Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-10-11 | 274 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
ПРАКТИКИНА ЛОГОПУНКТЕ
ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(курс 4, семестр 7)
Методические рекомендации
для студентов очной формы обучения
Курган 2012
Кафедра: «Дефектология»
Составитель:кандидат педагогических наук, доцент О.В. Логашева
Утверждены на заседании кафедры «19» марта 2012 г. протокол заседания № 5
Рекомендованы методическим советом университета «»2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с учебным планом, производственная практика на логопункте при общеобразовательной школе студентов специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология» проводится на четвертом курсе (7 семестр) в течение 5 недель с отрывом от учебных занятий. Эта практика является важным звеном в подготовке будущих учителей-логопедов.
Студенты походят практику в качестве учителя-логопеда на базе логопедических пунктов общеобразовательных школ №№ 5, 9, 11, 12, 35, 40, 42, 54, 52.Руководство практикой студентов осуществляют методисты практики кафедры коррекционной педагогики.
Производственная практика на логопункте при общеобразовательной школе вводит студентов в круг обязанностей школьного логопеда. Логопедическая практика на логопункте при общеобразовательной школе позволяет студентам закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания по логопедии и другим дисциплинам. В ходе практики студенты изучают организацию и содержание логопедического процессав общеобразовательных учреждениях.
Необходимость логопедической подготовки студентов задана специализацией, она обусловлена большой распространенностью различных дефектов речи у детей в целом, что затрудняет процесс их обучения и воспитания. Нарушения речи сказываются на формировании личности детей, осложняют коммуникацию, а в дальнейшем – вызывают трудности в период обучения в школе.
В процессе практики студенты овладевают следующими учениями и навыками:
ГНОСТИЧЕСКИЕ
- умение диагностировать развитие личностной и интеллектуальной
сферы отдельного ребенка:
- умение анализировать психическое и физическое здоровье человека;
- умение анализироватьрезультаты логопедической работы логопедов-практиков;
- умение самостоятельно работать с литературой по заданной теме.
ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ
- умение организовывать совместную (с родителями, с воспитателем)
коррекционно-логопедическую работу;
|
- умение составлять перспективные планы коррекционной работы,
конспекты логопедических занятий различных видов;
- умение предвидеть возможные трудности в работе и определить
пути их ликвидации;
- умение определять наиболее адекватные целям и задачам формы и методы просветительской работы с родителями.
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ
- быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве разными видами детской деятельности;
- умение организовывать коллективную, групповую, индивидуальную деятельность детей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
- умение быстро устанавливать контакт с детьми, родителями, коллегами;
- умение создавать в процессе общения атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
- умение регулировать отношения в группе;
- проявлять терпимость в общении с окружающими.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИНА ЛОГОПУНКТЕ
ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Педагогическая деятельность студентов в период логопедической практики на школьном логопункте подразделяется на два этапа:
Содержание первого этапа – первая неделя.
Студенты должны:
1. Изучить документы, регламентирующие работу учителя-логопеда в данном типе образовательного учреждения, а именно «Положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах».
2. Ознакомиться с перспективным планом работы логопеда, составленным на текущий год.
3. Ознакомиться с содержанием текущих планов, обеспечивающих логопедическую работу на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
4. Ознакомиться с речевой картой, проанализировать её структуру и методы, обеспечивающие выявление речевых недостатков в речевой деятельности учащихся 1-4 классов.
5. Изучить медико-психолого-педагогическую документацию учащихся, посещающих занятия на логопедическом пункте.
6. Ежедневно посещать все занятия учителя-логопеда.
7. Знать параметры методического анализа и уметь грамотно проанализировать структуру логопедического занятия.
|
8. Посетить уроки русского языка, проанализировать особенности учебной деятельности учащихся, имеющих отклонения в речевом развитии.
9. Провести экспресс-обследование состояния фонетической стороны речи учащихся 1 класса.
Содержание второго этапа – четыре недели.
1. Комплексное обследование учащихся (2 человека), закрепленных за студентом на индивидуальные занятия. Составление текста речевой карты обследования.
