Понятие дидактической игры и ее использование в процессе обучения младших школьников — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие дидактической игры и ее использование в процессе обучения младших школьников

2017-10-16 650
Понятие дидактической игры и ее использование в процессе обучения младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная задача обучения математике в общеобразовательной средней школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и профессиональной деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Педагогическая деятельность учителя математики направлена на формирование умения работать на абстрактном уровне без опоры на конкретный материал, т.к. математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Возникает вопрос: как сделать предмет математики интересным, как преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики? Интерес к любому школьному предмету зависит от нескольких условий, одним из которых является использование игровых форм обучения. Игра - это творчество, игра - это труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, что является неотъемлемой частью внимания. Игра дисциплинирует учащихся, заставляет контролировать каждый свой шаг (6, с. 105).

Включение в урок дидактических игр и дидактических заданий, игровых заданий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое, рабочее настроение, помогает преодолеть трудности в обучении.

Существует огромное количество дидактических игр, поэтому, естественно, встает вопрос об их классификации. Педагогическая классификация, представленная нами, призвана стать ориентиром в многообразии игр, источником информации о них. Данная классификация не является полной и включает в себя лишь некоторые основания для классификации.

Классификация дидактических игр:

1) По цели обучения: обучающие, контролирующие, воспитывающие,обобщающие,развивающие (направлены на развитие личности учащегося).

2)По массовости:

· групповые (коллективные) - они привлекают учащихся тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям;

· индивидуальные - они помогут учащимся проявить себя, а учителю – диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития.

3)По реакции:

· подвижные, так как детям, которые подвержены быстрой утомляемости, необходима «разрядка»;

· тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т. д.

4)По темпу: «скоростные», так как способствуют доведению навыка до автоматизма; «качественные».

5)По применяемости в учебном процессе: одиночные,универсальные.

6) По характеру деятельности школьников:репродуктивные,частично-поисковые,поисковые, творческие.

7) По форме проведения: игры - путешествия,игры-поручения, игры - предположения,игры-загадки - разгадывание загадок развивает способность к анализу,обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы;игры-беседы.

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.

3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?

6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?

7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

Выводы, которые следует сообщить учащимся в заключение, после игры: лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.

Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы:

· Актуальность дидактического материала (интересные тексты диктантов, актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.).

· Коллективность позволяет сплотить детей в единую группу, способную решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

· Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: «Что? Где? Когда?» (одна половина задает вопросы – другая отвечает на них), «Брейн - Ринг» (вопросы задает преподаватель), «Умники и Умницы» и любые другие (5, с. 312).

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм, приведенные в (11, с. 305):

· Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

· Каждая игра должна содержать элемент новизны.

· Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

· Игра - не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, … —это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.

· Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

· Игра — средство диагностики, в которой раскрываются качества ребенка.

· Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора.(13)

Нами перечислены несколько видов игр, кроме этих игр на уроках использую « Индивидуальное лото», «Числовой фейерверк», а также игровые ситуации с героями мультфильмов и сказок в 5-х классах. Хочется отметить, что игры и игровые ситуации способствует развитию не только внимания, но и развитию познавательного интереса, воображения и мышления.

 

1.3. Методические рекомендации по применению дидактических игр

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы большое внимание уделяется активизации методов и форм учебно-воспитательного процесса.

Дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности учащихся (14, с. 213).

Игровые занимательные задания по математике для учащихся 2 класса рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес к математике, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы.

Все предложенные игры по своей структуре можно разделить на две группы: сюжетно - ролевые и игры - упражнения.

В сюжетно - ролевых играх есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровое действие, игровое правило. К таким играм относятся игры: «Волшебная таблица», «На какой час назначен сбор?», «По какой тропинке ты пойдёшь?», «Телефон», «Телеграф» и т. д.

Однако большую часть составляют игры - упражнения, в которых включены отдельные элементы игры - элемент загадки, игровое действие или правило. К этой группе относятся следующие игры «Цепочка», «Молчанка», «Математическая эстафета», «Составь круговые примеры», «Рассели числа в домики» и другие.

Вторая группа игр требует меньше времени на их проведение. Однако следует подчеркнуть, что сюжетно - ролевые дидактические игры вызывают большой интерес у учащихся, чем игры упражнения.

В игре «Цепочка» дети воспроизводят образование чисел второго десятка на основе использования наглядного материала.

В «Играх игра на внимание» и «Каких чисел недостаёт?» учащиеся закрепляют предметный и отвлечённый счёт, воспроизводят место каждого числа в натуральном ряду.

