Методика формирования у детей умения выделять, показывать и называть параметры величины и величину в целом, сравнивать предметы по величине практическим путём. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Методика формирования у детей умения выделять, показывать и называть параметры величины и величину в целом, сравнивать предметы по величине практическим путём.

2017-10-21 1074
Методика формирования у детей умения выделять, показывать и называть параметры величины и величину в целом, сравнивать предметы по величине практическим путём. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Малыши»:идет предварит.работа по выделению параметров с акцентом на высоту.

Задачи:1.Учить сравнивать предм. по величине.

2.Познак.с понятием высокий, низкий:

а)Сравнение идёт наложением, приложением и сопоставлением предметов.

б)Размерная разница д /б в 2 раза.

в) Сначала показыв. круговым движением какой -большой. г)Высокий-низкий формируется и показ.снизу вверх протяжно во время наблюдений).

В гр. д/б создана среда: одни и те же предметы, но больш. и мал.

Д/б полный набор геом.фиг.(7 плоск.,7 объёмн.)каждая больш.и мал. Д/б предм, кот можно сравнивать по высоте, уголки роста на каждого ребёнка -для стимулиров. ребёнка, показывая какой высокий. ГР. «Почемучки-1» Осн. работа начин. с этой группы (над параметрами длины, высоты и величины в целом).Ведётся с использованием спец.материала(Спец. подг. цветные полоски: а)разного цвета; б) различ.только тем параметром, о кот. идёт речь; в)размерная разница между полосками д/б 1\5).

Алгоритм обучения:

Длина: а)Для сравнения даём 2 полоски. б) Предъявляем персонажи, которым нужны полоски. в) Создаём проблемн. ситуацию. (- Какая длинее? - Какая короче?- Как узнать? г) Давайте сравним.) д) Обращаем внимание на одну полоску. Какого цвета? Вот она какая длинная. Вот её длина.(показ рукой ___) Покажем вместе длину (разными частями тела);е)Обращаем внимание на др полоску: А вот другая, вот какая она длинная. Вот и длина. Давайте узнавать какая длиннее) е)Положим одну на другую, чтоб совпали уголки. Если красн. видна, значит длиннее или короче. А зел.длиннее или короче. Обращ. вним. на пока(ширина- снизу-вверх,

сверху-вниз; высота- снизу вверх; величина в

целом-2-мя руками; толщина-сведением пальцев рук)

Сравнение отвечает на вопрос что больше, меньше, а измерение, сколько. Обучение сравнению начинается с о среднего возраста. Сравниваем по длине, ширине, высоте идет с помощью полоски (может быть без мерки, а может быть как условная мерка. Яблоки, червяки). Для того, чтобы научить сравнивать, создается спец. дид материал (спец. картинка, на которой не может быть использован прием наложения).

Алгоритм:

Предъявляем проблему (картинку: 2 изображ. разного цвета или принадлежать к разным понятиям). Узнать, что длиннее, что короче? Как можно сделать? Прикладываем полоску и отрываем лишнее. Полоску переносим на след. объект и проверяем, что длиннее, что короче. Размерная разница д.б. 1/10.

Требования: 2 изображения разного цвета; 3 геометрические фигуры, все разного цвета; размерная разница 1/10; меньшую геом.фигуру накладываем на большую.

Методика обучения детей сравниванию предметов по величине с помощью предмета-посредника, условной мерки.

Дети должны научится определять какой из 2-х предметов больше, а какой меньше, когда эти предметы невозможно приставить или приложить один к другому(ср гр). Дети должны провести сравнение ч/з третий предмет, который выступает в роли условной мерки. Для этого можно использовать художественную наглядность, где оба предмета для измерения находятся на одном листе. Изображаемые предметы должны отличатся по цвету и по определенной величине.

Заготавливаются условные мерки для измерения высоты, длины, ширины – полоски из картона, а для измерения величины в целом – геометрич-ие фигуры. На каждый параметр величины д.б. подготовлено по 3 мерки, большая из кот. равна изображению меньшего предмета. Мерки д.б. разные по цвету и отличатся от изображенных предметов. Перед детьми ставится проблема найти большую или меньшую величину. Дети выбирают мерку, подходящую по конфигурации и размеру к изображению и прикладывают ее к одному и другому объекту. Так выбирается мерка равняя меньшему изображению и переносится на другое. Реб-к делает вывод о размерах изображенных предметов и находит нужный ему объект.

При измерении натуральных предметов (шкаф, стол) можно использовать верёвку, ленту и др.

 

 


 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №16

 

 

Продемонстрировать как учат детей сравнивать 2 предмета по массе, используя мете имитации руками движения рычажных весов. Продемонстрировать как производится измерение сравнение жидких и сыпучих тел при помощи сосуда-посредника и условной мерки.