2. Проведение беседы с педагогами данного класса, выяснение особенностей усвоения знаний по русскому языку и математике.
3. Проведение внутренних (тренировочных) групповых и подгрупповых занятий, не менее 12-ти.
4. Проведение внутренних (тренировочных) индивидуальных занятий (3 раза в неделю).
5. Подготовка и проведение открытых индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий.
Студент должен провести открытые групповых или подгрупповых занятия по следующим актуальным проблемам:
· формирование навыков и умений связной (монологической) речи;
· формирование навыков языкового анализа (лексико-семантического, фонемного, морфемного);
· развитие навыков лексико-грамматического оформления речи.
Студент должен провести открытые индивидуальные занятия, которые направлены на выработку правильного произношения у учащихся с выраженными дефектами артикуляционного аппарата или устранение недостатков в ритмико-просодической стороне речи.
Студент должен провести методическую беседу с родителями с целью посильного включения их в помощь логопеду. Подготовить дидактический и лексический материал к проведению психолого-педагогического обследования учащихся начальных классов. Подобрать научно-методический материал к написанию курсовой и квалификационной работы. Активно участвовать в подготовке конспектов логопедических занятий студентов группы и анализе результатов проведения занятий. Оказывать помощь учителю-логопеду в оформлении методических материалов для кабинета.
По результатам производственной практики на логопункте при общеобразовательной школе студенты представляют следующие отчетные документы:
I. Дневник практики.
II. Отчетная документация студента о производственной практике.
III. Отзыв руководителя с места прохождения практики (может быть в дневнике практики).
Дневник практики является обязательным отчетным документом. Структура его оформления и записей в нем следующая: титульный лист, содержащий сведения о студенте, название практики, сведения о месте прохождения практики с указанием фамилии, имени, отчества и должности руководителя практики; индивидуальный план-график практики, содержащий виды работы, количество часов, сроки их выполнения (планируемые даты начала и окончания работы), характеристику ожидаемых результатов; ежедневные записи, включающие дату, содержание и объем работы, замечания и предложения практиканта.
|
В дневнике практики должны быть зафиксированы все просмотренные занятия логопеда и приведены конспекты собственных (пробных) занятий. Кроме этого, в дневнике фиксируются занятия других практикантов. Всего не менее 20 занятий.
В дневник заносится:
Список учащихся класса, занимающихся на логопункте.
Индивидуальный план студента-практиканта на весь период практики, а также текущее планирование и присутственные дни.
Расписание занятий студента-практиканта с указанием логопедического заключения, даты и темы занятий.
Предпочтительна печатная форма дневника, однако допускается и аккуратно оформленная, написанная разборчиво и без ошибок рукопись.
Отчетная документация студента о производственной практике на логопункте при общеобразовательной школедолжна включать следующее:
Отчетная документация студента по практике оформляется в виде печатного текста в формате Word, шрифт 14, межстрочный интервал полуторный, поля: верхнее – 2, нижнее – 1,5, левое – 3, правое – 1,5. Рукопись не допускается.
Вся отчетная документация оформляется в папку.Папка подписывается:
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет» (КГУ) Кафедра дефектологии ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ НА ЛОГОПУНКТЕ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ЛИЦЕЕ № 12 в качестве учителя-логопеда Логопедическая практика проводилась в период с _____ по _____уч/г. Студента____________ курса Ф.И.О. студента______ курса _________________________________ (тел.: _____________________) Логопед, руководитель практики ____________________________ Курган 2012г. |
Отзыв руководителя с места практики оформляется на специальном бланке или в дневнике практики. Отзыв заверяется подписью с указанием фамилии, имени, отчества, должности и печатью учреждения. Отзыв методиста практики заполняется в дневнике практики. В отзыве руководитель с места прохождения практики и методист практики формулируют выводы о деятельности студента в период прохождения производственной практики и выставляют оценку.
