Устной или письменной. Письмо — это зафиксированная речь. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Устной или письменной. Письмо — это зафиксированная речь.

2017-10-11 376
Устной или письменной. Письмо — это зафиксированная речь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по выполнению самостоятельных работ

по дисциплине: «Русский язык и литература. Русский язык»

для студентов СПО

по специальности: 22.02.06 Сварочное производство

15.02.03 Технология машиностроения

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 

 

Мурманск

Методические рекомендации составлены в соответствии с Примерной программой дисциплины общеобразовательной подготовки «Русский язык и литература.Русский язык»; рабочими учебными планами, рабочей программы дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»

Автор: Кожемякина Татьяна Валентиновна, преподаватель русского языка и литературы Мурманского индустриального колледжа.

Рецензент: Семёнова Т. П. «ММРК имени И. И. Месяцева» ФГБОУ ВПО «МГТУ», заведующая методическим кабинетом

Рассмотрено на заседании Методической комиссии предметов общеобразовательного цикла

Руководитель МК __________________________Кожемякина Т. В.

Пояснительная записка

Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей студента, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности студентов обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опроса, проведения контрольной работы, а также выполнения самостоятельных работ.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

№ п/п темы Наименование темы /подтемы Тематика самостоятельной работы Кол-во часов
  Введение Самостоятельная работа № 1 Понятие о русском литературном языке и языковой норме.  
1.1. «Язык и речь» Самостоятельная работа № 2 Основные требования к речи  
1.2   «Функциональные стили речи и их особенности»   Самостоятельная работа № 3-4 Работа с текстами научного, публицистического, художественного стиля. Создание текстов в официально-деловом стиле (заявление, доверенность, расписка, резюме и др.)  
1.3 «Текст как произведение речи» Самостоятельная работа № 5-6 Лингвостилистический анализ текста.  
2.1.   «Лексическое и грамматическое значения слова». Самостоятельная работа № 7 Выявление, объяснение и исправление лексических ошибок в тексте  
2.2   «Лексика с точки зрения ее употребления» Самостоятельная работа № 8 Языковой анализ литературного текста.  
2.3 Тема 1.1. «Фразеологизмы.Афоризмы». Самостоятельная работа № 9 Лексико-фразеологический разбор  
3.2 «Орфоэпия» Самостоятельная работа № 10 Орфоэпические нормы. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки.  
3.3 «Орфография» Самостоятельная работа № 11-12 Употребление буквы Ь. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.  
4.2   «Словообразование» Самостоятельная работа № 13-14 Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ Работа со словарём  
4.3   «Орфография» Самостоятельная работа № 15-16 Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.  
5.1 «Имя существительное» Самостоятельная работа № 17 Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи  
5.2 «Имя прилагательное» Самостоятельная работа № 18 Правописание сложных прилагательных.  
5.3   «Имя числительное» Самостоятельная работа № 19 Морфологический разбор имени числительного.  
5.6 «Причастие как особая форма глагола» Самостоятельная работа № 20 Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.  
5.7 «Деепричастие как особая форма глагола» Самостоятельная работа № 21 Морфологические нормы.    
5.8 «Наречие» Самостоятельная работа № 22 Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Группы слов категории состояния. Их функции в речи.  
5.9 «Служебные части речи» Самостоятельная работа № 23 Правописание предлогов.  
Самостоятельная работа № 24 Правописание союзов. Союзы как средство связи предложений в тексте.  
Самостоятельная работа № 25 Правописание частиц. Употребление частиц в речи.  
5.10 «Междометия и звукоподражательные слова» Самостоятельная работа № 26 Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.  
6.1 «Основные единицы синтаксиса»   Самостоятельная работа № 27 Синтаксический разбор  
6.2   «Простое предложение» Самостоятельная работа № 28 Тире между подлежащим и сказуемым.  
6.3 «Предложения с однородными членами» Самостоятельная работа № 29-30 Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи  
6.4 «Предложения с обособленными и уточняющими членами» Самостоятельная работа № 31-32 Обособленные и уточняющие члены предложения  
6.5   «Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения» Самостоятельная работа № 33-34 Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.  
6.6 «Способы передачи чужой речи» Самостоятельная работа № 35 Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.  
6.7 «Сложное предложение» Самостоятельная работа № 36 Употребление сложносочиненных предложений в речи.  
Самостоятельная работа № 37 Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.  
Самостоятельная работа № 38 Использование бессоюзных сложных предложений в речи.  
Самостоятельная работа № 39 Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам.  
ИТОГО 39 часов

 

Самостоятельная работа № 1

«Понятие о русском литературном языке и языковой норме».