Сравнение 2-х предметов по массе (3 – 5 лет)

1 этап (мл.возр.). В ситуациях повседневной жизни, в процессе общения и игр вводятся в активный словарь детей слова «тяжелый, легкий», «тяжелее, легче». Поясняется значение этих слов. Используются такие ситуации, как передвижение мебели, катание на качелях, игра в кораблики (кораблики – бруски разной тяжести).

2 этап (ср.гр.). Учат детей сравнивать 2 предмета по массе, используя метод имитации руками движения рычажных весов.

Правила взвешивания: берем предметы в руки, ладони кверху, распрямляем ладони, выполняем движения рычажных весов немного вытянутыми вперед руками. Определяем, в какой руке предмет тяжелее; меняем предметы местами и повторяем взвешивание. Делаем вывод: «красный кубик был тяжелее и в правой и в левой руке, значит он тяжелее синего».

Наглядный материал должен быть отличным только по сравниваемому признаку и цвету.

Варианты наглядного материала:

- предметы из материала разной плотности;

- полые предметы, в которые насыпаются что-либо или кладется грузик.

Задача решается в индивидуальном порядке, т.к. масса невидима.

формирование умения упорядочивать более 2-х предметов по размеру и массе (2 – 6 лет)

1 этап (2-3 года.). В ходе игр с матрешками и другими игрушками-вкладышами дети упорядочивают предметы методом проб и ошибок.

2 этап (4-5 лет). Показывается специальный метод упорядочивания. Сначала даются упражнения по нахождению места предмета среди других в готовом упорядоченном ряду. Затем предлагается упорядочивать предметы по заданному признаку: вначале по образцу, потом по словесной инструкции (от самой короткой до самой длинной). Вначале даются упражнения на построение возрастающих по величине, а затем убывающих рядов. В формулировке заданий обязательно указывается не только порядок упорядочивания, но и направление раскладывания предметов (снизу – вверх, слева – направо). Необходимо использовать в речи превосходную степень сравнения прилагательных (самая короткая, длиннее, еще длиннее, самая длинная).

На этом этапе используются методы:

- на глаз (должно быть 3-4 предмета, сильно контрастных по сравниваемому признаку),

- путем подравнивания с одной стороны всех предметов (должно быть 3-5 предметов, сильно контрастных по сравниваемому признаку).

3 этап (с 5 лет). Учат упорядочивать более 5 предметов по длине, ширине, высоте, толщине и сравнивать 3 предмета по массе. Контраст в размерах уменьшается. Учат упорядочивать с помощью метода попарного сравнения (приложения или взвешивания).

4 этап (5-6 лет). Детям предлагаются усложненные варианты упражнений.

- Одни и те же предметы упорядочить сначала по одному, а потом по другому признаку.

- Сравнивать предметы в ряду не только с соседними, но со всеми предыдущими и со всеми последующими. Рассуждения ведутся на основе свойства транзитивности.

- Упражнения на определение самого высокого (самого низкого предмета) на основе логических рассуждений. Сначала эти упражнения выполняются с опорой на наглядность, а потом только по словесной инструкции.

 

Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки.

Формирование умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (5 – 6 лет)

Следует начинать с проблемной ситуации, в которой дети ставятся в такие условия, что не могут сравнить предметы с помощью известных методов.

Для данного приема условная мерка должна быть больше либо равна сравниваемым предметам и метка ставится на самой условной мерке.

Правила линейного измерения:

1. Мерка прикладывается точно к началу предмета (слева, если сравниваем длину, снизу – если сравниваем ширину или высоту).

2. Мерка прикладывается по наикратчайшей прямой (эту линию детям показываем).

3. В том месте, где закончился предмет, ставится метка на мерке (цветными карандашами).

4. Аналогично измеряется другой объект.

5. Проводится рассуждение о пространственном расположении меток (т.к. красная метка ближе к началу предмета, чем синяя, то первый объект меньше).

Количество мерок можно подсчитать 2 способами:

- После каждого прикладывания мерки ставится фишка. Важно фишки ставить не в том месте, где находится черточка, а в указанном месте отдельно. Однако в процессе линейного измерения фишки можно не использовать, т.к. результат измерения остается наглядным.

- Детям поясняется, что величина промежутков между черточками равна величине условной мерки. Поэтому достаточно сосчитать количество промежутков и сделать вывод о количестве условных мерок.

С помощью этого метода можно сравнивать объемы жидких и сыпучих веществ. Например, необходимо сравнить: в каком из двух сосудов больше вещества. Для этого возьмем более мелкую мерку и с ее помощью пересыплем все вещество их 1-го сосуда в какую-нибудь емкость. Наполнение каждой мерки обозначаем фишкой. Подсчитываем количество фишек. Аналогично измеряем количество вещества во втором сосуде.

Правила для измерения объемов:

1. Каждый раз необходимо соблюдать одинаковую полноту мерки (либо ровно по края либо с горкой).

2. Перелив жидкость с помощью мерки, ставится фишка. В итоге получается столько мерок, сколько фишек.

