Как извлечь из текста самое главное — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Как извлечь из текста самое главное

2017-10-16 380
Как извлечь из текста самое главное 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ø Прежде всего присмотритесь к заголовкам раздела и подразделов. Чаще всего они прямо указывают на то главное, чему посвящен текст.

Ø Далее внимательно прочитайте те фрагменты, которые выделены с помощью особого шрифта. Таким образом авторы обращают внимание читателя на важные, ключевые положения.

Ø Повышенного внимания заслуживает самое начало раздела. Во многих текстах первые предложения сообщают тему раздела и его основную идею.

Ø В последних предложениях текста часто подводятся его итоги. Нередко в конце раздела имеется заключение или выводы. Таким путем авторы сами указывают на то, что считают самым важным.

Ø Полезно обращать внимание на так называемые лексические индикаторы. Это слова или словосочетания, после которых следует фрагмент, подводящий итог сказанному. Примеры таких индикаторов: «итак», «таким образом», «следовательно», «в итоге», «приходим к выводу», «главное», «самое важное», «поэтому», «в целом», «из... следует», «все... указывает».

Ø После того как главное из текста удалось извлечь, следует зафиксировать это достижение в форме заключения, выводов, резюме, реферата. Можно также написать план текста или тезисы или конспект (смотри как составить план или написать тезисы или конспект на стр. 30-32).

 

Необходимо еще раз вникнуть в суть и структуру прочитанного, чтобы представить информацию, содержащуюся в тексте, в наименьшем объеме. Информация при этом не просто сокращается, а свертывается таким образом, чтобы ее можно было развернуть без существенных потерь.

Работа по свертыванию много дает для лучшего понимания и запоминания текста.

 

Домашнее задание:

· Прочесть и понять текст параграфа из любого учебника. Используя памятку и материал на стр. 30-32, извлечь из текста самое главное (сократить его примерно в 10 раз).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие 11. Справочная литература

В справочном издании изложены сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для быстрого поиска.

Практически во всех библиотеках справочная литература стоит отдельно от остальных книг. Такая литература не выдается на дом и предназначена для работы в читальном зале.

Основные виды справочной литературы:

¾ словари,

¾ справочники,

¾ энциклопедии.

Справочные издания делятся на:

универсальные (общий, всеобщий) – издания, в котором содержится информация по всем отраслям знаний. БСЭ, БРЭ, Энциклопедический словарь и др.

отраслевые – издания, в которых более подробно освещаются термины и понятия той или иной отрасли знания. Могут быть однотомные или многотомные: Медицинская энциклопедия, Энциклопедия «Растения», Энциклопедический словарь юного филолога и пр.

Словарь – это издание, содержащее собрание слов (иногда словосочетаний), систематизированных в алфавитном, тематическом порядке или по др. признаку, с пояснениями, толкованиями и переводами на др. язык.

Статьи в словарях расположены в алфавитном порядке.

Энциклопедия – научное издание, дающее свод знаний по алфавиту или по темам (универсальная энциклопедия), или сведения по одной какой-то отрасли знаний (специальная отраслевая энциклопедия).

Статьи в них, как правило, располагаются по алфавиту. Но в том случае, когда каждый том посвящен определенной отрасли знаний и материал расположен систематически, то для поиска нужной информации необходимо воспользоваться справочным аппаратом книги.

Справочник – это печатное издание, в котором собраны сведения научного, производственного, практического характера по отдельным вопросам.

Сведения могут находиться, как в алфавитном, так и в систематическом или хронологическом порядке.

Правила пользования справочными изданиями:

1. Обязательно прочитайте статью «Как пользоваться словарем» («Предисловие», «Вступительная статья), которая помещена в начале книги и объясняет строение словаря, как нужно им пользоваться.

2. Статьи в энциклопедиях, как правило, расположены в алфавитном порядке.

3. Алфавитное расположение подтверждается ключевыми словами на корешке каждого тома. Это сокращает время поиска.

4. На каждой странице энциклопедии также помещено ключевое слово. Оно тоже экономит время поиска: вверху каждой страницы словаря расположены аббревиатуры из четырех букв. Например, ВСЕС – ВУКИ. Это означает, что понятия и термины на этой странице начинаются с сочетаний букв ВСЕС и заканчиваются сочетанием букв ВУКИ.

