Ш блок - блок программирования, регуляции и контроля — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Ш блок - блок программирования, регуляции и контроля

2017-10-21 131
Ш блок - блок программирования, регуляции и контроля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Эфферентная (серийная) организация движений - моторное (кинетическое) программирование графических движений

2. Регуляция психической деятельности - планирование, реализация и контроль акта письма

 

Каждый из перечисленных компонентов может вызывать трудности письма, выступая относительно изолированно или сочетанно. Значительно осложнять процесс письма может также несформированность механизмов, отвечающих за состояние "фона" двигательной активности - тонус мышц, поддержание позы, координацию движений. Кроме того, поскольку письменная речь предъявляет повышенные требования к планированию текста, его развернутому оформлению, на письме могут с максимальной отчетливостью проявляться все слабые звенья устной речи ребенка (эти собственно речевые компоненты, входящие в состав письменной речи, в вышеприведенной схеме не указаны).

.

Кратко остановимся на тех вариантах трудностей письма, которые часто встречаются у детей, но механизмы которых редко обсуждаются в литературе.

Несформированность произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля), т.е. проблемы с удержанием произвольного внимания, трудности ориентировки в задании, включения в задание, импульсивность решений и инертность, трудности переключения с одного задания на другое хорошо знакомы педагогам. В письме у этих детей мы увидим трудности письма по типу регуляторной дисграфии. Для нее характерны ошибки по типу упрощения программы и патологической инертности. К ним относятся персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов, антиципации (предвосхищение) букв, например, "покловок" - поплавок и контаминации (слипание) слов, например, "на елижит" - на ели лежит. В последнем примере отчетливо видны трудности языкового анализа, являющиеся ярким проявлением снижения ориентировочной деятельности, характерного для этих детей.

Упрощение программ проявляется и в невозможности распределить внимание между технической стороной письма и орфографическими правилами - дети не соблюдают правил написания прописной буквы, безударных гласных и т.п. Пример трудностей письма, обусловленных несформированностью функций программирования и контроля произвольных действий, представлен на рис. 1.

Рис1. Списывание текста с расстановкой знаков препинания (точек)

учеником 2 класса коррекционно-развивающего обучения.

 

Для удобства анализа дадим расшифровку приведенного текста, в котором курсивом выделены допущенные ошибки, курсивом и заглавными буквами отмечены ошибки по типу инертности (персеверации), знаком * - пропуск элементов или лишние элементы. Исправления ошибок, сделанные самостоятельно, отмечаются косой чертой - до черты ошибка, после черты исправленный вариант.

 

Сен ь тябрь

Приш о лсен Ь т Ь брь. н /Наступила ос Ь нь. н /На/лесных полянах П раснеет рябина. в /Ветер гон е т по/дороге золотые/листочк е.

п /По неб е/ у/бегут/з а лотые/т*чк е. п /Птиц е /го * вы к отлету в те Т лые края.

вшм *ные стайк е собрались с п /кворцы.

Задание на списывание с расстановкой знаков препинания

ребенок выполняет по упрощенной программе - он просто списывает текст и лишь после замечания учителя расставляет точки и меняет строчные буквы на заглавные. Недостаточность ориентировки в задании, распределения внимания и контроля приводят к ошибкам при списывании - ученик допускает следующие ошибки:

1) персеверации букв,

2) персеверации элементов буквы (такая ошибка наиболее характерна для детей с недостаточной сформированностью эфферентной, или кинетической, организации движений),

3) пропуск элементов буквы, букв и слогов,

4) “слипание” (контаминации) слов (“птицеговы”),

5) антиципации (предвосхищение) букв (“по небе бегут”),

6) ошибки языкового анализа (например, слитное написание слов вместо раздельного, отсутствие выделения начала предложения),

6)орфографические ошибки (наличие орфограммы всегда усложняет программу написания, и поэтому понятно, почему в работе 7 орфографических ошибок помимо написания заглавной буквы).

При этом в анализируемой работе кроме одного самоисправления (б/п) мы не видим ошибок на фонемное распознавание; практически нет и зрительно-пространственных ошибок (если не считать мену п/к). Таким образом, ошибки этого ученика могут быть объяснены единым механизмом - трудностями произвольной регуляции движений и действий.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.