3. Проговаривается, что чем измерили и какой результат.

4. Аналогично измеряется объем другого предмета и на основе сравнения результатов измерения делается вывод.

При первой демонстрации измерения объемов целесообразно сделать результат измерения видимым: взять столько условных мерок, сколько их помещается в сосуде, т.е. не использовать фишки.

С помощью этого метода можно сравнивать массы объектов.

Правила измерения масс:

1. Уравновешиваются весы.

2. Кладется объект на левую чашу весов, а на правую - последовательно грузики (условные мерки) до тех пор, пока весы не уравновесятся.

3. Подсчитывается количество грузиков.

4. Проговаривается, что чем измеряли и каков результат.

5. Аналогично измеряется масса другого предмета и на основе сравнения результатов измерения делается вывод.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №17

 

Подобрать дидактические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста на развитие глазомера.

 

Средняя группа

«ПОДБЕРИ ШНУРКИ»

(с подгруппой детей, новая)

 

Цель игры: Продолжать учить сопоставлять большое количество предметов по длине (самый длинный, покороче, еще короче, короткий самый короткий). Закреплять умение пользоваться приемами приложения и наложения во время измерения. Развивать глазомер. Воспитывать интерес к измерительной деятельности.

Оборудование: плоскостные картинки обуви: сапоги, ботинки, кроссовки. Шнурки разной длины.

Словарная работа: Активизировать в речи слова «длинный», «самый длинный», «короткий», «самый короткий»

Приемы руководства игрой

Создание игровой мотивации: Мой знакомый мальчик Сережа утром чистил обувь. Вытащил шнурки, чтобы не испачкать их, да и забыл какие шнурки от какой обуви. Давайте поможем Сереже?

Предлагаю детям рассмотреть, какую обувь чистил Сережа – сапоги, ботинки, кроссовки.

Вопросы: На столе лежат шнурки, посмотрите, чем они отличаются? (шнурки разной длины).

Что нужно сделать, чтобы легче было подбирать шнурки? (нужно разложить их по длине).

Дети раскладывают на столе шнурки от самых коротких до самых длинных.

Вопрос: Как вы разложили шнурки? (от самых коротких до самых длинных).

Указание: Теперь подберите шнурки к каждой паре обуви.

Вопросы: Лиза, какие шнурки ты подобрала к кроссовкам? Почему? (потому что остальные шнурки очень длинные).

Василиса, а для сапог какие шнурки подойдут? (длинные) Выйди, подбери шнурки для сапог.

А почему не подойдут другие шнурки? (они короткие, их не хватит, чтобы зашнуровать весь сапог).

Гриша, какие шнурки подойдут ботинкам? Подойди, подбери шнурки. Теперь расскажи о том, что ты сделал.

Словесное поощрение: Верно, Гриша, для ботинок нужны средние по длине шнурки, они не самые длинные и не самые короткие по длине.

Подвожу итог игры: Молодцы ребята, вы правильно подобрали шнурки, вы хорошие помощники – помогли Сереже подобрать к каждой паре обуви нужные шнурки.

 

 

«Посади деревце»

Цель: Развитие координации движений, мелкой моторики и глазомера. Прививать любовь окружающей нас природе.

Материал: Ёмкость с наполнителем, макеты деревьев.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребёнку наполнить ёмкость наполнителем и «посадить деревья».

«Сварим кашу»

Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости, глазомера. Повторить название круп.

Материал: Разные наполнители из круп. Разная тара.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям сходить в магазин, купить нужную крупу и сварить кашу.

Старшая группа

«Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»

Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Материалы: фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины).

Ход: На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.

Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.

Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков.

Дидактическая игра: «Кто быстрее подберет коробки»
Цель: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.
Содержание. Выяснив, чем отличаются друг от друга коробки, стоящие на столе, В.объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие и узкие, высокие и низкие. Сейчас поучимся подбирать коробки, подходящие по размеру. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки нужного размера?» Я буду вызывать по 2-3 человека, давать им по одной коробке. Дети расскажут, какой длины, ширины, высоты их коробки. А потом я дам команду: «Подберите коробки, равные вашей длине (ширине, - высоте). Выиграет тот, кто быстрее подберет коробки. Детям может быть предложено, построить коробки в ряд (от самой высоко до самой низкой или от самой длиной до самой короткой).


 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №18

 

Фрагмент конспекта занятия по формированию умения составлять сериационный ряд по массе.

Задачи:

Обучающие: Формировать представления о понятиях тяжелее-легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе..

Развивающие: Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Материал:

Демонстрационный -2 игрушечные обезьянки и 1 слонёнок; изображение воздухоплавательного аппарата; чашечные весы.

Раздаточный - на каждом столе по 3 кастрюльки с крупой для игры поварята.

Методы и приемы: Игра,беседа,

Словарная работа: Тяжелее, легче, воздухоплаватели, масса.

 

Ход занятия:


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.