ОБЯЗАННОСТИ КАФЕДРАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ
Руководитель практики студентов 4 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология» назначается из числа преподавателей кафедры. В его обязанности входит:
- обеспечение планирования, организации и учета результатов практики студентов;
- установление связи с базовыми практическими учреждениями;
- организация и проведение установочной конференции по педагогической практике;
|
- участие в обсуждении вопросов организации логопедической практики на заседаниях кафедры и Совете факультета;
- составление кафедрального отчета по итогам проведения логопедической практики;
- разработка и внесение предложений по совершенствованию практики, принятие необходимых мер по устранению недостатков в ее организации и проведении,
- своевременное оформление финансовых документов.
ОБЯЗАННОСТИ МЕТОДИСТА
- установление связи со школьным образовательным учреждением, проведение инструктивно-методической работы с администрацией, логопедами и другими педагогами образовательного учреждения;
- организация и проведение установочной и итоговой конференции в учреждении, консультирование студентов по подготовке конспектов;
- проведение методических совещаний со студентами;
- анализ отчетной документации студентов по логопедической практике.
- оценка деятельности в период практики студентов;
- составление отчета о практике и представление его кафедральному руководителю.
ОБЯЗАННОСТИ ЛОГОПЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В обязанности учителя-логопедаобразовательного учреждения, руководящего педагогической практикой студентов, входит:
- ознакомление студентов с составом детей, имеющих нарушения речи, с перспективными календарными и текущими планами коррекционно-логопедической работы, необходимой документацией и оборудованием логопедического кабинета;
- проведение показательных занятий для студентов;
- составление расписания проведения самостоятельных занятий студентами.
- оказание на всех этапах практики методической помощи студентам;
- участие в методических совещаниях, проводимых методистом;
- внесение предложений по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.
В течение всей практики студент ведет дневник, отражающий содержание и объем ежедневно выполняемой работы. Студент обязан ежедневно заполнять его, всегда иметь при себе и регулярно представлять на просмотр и подпись логопеду образовательного учреждения.
Анкетные данные
Фамилия, имя______________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Национальность____________________________________________________
Школа (№), класс___________________________________________________
Адрес, телефон_____________________________________________________
Сведения о семье
Мать _____________________________________________________________
Отец _____________________________________________________________
Наследственные заболевания, нарушения устной и письменной речи у родственников_____________________________________________________
Общий анамнез
Особенности протекания у матери беременности и родов_______________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности раннего психомоторного развития ребенка ____________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные из медицинской карты о состоянии нервно-психического и соматического здоровья, слуха, зрения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие речи
Особенности формирования устной речи________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятия с логопедом (где, как долго, вид нарушения речи)________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности формирования письменной речи________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
I. Состояние невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы
Сенсомоторное развитие
Латеральная организация (ведущая рука)______________________________
__________________________________________________________________
Соматопространственные ощущения__________________________________
__________________________________________________________________
Зрительно-пространственное восприятие, пространственные представления
Узнавание и сравнение предметных изображений _______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Узнавание цифр____________________________________________________
__________________________________________________________________
Узнавание букв_____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение рисунка________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение копирования__________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конструктивный праксис
Воспроизведение фигур из палочек___________________________________
_________________________________________________________________
Воспроизведение букв______________________________________________
_________________________________________________________________
Составление фигур из кубиков Косса_________________________________
_________________________________________________________________
Ручная моторика
Кинестетическая организация движений (кистей рук и пальцев)___________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинетическая организация движений_________________________________
_________________________________________________________________
Графомоторные навыки____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объем движений, активность, мышечный тонус, темп выполнения, замены движений, синкинезии и другие особенности ___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слухомоторная координация_________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зрительно-моторная координация_____________________________________
__________________________________________________________________
Заключение о состоянии сенсомоторного развития:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Устная речь
Диалогическая речь (беседа) _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Монологическая речь (пересказ, рассказ)______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексическое оформление речи (на основе оценки беседы, пересказа, рассказа)__________________________________________________________
__________________________________________________________________
Грамматическое оформление речи (на основе оценки беседы, пересказа, рассказа) _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние произносительной стороны речи
Просодические компоненты речи. Особенности дыхания, голоса
Темп и ритм речи _________________________________________________
Интонация________________________________________________________
Внятность речи____________________________________________________
Характеристики голоса_____________________________________________
Особенности дыхания, продолжительность речевого выдоха_____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Произношение каких звуков нарушено, характер нарушения (отсутствие звука, искаженное произношение, замены, смешения)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способность правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов:
а) изолированные слова:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
б) слова в составе предложений:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Строение органов артикуляционного аппарата__________________________
