Анализ деятельности педагога профессионального обучения по социальной поддержке — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Анализ деятельности педагога профессионального обучения по социальной поддержке

2017-10-21 532
Анализ деятельности педагога профессионального обучения по социальной поддержке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Среднее профессиональное обучение ориентировано на стимулирование частной инициативы, наиболее полную реализацию человеческих возможностей, поощрение творческих способностей и, в конечном счете, на создание условий для свободного выбора личностью жизненного и профессионального пути.

В период профессионального обучения, учащиеся получают первый опыт профессионально-ориентированной теоретической и в некоторых случаях практической работы. В этой связи можно говорить о коллективе единомышленников, объединенных общими профессиональными потребностями и интересами. Однако данный коллектив формируется из учеников разных параллельных классов и школ. Поэтому мы можем говорить о создании нового коллектива учащихся профильного класса, который еще предстоит сформировать.

Педагоги, работающие с учащимися профильных классов, испытывают определенные трудности в формировании коллектива: в адаптации к условиям профильного обучения; в создании благоприятного психологического климата; в формировании положительных взаимоотношений; в сплочении учащихся и профильного класса в целом; в управлении конфликтными ситуациями в классе.

Без специально-организованной психологической поддержки, учащемуся гораздо труднее ориентироваться в окружающей среде и успешно развиваться.

Психологическая поддержка представляет собой систему социально психологических способов и методов, способствующих социально профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.

Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

Задачей психологической поддержки является процесс совместного с учащимся определение его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, самореализации.

Основными методами психологической поддержки являются психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическое и психотерапевтическое консультирование, психологический тренинг и другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

Психологическая диагностика основана на изучении особенностей взаимоотношений учащихся, уровня социально-психологического климата в группе, социально-психологической адаптации, ведущих мотивов, а также ценностно-ориентационного единства членов коллектива учащихся профильного класса. Кроме того, диагностика включат в себя составление на основе полученных данных социально-психологического портрета коллектива учащихся профильного класса, а также исследование особенностей классной и внеклассной работы с учащимися профильных классов (классные часы, викторины, КВН, круглые столы и пр.).

Психологическое просвещение включает в себя проведение родительских собраний, классных часов. Активная позиция учащихся, педагогов, социальных педагогов, родителей в психологическом просвещении способствует раскрытию потенциала личности, пониманию собственных жизненных задач, активизации процессов саморазвития и самовоспитания. Участие в педагогических консилиумах, педагогических советах.

В рамках консультативной работы могут быть решены следующие задачи:

§ оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, налаживании новых взаимоотношений в коллективе, направленности личности или психическом самочувствии;

§ обучение учащихся навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития в профильной группе;

§ оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

Важным условием в групповой работе с учащимися является подведение итогов после каждой встречи. Специалисты в этой области называют его этапом анализа или обсуждения результатов. В частности С.Е. Борисова выделяет следующий алгоритм работы на данном этапе:

§ экспертам предоставляется возможность высказать свое мнение, которое реализуется не в форме критики и обвинений в адрес участников тренинга; в описании их поведения, в сообщении о наблюдаемых действиях участников игры без приписывания им установок и личностных черт;

§ участники группы могут отстаивать и обосновывать свои решения, действия, стиль исполнения ролей и выбранную ими стратегию поведения. Важно помнить, что после обмена мнениями необходимо сохранять доброжелательные отношения между участниками тренинговой группы.

Результатом работы является изменение самосознания членов коллектива профильного класса, появление взаимных обязательств и доверия, сознательного стремления к общей цели, подкрепленные навыками эффективного группового взаимодействия.

Кроме того, адаптационные механизмы позволяют не только лучше приспособиться учащимся к новым социальным условиям, но и реализовать его потребности, интересы и стремления. Личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате адаптации формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым учащийся реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределяться в профильном коллективе.

В прогрессирующем мире инноваций и развития технологий, в том числе и образовательных, всё чаще рассматривается процесс образования, связанный с введением новшеств. Современная образовательная ситуация создает акцент на целевой ориентации процесса образования, которая в свою очередь должна быть направлена на поддержку осмысленного создания и проектирования собственного направления образования.

Для того чтобы вывести на новый уровень обучение в СПО, требуется индивидуализация в процессе обучения, сопровождение учащегося педагогом, а вместе с тем, определение места, выявление роли самого педагога в учебном процессе, установление цели и задач его сопровождения, а также поддержка становления и развития учебных действий на основе дистанционных технологий в школе.

Первостепенная цель современного образования - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высококультурного, ответственного, креативного, инициативного, всестороннеразвитого гражданина – заставляет считаться с некоторыми факторами, обуславливающими необходимость внедрения инноваций в систему школьного образования: изменение поставленных перед школой задач и роли учителя, диверсификация системы школьного образования и др.

Новые тенденции развития общества требуют пересмотра процесса образования в сторону его изменений и последующего развития. Следовательно, налицо проблема скорейшего реформирования образовательной системы и ее принципов, способствующих воспитанию и развитию индивидуальностей, в которых будут сосредоточены такие личностные качества как самостоятельность, ответственность, компетентность во многих вопросах, связанных, в том числе, с решением проблем в сложных ситуациях с различными вариантами решения.

