Здоровье человека как ценность. Факторы его определяющие — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Здоровье человека как ценность. Факторы его определяющие

2017-10-21 746
Здоровье человека как ценность. Факторы его определяющие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Термин здоровье невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого по­нятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме. Это и понятно, потому что сам человек неоднозначен не только внешне, но и внутренне. Но самое интересное состоит в том, что один и тот же человек на одно и то же воздействие в разное время реагирует совершенно по-разному.

В очень отдалённые времена здоровье определяли как отсутст­вие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров. Затем понятие о здоровье трансформировалось в более широкое представление о человеке как о существе более со­циальном, нежели биологическом. Оказывается, в современном мире со­вершенно недостаточно не иметь заболевания, надо быть ещё и благополучным в разных отношениях.

Новое определение понятия «здоровье» было впервые сфор­мулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Оно звучит так: «Здоровье - это состояние полного физиче­ского, психического и социального благополучия, а не только отсут­ствие болезни». Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в нем каких-либо упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь, формирует культуру человека. Т.е. здоро­вье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, но и наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры.

Именно мировоззрение, т.е. определённый набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, на­правленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье, а общая культура человека во многом формирует и его об­раз жизни.

Под образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базиру­ется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жиз­ни - это своего рода система взглядов, которая складывается у че­ловека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на кон­кретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели.

Здоровье людей зависит от социальной сферы, условий жизни и труда, экономи­ческого состояния страны, уровня культуры населения.

Показателями общественного здоровья являются рождаемость, смертность, в том числе детская, заболеваемость, уровень физическо­го развития людей, средняя продолжительность жизни. Здоровье чело­века надо рассматривать не только с учетом результатов медицинского обследования, пола и возраста, но и в совокупности с социальными, климатическими, географическими условиями жизни. В этом находит свое выражение закон единства организма и среды его обитания.

Здоровье человека является продуктом гармонии между биологичес­кой природой (организма) и социальной сущностью (личности) челове­ка. Эта закономерность с особой яркостью проявляется при анализе со­циально-биологической проблемы. На разных этапах развития организ­ма, когда становится очевидным, что содержание понятий «возраст» и «жизненный цикл» включает в себя не только медико-биологические, но и социальные критерии.

Просматриваются три уровня структуры здоровья:

1) биологический, составляющий физическое здоровье, совершенство механизмов регуляции организма и адекватность физиологических процессов, отражающих пре­дел адаптации к внешнему миру;

2) социальный, определяющий социальную позицию в общественно-профессиональной деятельности;

3) личностно-психологический и духовный уровень, содержание которого составляют морально-этические и духовные ценности, формирующие образ жизни.

Очевидно, важно установить и понятие, обратное «здоровью» - это понятие «болезнь».

Что же такое болезнь? Дать исчерпывающее определение бо­лезни - дело, прямо скажем, совершенно безнадежное. От чего врач отталкивается, делая свое заключение: «Вы совершенно здоровы» или, напротив: «Вы со­вершенно больны». Суждения врача базируются на понятии «норма». Норма - это совершенно определенная система показате­лей состояния организма человека: его строения, структуры, функ­ций, которые находятся в заданных пределах и отражают само­чувствие человека как хорошее.

Болезнь - это нарушение нормальной жизне­деятельности организма, обусловленное функциональными или мор­фологическими изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных, т.е. находящихся в организме человека, или экзогенных, т.е. находящихся во внешней среде, факторов. Не исключено, одна­ко, что функциональные нарушения деятельности организма - это не что иное, как структурные изменения, которые трудно поддаются изучению даже с помощью со­временных методов исследования.

Происхождение болезни имеет два источника: состояние человеческого организма, т.е. «внутреннее основание» и внешние причины, на него воздействующие. Следовательно, для предупреждения болезней — повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: или удаление внешних причин, или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины. Первый способ мало надежен, поскольку человеку, живущему в обществе, практически невозможно устранить все внешние факторы болезни.

Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов. Поэтому способность к адаптации — один из важнейших критериев здоровья.

