Заочной формы обучения специальности — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Заочной формы обучения специальности

2017-10-21 183
Заочной формы обучения специальности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материал по МДК.03.02.

«Теория и методика развития речи у детей»

предназначен студентам 4 курса

Заочной формы обучения специальности

050144 - Дошкольное образование

Преп. Юшманова

Подготовка детей в детском саду к обучению грамоте

Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в 1 кл., были хорошо подготовлены к ОГ, т.е. имели бы развитый фонематический слух, умели бы составлять предложения из 2-5 слов, делили бы предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, умели бы держать карандаш и различать строчки в тетради.

 

На протяжении многих лет и даже веков (с 16 века) педагоги, ученые искали оптимальные пути (методы) обучения грамоте.

В настоящее время принят звуковой аналитико – синтетический метод обучения грамоте. Родоначальником считается К.Д. Ушинский.

В основе обучения лежит анализ (расчленение; целое делим на части) и синтез (части собираем в целое).

Метод этот звуковой, т.к. учащиеся знакомятся с основными звуками русского языка, учатся выделять их из речи и обозначать буквами.

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы (звука). Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.

При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны:

1) различать четко все гласные и согласные фонемы (звуки);

2) находить гласные фонемы в словах;

3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;

4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

 

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).

Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма.

 

Исследования позволили установить наиболее оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению.

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.

 

Уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».

В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т. е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

 

В средней группе предусматривается развивать фонематический слух: различение на слух и называние слова с определенным звуком, в старшей предполагается учить определять место звука в слове.

 

В подготовительной к школе группе, рекомендуется: дать детям представления о предложении (без грамматического определения); упраж нять в составлении предложений из 2 – 4 слов, в членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

 

Независимо от программы при определении содержания работы по подготовке к ОГ выделяем следующие направления:

1. ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

2. ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;

3. ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;

4. ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;

5. ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысла о различительной роли фонемы.

 

Вся работа по обучению письму и чтению состоит из двух этапов: звуковой анализ и синтез, т. е. разложение слов на слоги и объединение слогов в слова, составление слов из букв разрезной азбуки.

Чтение и письмо идут параллельно и одновременно и при обучении письму используют тот же метод.

Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте опирается на учение о фонемах — это основные звуки речи, с помощью которых происходит различие слов: сыр — сор, сок — сук.

В русском языке 42 основных звука (фонем). Для обозначения фонем русского языка имеются 33 буквы, поэтому иногда происходит расхождение между чтением и письмом, несоответствие буквы звуку.

Когда приступают к обучению грамоте, детям сначала дают слова, в которых каждая буква соответствует определенному звуку — фонеме. Последовательность изучения определяется степенью трудности их изолированного произношения. Сначала дети изучают сонорные согласные (р, л, м, н, й) без всякого искажения звука, потом парные согласные, а мягкие изучаются в более поздний период.

При обучении грамоте соблюдается строгая последовательность в чтении слогов. Сначала дети читают двухбуквенные слоги из согласного и гласного (ма, па, ша, шу) и одновременно обратные слоги (ам, an, аш, уш). Следующая ступень по степени возрастания трудности — чтение трехбуквенных закрытых слогов типа шар, пар, сон. Затем переходят к чтению четырехбуквенных слогов со стечением согласных как в начале, так и в конце сло в; стол, стул, парк, пятибуквенных: вдруг, столб.

При составлении букваря обязательно учитываются трудности в чтении слов. К этому детей подводят постепенно.

 

Ознакомление со словом

При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

1. С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово правильно» и другие часто используются педагогом. В старшей и подготовительной к школе группах проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

 

2. С целью выделения слов из потока речи используются игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.

(«Ты назвал игрушку, сказал слово мишка. Теперь скажи это с лово громко, ласково»).

Усвоению термина «слово» помогают упражнения в которых дети подыскивают самое удачное слово – название рассматриваемой картины, игрушки, придумывают заглавие из одного слова к отрывку из книги или сказки, а также задания типа: «Скажи, кто это разными словами» (заяц –зайчик-зайчонок- заинька, косой, трусишка, беляк, малыш, сынок)

 

3. С понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль. Например, сказку бр. Гримм «Горшок каши» («Горшок, вари»), «Волшебное слово» В. Осеевой; «Игра в слова» А. Барто; «Подскажи словечко» Е. Серовой; «О словах разнообразных, одинаковых и разных» Я. Козловского.

