Суть кризисной интервенции заключается не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы сделать возможной работу над проблемой. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Суть кризисной интервенции заключается не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы сделать возможной работу над проблемой.

2017-10-16 812
Суть кризисной интервенции заключается не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы сделать возможной работу над проблемой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кризисная интервенция

Один из важнейших принципов кризисной интервенции: консультант не пытается изменить чувства клиента, он только реорганизует их в более конструктивное начало.

Боль, которую испытывает человек в кризисе, должна мотивировать его на поиск альтернативных путей к решению проблемы.

Важнейший принцип кризисной интервенции: не нужно в кризисе решать старые проблемы, вскрывать старые раны, так как в кризисе у клиента нет сил, чтобы справиться с ними.

Важно идентифицировать «исторические» проблемы, отделить их от текущих событий, а, затем, сконцентрироваться на актуальной проблеме.

Этапы кризисной интервенции

1. Установление контакта. Контакт устанавливается на эмоциональном уровне. Для этого консультант идентифицирует чувства клиента, признавая его право на эти чувства. Он подтверждает клиенту, что понял его чувства и признает за ним право чувствовать именно так. В своей работе консультант старается использовать утвердительные выражения чаще вопросительных, когда отражает чувства клиента, однако, оставляя клиенту возможность поправить его, если он не точен.

Пример: КН: «Я чувствую, что вы потрясены»,

«По-моему, вы очень растеряны».

2. Сбор информации. Фактически начало сбора информации происходит на первом этапе. На втором этапе консультант изучает актуальное состояние проблемы и связанные с нею чувства. Он определяет, какое событие или переживание побудило клиента обратиться за помощью именно сегодня, выделяя тем самым провоцирующее событие. Далее происходит исследование только ли это событие является причиной кризиса или причина лежит глубже.

Психолог-консультант старается задавать открытые вопросы, не ограничивающие свободу высказывания. Так как закрытые вопросы, которые требуют ответа: «да» или «нет», или ответ-выбор из предложенных альтернатив, принудит психолога говорить по времени больше, чем клиент. Может быть это даст большую информацию, но помешает спонтанному самовыражению клиента и не позволит помочь ему в выражении чувств.

Консультант поощряет клиента высказываться конкретно, если тот прибегает к общим фразам, задает уточняющие вопросы.

На этом этапе так же важно выяснить как долго существует проблема и каковы условия, в которых она созревала.

3. Формулирование проблемы. На этом этапе консультант суммирует полученную информацию и формулирует проблему в таком виде, с которым его собеседник будет согласен.

Иногда бывает необходимо переформулировать проблему: клиент может не учесть всех ее аспектов, иногда проблема слишком велика и ее необходимо разделить на более мелкие и к актуальным проблемам могут примешиваться прошлые.

Консультант выделяет в согласии с клиентом отдельные аспекты проблемы для обсуждения и выберает последовательность проработки отдельных аспектов проблемы – предпочтение отдается тем аспектам, которые предполагают немедленные конкретные действия со значительной вероятностью успеха.

Если определение проблемы увязает, то предлагается перейти от общего определения к конкретному или наоборот, от конкретного к общему. Иногда стоит определить, не пропущено ли какое-нибудь действующее лицо при исследовании проблемы и исследовать, не ускользнули ли какие-то проблемы, лежащие в основе.

4. Исследование возможностей происходит следующим образом. Консультант выясняет, были ли раньше аналогичные ситуации и спрашивает клиента, что он предпринимал раньше в аналогичной ситуации. Для вывления ресурса выясняется, случалось ли нечто похожее с кем-нибудь из знакомых клиента и обдумывал ли клиент пути выхода из сложившейся ситуации и каковы его идеи на этот счет. Стоит выяснить, предпринимал ли клиент какие-либо шаги для выхода из кризисной ситуации до обращения к вам, и что из этого вышло.

На этапе исследования возможностей нужно избегать принятия решения и оставаться в рамках прояснения текущих событий.

5. Альтернативы. Если клиент высказывает нереалистические цели, то консультант обязан доказать не реалистичность его целей и стимулировать клиента отказаться от них. Необходимо остановить стремление клиента контролировать события, которые он не может контролировать (например, поступки других людей, развитие ситуации, которая зависит не от него), а также, когда он слишком быстро старается принять необдуманное решение; часто клиенту хочется побыстрее принять решение, чтобы получить ощущение контроля над ситуацией; дайте клиенту возможность понять, что отказ от решения – это тоже решение.

Существует множество проблем, не имеющих решения, в таком случае консультант может переформулировать проблему таким образом, чтобы клиент почувствовал, что она превратилась в решаемую

Психолог объясняет следствия действий клиента, которым он выдвигает альтернативы. Делайте это, задавая вопросы: «Как вы думаете, что случится, если вы поступите так? Что самое лучшее может случиться, если вы поступите так? Что самое худшее может случиться, если вы откажетесь от этого решения?»

6. Контракт. Психолог согласовывает с клиентом план его действий и проясняет ответственность клиента за его действия. Определит способность клиента действовать по плану и спрашивает, какой следующий шаг собирается сделать клиент.

7. Заключительный этап. Задача этапа – подвести к окончанию разговора. Необходимо закончить общение, если чувствуется, что завершен целый смысловой кусок.

Какова бы ни была проблема клиента, слишком долгое общение не рекомендуется, так как устают и клиент и консультант, и диалог перестает носить конструктивный характер: появляются признаки «жвачки» - повторения одного и того же по несколько раз без всякого продвижения вперед, то есть отсутствует динамика процесса.

Завершая общение, следует подвести итоги. Для этого можно задать вопросы: «Что вам дало наше общение? Собираетесь ли вы продолжить наши контакты? О чем вы хотите поговорить в следующий раз?»

Завершить диалог можно следующим образом: «Мы вынуждены скоро закончить наш разговор. Как бы вы хотели использовать последние десять минут?»

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.