Важнейшим свойством литературного языка является нормированность, выражающаяся в том, что употребление языковых средств регулируется единой общеобразовательной нормой. Норма языка – единообразное образцовое общепризнанное употребление средств языка в определенный период его развития.

Норма как совокупность правил произношения, грамматики, словоупотребления необходима для сохранения целостности и общепонятности национального языка, для передачи информации от одного поколения другому. Нормы охватывают все уровни языка: лексические нормы определяют возможность использования того или иного слова; грамматические – указывают литературные формы слов, правила построения словосочетаний и предложений; орфоэпические нормы обеспечивают правильность произношения; орфографические – единообразие в написании слов. Литературные нормы оценивают явления с точки зрения правильности – неправильности и являются обязательными для всех носителей языка. Фиксируются нормы в виде правил использования речевых средств и в виде словарей, в которых отражен тот или иной вид норм: произносительных, словообразовательных, пунктуационных, стилистических и др.

Но вместе с тем нормы – не застывшие раз и навсегда явления языка. Они постепенно изменяются, главным образом за счёт возникновения новых вариантов и их конкуренции в течении некоторого времени. Через изменение норм в языке закрепляется новое, узаконивается то, что актуально для языковой системы на данном этапе развития.

Другое важнейшее качество нормы – вариативность. В русском языке существуют строго обязательные нормы, не допускающие никаких вариантов. Но в то же время широко представлены и вариантные (или вариативные) нормы. Эти варианты могут быть равноправными, т. е. взаимозаменяемыми, и неравноправными. К последним относятся: семантические (различают по значению), стилистические (принадлежат к разным языковым стилям), нормативно-хронологические (в зависимости от времени их употребления – современные, устаревшие).

Практическое задание.

Найти в предложениях нарушения норм литературного языка. Записать исправленный вариант.

1. В ближайшее время между предприятиями будут подписаны двусторонние договора.

2. Средства массовой информации диспутируют о президентских выборах.

3. Благодаря наводнению тысячи людей остались без крова.

4. Хочу подчеркнуть о том, что считаю наиболее важным.

Самостоятельная работа № 2

«Основные требования к речи»

Конкретный процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений называется речью. Речь — это язык в действии. Речь теснейшим образом связана с личностью человека и особенно — с его мышлением. Она отражает индивидуальные, возрастные, половые, интеллектуальные и профессиональные особенности.

Существует множество видов речевой деятельности. Речь может быть:

1) Внешней или внутренней. Во внешней речи человек сталкивается с различным пониманием значений слов разными людьми, поэтому часто возникают недоразумения и непонимание. Внутренняя речь (разговор с самим собой) абсолютно понятна человеку. Общаться с другими тяжелее, чем с собой.

Задание 2.

Самостоятельная работа № 3

«Функциональные стили речи и их особенности»

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Обычно различают следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный. Стили литературного языка прежде всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, т.к. именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними.

Основные черты научного стиля:

· активное использование специальной и терминологической лексики;

· преобладание абстрактной лексики над конкретной;

· отсутствие разговорной и просторечной лексики;

· неупотребительность слов с эмоционально-экспрессивной оценочной окраской.

Характерные черты официально-делового стиля:

· сжатость, компактность изложения;

· стандартность расположения материала;

· широкое использование терминов, номенклатурных наименований;

· почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

· слабая индивидуализация стиля.

Основные признаки публицистического стиля:

· употребление стандартных, клишированных средств языка;

· активное использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств, создание тропов и стилистических фигур,

· применение логико-композиционных форм и приемов (заголовки, чередование повествования, описания и рассуждения, введение разных типов чужой речи и т.п.);

· широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии: общественно-политическая лексика, различные термины (экономические, политические, военные, спортивные, литературы и искусства);

· совмещение слов, относимых, с одной стороны, к высокой, книжной лексике, с другой – к разговорной, сниженной, просторечной, даже жаргонной лексике;

· экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при большой информативной насыщенности.

Характерные черты разговорного стиля:

· использование сниженных разговорных языковых средств: разговорно-бытовая лексика, фразеологизмы;

· употребление просторечной, эмоционально окрашенной лексики;

· широкое использование неполных предложений.

Практическое задание. Определите стиль текста, аргументируйте ответ (Текст не списывать):

1. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние дубы. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение.

2. Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Такие разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза обычно наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.

3. Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча. Белые обочины ее клубились и снежно блистали, но черная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью, а из провала тучи, из-за окрашенного солнцем края, широким веером косо ниспадали солнечные лучи.

