в пряной кишке) и на одной стороне тела.
· Длительность термометрии 10 минут.
· При измерении температуры детей нельзя оставлять одних; маленьких. можно держать на руках, дети постарше могут сидеть или лежать, при- I жав руку к туловищу.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ
Медицинская сестра
1. Готовит термометр, часы, ручку, температурный лист, дезинфицирующий раствор;
2. Объясняет ребенку как он должен себя вести во время термометрии;
3. Встряхивает термометр, чтобы ртуть опустилась в резервуар до самых низких показателей;
4. Протирает насухо подмышечную впадину (паховую складку) ребенка, i т.к. влажная кожа искажает показания;
5. Осматривает подмышечную (паховую) область; при наличии гиперемии, местного воспаления нельзя проводить термометрию, т.к. местно температура будет выше, чем температура всего тела;
6. Помещает термометр так, чтобы резервуар со всех сторон соприкасался с телом в глубине подмышечной впадины (паховой складке);
7. Плотно прижимает руку ребенка к грудной клетке для фиксации термометра;
8. Через 10 минут извлекает термометр и определяет его показания;
9. Записывает показания термометра в температурный лист;
10. Встряхивает термометр, чтобы столбик ртути опустился в резервуар;
11. Погружает термометр в дезинфицирующий раствор (0,5° р-р хлорамина) на 30 минут;
12. Промывает проточной водой, вытирает насухо и убирает в стеклянную посуду, на дне которой лежит слой ваты.
ОКСИГЕНОТЕРАПИЯ
Оксигенотерапия - это лечение путем вдыхания воздуха с постоянной концентрацией кислорода, равной 24-44%. Оксигенотерапия - основной метод борьбы с гипоксией.
ПОСТАНОВКА КЛИЗМ
При помощи клизмы в толстую кишку вводят различные жидкости с лечебной и диагностической целью.
ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ КЛИЗМЫ
Ставятся при запорах, пищевых отравлениях, перед операциями и введением лекарственных веществ, перед эндоскопическими и рентгенологическими исследованиями органов брюшной полости.
Последовательность выполнения манипуляции у детей грудного возраста
Медицинская сестра
· чисто вымытыми руками берет стерильный резиновый баллон с мягким наконечником и освобождает его от попавшей при кипячении внутрь воды;
· набирает в баллон воду комнатной температуры;
· наконечник баллона смазывает вазелином;
· укладывает ребенка на спину и левой рукой поднимает ему ноги вверх;
· в правую руку берет баллон с водой и выпускает из него воздух;
· осторожно, без усилий, вводит наконечник в заднепроходимое отверстие на глубину 3-5 см, направляя его сначала вперед, а, пройдя наружный и внутренний сфинктеры, немного кзади;
· медленно нажимает на баллон, выпуская воду;
· после введения жидкости левой рукой сжимает ягодицы ребенка, а правою осторожно извлекает наконечник;
· придерживает некоторое время ягодицы сжатыми, чтобы вода не вытекла до усиления перистальтики кишечника.
Примечание: для постановки клизмы детям грудного возраста используют баллон №2 вместимостью SO мл в первые 2-3 месяца жизни, №3-4 вместимостью 75-100 мл - ребенку 6 месяцев №5 вместимостью 150 мл -годовалому; детям старше года до 5 лет для очистительной клизмы, вводят 180-200 мя воды (баллон №5-6), детям 6-7 лет -200-250 мл (баллон №6) в положении на левом боку с согнутыми и подтянутыми к животу ногами.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Медицинская сестра
· в кружку Эсмарха наливает кипяченую воду комнатной температуры;
· открыв кран, выпускает воздух из трубки и заполняет водой;
· подвешивает кружку на стойку так, чтобы она находилась на 50-75 см выше уложенного на кушетку больного ребенка;
· укладывает ребенка на левым бок с подогнутыми к животу ногами;
· под ребенка подкладывает клеенку так, чтобы свободный конец ее спускался в таз;
· смазывает наконечник трубки вазелином;
· объясняет ребенку, что он должен постараться задержать воду в кишечнике на несколько минут для лучшего разжижения каловых масс;
· разводит левой рукой ягодицы больного, а правой вводит наконечник в анальное отверстие, сначала несколько вперед по направлению к пупку потом параллельно копчику на глубину 5-10 см;
· приоткрывает вентиль, чтобы вода начала поступать в кишечник; нельзя чтобы вода вытекала быстро - это может вызвать боль;
· после введения воды закрывает вентиль и осторожно извлекает наконечник;
· моет руки после процедуры;
· наблюдает за ребенком, пока у него не появится позыв на дефекацию.
