Модели психологического консультирования больных в терминальной стадии — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Модели психологического консультирования больных в терминальной стадии

2017-10-16 449
Модели психологического консультирования больных в терминальной стадии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В психологическом консультировании по данной проблеме можно использовать следующие модели работы.

Эмпатийная модель. Самое важное при работе с умирающим человеком – это эмпатийное активное слушание с готовностью принять и облегчить его чувства и переживания. Советы или наставления оказываются не продуктивными. Клиенту надо дать возможность полностью выразить свои чувства и оказать поддержку симпатией и добротой. Необходимо быть с ним, чтобы он знал, что его переживания являются естественными и он не одинок. Эмпатическое понимание со стороны консультанта является эффективным на всех этапах процесса, эффективность помощи будет во многом зависеть от терпения консультанта.

Модель работы с комплексом эмоций. Работа в эмпатийной модели сопряжена с целым комплексом негативных эмоций, которые могут сопутствовать на протяжении всех пяти стадий. В этом случае эффективным будет активное слушание.

Экзистенциальная модель. Главная цель экзистенциального консультирования – помочь клиентам переживать свое существование как реальное. Экзистенциальный консультант стремится помочь клиентам понимать их внутренние конфликты, связанные со смертью.

Качеству отношений консультант-клиент в экзистенциальном консультировании придается большое значение. На выяснение прошлого тратится немного времени. Консультант работает с состоянием клиентов, вызванным ситуациями, сложившимися к настоящему времени.

Консультант не навязывает клиентам собственные мысли и чувства. Экзистенциальный консультант – это внимательный слушатель и мягкий, бережный собеседник, разговаривающий на равных, исследующий состояние клиента и ищущий возможные выходы из этого состояния. В консультации следует эмпатически обсуждать значимые личностные смыслы. Они все, особенно в этом случае, соотносятся на прямую с восемью экзистенциальными благами, данными человеку: Жизнь, Надежда, Любовь, Дети, Милосердие, Удача, Воспоминание, Сны. Следует обсудить те из них, которые находят отклик у собеседника.

Экзистенциальное чувство одиночества при умирании, когда ты реально ощущаешь себя одиноким, хотя с тобой могут быть близкие люди, которые тебя любят, нуждается в отдельном обсуждении и проработке.

Каждый из этих понятий имеет свою значимость в определенном возрасте. Подростки могут искать смысл жизни в Любви, Милосердии или Удаче. Для 30-40-летних уникальными открытиями становятся Надежда, Жизнь или Удача. Воспоминание, Надежда или Дети составляют важные ценности пожилых.

Углубление осознания смерти может вести к более высокой оценке жизни. Ялом рекомендует консультантам использовать в качестве рабочего правила следующее положение: «Тревога, связанная со смертью, обратно пропорциональна удовлетворённости жизнью». Использование консультантами способов углубления сознания клиентами смерти может сначала усилить беспокойство клиентов. Консультанты должны стремиться не анестезировать тревогу у клиентов, а помогать им примиряться с ней и использовать её конструктивно. Консультанты могут использовать в работе с клиентами следующие способы углубления осознания клиентами смерти.

Определение механизмов защиты. Экзистенциальные консультанты сотрудничают с клиентами, чтобы идентифицировать такие неадекватные механизмы защиты, как вера в свою особенность и вера в существование спасателя. Консультанты стараются помочь клиентам признать, что они будут жить не вечно. Для этого требуется такт, настойчивость и умение правильно выбирать время для того, чтобы они могли помогать клиентам идентифицировать свои наивные взгляды на смерть и менять эти взгляды.

Работа со сновидениями. В сновидениях и кошмарах могут проявляться подсознательные темы в неподавленном и в неотредактированном виде. Темы смерти часто присутствуют в сновидениях и кошмарах. Обсуждение и анализ сновидений проводятся с учётом экзистенциальных конфликтов, имеющих место у клиентов на данный момент.

Работа с напоминаниями о недолговечности существования. Смерть близких может быть мощным напоминанием о личной смертности. Смерть родителей означает, что наша очередь следующая. Смерть детей вызывает ощущение бессилия в связи с осознанием космического безразличия. Смерть единственного ребёнка приводит к осознанию невозможности стать бессмертным через своих детей. О бренности существования напоминает серьёзная болезнь.

Консультанты могут помогать клиентам идентифицировать тревогу, связанную со смертью, и справляться с нею посредством «настройки» клиентов на знаки смертности, которые являются частью нормальной жизни.

Использование вспомогательных средств для углубления осознания смерти. Можно использовать фантазии на тему собственной смерти. Или попросить свой некролог. Существует много других упражнений для более глубокого осознания собственной смертности и принятия этого факта. Многократно пережитый ужас смерти в уменьшенных дозах, уменьшает тревожность, связанную со смертью.

Когнитивная модель. Процесс когнитивной адаптации разворачивается вокруг трех главных тем:

- поиск смысла события;

- стремление достичь чувства контроля над кризисной ситуацией и жизнью в целом;

- попытки вновь достичь высокой самооценки.