Повторению приёма образования чисел в пределах 20 содействует игра «Чудесный квадрат». В ней ученики повторяют приём образования каждого числа, причём прибавления единицы к предыдущему числу. Для воспроизведения принципа образования каждого числа путём прибавления и вычитания единицы можно использовать игру «Составим поезд», взятую из 1 класса.

После повторения нумерации чисел в пределах 20 учащиеся 2 класса воспроизводят вычислительные приёмы в пределах 10.

На первом этапе используются игры на проговаривание вычислительных приёмов. В этот период можно использовать игру «Цепочка», известную с 1 класса (19, с. 54).

С целью формирования вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 20 можно использовать «Игру в путешествия».

Программой предусмотрен приём сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

Главная трудность сложения и вычитания чисел с переходом через десяток состоит в представлении второго числа в виде суммы двух слагаемых, одно из которых дополняет первое слагаемое до 10. Например, при сложении чисел 7 и 5 второе слагаемое 5 необходимо представить в виде суммы чисел 3 и 2 и прибавить к 7 сначала 3, а потом 2.

Для осознания вычислительного приёма сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток целесообразно использовать игру «Составим поезд». Учащиеся, выполняя роль вагонов, наглядно иллюстрируют развёрнутый приём сложения и вычитания в пределах 20.

Для закрепления изученного приёма предназначена игра «Забей гол в числовые ворота». В ней ученики заменяют второе слагаемое суммой удобных слагаемых и иллюстрируют приём сложения и вычитания чисел в пределах 20 без использования средств наглядности, но в развёрнутой записи.

В последующих играх «Угадай число», «Определи маршрут самолёта», ученики выполняют действия в уме и производят вычисления.

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить читать и записывать числа.

Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра «Цепочка», при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь, друг с другом.

Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра «Молчанка», при проведении которой на абаке или карточках иллюстрируются двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разных цифр и показывают их молча учителю, записывают в тетради.

Для глубокого осознания принципа поместного значения цифр используются иллюстративные рассказы «Спор цифр», «Как запутался Серёжа?».

Сложение и вычитание в пределах 100 - наиболее сложный раздел программы 2 класса. Перед изучением вычислительных приёмов на сложение и вычитание в пределах 100 изучается сочетательное свойство сложения. Для осмысления свойства группировки слагаемых можно привести игры «Что изменилось?», «Как расставили игрушки?». Выполняя эти задания, дети осознают правило: «При сложении чисел любые слагаемые можно переставить местами и заменить их суммой».

Для закрепления вычислительных приёмов в пределах 100 предназначены игры «Определи маршрут корабля», «Где произойдёт стыковка космических кораблей?», «По какой тропинке ты пойдёшь?». С их помощью дети выполняют сложение и вычитание в пределах 100.

С целью формирования вычислительных навыков сложение и вычитание двузначных чисел используются занимательные квадраты.

Во 2 классе учащиеся знакомятся с двумя другими действиями - умножением и делением. Они изучают две таблицы умножения чисел (2 и 3 на числа 2 и 3). Для формирования вычислительных навыков четырьмя действиями предназначены игры «Телефон», «Вычислительные машины», «Телеграф». Играя, дети на доступном для них материале упражняются в выполнении заданий на все действия. Этой же цели служат математические фокусы (15, с. 45).

Учащиеся, выполняя задания, предложенные в математических фокусах, упражняются в счёте, называют результат учителю или ведущему. По названному результату учитель, постигнув тайны математических фокусов, угадывает число и месяц рождения, номер задуманного дома, день недели, число монет в руке и т. д.

Секреты большинства фокусов не доступны детям этого возраста, и лишь некоторые из них могут быть разгаданы второклассниками. Для рассекречивания можно предложить фокусы: «Где, какая монета?», «Как узнать задуманный день недели?», «Угадывание номера дома». С приёмами отгадывания других математических фокусов можно познакомить учащихся во внеклассной работе.

Задание на смекалку и задачи на сообразительность следует предлагать для самостоятельной работы, и только при затруднениях большинства учащихся, учитель анализирует задания со всем классом во внеурочное время.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.

Применение дидактических игр поможет учителю математики организовать разнообразную творческую деятельность учащихся на уроке, подскажет способы эмоционального преподнесения строгих математических истин, что сделает процесс познания интересным и увлекательным. Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес, активность и познавательную деятельность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Продолжительность игры 8-12 минут. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления.

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шарады, мегаграммы, логогрифы все это помогает активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.