С переходом на новые образовательные стандарты становятся актуальными такие проблемы как разработка индивидуализированных стратегий развития учащегося в качестве субъектной деятельности, профессиональная подготовка педагога, владеющего техниками проектирования пространства с целью «обретения учащимися собственной, индивидуальной субъектности» (А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков) [25, с.7].

Таким образом, психологическая поддержка помогает учащимся справиться с трудностями, возникающими на первом этапе формирования новых отношений в профильном коллективе, сокращает сроки социально-психологической адаптации, позволяет сформировать положительный социально-психологический климат, определить позитивные тенденции развития группы как коллектива, а также положительно влияет на процесс обучения, актуализируя профессиональное самоопределение в целом.


1.2. Требования к фондам оценочных средств в условиях подготовки профессионального обучения

 

Поскольку на современном этапе развития образования усилились требования к интеграции различных составляющих целей образования для достижения полноценного развития личности, то и при обучении в СПО необходимо говорить о компетентностном подходе, который способствует формированию профессиональной компетенции у будущих педагогов. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на умении использовать полученные знания.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программе (ООП) создаются фонды оценочных средств (ФОС) для проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. ФОС является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения ООП ВПО, входит в состав ООП в целом и учебно-методических комплексов (в частности Рабочей программы) соответствующей дисциплины.

Из общего многообразия образовательных технологий для проверки умений следует выбрать те, которые имеют ряд особых характеристик, таких как:

1. Разделение процессов преподавания и обучения во времени и пространстве.

2. Широко используется обзорное обучение, реализуемое посредством обзорных лекций, помогающее обучающемуся создать целостную картину изучаемой области знаний и деятельности.

3. В основу положен модульный принцип, предполагающий разделение учебной дисциплины на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения.

4. Управляемой самостоятельной работой обучаемого средствами образовательного учреждения, ведущего обучение посредством учебных планов, специальным образом подготовленных учебно-методических и учебных материалов и особых процедур контроля.

Планирование ФОС предполагает задействование целого ряда элементов:

1. цели и задачи обучения

2. Разработка критериев оценивания

3. Содержательная область контроля

4. Функции и области контроля

5. Методы и формы контроля

6. Средства оценивания и учебные задания.

Одной из актуальных проблем системы современного образования выступает формирование роли педагога как субъекта инновационной деятельности в условиях профессионального образования и научного поиска способов обеспечения системных изменений в профессиональной педагогической деятельности при использовании ФОС образования (А.В. Хуторской, В.А. Адольф).

В силу этих обстоятельств, приобретает значимость такой момент реформирования образования как распространение новой педагогической должности и позиции педагога с навыками сопровождения индивидуальных образовательных программ учащихся, умеющего организовать образовательное движение, построенное на непрерывном рефлексивном соотнесении достижений учащегося (настоящего и прошлого) с интересами и целями (образом будущего).

Такой принцип сопровождения предполагает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний индивидуума. Правильно организованное сопровождение продуцирует личностный рост, помогает школьнику найти для себя ту «зону развития», которая ему была неизвестна (В.С. Мухина, В.А. Горянина).

Организация пространства рефлексии обеспечивается особой педагогической позицией – целью ее становится готовность использовать огромное количество различных средств для развития. Таковым считается презентация, блог, тестирование учащегося, индивидуальный план, помогающий ему в выработке индивидуальной образовательной программы, самоопределения в процессе обучения и в отдельных элементах образовательного процесса.

Разработка ФОС на основе образовательного стандарта реализуется по следующим направлениям:

- использование метода контроля, который способствует формированию знаний обучающегося;

- активное задействование групповых и индивидуальных оценок (рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т.п.);

- переход от оценки результатов к планированию деятельности (контроль для обучения);

- создания условий максимального приближения системы оценивания к условиям будущей профессиональной практики (например, использование ситуационных заданий на основе контекстного обучения, что обеспечивает интегрированную оценку нескольких характеристик одновременно);

- фиксация и анализ личностных качеств (необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, способствующей подготовке выпускника, готового вести поиск решения новых задач);

- перенос акцента с того, что студенты «не знают» на то что они «знают», умеют, способны продемонстрировать;

- внешней оценки, который реализуется в контексте информации (возрастание роли независимого экспертного оценивания, в том числе потенциальными работодателями и профессиональными сообществами);

- осуществление контроля за процессами обучения:

- валидность (объекты и содержание оценивания должны соответствовать поставленным целям и функциям контроля и обучения);

- надежность (нацеленность используемых методов и средств на объективность оценивания);

- эффективность (оптимальность выбора для конкретных условий использования целей, методов и средств контроля)

Следует заметить, что принцип работы в условиях современной образовательной среды с позиции педагога заключается ещё и в том, что он понимает, как использовать результаты обучения и как преобразовать эти самые учебные наработки, индивидуализировать учебную деятельность под конкретного человека.



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.