Примечание: для очистительной клизмы ребенку от 6 до 9 лет требуется 400 мл воды, старше 9 лет - 500 мл и более; если при постановке клизмы вода не поступает в кишечник, необходимо изменить положение наконечника, поднять кружку выше; при отсутствии результатов можно думать, что наконечник забит каловыми массами - его необходимо заменить; при атонических запорах послабляющий эффект возникает при температуре воды 18-20 °С, при спастических • 37-38 °С.
МАСЛЯНАЯ КЛИЗМА
У детей применяется для мягкого очищения кишечника и при упорных запорах; используются растительное (подсолнечное, льняное, оливковое, прованское) и вазелиновое масла.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ
Медицинская сестра
· берет какое-либо масло в количестве от 20 до 80 и 150 мл (в зависимости от возраста ребенка) и подогревает его в теплой воде до температуры 37-38 °С:
· набирает необходимое количество масла в шприц; > укладывает ребенка на левый бок с согнутыми в коленях ногами, подтянутыми к животу;
· берет газоотводную трубку смазывает ее конец маслом и осторожно вводит на глубину 6-10-12 см (в зависимости от возраста) в прямую
· кишку;
· к наружному концу трубки подсоединяет шприц;
· осторожно вводит масло в прямую кишку;
· осторожно вынимает катетер;
· укладывает ребенка на живот на 10-15 минут, чтобы масло не вытекло.
Примечание: очистительный эффект наступает обычно через 8-10 часов,
поэтому ставить масляную клизму удобно вечером перед ночным сном; вместо шприца можно использовать резиновую грушу с надетой на наконечник резиновой трубкой.
ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ КЛИЗМА
Используется для очищения кишечника при атонических запорах, когда обычная очистительная клизма не дает желаемого результата.
Условия проведения
· Для постановки гипертонической клизмы используют в зависимости от возраста 5-10% раствор хлорида натрия или 20-30% раствор сульфата магния.
· В зависимости от возраста вводится от 50 до 70 мл гипертонического
· раствора.
· После клизмы больной должен лежать в течение 20-30 минут, т.к. послабляющий эффект обычно наступает через это время.
· Гипертонические клизмы нельзя применять длительно, т.к. они сильно раздражают слизистую оболочку прямой кишки.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫта же, что и при постановке масляной клизмы.
СИФОННАЯ КЛИЗМА
С помощью сифонной клизмы достигается более эффективное очищение кишечника, т.к. он промывается водой многократно.
Условия проведения
· Сифонная клизма - тяжелая манипуляция для ребенка. При этой процедуре обязательно присутствие врача, наблюдающего за ее ходом и контролирующего состояние ребенка.
· При выполнении сифонной клизмы необходимо следовать строю правилу: количество вводимой жидкости должно быть практически равно количеству выводимой.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ
Медицинская сестра
· готовит резиновую трубку с диаметром 0,8-1 см, заканчивающуюся наконечником, длиной 1,5 м; стеклянную воронку емкостью 400-500 мл; емкость с водой для промывания температуры 37-38 °С, от 5 до 10 л (в зависимости от возраста), таз для промывных вод, вазелиновое масло, клеенку, перчатки;
· укладывает ребенка на спину с приведенными к животу ногами и слегка приподнятым тазом;
· надевает перчатки;
· берет трубку, присоединяет воронку, а другой конец обильно смазывает вазелиновым маслом;
· вводит смазанный конец трубки в прямую кишку на глубину 4-5 см;
· вслед за трубкой вводит в прямую кишку указательный палец и под его контролем проводит трубку глубже;
· удерживает воронку примерно на уровне ягодиц, наливает в нее воду и медленно поднимает вверх, пока вода почти полностью не уйдет в кишечник;
· опускает воронку, чтобы жидкость и газы вышли в нее из кишечника и сливает содержимое в таз;
· эти действия повторяет, пока из кишечника не будет отходить чистая вода, при этом исчезает вздутие живота и брюшная стенка западает;
· по окончании процедуры оставляет резиновую трубку в кишечнике на
· 15-20 минут, чтобы отошла по ней оставшаяся жидкость;
· медленно извлекает трубку;
· погружает зонд и воронку в дезинфицирующий раствор;
· снимает перчатки
· доставляет ребенка в палату и удобно укладывает на кровати.
ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА
Используют с лечебной и (реже) диагностической целью в педиатрической практике.
Условия проведения манипуляции:
· Положение детей во время промывания желудка зависит от возраста: ребенка младшего возраста укладывают на левый бок со слегка повернутым вниз лицом и приподнятым на 15-20° ножным концом, ребенка дошкольного возраста помощник усаживает к себе на колени, плотно зажав его ноги между своих и прижав его голову к своему плечу; ребенка старшего возраста усаживают на стул, зафиксировав при необходимости руки, закрыв грудь резиновым фартуком или пеленкой.
· В зависимости от эмоционального состояния ребенка, открыть рот ему можно шпателем, либо использовать для этой цели роторасширитель.
· Количество жидкости для промывания желудка также зависит от возраста ребенка, чтобы избежать водного отравления: новорожденным - 200 мл, до 6 месяцев - 500 мл, а до года - 1 литр, старше I года - I литр на год жизни, но не более 10 литров. Температура жидкости для промывания желудка у детей раннего возраста 22-24°, у остальных - комнатная.
· Используют для промывания желудка у грудных детей более тонкий, чем у старших, зонд, и вместо воронки - шприц.
· Необходимо строго соблюдать следующее правило - количество вводимой жидкости должно быть практически равно количеству выводимой.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ
Медицинская сестра
· готовит стерильный желудочный зонд, воронку (шприц), таз, кипяченую воду в достаточном количестве, шпатель, роторасширитель, салфетку;
· измеряет у ребенка расстояние от середины переносицы до пупка -ориентировочную глубину введения зонда, делает на нем отметку;
· укладывает (усаживает) ребенка в удобное для промывания положение;
· смачивает кипяченой водой слепой конец зонда;
· с помощью шпателя, держа его в левой руке, открывает ребенку рот, а правой - рукой быстрым движением заводит зонд за корень языка; при необходимости использует роторасширитель;
· просит ребенка сделать несколько глотательных движений, либо сама осторожно, без насилия, продвинет зонд по пищеводу до сделанной предварительно отметки (при поспешном введении зонд может закручиваться в пищеводе);
· после попадания зонда в желудок, подсоединяет к нему воронку (шприц);
· держа воронку ниже уровня желудка ребенка, заполняет воронку водой;
· осторожно поднимает воронку вверх, пока вода из нее уйдет в желудок до горлышка воронки (шприца);
· опускает воронку вниз, чтобы в нее стали поступать промывные воды;
· промывные воды из воронки выливает в таз;
· вновь заполняет воронку чистой водой и повторяет процедуру промывания пока не получит из желудка чистые промывные воды;
· закончив процедуру, снимает воронку (шприц) и быстрым движением извлекает зонд;
· убирает роторасширитель, освобождает зафиксированные руки ребенка;
· доставляет ребенка к постели, помогает лечь.
Примечание: если при введении зонда ребенок начинает кашлять, задыхаться, синеть, следует немедленно извлечь зонд, т.к. как он попал * дыхательные пути;
промывание желудка ребенку в бессознательном состоянии для предотвращения аспирации жидкости проводят только после интубации трахеи, осуществленной врачом.
ДУОДЕНАЛЬНОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ
Условия проведения
· Дуоденальное зондирование является тяжелой стрессогенной процедурой, и в настоящее время в педиатрической практике стало использоваться значительно реже в связи с появлением УЗИ. Однако по клиническим показаниям дуоденальное зондирование проводится детям школьного возраста.
· За несколько дней до выполнения дуоденального зондирования необходимо начать психоэмоциональную подготовку ребенка к процедуре с учетом особенностей его личности: 'рассказать о смысле, цели и методике проведения и постараться снять стрессовую настроенность.
· За 2-3 дня до дуоденального зондирования из рациона ребенка необходимо исключить блюда, вызывающие повышенное брожение и метеоризм: черный хлеб, цельное молоко, картофель, капуста, бобовые.
· Для дуоденального зондирования используют тонкий зонд с металлической оливой на конце и несколькими отверстиями, диаметром 3-5 мм, длиной 1,5м.
· Зондирование медсестра проводит в отдельной комнате наедине с ребенком иногда в присутствии врача.
· На зонде предварительно ставят метки: 1-ую на расстоянии от середины переносицы до пупка, 2-ую через 10-15 см после первой.