 

Пример психологической консультации больного в терминальной стадии

Консультант (Кн): Добрый день, проходите, садитесь где вам удобнее…

Клиент (Алиса): Да, наверное, вот так. Я могу положить шубу на диван?

Кн: Конечно.

Алиса: Ну вот. Я пришла к вам, собственно, непонятно зачем. Просто подруга посоветовала, может легче станет…

Кн: Не могли бы вы подробнее рассказать мне о том, что вас тревожит?

Алиса: Понимаете, я болею раком… (невербалика: дрожат губы, глаза наполняются слезами, лезет за платком). (Пауза). Извините. Я не хотела плакать, но не выходит. (Пауза.) Неделю назад я была в клинике, где мне два раза делали химию, там сказали, чтобы я шла к участковому врачу, он мне выпишет таблетки…(Плачет). (Пауза). Они меня фактически выставили умирать. Я же понимаю, что это значит. (Плачет).

Кн: Вы сказали, что были неделю назад в своей клинике и там вас отослали к участковому ….

Алиса: Ну да! Наверное, все дело в деньгах, наверное, они выкачивают из меня деньги. Они же не чувствуют то, что чувствую я, это же не они умирают.

Кн: Вы думаете, что все дело в деньгах?

Алиса: Да! Я очень бедный человек, всю жизнь проработала учителем. Ну, где я их возьму, деньги эти?…(Пауза). (Вздыхает).

Кн: Вы думаете, что были бы деньги, и вам можно было бы помочь?

Алиса: Да нет, это я уже так. Нет, конечно, я понимаю, что все…. Но я не понимаю, этого!…. (Почти кричит). Поймите, я не могу этого понять! Не могу! (Плачет).

Кн: Я чувствую, что вам больно..(Пауза). Вы умом понимаете, что …. Но в то же время не можете с этим смириться…

Алиса: Да (плачет)… Если бы я это приняла, может мне, и было бы легче. Но я не могу смириться. Это равнозначно тому, что я лягу прямо сейчас, и буду умирать, но я-то ведь живая!..

Кн: А что для вас значит смириться?

Алиса: Принять все и не бороться, просто лечь…

Кн: А что значит «быть живой»?

Алиса: Я всегда была очень активным человеком и профсоюзом занималась, и родителям помогала, и училась и работала… Быть живой… (Пауза). Это радоваться, наслаждаться жизнью, общаться, ходить куда-то…

Кн: Вы думаете, что принять – это значит отказаться от всего, что доставляет радость?

Алиса: Ну да, ведь теперь это уже нельзя, это ненужно…

Кн: А почему это ненужно?

Алиса: Да мне мать твердит об этом постоянно: пора о Боге думать, а ты скачешь. Вот блузку себе купила. Я когда переживаю очень, я что-то себе покупаю…

Кн: Помогает?

Алиса: Обычно да, а сейчас не радует. Думаю – а зачем мне она? Все равно умру.

Кн: А раньше вы так думали: Все равно умру?

Алиса: Нет, конечно.

Кн: А что вас сейчас отличает, от вас раньше?

Алиса: Да диагноз этот проклятый. Он висит надо мною как дамоклов меч.

Кн: Т.е. только знание?

Алиса: Да, знание того, что умру.

Кн: Раньше вы этого не знали?

Алиса: (Задумчиво). Нет, не думала об этом. Я ведь и тогда знала, что когда-нибудь умру…

Кн: Что же изменилось?

Алиса: А ощущение бесконечности ушло. Я когда вперед смотрю – вижу только черное пятно. (Плачет). Извините. Просто поговорить об этом не с кем. Я когда пытаюсь матери рассказать, она твердит: Думай о Боге, думай о Боге… Ну, а с сестрой еще хуже, я ей что-нибудь говорю, а она в ответ жалуется мне, как ей тяжело живется. Ну, я ее жалею. А мне каково, просто никого не волнует. А больно, просто больно…(Плачет). Извините.

Кн: Вы говорите, что мать твердит: Думай о Боге. Что это значит для Вас?

Алиса: Что значит? (Думает. Пауза) Это значит - смириться, ходить в старушечьем платке в церковь и молиться за свою душу. И это самое страшное и есть.

Кн: Чем это самое страшное?

Алиса: Чем? Это значит, что жить нельзя, а надо только молиться. Это значит, что радоваться нельзя, любить нельзя, можно только мучиться и болеть…(Пауза). И я ведь из-за этого так замуж и не вышла. Мужчины были, но вот семьи не создала. Как с кем не познакомлюсь, мать сделает так, что мы обязательно расстанемся. Я уж потом скрывать стала… (Рассказывает о случаях).

Кн: Когда я вас слушала, я поняла что вы как-то связываете «смириться» и «нельзя радоваться». Это так?

Алиса: Наверное, да. Но это ведь это не так? Ведь смириться в моем случае и смириться «по - материнскому» – это ведь разные вещи?

Кн: А вы сами как об этом думаете?