Ветер кружил по шляху сизый столб пыли и уже дышал духовито дождливой влагой, а через минуту, скупой и редкий, пошел дождь. Ядреные холодные капли вонзались в дорожную пыль, сворачивались в крохотные комочки грязи. Бело вспыхнула молния, и через несколько мгновений с оглушительным сухим треском ударил гром.

4. – Привет, Андрюха! Ты чего это как мокрая курица?

- Привет, Славка! Ну и ливень на улице!..

- Да ты что?! А я слышу: что-то бабахнуло… Гром, что ли?

- Ну да! И гром, и молния…

- Вот беда! Значит, поход отменяется?..

- Ясное дело… Такая гроза!..

Самостоятельная работа № 4

«Официально-деловой стиль. Специфика и жанры стиля»

На взрослого человека жизнь в обществе накладывает определенные обязательства. Обязанности гражданина – члена общества, государства, члена семьи, работника и т.д. Все эти обязанности, как и права, регулируются официально и оформляются соответствующими актами, законодательными постановлениями. Фактически от рождения и до смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи.

Функции официально – деловой речи – сообщить сведения, имеющие практическое значение, дать точные указания, проинструктировать.

Стилевые черты:

• официальность.

• точность, конкретность, не допускающие иного толкования.

• предписывающий характер, обеспечивающий функцию повеления, неукоснительного выполнения тех или иных рекомендаций.

• стандартизированность, проявляющаяся в обилии устойчивых оборотов, клише деловой речи.

Типы официально-деловых документов: официальные документы (паспорт.

диплом, аттестат, типовые бланки, договоры, бухгалтерские счета) и документы частного характера (заявления, характеристики, доверенность, акт, апелляция, автобиография).

Заявление – это:
1. Официальное сообщение в устной и письменной форме.
2. Письменная просьба о чем-нибудь.

Композиционные особенности заявления:

- наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);
- фамилия, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа);
- наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка);
- текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);
- подпись заявителя (пишется внизу справа).
- дата (ставится слева под текстом ниже подписи).

Образец

Директору средней школы № 342

Анисимову Н.П.

ученика 11 класса Третьякова А.П.

заявление.

Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в школе 11 и 12 апреля 2008 года по семейным обстоятельствам.

8 апреля 2008 г. (подпись)

Резюме состоит из следующих блоков:

вступление-

• Ваше имя, адрес, номер телефона (включая код города).

• цель (необязательно, но желательно): краткое описание того, на получение какой должности и почему Вы претендуете (не более 6 строк, а лучше 2-3).

основная часть -

• трудовой опыт в обратном хронологическом порядке (даты начала и окончания работы), наименование организации, должностные обязанности.

• образование (какой ОУ и когда), награды, изученные дисциплины, которые соответствуют Вашей цели.

• дополнительная информация: владение иностранными языками и компьютером, наличие водительских прав, хобби (следует упоминать только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой).

Образец

Резюме

Парфенов Михаил Дмитриевич

7 июля 1985 г.р., г.Тверь.

Не женат.

Гражданин РФ

Владею английским языком. Имею навыки работы на компьютере.

Домашний адрес: г. Тверь, ул.Свободы, д.43, кв.89. тел. 63-74-48.

В 2002 году закончил среднюю школу №67 с углубленным изучением математики, информатики и английского языка. В этом же году поступил на механико-математический факультет ТГУ. Углубленно занимаюсь программным обеспечением компьютером.

К резюме прилагаю отзыв о моей работе в студенческом научном обществе.

12 февраля 2008 г. Парфёнов.

Образец

АВТОБИОГРАФИЯ

Я, Иванов Иван Иванович, родился 10 марта 1993 года в г. Москва.

С 2000 по 2010 г. обучался в МГБОУ средней школе № 45 г. Москва, 11 классов которой окончил с отличием.

С 2010 г. – студент переводческого факультета Московского государственного лингвистического университета, на 4 курсе которого я сейчас обучаюсь.

Не женат. Состав семьи:
отец — Григорьев Сергей Викторович, частный предприниматель;
мать — Григорьева Елена Васильевна, частный предприниматель.

Место проживания: г. Москва, ул. Остоженка, 12, кв. 154.

Дата Подпись

Образец

Я, Иванова Мария Николаевна, доверяю получить причитающуюся мне зарплату за март 2008 г. Иванову Антону Сергеевичу.

Мой паспорт: (данные).

Паспортные данные Иванова Антона Сергеевича: (данные).