__________________________________________________________________
Мимика и артикуляторная моторика
Мимические движения (и выразительность мимики)_____________________
__________________________________________________________________
Одиночные движения и серии движений органов артикуляции_____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематическое восприятие
- Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дифференциация фонем на основе слухового восприятия:
___________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дифференциация фонем по представлению
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение о состоянии устной речи:_________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Языковые способности
Языковой анализ и синтез
Анализ предложений на слова и синтез слов в предложения
Определение количества и последовательности слов в предложении
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделение слов (первых, вторых,... последних) из предложений и составление из них нового предложения_______________________________
__________________________________________________________________
Слоговой анализ и синтез
Выделение слога на фоне слова_______________________________________
__________________________________________________________________
Определение места слога в слове______________________________________
__________________________________________________________________
Определение количества и последовательности слогов в слове_____________
__________________________________________________________________
Составление слов из слогов:
порядок слогов не изменен __________________________________________
порядок слогов изменен_____________________________________________
Выделение слогов (первых, вторых,... последних) из слов и составление из них нового слова___________________________________________________
__________________________________________________________________
Фонематический анализ, синтез и представления
Выделение общего звука в словах_____________________________________
__________________________________________________________________
Называние 2-го,... 5-го звука в словах__________________________________
__________________________________________________________________
Определение количества и последовательности звуков в слове____________
__________________________________________________________________
Определение количества гласных и согласных звуков в слове_____________
__________________________________________________________________
Определение звуков, соседних с данным_______________________________
__________________________________________________________________
Составление слов из звуков__________________________________________
__________________________________________________________________
Подбор слов с данным звуком в начале, в середине, в конце слова
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделение звуков (первых, вторых, последних) из слов и составление из них нового слова_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Актуализация слов _________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматические операции
Словообразование __________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Словоизменение____________________________________________________
__________________________________________________________________
Составление словосочетаний из слов в начальной форме_________________
_________________________________________________________________
Составление предложений из слов в начальной форме___________________
__________________________________________________________________
Составление предложений с предлогами_______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Распространение простого предложения________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление предложений по опорным словам (по опорному слову)_______
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение о сформированности языковых способностей:____________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письменная речь
Чтение
Чтение рядов и пар букв, соответствующих оппозиционным фонемам_______________________________________________________________
Чтение слогов с оппозиционными звуками______________________________
__________________________________________________________________
Чтение слогов, слов со звуко-слоговой структурой разной сложности_______
__________________________________________________________________
Чтение предложений________________________________________________
__________________________________________________________________
Чтение текста______________________________________________________
__________________________________________________________________
Работа с текстом (ответы на вопросы, пересказ, подбор картинок):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характер ошибок и затруднений при чтении____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способ чтения_____________________________________________________
Темп чтения_______________________________________________________
Письмо
Списывание букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Запись диктуемых букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Слуховой диктант связного текста____________________________________
__________________________________________________________________
Повторный (через промежуток времени) слуховой диктант текста__________
__________________________________________________________________
Запись текстов с дефектно произносимыми звуками_____________________
__________________________________________________________________
Запись текстов с недифференцируемыми звуками_______________________
__________________________________________________________________
Изложение связного текста__________________________________________
__________________________________________________________________
Сочинение (по сюжетной картинке)___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Способность проверить выполнение письменной работы, выявить ошибки___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Особенности процесса письма, наличие и характер моторных затруднений при письме (по результатам наблюдения)_______________________________
__________________________________________________________________
Виды специфических ошибок в письме, их количество___________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наличие и характер орфографических ошибок__________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение о состоянии чтения и письма: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Нарушение или недоразвитие устной речи___________________________
_________________________________________________________________
2. Затруднения в овладении чтением или нарушение чтения (степень выраженности, вид или сочетания видов дислексии) ____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Затруднения в овладении письмом или нарушение письма (степень выраженности, вид или сочетания видов дисграфии)____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведущие направления индивидуальной педагогической стратегии:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к схеме психолого-логопедического обследования школьника
I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы.