Словесная игра с детьми «Подскажи словечко».

Я сегодня утром рано умывался из под... (крана).

Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие... (крошки).

 

П рактические задания для детей
Предложить детям закрасить на листе, только те предметы, которые они назовут в конце каждого стихотворения.

Я рубашку сшила мишке, я сошью ему (штанишки).

Уронила белка шишку, шишка стукнула... (зайчишку).

4. Педагог дает детям и такие задания, выполняя которые они сами вспоминают и произносят различные слова: «Скажи какое-нибудь слово, Какие слова ты знаешь? Я скажу одно слово, а ты в ответ скажешь какое-нибудь другое»

С этой же целью используют игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты» (что этому фанту сделать?- спеть, съесть), «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот» (черный - белый, молчать - говорить).

5. Важно раскрыть перед детьми слово как смысловую единицу, показав, что оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явле­ние, действие, качество.

«Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный» и др.

Воспитатель: Я произнесу слово «мяч», а вы скажете, что оно значит, как вы его понимаете (это игрушка, мячом играют, мяч прыгает). Правильно, вы хорошо понимаете, что значит слово МЯЧ, какое значение, смысл оно имеет.

Подбери слова, близкие по смыслу к слову « бежать». Найди, вспомни слово, противоположное по значению слову «легкий».

6. Для сравнения со словами, имеющими определенный смысл, Ф. А. Сохин рекомендует произнести какое-нибудь звукосочетание (ши, ра), спросить, понятно ли, что оно значит. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл». Далее прочитать стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

У кошки семь котят.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

 

Таким образом, у детей воспитывается внимание к слову; они практическим путем усваивают значение слова « слово», воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи.

 

Ознакомление с предложением (ОГ)

Последовательность работы по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом.

Подготовка к обучению письму

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.

Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной к школе группе детского сада таковы:

- формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое

- развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).

- ознакомление с правилами письма: пишут слева на право; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.

- подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями.

- выработка умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия

- соблюдение определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша).

 

Исследования показали, что 6-летние дети (дошкольники) медленнее овладевают письмом, чем 7-летние. У 6-летнего ребенка отсутствует точная и тонкая координация движений, необходимая при письме, плохо развиты мелкие мышцы кисти рук, слаб позвоночник.

Материал по МДК.03.02.

«Теория и методика развития речи у детей»

предназначен студентам 4 курса

заочной формы обучения специальности

050144 - Дошкольное образование

Преп. Юшманова

Подготовка детей в детском саду к обучению грамоте

Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в 1 кл., были хорошо подготовлены к ОГ, т.е. имели бы развитый фонематический слух, умели бы составлять предложения из 2-5 слов, делили бы предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, умели бы держать карандаш и различать строчки в тетради.

 

На протяжении многих лет и даже веков (с 16 века) педагоги, ученые искали оптимальные пути (методы) обучения грамоте.

В настоящее время принят звуковой аналитико – синтетический метод обучения грамоте. Родоначальником считается К.Д. Ушинский.

В основе обучения лежит анализ (расчленение; целое делим на части) и синтез (части собираем в целое).

Метод этот звуковой, т.к. учащиеся знакомятся с основными звуками русского языка, учатся выделять их из речи и обозначать буквами.

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы (звука). Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.

При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны:

1) различать четко все гласные и согласные фонемы (звуки);

2) находить гласные фонемы в словах;

3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;

4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

 

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).

Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма.

 

Исследования позволили установить наиболее оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению.

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.

 

Уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».

В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т. е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

 

В средней группе предусматривается развивать фонематический слух: различение на слух и называние слова с определенным звуком, в старшей предполагается учить определять место звука в слове.

 

В подготовительной к школе группе, рекомендуется: дать детям представления о предложении (без грамматического определения); упраж нять в составлении предложений из 2 – 4 слов, в членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

 

Независимо от программы при определении содержания работы по подготовке к ОГ выделяем следующие направления:

1. ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

2. ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;

3. ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;

4. ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;

5. ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысла о различительной роли фонемы.

