Выпишите словосочетания с лексическими ошибками, определите тип ошибки — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Выпишите словосочетания с лексическими ошибками, определите тип ошибки

2017-10-11 564
Выпишите словосочетания с лексическими ошибками, определите тип ошибки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


1. Починка автомобиля 2. Свой автопортрет

3. Заклятый друг 4. Будущая перспектива

5. Свободная вакансия 6. Страшно обрадовались

7. Полчища тружеников 8. Возобновить вновь

9.Состоялась благодаря разрешению 10. Кипучее безделье

11. Два года тому назад 12. Мелочная рыба

13. Прогул без уважительной причины

14. Танцевальная песня

15. Праздничный ужин

16. Праздная жизнь


2. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Запишите исправленный вариант.

1. Комнатные растения сейчас распространены не только в справочниках по цветоводству.

2. С помощью цифр, расположенных слева и вверху таблицы, расшифруйте зашифрованный рисунок.

3. Одни растения могут быть гораздо дороже других.

4. Выступающий на собрании поставил акцент на активности участия студентов в проводимых мероприятиях.

5. У меня закралось мнение, что в этом случае какие-то махинации, что-то нечисто.

6. Дидактический метод Холмса достоин восхищения.

7. После первой же встречи их отношения стали вражескими.

Самостоятельная работа № 8

«Языковой анализ литературного текста»

В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается. Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. Простые широко распространённые и сложные предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм.

 

Практическое задание. Прочитайте отрывки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Определите, к какому функционально-смысловому типу относится каждый из них. Для обоснования ответа используйте данные таблицы. Тексты не переписывать.

а) В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, – был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жёваных белых брюках и чёрных тапочках.

б) В течение её [ласточки] полёта в светлой теперь и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нём не нашёл. В частности, не нашёл ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергнет его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора.

в) Иван ахнул за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно.
Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Тут уже была толчея, Иван налетел на кой-кого из прохожих, был обруган. Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский приём – уходить врассыпную.

Самостоятельная работа № 9

«Лексико-фразеологический разбор».

Лексический разбор слова осуществляется при помощи различных лингвистических словарей, а именно толкового, фразеологического, словаря антонимов, синонимов и омонимов.

Схема разбора:

1. Лексическое значение слова в данном контексте (в предложении)

2. однозначное или многозначное слово (сколько значений у слова)

3. в каком смысле употреблено (в прямом или переносном)

4. имеет ли омонимы (слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию)

5. имеет ли синонимы (близкое по смыслу с другим словом)

6. имеет ли антонимы (противоположное по значению слово)

7. исконно русское или заимствованное (можно посмотреть в словаре иностранных языков)

8. общеупотребительное или нет (диалектное, специальное)

9. входит в активный или пассивный словарный запас

10. в каком стиле речи преимущественно употребляется

Устойчивые словосочетания или предложения, которые используются как готовые, воспроизводимые в речи единицы, общее значение которых не складывается из значений составляющих их слов, называются фразеологизмами.
Степень семантической спаянности фразеологизмов может быть различной. По этому признаку различают четыре группы фразеологизмов:

· фразеологические сращения (общий смысл фразеологизма не вытекает из значения составляющих его компонентов: бить баклуши, втирать очки и др.);

· фразеологические единства (переносный смысл фразеологизма в какой-то степени мотивирован значением входящих в его состав компонентов: капля в море, кот наплакал и др.);

· фразеологические сочетания (один из компонентов фразеологизма может сочетаться лишь с определенными словами; трескучий мороз, насупить брови и т.п.).

Практическое задание. 1. Выберите из пословиц слова, антони­мичные друг другу, и напишите их. Выполните лексический разбор выделенного слова.

1. Глупый ищет большое месте, а разумного и в углу видно. 2. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 4. Умному недостает ушей, а у глупого один язык с лишком. 5. Горе старит, а радость молодит. 6. От радости кудри вьются, а от печали секутся. 7. Смелому горох хлебать, а несмелому к редьки не видать. 7. Горе в лохмотьях, беда нагишом, 9. Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть. 10. Из ду­рака и плач смехом прет.

Практическое задание 2. Объясните смысл данных фразеологизмов, приведите примеры их употребления в речи. Используйте фразеологический словарь.

Нести околесицу; в подметки не годится; нести ахинею; рвать и метать; довести до белого

каления; быть на седьмом небе; воспрянуть духом; выходить из себя; последняя спица в колеснице; птица высокого полета; быть вне себя; вопрос жизни или смерти; ворон считать; глаза на лоб лезут; грош цена; диву даваться; жить чужим умом; работать спустя рукава;мастер на все руки; мелкая сошка; мыльный пузырь; ни во что не ставить; ни рыба, ни мясо; два сапога – пара; плясать под дудку; летать на крыльях; строить воздушные замки; танцевать от печки.

Самостоятельная работа № 10

«Орфоэпические нормы. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки».

Орфоэпия – 1) совокупность произносительных норм языка;


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.