Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-10-07 | 665 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Биологическая природа человека, его морфологическое строение, формировались на протяжении длительного эволюционного развития, по меньшей мере 3,3 миллиона лет. Любое социальное отправление, любое действие, любое проявление социальной жизни в человеке обеспечиваются биологическими механизмами, прежде всего – механизмами нервной системы. С другой же стороны, все биологические функции организма человека до такой степени подчинены выполнению его социальных функций, что вся биология становится здесь лишь формой проявления совсем иного по природе начала. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.
В современной психологии принято говорить о биосоциальной природе человека. Человек как биосоциальное существо является носителем биологических и социальных качеств. Первые характеризуют его как биологического индивида, вторые - социального индивида. По определению, индивид – это особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода. Индивид — это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчеркивает зависимость человека от общества.
Свойства биологического индивида формируются в биологических системах (экологических и др.) социального индивида - в социальных системах (семье, общественных и политических институтах, профессиональных обществах и т. д.).
|
До определенного момента исторического и индивидуального развития быть индивидом вполне достаточно. Так, маленький ребенок или первобытный человек включены в ограниченное число связей. Семья или община полностью управляют их поведением через требования, нормы или запреты. По мере взросления (исторического или индивидуального) расширяются и усложняются отношения человека с окружающим миром, потому что он становится членом не одной, а множества групп (семья, профессиональные, национальные, политические группы и др.). Они предъявляют к человеку различные, зачастую, взаимоисключающие требования. Многообразные связи человека с миром предполагают иной тип поведения, обусловленный его активностью. Эта форма регуляции называется личностной.
Как личность человек выбирает то, что для него наиболее важно, отказываясь от других возможностей, соподчиняет свои отношения с другими людьми, управляет своим поведением. Если поведение индивида регулируется извне (нормами морали, законодательством, модой, традициями), то поведение личности обусловлено ее ценностями, позициями, отношениями.
Таким образом, личность - это человек, который выделяет себя из окружающего мира, строит свои отношения с ним и подчиняет этим отношениям свое поведение вопреки внешним стимулам и ситуативным побуждениям. По определению, личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений; личность - система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Личность возникает на определенном этапе фило- и онтогенеза и выполняет ряд функций. Человек становится личностью для того, чтобы «связать», интегрировать свои отношения с миром. Личность представляет собой единое, устойчивое целое, составляющее внутренний «стержень» человека и позволяет осуществлять выбор между разными возможностями и отношениями. Наконец, личность нужна, чтобы выбирать свой жизненный путь. Другими словами, личность выполняет функции интеграции, саморегуляции и самоопределения.
|
Проблема личности изучалась во всех основных психологических школах: в психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии и других. Представления о личности в этих направлениях различаются тем, что вкладывается в понятие «личность», чем объясняется процесс ее развития, какая роль отводится биологическим и социальным факторам.
В указанных теориях процесс развития личности связывался преимущественно с каким-то одним фактором: биологическим, социальным, духовным. Чтобы понять, что такое личность, необходимо ее рассматривать с позиции системного подхода, в контексте целостной структуры активности человека, включающей биологический, социальный и личностный уровни.
Эти уровни находятся в иерархических связях друг с другом и подчиняются определенным закономерностям. Каждый нижележащий уровень является исходным для вышележащего. Так, биологические свойства выступают предпосылкой развития человека как социального существа. Чтобы стать личностью, необходимо быть социальным индивидом.
Каждый уровень активности развивается в своей системе связей. Индивидные свойства человека формируются в системе «человекбиологическая среда», социальные - в системе «человек-социальная среда», личностные - в духовной системе, «человек-его внутренний мир».
Каждый уровень продолжает развиваться в течение жизни. Став социальным индивидом, человек не перестает быть биологическим существом. Вышележащий уровень подчиняет себе нижележащие. Как социальный индивид, человек регулирует удовлетворение своих биологических потребностей, как личность - свои социальные связи и отношения.
Закономерности активности человека в системном подходе определяют роль индивидных свойств, социальной среды и самой личности в процессе ее развития. Индивидные свойства человека (конституция, темперамент, задатки, половозрастные особенности и другие) выступают многозначными и безличными предпосылками развития личности. Люди могут обладать одинаковыми индивидными особенностями (типом телосложения, проявлениями нервной системы), но быть совершенно различными личностями. Например, маленький рост в одном случае может привести к возникновению комплекса неполноценности, а в другом никак не повлиять на уверенность и самодостаточность личности. Все зависит от того, что для данного человека ценно и значимо.
|
Социальная среда является условием и источником развития личности. Она влияет на личность опосредованно, через социальные группы, определенный общественный режим, объективно заданный личности и влияющий на содержание ее деятельности.
Развитие личности - активный процесс, предполагающий ее избирательность и пристрастность. Ценности личности не просто копия ценностей значимой для нее группы (семьи, круга друзей, коллег и т. д.), а результат ее внутренней напряженной работы. Как писал А. Н. Леонтьев, становление личности предполагает решение задачи «чему во мне быть?». Только в социальной среде у человека возникает потребность стать личностью и проявляется способность быть ею. Однако решающую роль в этом процессе играет активность самого человека как субъекта развития. Благодаря собственной активности человек реализует себя как личность, самостоятельно прокладывая свой уникальный путь сквозь историческое и социальное пространство.
Таким образом, индивидные свойства - это предпосылка, социальная среда - источник и совокупность условий, активность - фактор развития личности.