· Дуоденальное зондирование проводят утром натощак.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДУОДЕНАЛЬНОГО ЗОНДИРОВАНИЯ
Медицинская сестра
· готовит все необходимое для процедуры: стерильный дуоденальный зонд, штатив с пробирками, 20-граммовый шприц, 33% раствор сульфата магния, зажим, грелку с теплой водой, валик
· усаживает ребенка на кушетку
· моет руки
· берет в руку металлическую оливу и объясняет ребенку, что он должен глотать ее, как косточку от вишни, вместе со скапливающейся во рту слюной и глубоко ровно дышать
· вводит оливу за корень языка, придерживая свободный конец зонда, в то время как ребенок делает глотательные движения
· вводит таким образом зонд до первой метки - олива достигла желудка
· просит ребенка спокойно посидеть 20-30 минут, при этом зонд заглатывается до 2-ой метки - олива прошла в 12-перстную кишку
· укладывает ребенка на правый бок, подложив под область таза валик, а под область правого подреберья - теплую грелку для лучшего от хождения желчи
· опускает свободный конец зонда в пробирку и в нее поступает порция А - содержимое 12-перстной кишки светло-желтого цвета;
· через зонд с помощью шприца вводит от 10 до 50 мл 33% раствора сульфата магния для расслабления сфинктера желчного пузыря и пережимает зонд на 10-15 минут зажимом;
· отпускает свободный конец зонда в следующую пробирку и в нее поступает порция В - содержимое желчного пузыря темно-оливкового цвета;
· опускает свободный конец зонда в следующую пробирку - в нее поступает порция С - лимонно-желтого цвета, представляющая собой содержимое желчных ходов;
· осторожно извлекает зонд;
· пробирки с полученным материалом ставит в теплую воду и немедленно отсылает в лабораторию;
· ребенка провожает в столовую, т.к. его необходимо покормить. Примечание: продолжительность дуоденального зондирования 2-2,5 часа.
МЕТОДИКА ВЗЯТИЯ МАТЕРИАЛА
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ САХАРА В МОЧЕ ГЛЮКОТЕСТОМ
Глюкотест-бумага, пропитанная специальным раствором.
Глюкотест погружают в мочу, и если она содержит сахар, то цвет глюкотеста изменяется.
В наборе имеется специальная шкала, с которой сравнивают получившуюся окраску. На шкале указано содержание сахара, соответствующее определенному цвету глюкотеста.
ВЗЯТИЕ МОЧИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЛЮКОЗУРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Взятие мочи для определения глюкозурического профиля проводится детям, страдающим сахарным диабетом, с целью определения изменения уровня сахара в моче в течение суток.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ
Медицинская сестра
· объясняет ребенку цели и задачи исследования, методику взятия мочи;
· контролирует, чтобы в 8 часов ребенок помочился, и эта моча сливается в унитаз;
· собирает 1 порцию мочи с 8°° до 13°° часов в чистый горшок;
· измеряет количество мочи в этой порции в мл и 100 мл отсылает в лабораторию для анализа на содержание сахара;
· 2 порцию мочи собирает с 13°° до 18°° часов;
· порцию мочи собирает с 18°° до 21 °°;
· 4 порцию мочи собирает с 21°° до 6°°;
· 5 порцию мочи собирает с 6°° до 8°°;
· измеряет количество мочи в каждой порции и по 100 мл из каждой
· порции немедленно отсылает в лабораторию.
Медицинская сестра
· берет чистую сухую пробирку (для предохранения от гемолиза);
· укладывает ребенка;
· проводит по всем правилам пункцию вены толстой иглой, чтобы кровь вытекала из вены свободно, без отсасывания шприцем: в этом случае форменные элементы крови меньше травмируются и сыворотка будет прозрачной, пригодной для анализа;
· набирает в пробирку кровь самотеком в количестве 5-8 мл;
· немедленно отправляет материал в биохимическую лабораторию с сопроводительным документом.
Примечание: при транспортировке кровь не взбалтывать!
ВЗЯТИЕ КРОВИ ИЗ ВЕНЫ
ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИМ И ЭНДОСКОПИЧЕСКИМ МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ ВЕРХНИХ ОТДЕЛОВ ЖЕЛУДОЧНО - КИШЕЧНОГО ТРАКТА (ПИЩЕВОД, ЖЕЛУДОК, ТОНКИЙ КИШЕЧНИК)
1. За 2-3 дня до исследования из рациона ребенка исключают продукты, способствующие газообразованию, развитию метеоризма: черный -хлеб, картофель, бобовые, квашенную капусту, молоко, большое количество фруктов.
2. Накануне исследования ужин должен быть не позд
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!