1. Сенсомоторное развитие:
- латеральная организация, сформированностъсоматопростран-ственных ощущений: (используются пробы: апплодирование, сжимание пальцев рук в «замок», «поза Наполеона»; задания на выполнение действий с предметами, объяснение схемы собственного тела и тела человека, стоящего напротив; проба Хэда на отраженные действия);
- характеристика состояния зрительно-пространственного восприятия, конструктивного праксиса; оценивается также состояние оптического анализа и синтеза, зрительного внимания (используются задания на узнавание, дифференциацию и сравнение предметных изображений, в частности в усложненных условиях, например, наложенных друг на друга; узнавание цифр, букв; воспроизведение по образцу и по памяти фигур и букв из палочек, составление фигур по образцу из кубиков Косса; при выполнении рисунка человека оцениваются способы построения целостного зрительного образа, координация глаза - руки, сформированность преставлений о строении тела и др.);
- характеристика состояния ручной моторики: оценивается координация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность движений, графомоторные навыки (используются пробы типа «кулак - ребро - ладонь»; попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчет пальцев»; воспроизведение по образцу и по памяти различных поз пальцев; воспроизведение на строчке последовательности однотипных графических элементов с чередованием их размера)
- характеристика состояния слухомоторной и зрительно-моторной координации, соответствующих реакций; оценивается также состояние внимания (используются задания на воспроизведение ритмических рядов, воспроизведение ряда слогов, графическое отображение воспринятого на слух ритмического ряда; срисовывание графических образцов, букв);
2. Интеллектуальные функции, личностные особенности:
- характеристика состояния зрительного и слухового внимания: оценивается умение сосредоточиваться, устойчивость, объем, переключение и распределение внимания (используются тест «Лабиринт», «Корректурная проба», нахождение одинаковых фигур, цифр из ряда предложенных; выделение заданного слова в процессе слухового восприятия текста рассказа, ответы на вопросы по прослушанному тексту и др.);
- характеристика состояния зрительной и слуховой памяти: оценивается быстрота, объем, прочность памяти, точность воспроизведения (используются задания на описание картинки по памяти, воспроизведение количества и последовательности увиденных предметов; воспроизведение по памяти сложенного из геометрических фигур узора; повторение ряда цифр; заучивание 10 слов; запоминание четверостиший и другие задания);
- характеристика особенностей мышления: оценивается развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое), такие качества мышления, как самостоятельность, активность; понимание причинно-следственных связей; общая осведомленность, в том числе ориентировка ребенка во времени (используются тесты:«Исключение лишнего предмета», «Классификации», «Осведомленность», «Аналогии», «Исключение слов», «Сравнение понятий», понимание рассказов со скрытым смыслом; ориентировка во временах года, времени суток и другие задания и тесты);
- характеристика способности к саморегуляции в деятельности: оценивается способность ребенка полностью принять задание, следовать инструкции до конца выполнения, не отвлекаться в работе, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после ее завершения (информативно наблюдение за ребенком в процессе выполнения каких-либо учебных, в частности письменных заданий; можно использовать тест с 5-минутной записью палочек и черточек с чередованием их количества; проведение графических диктантов - рисование узора в тетради в клетку под диктовку педагога);
- характеристика познавательной потребности и мотивов, уровня притязаний, самооценки и волевых качеств, наличие школьной тревожности (информацию можно получить из бесед с ребенком, проводимых в доброжелательном тоне и комфортной эмоциональной атмосфере, в процессе наблюдений за ребенком; можно использовать специальные психологические методики и тесты).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к схеме психолого-логопедического обследования школьника
Младших школьников
I. Тексты для изложений (Т. В. Шклярова, 2005)
1 класс (второе полугодие)
Наступила зима. Выпал снег и укрыл черную землю пушистым одеялом. Реки покрылись льдом. В лесу не слышно веселых голосов птиц. На ветках деревьев лежит легкий снежок. (27 слов)
Большая рыжая собака грелась на солнышке со своими щенятами. Вдруг она услышала жалобный писк. Собака подошла к пруду. Она увидела котенка, который чудом держался на поверхности. Собака бросилась в воду и вытащила малыша. (33 слова)
Класс
Осень
Наступает осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце мало греет. Небо часто бывает покрыто тучами. Моросит мелкий дождик. Листья на деревьях желтеют и опадают, трава вянет. Пропадают насекомые. Птицы улетают в теплые страны. В полях заканчиваются работы. На огородах копают овощи, в садах собирают плоды. Дети пошли в школу. (51 слово)
Зима в лесу
Зима. Холодный ветер гуляет по голым ветвям, качая верхушки деревьев. Тихо кругом, только иногда жалобно загудит ветер и застонут темные деревья. Вдруг стук раздался по сонному лесу. Это дятел добывает себе завтрак. Пушистая белка весело перепрыгивает с ветки на ветку. А под деревом сидит зайчик и умывает забавную мордашку. (52 слова)
Класс
Осень
Поспели в лесу мелкие дикие яблочки. Кареглазые каштаны стали ронять на землю свои орешки. А за каштанами стали опадать и листья.