Практическое задание. Составьте пакет документов:

заявление, резюме, доверенность.

Самостоятельная работа № 5 -6

«Лингвостилистический анализ текста».

При рассмотрении текста главное внимание уделяется его центральному звену – сложному синтаксическому целому.
Сложное синтаксическое целое (или прозаическая строфа) — не сумма предложений, а синтаксическая единица языка. Между ее составляющими (предложениями) существуют грамматические отношения. Прозаическая строфа — крупная единица текста, обладающая определенной композицией. В ней можно выделить зачин (его составляет первое предложение, обладающее наибольшей самостоятельностью, означающее начало мысли и определяющее дальнейший ход ее развития, это — организующий центр строфы), средняя часть (развитие мысли, тема строфы) и концовка (специально выделяемая для более полного ощущения завершения развития мысли часть строфы).

Средства межфразовой связи: 1. Лексические средства связи (лексический повтор, использование однокоренных слов, синонимы, контекстуальные синонимы, антонимы, перифразы, тематически объединенные слова). 2. Морфологические средства языка (местоименная замена, наречия, числительные, союзы, частицы, вводные слова). 3. Синтаксические средства связи (порядок слов в предложении, синтаксическая неполнота, единство видовременных форм глаголов-сказуемых, синтаксический параллелизм конструкций. Составляющие сложное синтаксическое целое предложения связаны между собой цепной, параллельной или присоединительной связью. Нередко связь бывает смешанного типа.

Цепная связь раскрывает последовательное движение мысли в речи. Здесь существенным является понятие темы и ремы. Тема – это «данное», что уже известно, рема представляет собой развитие мысли, является тем «новым», что сообщается о теме. Формально цепная связь может выражаться:

1. Повтором конечного существительного;

2. Путем замены конечного существительного местоимением;

3. Заменой конечного существительного первого предложения его синонимом во втором предложении.

Параллельная связь представляет собой конструирование предложений по одному образцу, по одной модели. Параллельная связь предложений находит формальное выражение в том, что предложения, во-первых, строятся по одной модели; во-вторых, имеют сходный порядок слов; в-третьих, часть членов предложений грамматически оформлена одинаково.
Присоединительная связь отличается от цепной и параллельной тем, что предложения при этой связи обычно неоднотипны по структуре. В последнем предложении могут использоваться союзы типа притом, причем, к тому же, а потому.

Практическое задание. Определите тип связи предложений в тексте: Море выло, швыряло большие, тяжёлые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену. Дождь ретиво сёк воду и землю…ветер ревел … Всё кругом наполнялось воем, рёвом,

гулом…За дождём не видно было ни моря, ни неба

(М. Горький).

«Лингвостилистический анализ текста».

Лингвостилистический анализ художественного текста – подробный и тщательный анализ роли и функций языковых средств разных уровней в организации и выражении идейно-тематического содержания произведения. Анализировать текст не так сложно, как кажется на первый взгляд. Здесь самое главное – знать формулу: П = Т + И + Ф

П – произведение.

Т – тема (т.е. о чём?)

И – идея (т.е. зачем? для чего?)

Ф – форма (т.е. как? какими лексическими и стилистическими средствами?)

Тема – предмет повествования, изображения, исследования.

Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-либо произведения.

Форма – совокупность предметов изобразительных (лексических и стилистических) средств произведения.

Пример лингвостилистического анализа. Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. Недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет». Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.

Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. А Есенин был обнажённой совестью нации.

(Е.Винокуров.)

Тема этого текста – размышление о личности Есенина и его значении в судьбе русского народа.

Идея – «чтобы стать настоящим поэтом, необходимо быть «обнажённой совестью нации», чутко воспринимающей потребности и боль своего народа».

Текст принадлежит к публицистическому стилю, художественно-публицистическому жанру. Тип текста – рассуждение, включающее тезис (первый абзац), аргументы (3, 4, 5 абзацы) и вывод (последний абзац), поэтому мы можем говорить о том, что здесь реализована полная схема рассуждения. Предложения в этом тексте преимущественно сложные, как и положено в рассуждениях.

Способ связи предложений – различные виды цепной связи: лексический повтор (Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.), цепная синонимическая (Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии.) и различные виды цепной местоименной (Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит…Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку). Из стилистических фигур речи, использованных в тексте, можно назвать следующие:

сравнение: В мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации; Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам; Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви;

риторический вопрос: Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?

лексические повторы: Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды…; Поэт…требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания;

антитеза: Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора; Он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа;

синонимы: Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит; …нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии;

развёрнутая метафора: Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен.

