Индивид. Личность. Индивидуальность. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивид. Личность. Индивидуальность.

2017-10-07 665
Индивид. Личность. Индивидуальность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Биологическая природа человека, его морфологическое строение, формировались на протяжении длительного эволюционного развития, по меньшей мере 3,3 миллиона лет. Любое социальное отправление, любое действие, любое проявление социальной жизни в человеке обеспечиваются биологическими механизмами, прежде всего – механизмами нервной системы. С другой же стороны, все биологические функции организма человека до такой степени подчинены выполнению его социальных функций, что вся биология становится здесь лишь формой проявления совсем иного по природе начала. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

В современной психологии принято говорить о биосоциальной природе человека. Человек как биосоциальное существо является носите­лем биологических и социальных качеств. Первые характери­зуют его как биологического индивида, вторые - социального индивида. По определению, индивид – это особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода. Индивид — это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчеркивает зависимость человека от общества.

Свойства биологического индивида формируются в биологических системах (экологических и др.) социального индивида - в социальных системах (семье, обще­ственных и политических институтах, профессиональных об­ществах и т. д.).

До определенного момента исторического и индивиду­ального развития быть индивидом вполне доста­точно. Так, маленький ребенок или первобытный человек включены в ограниченное число связей. Семья или община полностью управляют их поведением через требования, нормы или запреты. По мере взросления (исторического или индиви­дуального) расширяются и усложняются отношения человека с окружающим миром, потому что он становится членом не одной, а множества групп (семья, профессиональные, нацио­нальные, политические группы и др.). Они предъявляют к че­ловеку различные, зачастую, взаимоисключающие требования. Многообразные связи человека с миром предполагают иной тип поведения, обусловленный его активностью. Эта форма регуляции называется личностной.

Как личность человек выбирает то, что для него наибо­лее важно, отказываясь от других возможностей, соподчиняет свои отношения с другими людьми, управляет своим поведе­нием. Если поведение индивида регулируется из­вне (нормами морали, законодательством, модой, традиция­ми), то поведение личности обусловлено ее ценностями, пози­циями, отношениями.

Таким образом, личность - это человек, который выде­ляет себя из окружающего мира, строит свои отношения с ним и подчиняет этим отношениям свое поведение вопреки внеш­ним стимулам и ситуативным побуждениям. По определению, личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений; личность - система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Личность возникает на определенном этапе фило- и онтогенеза и выполняет ряд функций. Человек становится личностью для того, чтобы «связать», интегрировать свои отношения с ми­ром. Личность представляет собой единое, устойчивое целое, со­ставляющее внутренний «стержень» человека и по­зволяет осуществлять выбор между разными возможностями и отношениями. Наконец, личность нужна, чтобы выбирать свой жизненный путь. Другими словами, личность выполняет функции интеграции, саморегуляции и самоопределения.

Проблема личности изучалась во всех основных психо­логических школах: в психоанализе, бихевиоризме, гумани­стической психологии и других. Представления о личности в этих направлениях различаются тем, что вкладывается в поня­тие «личность», чем объясняется процесс ее развития, какая роль отводится биологическим и социальным факторам.

В указанных теориях процесс развития личности связывался преимущественно с каким-то одним фактором: биологическим, социальным, духовным. Чтобы понять, что такое личность, необходимо ее рассматривать с позиции сис­темного подхода, в контексте целостной структуры активно­сти человека, включающей биологический, социальный и лич­ностный уровни.

Эти уровни находятся в иерархических связях друг с другом и подчиняются определенным закономерностям. Каждый нижележащий уровень является исходным для вышележащего. Так, биологические свойства выступают предпосылкой развития человека как социального существа. Чтобы стать личностью, необходимо быть социальным инди­видом.

Каждый уровень активности развивается в своей системе связей. Индивидные свойства человека формируются в системе «человекбиологическая среда», социальные - в системе «человек-социальная среда», личностные - в духовной систе­ме, «человек-его внутренний мир».