Птицы заговорили о перелете на юг. И в одно холодное утро они поднялись и улетели. Затихла говорливая речка. Заморосил мелкий дождик. Со всех веточек, листиков и хвоинок стекали мелкие капли. Казалось, что лес плачет, прощаясь с птицами. Наступила осень. (61 слово)
Хитрый осел
На осла нагрузили мешок соли. На мосту через реку он споткнулся и упал в воду. Осел выбрался на берег и почувствовал, что ноша его стала намного легче: часть соли успела раствориться в воде. На следующий день осла нагрузили хлебом. Он вспомнил вчерашнее приключение и нарочно плюхнулся в воду. Но хлеб намок и стал таким тяжелым, что хитрый осел еле выбрался на берег. (64 слова)
Класс
Осень
С конца августа воздух начинает холодать, а в сентябре бывают и заморозки. Утром вы видите, как побелела трава, а лужи покрылись корочкой льда. Мелкие холодные осенние дожди не похожи на летние. Без устали дует промозглый ветер. Листья на деревьях начинают желтеть в конце августа. С каждым днем становится все больше желтых и красных листьев. А порывистый ветер безжалостно срывает с деревьев легкие листья, устилая ими мокрую землю. Поля пустеют. Цветы исчезли, и пожелтевшая трава клонится к земле. Только озимь поднимается ровным зеленым бархатом. (84 слова)
Белые мыши
Многие боятся мышей. Но маленькие белые мышки наверняка понравятся тебе. Тельце мышки покрыто шерсткой, только розовые ушки и хвост - голые. А зачем мышке длинный хвост? Когда мышка лезет вверх, хвостик, обвиваясь вокруг опоры, помогает ей. Если она бежит по жердочке, то поддерживает свое равновесие, размахивая хвостиком вправо и влево, как артистка в цирке, которая идет по канату с длинным шестом в руках. Белые мыши чувствительны к недостатку тепла. Если им холодно, у них синеет кончик хвоста, они перестают есть и могут заболеть. (84 слова)
II. Тексты для диктантов и списывания (Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева, 2003, 2005)
Класс
Витя ходит в школу. У Вити новый учебник. Он учит стихи. Мальчик любит читать.
На реке
Лёва и Сёма удили рыбу. Они поймали окуня. Бабушка сварит уху
Норка
Вот норка. Там сидит мышка. Кошка у норки ждёт мышку
Дома
Мама устала. Она спит. Я мою посуду. Брат Сёма играет с сестрой.
Змей
Дима пускал змея. Змей упал за сарай. Дима заплакал
Наши собаки
У нас живёт собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегут за нами. (28 слов)
Класс
Грачи
Конец апреля. Лес пахнет корой и соком берёз. Под ногами шуршит ветхий лист. Дуб спит. Шумно кричат грачи у своих гнёзд. Они долго ждали весну. (25 слов)
Цветы
Мы живём в
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!