Алиса: Я об этом много думала. Я ведь о смерти думаю с самого диагноза. Это где-то год уже. Я много чего передумала. Это вот сейчас пришла, потому, что теперь уже невмоготу. Сил уже нет, поддержки ни от кого не слышу. И от этого просто плохо. (Пауза). Радоваться или смириться… Получается, что мать права, что мы живем для страдания, а не для радости. Но я не могу это принять.

Кн: Вы не можете это принять…

Алиса: Да, я считаю, что нужно бороться. Но зачем бороться, если я все равно умру, и это ничему не поможет?

Кн: Но сейчас-то вы живы.

Алиса: Вы имеете в виду, что этими своими метаниями я и сейчас не живу? Что- то, что осталось, трачу на страдания? Я так думала уже об этом раньше. Я уже была спокойная, но вот пошла в клинику и опять все всколыхнулось. Как будто я забыла все, о чем думала. Я уже себя уговаривала, что надо радоваться столько, сколько можно, уже время на «потом» нет. Я тогда читала Луизу Хей. Знаете такого автора?

Кн: Да.

Алиса: Ну вот, я уже жила этими мыслями. Я уже поуспокоилась, на Фен-Шуй пошла учиться. Матери противостояла успешно.

Кн: В вашем рассказе я услышала о противостоянии с матерью.

Алиса: Ну да, она меня всю жизнь долбит, что я все делаю неправильно, что я не такая, что плохая, что грешу, что все должны страдать, а уж тем более я за свои грехи.

Кн: А в чем она видит вашу греховность?

Алиса: А она родила меня без мужа, вот теперь и долбит. Еще когда я сильная, она просто шипит, а уж сейчас, просто ужас.

Кн: Т.е. она воспользовалась вашим состоянием для того, чтобы долбить?

Алиса: Да, именно воспользовалась. Она мне простить не может, что я у нее родилась, вот всю жизнь и попрекает. А мне и без того просто страшно. Иногда ночью проснусь и лежу, думаю, думаю, о том, что там. Как это я умру, как это – умереть? Я вообще-то держалась, только вот после клиники сорвалась. Да еще поддержки нет, трудно мне очень. Ну, вроде бы немного полегчало…

Кн: Из вашего рассказа я услышала несколько таких направлений:

Ваш собственный страх и боль по поводу диагноза;

То, что нет поддержки ни от кого;

То, что с матерью есть проблемы во взаимоотношениях;

Сопоставление «смириться» и «радоваться»;

А так же такой философский вопрос: «Что будет потом? Как это – умереть?»

Хотели бы вы обсудить эти направления?

Алиса: Не знаю, в каком состоянии я буду потом. Но сейчас я думаю надо начать со «смириться» и «радоваться». (Пауза).Устала я, наверное на сегодня хватит...

Кн: Если я на сегодня предложу наш разговор закончить?..

Алиса: Да.

Кн: Да. Есть что-то, что вы бы хотели спросить или добавить сейчас?

Алиса: Наверное, я опять буду читать Луизу. А есть еще что-то почитать для поддержки?

Кн: Наверное Кюблер-Росс «Оставаться человеком» и Станислав Гроф «Человек перед лицом смерти».

Алиса: Да, Грофа я в магазине видела.

Кн: Если проанализировать наш разговор, то что вам показалось важным?

Алиса: Ну, во-первых, я все это выплеснула, это уже хорошо. По крайней мере, пока. Ну а еще – направления. Я с ними полностью согласна. И по поводу матери я у Луизы прочитала, что она просто себя винить не может, а меня физически со свету сживает, вот я и заболела. В этом большая доля правды есть. Я чувствую, что она меня не любит. Всю жизнь не любила. (Пауза).

Кн: Вы связали нелюбовь матери к себе и собственную болезнь. Я правильно вас поняла?

Алиса: Ну да, но не так жестко. Я как-то не могу до конца в это поверить. Мне надо это обдумать. Наверное, «смириться» и «радоваться» растут из этой проблемы с матерью. Я об этом тоже подумала и довольно много. Я не могу сказать, что мне тут все непонятно, но и, что все понятно – это тоже не так.

Кн: Вы хотели бы это понять?

Алиса: Ну, да. Но сейчас я уже устала.

Кн: Наверное, сейчас я предлагаю на сегодня закончить консультацию.

Алиса: Да, конечно. Я могу прийти еще?

Кн: Да, конечно. Когда вам будет удобно? (Обсуждают время следующей встречи, прощаются).

Литература

 

1. Элизабет Кюблер-Росс. О смерти и умирании/ Перевод с английского – К.: «София», 2001. – 320 с.

2. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. – СПб.: Изд. «Речь», 2002. – 162 с.

3. Петелина М.В. Особенности телефонного сопровождения переживания утраты. Вестник РАТЭПП. Вып. 2.

4. Общероссийская общественная организация «Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи». – Пермь: изд. Богатырев П.Г., 2003.- 192 с.

5. Вагин И.О. Психология жизни и смерти. – СПб.: Питер, 2001. – 160 с.

 

Щеглова Ольга Владиленовна,


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.