метафора (обычная): взрыв эмоций, духовные глубины, обнажённая совесть – это уже лексические средства образности данного текста. Сюда же относятся и эпитеты: безграничная любовь, глубокие духовные прозрения, великая интуиция художника.

Практическое задание.

Прочитайте текст:

(1) Почему разные люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации, ведут себя совершенно по-разному? (2) Почему один теряет свой человеческий облик, превращается в беспомощное животное, которым управляют слепые, животные инстинкты? (3) А другой, оказавшись лицом к лицу со смертельной опасностью, не только не отступает в сторону, а напротив, как бы обнаруживает в себе какие-то неведомые прежде силы, и огонь высокой человечности горит в нем ярче?
(4) Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности человеческой природы. (5) Кто-то, объясняя причины нашего разного поведения в экстремальной ситуации, начнет длинно рассуждать о силе и слабости нервных процессов, об особенностях темперамента...
(6) Когда я слушаю подобные измышления, мне становится смешно. (7) Если бы на самом деле поведение человека зависело от каких-то четких и понятных нам факторов, величин, групп крови, если бы можно было, проведя нехитрые медицинские анализы, сказать, как поведет себя человек, столкнувшись с грозной опасностью, тогда бы и проблемы никакой не было.

(8) Но долгий опыт боевого офицера меня убедил в ином: на поведение человека главное влияние оказывает другое — совесть. (9) Один почему-то не может бросить своего товарища раненым, а другой, как будто бы такой же сильный и уверенный в себе, меткий стрелок, прекрасный спортсмен, услышав свист пули, пятится в сторону. (10) Страшно всем, но одному страшно умереть, а другому страшно остаться живым, бросив товарища. (11) Одному страшна гибель, потому что вне себя, без себя он не мыслит мира! (12) Он прекрасно понимает, что долг требует другого, прекрасно знает, что надо помочь другу, но реальность и неотвратимость смерти заглушает этот голос совести, голос долга, голос чести. (13) Голос души! (14) Его не слышно, потому что перед ним оказался более сильный враг, нежели его душа, — Смерть.

(15) А другой знает, что пуля несет смерть, что его могут убить, но безотчетно бросается в огонь, своим телом закрывает друга, товарища, командира. (16) Он даже не рассуждает ни о смысле, ни о цене своего поступка, он для него естествен. (17) Я потом видел эти солдатские глаза: это были глаза человека, которому нечего стыдиться, это были глаза человека, который исполнил свой долг. (По А. Козаченко)

Выполните задания:

1. Определите тип речи.

2. Определите стиль текста.

3. Проблема текста, авторская позиция

4. В чём особенность текста с точки зрения лексики?

5. Найдите фразеологизм в предложении 3

6. Найдите риторические вопросы

7. Орфографический анализ текста

8. Синтаксический и пунктуационный анализ

ЗАПИШИТЕ ОТВЕТ КАК СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ

Самостоятельная работа № 7

«Выявление, объяснение и исправление лексических ошибок в тексте»

Лексические ошибки – неправильное словоупотребление, связанное с нарушением лексических норм языка.

Типы лексических ошибок:

· Тавтология - употребление однокоренных слов не оправданное стилистическими целями и имеющее случайный характер: воедино соединить, станцевать танец, по-спортивному относиться к спорту, подтвердить утверждение;

· Плеоназм - использовании в предложении или тексте близких по значению слов, создающих смысловую избыточность. Например: Они обеспечили ритмичную и бесперебойную работу предприятия определения выражают схожие значения; здесь достаточным является одно из них.

· Смешение паронимов. Паронимы - слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу. Также обычно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например: адресат — адресант.

· Нарушение лексической сочетаемости. Лексическая сочетаемость – это способность слов сочетаться друг с другом. Слова могут не сочетаться в силу нескольких причин. Во-первых, они могут быть несовместимы по смыслу: чёрное солнце, холодный огонь, не спеша торопиться. Во-вторых, на соединение слов влияют их лексические особенности: мы можем сказать лучшие друзья, но не лучшие враги.

· Употребление слова в несвойственном ему значении. (например, купить канонаду, т.е. игрушку-пушку);

Практические задания.

Самостоятельная работа № 8

«Языковой анализ литературного текста»

В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается. Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. Простые широко распространённые и сложные предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм.

 

Практическое задание. Прочитайте отрывки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Определите, к какому функционально-смысловому типу относится каждый из них. Для обоснования ответа используйте данные таблицы. Тексты не переписывать.

а) В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.