5. Если порядок расположения материала систематический, то необходимо воспользоваться справочным аппаратом книги, к которому относятся:

· Алфавитный указатель статей - указывается название статьи и страницы, на которых располагается материал. Нужно смотреть те страницы, которые выделены жирным шрифтом, страницы, не выделенные жирным шрифтом, означают, что интересующие вас сведения могут только упоминаться на них. Но все равно их нужно просматривать.

· Условные обозначения или списки сокращений.

· Указатель имен, персональный указатель – это указатель всех персоналий, о которых рассказывается в данном томе или чьи имена просто упоминаются в тексте. Расположение имен в указателе в порядке строгого алфавита с указанием страниц. Если страницы выделены жирным шрифтом или указаны через тире – материал более подробный, если страницы перечислены через запятую, то, возможно, фамилия интересующего вас деятеля просто упоминается в тексте. Но все равно все указанные страницы в указателе нужно просматривать.

· Предметный указатель – указатель предметов или понятий в какой-либо области знания. Материал расположен в порядке строгого алфавита.

· Указатель географических названий – указаны названия всех населенных пунктов (городов, стран), рек, озер, встречающихся в данном томе. Материал расположен в порядке алфавита.

· Предметно – именной указатель – совмещены сведения о персоналиях данного тома и о предметах, и пр.

Алгоритм поиска информации

1. Необходимо выделить ключевое слово в теме поиска, это слово, в котором сосредоточен смысл темы. Если тема состоит из одного слова, то это слово и будет ключевым, например, феод, рыцарь. Если тема представлена в виде словосочетания, то ключевое слово надо выделить. Если словосочетание состоит из существительного и прилагательного, то ключевым является, как правило, прилагательное. (Например, феодальная раздробленность). Другой пример: рыцарские турниры.

2. Выявив ключевое слово, определяем источник поиска информации, то есть то справочное издание, которое нам в данном случае потребуется.

3. Устанавливаем, есть ли необходимость в использовании вспомогательного аппарата справочного издания или нет. Имеется в виду алфавитные и иные вспомогательные указатели.

Если такой необходимости нет, то, опираясь на ключевое слово, ищем по алфавиту нужную статью.

Если такая потребность есть, то нужно найти по ключевому слову необходимый термин в указателе. Напротив этого термина будет указана страница, на которой статья об этом термине расположена. Затем мы ищем необходимую страниц в энциклопедии и на ней нужную статью.

Задание:

· Запишите слова: комнатушка, кучно, каштан, комок, каюта, комната, каморка, кадры, камера, кучка, камерный, кума, казначейство, кадило – по алфавиту.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

· В библиотеке рассмотреть том БСЭ, том ДЭ издательства «Аванта+», толковый словарь;

· потренироваться в поиске необходимого материала в энциклопедиях, словарях и справочниках.

Занятие 12. Научная и научно-популярная литература.

Периодические издания

Памятка: «Самостоятельная работа с учебной и научно-популярной литературой»

1. При чтении не пропускайте ни одного слова, которое вам непонятно.

2. Если перестали понимать смысл текста, то вернитесь назад до того места, где начали затрудняться. Причиной непонимания бывают, как правило, иностранные слова, термины. В таком случае обращайтесь к словарям.

3. Научитесь пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.

4. Особое внимание обратите на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.

5. Научитесь анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.

6. Научитесь вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.

7. Добейтесь чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту (норма к 9-му классу), при этом сразу выделяйте главное.

8. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда всё главное), а целостно, то есть вести логическую проработку материала по ходу чтения и при этом составлять логические цепочки (схемы).

9. Больше работайте с карандашом в руке, делайте записи, схемы и т.д. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию.

Понятие «периодическая печать» (синонимы – «периодическое издание», «пресса») объединяет издания, выпускаемые в определенные промежутки времени.

Газета - периодическое издание, выходящее через непродолжительные интервалы времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

Журнал - периодическое издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным вопросам и литературно - художественные произведения.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.