Под индивидными свойствами понимают свойства человека как биологического существа. Они весьма многообразны. Некоторые из них присутствуют у человека на момент его рождения: конституция, половые различия, свойства нервной системы, биохимических процессов. Другие формируются прижизненно, например, органические потребности и психофизилогические функции. Темперамент и задатки являются наиболее сложными интегративными свойствами индивида. Под задатками понимается анатомо-физиологические и функциональные особенности нервной системы, выступающие природными предпосылками развития способностей. Под темпераментом (от лат. temperamentum - соразмерность) понимается совокупность формально-динамических характеристик поведения человека, проявляющаяся в его общей активности, временных характеристиках (темпе, ритме, поведения) и особенностях эмоционального реагирования.
|
История изучения темперамента насчитывает тысячелетия. Существует множество теорий темперамента: гуморальные, конституциональные, неврологические, факторные и другие. Основоположниками гуморальных теорий являются Гиппократ и Гален (V-II вв. до н. э.), которые в объяснении темперамента исходили из соотношения жидких сред в организме человека: флегмы (слизи), сангвиса (крови), холе (желчи), меланос холе (черной желчи). Ими было выделено девять типов темперамента, четыре из которых широко известны до настоящего времени. Это сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Несмотря на то, что гуморальные теории темперамента являлись донаучными, они оказали существенное влияние на дальнейшее развитие представлений о темпераменте. До середины XVIII в. исследователи связывали темперамент со строением кровеносной системы человека.
На рубеже XX столетия появились концепции, прослеживающие связь между темпераментом и типом телосложения (Э. Кречмер и др.). Немецкий психиатр Э. Кречмер выделил три основных типа телосложения: лептосоматик (крайний вариант - астеник) - хрупкое телосложение; пикник – тучный, плотное телосложение; атлетик – пропорциональное телосложение, развитая мускулатура. Выделенным типам телосложения соответствуют шизотимическии, иксотимическии, циклотимический типы темперамента.
Неврологическая теория темперамента связано с именем известного физиолога И. П. Павлова, который исходил из особенностей нервной системы: силы нервных процессов, их уравновешенности и подвижности. Сила характеризует работоспособность нервных процессов, уравновешенность - баланс между ними, подвижность является показателем скорости протекания процессов.
Комбинации этих свойств образуют разные типы нервной системы. И. П. Павловым было выделено четыре типа ВНД (высшей нервной деятельности): сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, неуравновешенный; сильный, уравновешенный, инертный; слабый. Несмотря на различные подходы к темпераменту, можно выделить некоторые общие тенденции в его изучении: понимание темперамента как формы поведения, а не его содержания; признание равноценности темпераментов (нет «плохих» или «хороших» темпераментов); изучение свойств темперамента, а не его типов.
Все индивидные свойства, включая конституцию, темперамент, задатки, органические потребности и др., обладают рядом общих особенностей. Они характеризуют формально- динамический аспект поведения и, как правило, регулируются автоматически. В процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми индивидные свойства осознаются человеком и подчиняются волевому контролю. Индивидные свойства не предопределяют выбор человеком иной или иной деятельности. Например, человек сдержанный, застенчивый, интровертированный вполне может реализоваться в профессиях, требующих коммуникативности, открытости, общительности. Естественно, это потребует от него больших усилий и сознательного контроля над поведением. И, наконец, приспособление индивидных свойств человека к требованиям деятельности приводит к развитию индивидуального стиля деятельности.
|
Человек предпочитает такую деятельность, которая наиболее полно соответствует особенностям его ВДН. Только такая деятельность приносит человеку удовлетворение. Наперекор всему человек ищет свои формы активности. Хорошо, если найденные им формы будут социально-приемлемыми. А если нет, то активность может вылиться в преступную деятельность, либо, оставшись нереализованной, вызвать психические отклонения.
Итак, человек выбирает такую форму активности, деятельности, поведения, при которых сила и количество действующих на него раздражителей вызывает уровень возбуждения, оптимальный для успеха.
Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. В. В. Петухов указывает, что это та совокупность психических особенностей, которая, будучи взятой как целое, отличает его от другого. Понятие «индивидуальность» и «личность» взаимосвязаны. Нельзя быть индивидуальностью, не став личностью. Личность может существовать только в форме индивидуальности.
Соотношение между понятиями «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражено в известной формуле: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
В структуре индивидуальности выделяют два класса свойств: продуктивные и инструментальные.
Продуктивные свойства характеризуют человека как активное существо, способное изменять самого себя и окружающую среду. К ним относятся мотивы, смысловые образования, самосознание и другие.
Инструментальные свойства включают характер и способности. Если продуктивные свойства - это то, что составляет сущность личности, то инструментальные свойства - это то, что она использует для достижения своих целей, реализации ценностей. Продуктивные и инструментальные свойства взаимосвязаны. Первые определяют стратегию поведения человека, вторые - его тактику. Тем не менее, между ними может быть определенное рассогласование, проявляющееся в высоком уровне развития продуктивных свойств и недостаточном уровне развития инструментальных и, наоборот. Например, человек может быть одаренным, способным к выполнению сложной профессиональной деятельности, но, к сожалению, не умеющим адекватно оценить свои возможности, распорядиться ими. Это часто приводит к тому, что он разбрасывается, не может найти применения своим способностям, что приводит к неудовлетворенности собой, разочарованию в жизни.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. - М, 1996.
2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!