Каждый уровень продолжает развиваться в течение жиз­ни. Став социальным индивидом, человек не перестает быть биологическим существом. Вышележащий уровень подчиняет себе нижележащие. Как социальный индивид, человек регулирует удовлетворение своих биологических потребностей, как личность - свои соци­альные связи и отношения.

Закономерности активности человека в системном под­ходе определяют роль индивидных свойств, социальной среды и самой личности в процессе ее развития. Индивидные свойст­ва человека (конституция, темперамент, задатки, половозраст­ные особенности и другие) выступают многозначными и без­личными предпосылками развития личности. Люди могут об­ладать одинаковыми индивидными особенностями (типом те­лосложения, проявлениями нервной системы), но быть совер­шенно различными личностями. Например, маленький рост в одном случае может привести к возникновению комплекса неполноценности, а в другом никак не повлиять на уверенность и самодостаточность личности. Все зависит от того, что для данного человека ценно и значимо.

Социальная среда является условием и источником раз­вития личности. Она влияет на личность опосредованно, через социальные группы, определенный общественный режим, объективно заданный личности и влияющий на содержание ее деятельности.

Развитие личности - активный процесс, предполагаю­щий ее избирательность и пристрастность. Ценности личности не просто копия ценностей значимой для нее группы (семьи, круга друзей, коллег и т. д.), а результат ее внутренней напряженной работы. Как писал А. Н. Леонтьев, становление лично­сти предполагает решение задачи «чему во мне быть?». Только в социальной среде у человека возни­кает потребность стать личностью и проявляется способность быть ею. Однако решающую роль в этом процессе играет ак­тивность самого человека как субъекта развития. Благодаря собственной активности человек реализует себя как личность, самостоятельно прокладывая свой уникальный путь сквозь историческое и социальное пространство.

Таким образом, индивидные свойства - это предпосылка, социальная среда - источник и совокупность условий, актив­ность - фактор развития личности.

Под индивидными свойствами понимают свойства чело­века как биологического существа. Они весьма многообразны. Некоторые из них присутствуют у человека на момент его ро­ждения: конституция, половые различия, свойства нервной системы, биохимических процессов. Другие формируются прижизненно, например, органические потребности и психофизилогические функции. Темперамент и задатки являются наиболее сложными интегративными свойствами индивида. Под задатками понимается анатомо-физиологические и функ­циональные особенности нервной системы, выступающие природными предпосылками развития способностей. Под тем­пераментом (от лат. temperamentum - соразмерность) понима­ется совокупность формально-динамических характеристик поведения человека, проявляющаяся в его общей активности, временных характеристиках (темпе, ритме, поведения) и осо­бенностях эмоционального реагирования.

История изучения темперамента насчитывает тысячелетия. Существует множество теорий темперамента: гумораль­ные, конституциональные, неврологические, факторные и дру­гие. Основоположниками гуморальных теорий являются Гип­пократ и Гален (V-II вв. до н. э.), которые в объяснении тем­перамента исходили из соотношения жидких сред в организме человека: флегмы (слизи), сангвиса (крови), холе (желчи), меланос холе (черной желчи). Ими было выделено девять типов темперамента, четыре из которых широко известны до на­стоящего времени. Это сангвиник, холерик, флегматик, мелан­холик. Несмотря на то, что гуморальные теории темперамента являлись донаучными, они оказали существенное влияние на дальнейшее развитие представлений о темпераменте. До сере­дины XVIII в. исследователи связывали темперамент со строе­нием кровеносной системы человека.

На рубеже XX столетия появились концепции, просле­живающие связь между темпераментом и типом телосложения (Э. Кречмер и др.). Немецкий психиатр Э. Кречмер вы­делил три основных типа телосложения: лептосоматик (край­ний вариант - астеник) - хрупкое телосложение; пикник – тучный, плотное телосложение; атлетик – пропорциональное телосложение, развитая мускулатура. Выделенным типам те­лосложения соответствуют шизотимическии, иксотимическии, циклотимический типы темперамента.