Каждый человек должен активно встать на путь естественной (неме­дикаментозной) охраны, поддержания своего здоровья, предупреждения заболеваний.

Надо помнить слова Гиппократа: «Лечит болезнь врач, но излечивает природа». Вдумайтесь в смысл следующих изречений: «Стыдно признаться, но ведь из всех существ один человек не знает, что для него полезно»; «Кто не ценит жизни, тот не достоин ее»; «Жизнь — это то, что люди боль­ше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут»; «Здоро­вому человеку нужно все, весь мир, больному — одно здоровье».

Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% — от окружающей среды, на 20% — от генетического наследия и лишь на 8—10% — от лечебных процедур. Следовательно, человек располагает большими возможностями для охраны своего здоровья. Император Тиберий всегда смеялся над докторами и над теми, которые, прожив жизнь, не знают, что полезно, что вредно для их организма, и прибегают к посторонним советам. «Человек, которому некогда позаботиться о сво­ем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить свои инструменты» (таблица).

Человек может жить долго, если он сам не будет сокращать свою жизнь. «Наш организм создан для 120 лет жизни. И если мы живем мень­ше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся.

Таблица

Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья

Сфера Значение для здо-ровья, примерный удельный вес, % Группы факторов риска
Образ жизни     49-53   Вредные условия труда, плохие материально- бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбаланированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.
Генетика, физиология человека 18-22     Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням
Внешняя среда, природно- климатические условия .17-20   Загрязнение воздуха, воды и почвы канцерогенами и другими веществами, резкая смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения
Здравоохра-нение, медицинская активность 8-10   Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания

 

Как никогда должна возрасти роль медицинской культуры челове­ка, являющейся частью общей культуры. Медицинская культура пре­дусматривает наличие определенного минимума соответствующих зна­ний и навыков у населения. Вильгельм Гумбольдт как-то высказал мысль о том, что со време­нем болезни будут расценивать как следствие извращенного образа мышления и поэтому болеть будет считаться позорным.

Важно отметить, что факторами риска следует называть такие факторы, ко­торые ассоциируются с большой частотой тех или иных заболеваний. Это такие факторы, борьба с которыми направлена на уменьшение частоты возникновения болезней, снижение выраженности или устранения тех или иных болезненных процессов. Из огромного числа факторов целесообразно выделить две основные группы факторов риска, име­ющих важное значение для проведения профилактических мероприятий.

Первая группа - социально-культурные факторы риска:

- сидячий (малоактивный) образ жизни, в т.ч. в свободное от работы время;

- насыщенные стрессами и конфликтами условия современной жизни;

- нерациональное питание;

- экологический дисбаланс;

- нездоровый образ жизни, в т.ч. вредные привычки.

Вторая группа — внутренние факторы риска представляют собой те или иные физиологические и биохимические сдвиги в организме человека (ожирение, повышенное артериальное давление, увеличение содержания холестерина в крови и др.). Проявление многих из этих внутренних факторов может быть связано с генетическими особенностями (наследственная предрасположенность).

Некоторые особенности факторов риска:

— их воздействие на организм человека зависит от степени, выра­женности и продолжительности действия каждого из них и от реактив­ности самого организма;

— часть из факторов риска находится в причинно-следственных свя­зях при формировании болезней. Например, нерациональное питание, являясь фактором риска, способствует возникновению другого факто­ра риска — ожирения;

— многие факторы риска начинают воздействовать в детском возра­сте. Поэтому профилактические мероприятия следует проводить как мож­но раньше;

— вероятность развития болезни значительно повышается при комбинированном воздействии факторов риска. Пример: если курение по­вышает вероятность онкологических заболеваний в 1,5 раза, а злоупот­ребление алкоголем — в 1,2, то сочетанное их воздействие — в 5,7 раза.

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится, в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие — для занятий физическими упражнениями, третьи — на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.

Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни - это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной активности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ (Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на III — до 83,1, на IV курсе — до 75,8%.

Эти факты позволяют сделать вывод, что учебные занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями и оздоровительным факторам.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.