 

Вся работа по обучению письму и чтению состоит из двух этапов: звуковой анализ и синтез, т. е. разложение слов на слоги и объединение слогов в слова, составление слов из букв разрезной азбуки.

Чтение и письмо идут параллельно и одновременно и при обучении письму используют тот же метод.

Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте опирается на учение о фонемах — это основные звуки речи, с помощью которых происходит различие слов: сыр — сор, сок — сук.

В русском языке 42 основных звука (фонем). Для обозначения фонем русского языка имеются 33 буквы, поэтому иногда происходит расхождение между чтением и письмом, несоответствие буквы звуку.

Когда приступают к обучению грамоте, детям сначала дают слова, в которых каждая буква соответствует определенному звуку — фонеме. Последовательность изучения определяется степенью трудности их изолированного произношения. Сначала дети изучают сонорные согласные (р, л, м, н, й) без всякого искажения звука, потом парные согласные, а мягкие изучаются в более поздний период.

При обучении грамоте соблюдается строгая последовательность в чтении слогов. Сначала дети читают двухбуквенные слоги из согласного и гласного (ма, па, ша, шу) и одновременно обратные слоги (ам, an, аш, уш). Следующая ступень по степени возрастания трудности — чтение трехбуквенных закрытых слогов типа шар, пар, сон. Затем переходят к чтению четырехбуквенных слогов со стечением согласных как в начале, так и в конце сло в; стол, стул, парк, пятибуквенных: вдруг, столб.

При составлении букваря обязательно учитываются трудности в чтении слов. К этому детей подводят постепенно.

 

Ознакомление со словом

При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

1. С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово правильно» и другие часто используются педагогом. В старшей и подготовительной к школе группах проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

 

2. С целью выделения слов из потока речи используются игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.

(«Ты назвал игрушку, сказал слово мишка. Теперь скажи это с лово громко, ласково»).

Усвоению термина «слово» помогают упражнения в которых дети подыскивают самое удачное слово – название рассматриваемой картины, игрушки, придумывают заглавие из одного слова к отрывку из книги или сказки, а также задания типа: «Скажи, кто это разными словами» (заяц –зайчик-зайчонок- заинька, косой, трусишка, беляк, малыш, сынок)

 

3. С понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль. Например, сказку бр. Гримм «Горшок каши» («Горшок, вари»), «Волшебное слово» В. Осеевой; «Игра в слова» А. Барто; «Подскажи словечко» Е. Серовой; «О словах разнообразных, одинаковых и разных» Я. Козловского.

Словесная игра с детьми «Подскажи словечко».

Я сегодня утром рано умывался из под... (крана).

Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие... (крошки).

 

П рактические задания для детей
Предложить детям закрасить на листе, только те предметы, которые они назовут в конце каждого стихотворения.

Я рубашку сшила мишке, я сошью ему (штанишки).

Уронила белка шишку, шишка стукнула... (зайчишку).

4. Педагог дает детям и такие задания, выполняя которые они сами вспоминают и произносят различные слова: «Скажи какое-нибудь слово, Какие слова ты знаешь? Я скажу одно слово, а ты в ответ скажешь какое-нибудь другое»

С этой же целью используют игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты» (что этому фанту сделать?- спеть, съесть), «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот» (черный - белый, молчать - говорить).

5. Важно раскрыть перед детьми слово как смысловую единицу, показав, что оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явле­ние, действие, качество.

«Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный» и др.

Воспитатель: Я произнесу слово «мяч», а вы скажете, что оно значит, как вы его понимаете (это игрушка, мячом играют, мяч прыгает). Правильно, вы хорошо понимаете, что значит слово МЯЧ, какое значение, смысл оно имеет.

Подбери слова, близкие по смыслу к слову « бежать». Найди, вспомни слово, противоположное по значению слову «легкий».

6. Для сравнения со словами, имеющими определенный смысл, Ф. А. Сохин рекомендует произнести какое-нибудь звукосочетание (ши, ра), спросить, понятно ли, что оно значит. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл». Далее прочитать стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

У кошки семь котят.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

 

Таким образом, у детей воспитывается внимание к слову; они практическим путем усваивают значение слова « слово», воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи.

 

Ознакомление с предложением (ОГ)

Последовательность работы по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.