Неврологическая теория темперамента связано с именем известного физиолога И. П. Павлова, который исходил из особенностей нервной системы: силы нервных процессов, их уравновешенности и подвижности. Сила характеризует рабо­тоспособность нервных процессов, уравновешенность - ба­ланс между ними, подвижность является показателем скорости протекания процессов.

Комбинации этих свойств образуют разные типы нерв­ной системы. И. П. Павловым было выделено четыре типа ВНД (высшей нервной деятельности): сильный, уравновешен­ный, подвижный; сильный, неуравновешенный; сильный, уравновешенный, инертный; слабый. Несмотря на различные подходы к темпераменту, можно выделить некоторые общие тенденции в его изучении: пони­мание темперамента как формы поведения, а не его содержа­ния; признание равноценности темпераментов (нет «плохих» или «хороших» темпераментов); изучение свойств темпера­мента, а не его типов.

Все индивидные свойства, включая конституцию, темпе­рамент, задатки, органические потребности и др., обладают рядом общих особенностей. Они характеризуют формально- динамический аспект поведения и, как правило, регулируются автоматически. В процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми индивидные свойства осознаются человеком и подчиняются волевому контролю. Индивидные свойства не предопределяют выбор человеком иной или иной деятельно­сти. Например, человек сдержанный, застенчивый, интровертированный вполне может реализоваться в профессиях, тре­бующих коммуникативности, открытости, общительности. Ес­тественно, это потребует от него больших усилий и сознатель­ного контроля над поведением. И, наконец, приспособление индивидных свойств человека к требованиям деятельности приводит к развитию индивидуального стиля деятельности.

Человек предпочитает такую деятельность, которая наиболее полно соответствует особенностям его ВДН. Только такая деятельность приносит человеку удовлетворение. Наперекор всему человек ищет свои формы активности. Хорошо, если найденные им формы будут социально-приемлемыми. А если нет, то активность может вылиться в преступную деятельность, либо, оставшись нереализованной, вызвать психические отклонения.

Итак, человек выбирает такую форму активности, деятельности, поведения, при которых сила и количество действующих на него раздражителей вызывает уровень возбуждения, оптимальный для успеха.

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. В. В. Петухов указывает, что это та совокупность психических особенностей, которая, будучи взятой как целое, отличает его от другого. Понятие «индивидуальность» и «личность» взаимосвязаны. Нельзя быть индивидуальностью, не став личностью. Личность может существовать только в форме индивидуальности.

Соотношение между понятиями «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражено в известной формуле: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

В структуре индивидуальности выделяют два класса свойств: продуктивные и инструментальные.

Продуктивные свойства характеризуют человека как ак­тивное существо, способное изменять самого себя и окру­жающую среду. К ним относятся мотивы, смысловые образо­вания, самосознание и другие.

Инструментальные свойства включают характер и спо­собности. Если продуктивные свойства - это то, что составля­ет сущность личности, то инструментальные свойства - это то, что она использует для достижения своих целей, реализации ценностей. Продуктивные и инструментальные свойства взаи­мосвязаны. Первые определяют стратегию поведения челове­ка, вторые - его тактику. Тем не менее, между ними может быть определенное рассогласование, проявляющееся в высо­ком уровне развития продуктивных свойств и недостаточном уровне развития инструментальных и, наоборот. Например, человек может быть одаренным, способным к выполнению сложной профессиональной деятельности, но, к сожалению, не умеющим адекватно оценить свои возможности, распорядить­ся ими. Это часто приводит к тому, что он разбрасывается, не может найти применения своим способностям, что приводит к неудовлетворенности собой, разочарованию в жизни.

 

 

Литература

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. - М, 1996.

2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.